3-я седмица по Пасхе. 13-19 мая

Святитель Игнатий Брянчанинов

13 мая

Понедельник

30 апреля по старому стилю

Поста нет

Ап. Иакова Зеведеева (44). Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.

Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558).
Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).

Деяния святых апостолов

Стефáнъ же сы́й испóлнь Дýха свя́та, воззрѣ́въ на нéбо, ви́дѣ слáву Бóжiю и Иисýса стоя́ща о деснýю Бóга, и речé: сé, ви́жу небесá отвéрста и Сы́на человѣ́ча о деснýю стоя́ща Бóга. Возопи́вше же глáсомъ вéлiимъ, затыкáху ýшы свои́ и устреми́шася единодýшно нáнь, и извéдше внѣ́ грáда, кáменiемъ побивáху егó: и свидѣ́телiе снéмше ри́зы своя́ положи́ша при ногý ю́ноши нарицáемаго сáвла, и кáменiемъ побивáху стефáна, моля́щася и глагóлюща: Гóсподи Иисýсе, прiими́ дýхъ мóй.

Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

Евангелие от Иоанна

И бѣ́ нѣ́кiй царéвъ мýжъ, егóже сы́нъ боля́ше въ капернаýмѣ. Сéй слы́шавъ, я́ко Иисýсъ прiи́де от Иудéи въ Галилéю, и́де къ немý и моля́ше егó, да сни́детъ и исцѣли́тъ сы́на егó: имѣ́яше бо умрéти. Речé ýбо Иисýсъ къ немý: áще знáменiи и чудéсъ не ви́дите, не и́мате вѣ́ровати. Глагóла къ немý царéвъ мýжъ: Гóсподи, сни́ди, прéжде дáже не ýмретъ отрочá моé. Глагóла емý Иисýсъ: иди́, сы́нъ твóй жи́въ éсть. И вѣ́рова человѣ́къ словеси́, éже речé емý Иисýсъ, и идя́ше. А́бiе же входя́щу емý, сé, раби́ егó срѣтóша егó, и возвѣсти́ша емý, глагóлюще, я́ко сы́нъ твóй жи́въ éсть.

В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

Икона Божией Матери
«Нечаянная радость»

14 мая

Вторник

1 мая ст.ст.

Поста нет

Прор. Иеремии (VI до Р.Х.). Прмч. Ваты Персянина (IV). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (1213).

Прп. Пафнутия Боровского (1477). Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Прп. Герасима Болдинского (1554). Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Мц. Нины (1938).

Царевококшайской или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV), и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

Деяния святых апостолов

Мýжъ же нѣ́кiй, и́менемъ Си́монъ, прéжде бѣ́ во грáдѣ волхвýя и удивля́я язы́къ самарíйскiй, глагóля нѣ́коего бы́ти себé вели́ка, емýже внимáху вси́ от мáла дáже до вели́ка, глагóлюще: сéй éсть си́ла Бóжiя вели́кая. Внимáху же емý, занé довóлно врéмя волхвовáнiи удивля́ше и́хъ. Егдá же вѣ́роваша Фили́ппу благовѣствýющу я́же о цáрствiи Бóжiи и о и́мени Иисýсъ Христóвѣ, крещáхуся мýжiе же и жены́. Си́монъ же и сáмъ вѣ́рова и крéщься бѣ́ пребывáя у Фили́ппа: ви́дя же си́лы и знáменiя вéлiя бывáема, ужáсенъ дивля́шеся.

Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

Евангелие от Иоанна

Дѣ́лайте же не брáшно ги́блющее, но брáшно пребывáющее въ живóтъ вѣ́чный, éже Сы́нъ человѣ́ческiй вáмъ дáстъ: сегó бо Отéцъ знáмена Бóгъ. Рѣ́ша же къ немý: чтó сотвори́мъ, да дѣ́лаемъ дѣлá Бóжiя? Отвѣщá Иисýсъ и речé и́мъ: сé éсть дѣ́ло Бóжiе, да вѣ́руете въ тогó, егóже послá óнъ.

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

Мученики благоверные князья
Борис и Глеб

15 мая

Среда

2 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II).

Блгв. и равноап. царя Бориса, во св. Крещении Михаила (ок. 908), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.).

Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида.
Свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского и Харьковского чудотворца (1654). Путивльской иконы Божией Матери (1238).

Деяния святых апостолов

Ви́дѣвъ же Си́монъ, я́ко возложéнiемъ рýкъ апóстолскихъ даéтся Дýхъ святы́й, принесé и́мъ сребрó, глагóля: дади́те и мнѣ́ влáсть сiю́, да, на негóже áще положý рýцѣ, прiи́метъ Дýха святáго. Пéтръ же речé къ немý: сребрó твоé съ тобóю да бýдетъ въ поги́бель, я́ко дáръ Бóжiй непщевáлъ еси́ сребрóмъ стяжáти: нѣ́сть ти́ чáсти ни жрéбiя въ словеси́ сéмъ, и́бо сéрдце твоé нѣ́сть прáво предъ Бóгомъ.

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

Евангелие от Иоанна

Речé же и́мъ Иисýсъ: áзъ éсмь хлѣ́бъ живóтный: гряды́й ко мнѣ́ не и́мать взалкáтися, и вѣ́руяй въ мя́ не и́мать вжáждатися никогдáже. Но рѣ́хъ вáмъ, я́ко и ви́дѣсте мя́, и не вѣ́руете. Всé, éже даéтъ мнѣ́ Отéцъ, ко мнѣ́ прiи́детъ, и грядýщаго ко мнѣ́ не изженý вóнъ: я́ко снидóхъ съ небесé, не да творю́ вóлю мою́, но вóлю послáвшаго мя́ Отцá.

Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

Преподобный Феодосий Печерский

16 мая

Четверг

3 мая ст.ст.

Поста нет

Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (X).

Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074).
Свт. Феофана Перифеорийского (после 1353). Прпп. Иулиании (1393) и Евпраксии (1394) Московских. Сщмч. Николая пресвитера (1941).

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими) (1085) и Свенской (1288).

Деяния святых апостолов

Я́коже идя́ху путéмъ, прiидóша на нѣ́кую вóду, и речé кáженикъ: сé, водá: чтó возбраня́етъ ми́ крести́тися? Речé же емý Фили́ппъ: áще вѣ́руеши от всегó сéрдца твоегó, мóщно ти́ éсть. Отвѣщáвъ же речé: вѣ́рую Сы́на Бóжiя бы́ти Иисýса Христá. И повелѣ́ стáти колесни́цѣ: и снидóста óба на вóду, Фили́ппъ же и кáженикъ: и крести́ егó.

Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

Евангелие от Иоанна

Сé же éсть вóля послáвшаго мя́, да вся́къ ви́дяй Сы́на и вѣ́руяй въ негó и́мать живóтъ вѣ́чный, и воскрешý егó áзъ въ послѣ́днiй дéнь. Роптáху ýбо Иудéе о нéмъ, я́ко речé: áзъ éсмь хлѣ́бъ сшéдый съ небесé. И глагóлаху: не сéй ли éсть Иисýсъ сы́нъ Иóсифовъ, егóже мы́ знáемъ отцá и мáтерь, кáко ýбо глагóлетъ сéй, я́ко съ небесé снидóхъ? Отвѣщá ýбо Иисýсъ и речé и́мъ: не ропщи́те междý собóю: никтóже мóжетъ прiити́ ко мнѣ́, áще не Отéцъ послáвый мя́ привлечéтъ егó, и áзъ воскрешý егó въ послѣ́днiй дéнь.

Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Икона Божией Матери Старорусская

17 мая

Пятница

4 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290). Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311).

Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV). Сщмч. Иоанна пресвитера (1942). Сщмч. Николая диакона (1943).

Старорусской иконы Божией Матери (1570).

Деяния святых апостолов

Сáвлъ же, ещé дыхáя прещéнiемъ и убíйствомъ на ученики́ Госпóдни, пристýпль ко архiерéю, испроси́ от негó послáнiя въ Дамáскъ къ собóрищемъ, я́ко да áще нѣ́кiя обря́щетъ тогó пути́ сýщыя, мýжы же и жены́, свя́заны приведéтъ во Иерусали́мъ. Внегдá же ити́, бы́сть емý прибли́житися къ Дамáску, и внезáпу облистá егó свѣ́тъ от небесé: и пáдъ на зéмлю, слы́ша глáсъ глагóлющь емý: сáвле, сáвле, чтó мя гóниши? Речé же: ктó еси́, Гóсподи? Госпóдь же речé: áзъ éсмь Иисýсъ, егóже ты́ гóниши: жéстоко ти́ éсть проти́ву рожнý прáти.

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Евангелие от Иоанна

Áзъ éсмь хлѣ́бъ живóтный, и́же сшéдый съ небесé: áще ктó снѣ́сть от хлѣ́ба сегó, жи́въ бýдетъ во вѣ́ки: и хлѣ́бъ, егóже áзъ дáмъ, плóть моя́ éсть, ю́же áзъ дáмъ за живóтъ мíра. Пря́хуся же междý собóю жи́дове, глагóлюще: кáко мóжетъ сéй нáмъ дáти плóть свою́ я́сти? Речé же и́мъ Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ: áще не снѣ́сте плóти Сы́на человѣ́ческаго, ни пiéте крóве егó, животá не и́мате въ себѣ́. Яды́й мою́ плóть и пiя́й мою́ крóвь и́мать живóтъ вѣ́чный, и áзъ воскрешý егó въ послѣ́днiй дéнь.

Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

18 мая

Суббота

5 мая ст.ст.

Поста нет

Вмц. Ирины (I-II).

Прп. Варлаама Серпуховского (1377). Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (1422). Прмч. Ефрема Нового (1426) (Конст.).

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).

Деяния святых апостолов

Бы́сть же сáвлъ съ сýщими въ дамáсцѣ ученикáми дни́ нѣ́кiя: и áбiе на сóнмищихъ проповѣ́даше Иисýса, я́ко сéй éсть Сы́нъ Бóжiй. Дивля́хуся же вси́ слы́шащiи и глагóлаху: не сéй ли éсть гони́вый во Иерусали́мѣ нарицáющыя и́мя сié, и здѣ́ на сié прiи́де, да свя́заны ты́я приведéтъ ко архiерéемъ? Сáвлъ же пáче крѣпля́шеся и смущáше иудéи живýщыя въ дамáсцѣ, препирáя, я́ко сéй éсть Христóсъ.

И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

Евангелие от Иоанна

Сiя́ заповѣ́даю вáмъ, да лю́бите дрýгъ дрýга. А́ще мíръ вáсъ ненави́дитъ, вѣ́дите, я́ко менé прéжде вáсъ возненави́дѣ: áще от мíра бы́сте бы́ли, мíръ ýбо своé люби́лъ бы́: я́коже от мíра нѣ́сте, но áзъ избрáхъ вы́ от мíра, сегó рáди ненави́дитъ вáсъ мíръ. Поминáйте слóво, éже áзъ рѣ́хъ вáмъ: нѣ́сть рáбъ бóлiй гóспода своегó: áще менé изгнáша, и вáсъ изженýтъ: áще слóво моé соблюдóша, и вáше соблюдýтъ: но сiя́ вся́ творя́тъ вáмъ за и́мя моé, я́ко не вѣ́дятъ послáвшаго мя́. А́ще не бы́хъ пришéлъ и глагóлалъ и́мъ, грѣхá не бы́ша имѣ́ли: ны́нѣ же вины́ не и́мутъ о грѣсѣ́ своéмъ: ненави́дяй менé, и Отцá моегó ненави́дитъ.

Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

Иов Многострадальный

19 мая

Воскресенье

6 мая ст.ст.

Поста нет

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом.

Прав. Иова Многострадального(ок. 2000-1500 до Р.Х.). Прав. Тавифы (I). Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362).

Прп. Михея Радонежского (1385). Прп. Иова Почаевского (1651). Мч. Варвара, бывшего разбойника (IX). Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230).

Деяния святых апостолов

Во Иоппíи же бѣ́ нѣ́кая учени́ца, и́менемъ тави́ѳа, я́же сказáема глагóлется сéрна: сiя́ бя́ше испóлнена благи́хъ дѣ́лъ и ми́лостынь, я́же творя́ше. Бы́сть же во дни́ ты́я, болѣ́вшей éй умрéти: омы́вше же ю́, положи́ша въ гóрницѣ. Бли́зъ же сýщей ли́ддѣ Иоппíи, ученицы́ слы́шавше, я́ко пéтръ éсть въ нéй, послáша двá мýжа къ немý, моля́ще егó не облѣни́тися прiити́ до ни́хъ.

В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

Евангелие от Иоанна

По си́хъ же бѣ́ прáздникъ Иудéйскiй, и взы́де Иисýсъ во Иерусали́мъ. Е́сть же во Иерусали́мѣхъ óвчая купѣ́ль, я́же глагóлется Еврéйски Виѳесдá, пя́ть притвóръ имýщи: въ тѣ́хъ слежáше мнóжество боля́щихъ, слѣпы́хъ, хромы́хъ, сухи́хъ, чáющихъ движéнiя воды́: áнгелъ бо Госпóдень на вся́ко лѣ́то схождáше въ купѣ́ль и возмущáше вóду: и и́же пéрвѣе влáзяше по возмущéнiи воды́, здрáвъ бывáше, яцѣ́мъ же недýгомъ одержи́мь бывáше. Бѣ́ же тý нѣ́кiй человѣ́къ, три́десять и óсмь лѣ́тъ имы́й въ недýзѣ своéмъ.

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

 

Православие.ру