1-я седмица по Пятидесятнице (сплошная). 17-23 июня

Сошествие Святого Духа на апостолов

17 июня

Понедельник

4 июня по старому стилю

Поста нет

День Святого Духа.

Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326). Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия (ок. 175). Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского (VI).

Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392). Сщмч. Георгия пресвитера (1941) (Серб.). Сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (1945) (Серб.). Сщмч. Петра пресвитера (1918). Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского (1999). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.

Послание к Ефесянам

Бывáемая бо о́тай от ни́хъ, срáмно éсть и глагóлати. Вся́ же обличáемая от свѣ́та я́вляются, всé бо явля́емое свѣ́тъ éсть: сегó рáди глагóлетъ: востáни, спя́й, и воскресни́ от мéртвыхъ, и освѣти́тъ тя́ Христóсъ. Блюди́те ýбо, кáко опáсно хóдите, не я́коже немýдри, но я́коже премýдри, искýпующе врéмя, я́ко днíе лукáви сýть. Сегó рáди не бывáйте несмы́сленни, но разумѣвáйте, чтó éсть вóля Бóжiя. И не упивáйтеся винóмъ, въ нéмже éсть блýдъ: но пáче исполня́йтеся Дýхомъ, глагóлюще себѣ́ во псалмѣ́хъ и пѣ́нiихъ и пѣ́снехъ духóвныхъ, воспѣвáюще и пою́ще въ сердцáхъ вáшихъ Гóсподеви.

Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Евангелие от Матфея

А́ще же согрѣши́тъ къ тебѣ́ брáтъ твóй, иди́ и обличи́ егó междý тобóю и тѣ́мъ еди́нѣмъ: áще тебé послýшаетъ, прiобрѣ́лъ еси́ брáта твоегó: áще ли тебé не послýшаетъ, поими́ съ собóю ещé еди́наго или́ двá, да при устѣ́хъ двою́ или́ трiéхъ свидѣ́телей стáнетъ вся́къ глагóлъ: áще же не послýшаетъ и́хъ, повѣ́ждь цéркви: áще же и цéрковь преслýшаетъ, бýди тебѣ́ я́коже язы́чникъ и мытáрь. Ами́нь бо глагóлю вáмъ: ели́ка áще свя́жете на земли́, бýдутъ свя́зана на небеси́: и ели́ка áще разрѣшитé на земли́, бýдутъ разрѣшéна на небесѣ́хъ. Пáки ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко áще двá от вáсъ совѣщáета на земли́ о вся́цѣй вéщи, ея́же áще прóсита, бýдетъ и́ма от Отцá моегó, и́же на небесѣ́хъ: идѣ́же бо естá двá или́ трié сóбрани во и́мя моé, тý éсмь посредѣ́ и́хъ.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь. Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Преподобный Дорофей Палестинский

18 июня

Вторник

5 июня ст.ст.

Поста нет

Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (ок. 305-311). Прп. Анувия, пустынника Египетского (IV). Прп. Феодора чудотворца (VI). Прп. аввы Дорофея, из обители аввы Серида (ок. 620).

Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (1150). Свт. Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599).

Сщмч. Михаила пресвитера (1931). Сщмч. Николая пресвитера (1943). Игоревской иконы Божией Матери.

Послание к Римлянам

Не хощý же не вѣ́дѣти вáмъ, брáтiе, я́ко мнóжицею восхотѣ́хъ прiити́ къ вáмъ, и возбранéнъ бы́хъ досéлѣ, да нѣ́кiй плóдъ имѣ́ю и въ вáсъ, я́коже и въ прóчихъ язы́цѣхъ. Е́ллиномъ же и вáрвавомъ, мýдрымъ же и неразýмнымъ дóлженъ éсмь: тáко éсть, éже по моемý усéрдiю и вáмъ сýщымъ въ ри́мѣ благовѣсти́ти. Не стыжýся бо благовѣствовáнiемъ Христóвымъ: си́ла бо Бóжiя éсть во спасéнiе вся́кому вѣ́рующему, Иудéови же прéжде и éллину. Прáвда бо Бóжiя въ нéмъ явля́ется от вѣ́ры въ вѣ́ру, я́коже éсть пи́сано: прáведный же от вѣ́ры жи́въ бýдетъ.

Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Евангелие от Матфея

И отвéрзъ устá своя́, учáше и́хъ, глагóля: блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко тѣ́хъ éсть цáрствiе небéсное. Блажéни плáчущiи: я́ко тíи утѣ́шатся. Блажéни крóтцыи: я́ко тíи наслѣ́дятъ зéмлю. Блажéни áлчущiи и жáждущiи прáвды: я́ко тíи насы́тятся. Блажéни ми́лостивiи: я́ко тíи поми́ловани бýдутъ. Блажéни чи́стiи сéрдцемъ: я́ко тíи Бóга ýзрятъ. Блажéни миротвóрцы: я́ко тíи сы́нове Бóжiи нарекýтся. Блажéни изгнáни прáвды рáди: я́ко тѣ́хъ éсть цáрствiе небéсное. Блажéни естé, егдá понóсятъ вáмъ, и ижденýтъ, и рекýтъ вся́къ зóлъ глагóлъ на вы́ лжýще, менé рáди: рáдуйтеся и весели́теся, я́ко мздá вáша мнóга на небесѣ́хъ: тáко бо изгнáша прорóки, и́же бѣ́ша прéжде вáсъ.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Икона Божией Матери Пименовская

19 июня

Среда

6 июня ст.ст.

Поста нет

Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). Прп. Илариона Нового, из обители Далматской (845). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).

Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прп. Рафаила исп (1957).

Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387).

Послание к Римлянам

Занéже разумѣ́вше Бóга, не я́ко Бóга прослáвиша или́ благодари́ша, но осуети́шася помышлéнiи свóими, и омрачи́ся неразýмное и́хъ сéрдце: глагóлющеся бы́ти мýдри, обюродѣ́ша, и измѣни́ша слáву нетлѣ́ннаго Бóга въ подóбiе о́браза тлѣ́нна человѣ́ка и пти́цъ и четверонóгъ и гáдъ: тѣ́мже и предадé и́хъ Бóгъ въ пóхотехъ сердéцъ и́хъ въ нечистотý, во éже скверни́тися тѣлесéмъ и́хъ въ себѣ́ самѣ́хъ: и́же премѣни́ша и́стину Бóжiю во лжý, и почтóша и послужи́ша твáри пáче творцá, и́же éсть благословéнъ во вѣ́ки, ами́нь. Сегó рáди предадé и́хъ Бóгъ въ стрáсти безчéстiя.

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям.

Евангелие от Матфея

Слы́шасте, я́ко речéно бы́сть дрéвнимъ: не убiéши: и́же бо áще убiéтъ, пови́ненъ éсть судý. А́зъ же глагóлю вáмъ, я́ко вся́къ гнѣ́ваяйся на брáта своегó всýе пови́ненъ éсть судý: и́же бо áще речéтъ брáту своемý: ракá, пови́ненъ éсть сóнмищу: а и́же речéтъ: урóде, пови́ненъ éсть геéннѣ óгненнѣй. А́ще ýбо принесéши дáръ твóй ко олтарю́ и тý помянéши, я́ко брáтъ твóй и́мать нѣ́что на тя́: остáви тý дáръ твóй предъ олтарéмъ и шéдъ прéжде смири́ся съ брáтомъ твои́мъ, и тогдá пришéдъ принеси́ дáръ твóй.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака́", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Кириакия Кесарийская

20 июня

Четверг

7 июня ст.ст.

Поста нет

Сщмч. Феодота Анкирского (303). Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV).

Собор святых Ивановской митрополии. Сщмч. Андроника, архиеп. Пермского (1918). Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая, Николая пресвитеров и мч. Александра (1918). Сщмч. Петра пресвитеров (1919). Прав. Павла Таганрогского (1999).

Иконы Божией Матери именуемой "Споручница грешных", Корецкой (1622).

Послание к Римлянам

Сегó рáди безотвѣ́тенъ еси́, о, человѣ́че вся́къ судя́й: и́мже бо судóмъ сýдиши дрýга, себé осуждáеши, тáяжде бо твори́ши судя́й. Вѣ́мы же, я́ко сýдъ Бóжiй éсть пои́стиннѣ на творя́щихъ таковáя. Помышля́еши ли же сié, о, человѣ́че, судя́й таковáя творя́щымъ и творя́ сáмъ тáяжде, я́ко ты́ избѣжи́ши ли судá Бóжiя.

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

Евангелие от Матфея

Слы́шасте, я́ко рѣчéно бы́сть дрéвнимъ: не прелюбы́ сотвори́ши. А́зъ же глагóлю вáмъ, я́ко вся́къ, и́же воззри́тъ на женý ко éже вожделѣ́ти ея́, ужé любодѣ́йствова съ нéю въ сéрдцы своéмъ: áще же óко твоé деснóе соблажня́етъ тя́, изми́ é и вéрзи от себé: ýне бо ти́ éсть, да поги́бнетъ еди́нъ от ýдъ твои́хъ, а не всé тѣ́ло твоé ввéржено бýдетъ въ геéнну óгненную: и áще деснáя твоя́ рукá соблажня́етъ тя́, усѣцы́ ю́ и вéрзи от себé: ýне бо ти́ éсть, да поги́бнетъ еди́нъ от ýдъ твои́хъ, а не всé тѣ́ло твоé ввéржено бýдетъ въ геéнну.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Святой Феодор Стратилат

21 июня

Пятница

8 июня ст.ст.

Поста нет

Вмч. Феодора Стратилата (319). Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI).

Свт. Феодора, еп. Суздальского (ок. 1023). Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501).

Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.

Послание к Римлянам

Сé, ты́ Иудéй именýешися, и почивáеши на закóнѣ, и хвáлишися о Бóзѣ, и разумѣ́еши вóлю, и разсуждáеши лýчшая, научáемь от закóна, уповáя же себé вождá бы́ти слѣпы́мъ, свѣ́та сýщымъ во тмѣ́, наказáтеля безýмнымъ, учи́теля младéнцемъ, имýща о́бразъ рáзума и и́стины въ закóнѣ: научáя ýбо инáго, себé ли не учи́ши, проповѣ́дая не крáсти, крáдеши: глагóляй не прелюбы́ твори́ти, прелюбы́ твори́ши: гнушáяся и́долъ, святáя крáдеши: и́же въ закóнѣ хвáлишися, преступлéнiемъ закóна Бóга безчéствуеши. И́мя бо Бóжiе вáми хýлится во язы́цѣхъ, я́коже éсть пи́сано.

Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Евангелие от Матфея

Пáки слы́шасте, я́ко рѣчéно бы́сть дрéвнимъ: не во лжý кленéшися, воздáси же Гóсподеви кля́твы твоя́. А́зъ же глагóлю вáмъ не кля́тися вся́ко: ни нéбомъ, я́ко престóлъ éсть Бóжiй: ни землéю, я́ко поднóжiе éсть ногáма егó: ни Иерусали́момъ, я́ко грáдъ éсть вели́каго Царя́: нижé главóю твоéю клени́ся, я́ко не мóжеши влáса еди́наго бѣ́ла или́ чéрна сотвори́ти: бýди же слóво вáше: éй, éй: ни́, ни́: ли́шше же сею́ от непрiя́зни éсть.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Святитель Кирилл Александрийский

22 июня

Суббота

9 июня ст.ст.

Поста нет

Отдание праздника Пятидесятницы.

Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских (346).

Прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427).Прп. Александра, игумена Куштского (1439). Прав. Алексия Московского (1923). Обретение мощей прп. Рафаила исп (2005).

Послание к Римлянам

Пéрвое ýбо благодарю́ Бóга моегó Иисýсомъ Христóмъ о всѣ́хъ вáсъ, я́ко вѣ́ра вáша возвѣщáется во всéмъ мíрѣ: свидѣ́тель бо ми́ éсть Бóгъ, емýже служý дýхомъ мои́мъ во благовѣствовáнiи Сы́на егó, я́ко безпрестáни пáмять о вáсъ творю́, всегдá въ моли́твахъ мои́хъ моля́ся, áще ýбо когдá поспѣ́шенъ бýду вóлею Бóжiею прiити́ къ вáмъ: желáю бо ви́дѣти вáсъ, да нѣ́кое подáмъ вáмъ даровáнiе духóвное, ко утверждéнiю вáшему: сié же éсть, соутѣ́шитися въ вáсъ вѣ́рою óбщею, вáшею же и моéю.

Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Евангелие от Матфея

Прося́щему у тебé дáй, и хотя́щаго от тебé зая́ти не отврати́. Слы́шасте, я́ко рѣчéно éсть: возлю́биши и́скренняго твоегó и возненави́диши врагá твоегó. А́зъ же глагóлю вáмъ: люби́те враги́ вáшя, благослови́те кленýщыя вы́, добрó твори́те ненави́дящымъ вáсъ, и моли́теся за творя́щихъ вáмъ напáсть и изгоня́щыя вы́, я́ко да бýдете сы́нове Отцá вáшего, и́же éсть на небесѣ́хъ: я́ко сóлнце своé сiя́етъ на злы́я и благíя и дожди́тъ на прáведныя и на непрáведныя.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Священномученик
Тимофей Прусский

23 июня

Воскресенье

10 июня ст.ст.

Поста нет

Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых.

Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (369). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).

Прп. Силуана, схимника Печерского (XIII-XIV). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор Сибирских святых. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Фамари Марджановой, исп (1936) (Груз.). Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).

Икон Божией Матери: ''Умягчение злых сердец'', ''Нерушимая стена''.

Послание к Евреям

И сíи вси́ послýшествани бы́вше вѣ́рою, не прiя́ша обѣтовáнiя, Бóгу лýчшее чтó о нáсъ предзрѣ́вшу, да не безъ нáсъ совершéнство прiи́мутъ. Тѣ́мже ýбо и мы́, толи́къ имýще облежáщь нáсъ о́блакъ свидѣ́телей, гóрдость вся́ку отлóжше и удóбь обстоя́телный грѣ́хъ, терпѣ́нiемъ да течéмъ на предлежáщiй нáмъ пóдвигъ, взирáюще на начáлника вѣ́ры и соверши́теля Иисýса, и́же вмѣ́сто предлежáщiя емý рáдости претерпѣ́ крéстъ, о срамотѣ́ неради́въ, о деснýю же престóла Бóжiя сѣ́де.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Евангелие от Матфея

И вся́къ, и́же остáвитъ дóмъ, или́ брáтiю, или́ сестры́, или́ отцá, или́ мáтерь, или́ женý, или́ чáда, или́ сéла, и́мене моегó рáди, стори́цею прiи́метъ и живóтъ вѣ́чный наслѣ́дитъ: мнóзи же бýдутъ пéрви послѣ́днiи, и послѣ́дни пéрвiи.

И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

 

Православие.ру