Четвертая седмица по Пасхе. 20-26 мая

Нил Афонский

20 мая

Понедельник

7 мая по старому стилю

Поста нет

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303). Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его (Груз.)

Прп. Нила Сорского (1508). Обретение мощей Нила Мироточивого, Афонского(1815). Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

Деяния святых апостолов

Воýтрiе же, путьшéствующымъ и́мъ и ко грáду приближáющымся, взы́де пéтръ на гóрницу помоли́тися, о часѣ́ шестѣ́мъ. Бы́сть же прiáлченъ и хотя́ше вкуси́ти: готóвящымъ же о́нѣмъ, нападé нáнь ýжасъ, и ви́дѣ нéбо отвéрсто и сходя́щъ нáнь сосýдъ нѣ́кiй, я́ко плащани́цу вéлiю, по четы́ремъ крáемъ привя́занъ и ни́зу спущáемь на зéмлю, въ нéмже бя́ху вся́ четверонóгая земли́ и звѣ́рiе и гáди и пти́цы небéсныя. И бы́сть глáсъ къ немý: востáвъ, пéтре, заколи́ и я́ждь.

На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

Евангелие от Иоанна

Яды́й мою́ плóть и пiя́й мою́ крóвь во мнѣ́ пребывáетъ, и áзъ въ нéмъ. Я́коже послá мя живы́й Отéцъ, и áзъ живý Отцá рáди: и яды́й мя́, и тóй жи́въ бýдетъ менé рáди. Сéй éсть хлѣ́бъ сшéдый съ небесé: не я́коже ядóша отцы́ вáши мáнну, и умрóша: яды́й хлѣ́бъ сéй жи́въ бýдетъ во вѣ́ки. Сiя́ речé на сóнмищи, учя́ въ капернаýмѣ. Мнóзи ýбо слы́шавше от учени́къ егó, рѣ́ша: жестóко éсть слóво сié: и ктó мóжетъ егó послýшати?

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

Иоанн Евангелист

21 мая

Вторник

8 мая ст.ст.

Поста нет

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Прп. Арсения Великого (449-450).

Прпп. Пимена постника (XII) и Арсения трудолюбивого (XIV), Печерских. Мч. Никифора (1942).

Деяния святых апостолов

И наýтрiе внидóша въ кесарíю. Корни́лiй же бѣ́ чáя и́хъ, созвáвъ срóдники своя́ и любéзныя дрýги. Я́коже бы́сть вни́ти Петрý, срѣ́те егó корни́лiй, и пáдъ на ногý егó поклони́ся. Пéтръ же воздви́же егó, глагóля: востáни: и áзъ сáмъ человѣ́къ éсмь. И съ ни́мъ бесѣ́дуя, вни́де и обрѣ́те собрáвшыяся мнóги: речé же къ ни́мъ: вы́ вѣ́сте, я́ко не лѣ́по éсть мýжу Иудéанину прилѣпля́тися или́ приходи́ти ко иноплемéннику: и мнѣ́ Бóгъ показá ни еди́наго сквéрна или́ нечи́ста глагóлати человѣ́ка.

В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

Евангелие от Иоанна

Бѣ́ же бли́зъ прáздникъ Иудéйскiй, потчéнiе сѣ́ни. Рѣ́ша ýбо къ немý брáтiя егó: прейди́ отсю́ду, и иди́ во Иудéю, да и ученицы́ твои́ ви́дятъ дѣлá твоя́, я́же твори́ши: никтóже бо въ тáйнѣ твори́тъ чтó, и и́щетъ сáмъ я́вѣ бы́ти: áще сiя́ твори́ши, яви́ себé мíрови. Ни брáтiя бо егó вѣ́роваху въ негó. Глагóла ýбо и́мъ Иисýсъ: врéмя моé не ý прiи́де: врéмя же вáше всегдá готóво éсть: не мóжетъ мíръ ненави́дѣти вáсъ: менé же ненави́дитъ, я́ко áзъ свидѣ́телствую о нéмъ, я́ко дѣлá егó злá сýть:

Приближался праздник Иудейский - поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

Преполовение Пятидесятницы

22 мая

Среда

9 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Преполовение Пятидесятницы.

Прор. Исаии (VIII до Р.Х.). Мч. Христофора (ок. 250). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).

Прп. Иосифа Оптинского (1911). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери.

Деяния святых апостолов

И нѣ́кто мýжъ въ ли́стрѣхъ нéмощенъ ногáма сѣдя́ше, хрóмъ от чрéва мáтере своея́ сы́й, и́же николи́же бѣ́ ходи́лъ. Сéй слы́шаше пáвла глагóлюща: и́же воззрѣ́въ нáнь и ви́дѣвъ, я́ко вѣ́ру и́мать здрáвъ бы́ти, речé вéлiимъ глáсомъ: тебѣ́ глагóлю во и́мя Гóспода Иисýса Христá, встáни на ногý твоéю прáвъ. И áбiе возскочи́ и хождáше. Нарóди же ви́дѣвше, éже сотвори́ пáвелъ, воздвигóша глáсъ свóй, ликаóнски глагóлюще: бóзи уподóбльшеся человѣ́комъ снидóша къ нáмъ.

В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

Евангелие от Иоанна

А́бiе же въ преполовéнiе прáздника взы́де Иисýсъ во цéрковь, и учáше. И дивля́хуся Иудéе, глагóлюще: кáко сéй кни́ги вѣ́сть не учи́вся? Отвѣщá ýбо и́мъ Иисýсъ и речé: моé учéнiе нѣ́сть моé, но послáвшаго мя́: áще ктó хóщетъ вóлю егó твóрити, разумѣ́етъ о учéнiи, кóе от Бóга éсть, или́ áзъ от себé глагóлю: глагóляй от себé, слáвы своея́ и́щетъ: а ищя́й слáвы послáвшаго егó, сéй и́стиненъ éсть, и нѣ́сть непрáвды въ нéмъ. Не Моисéй ли дадé вáмъ закóнъ? и никтóже от вáсъ твори́тъ закóна. Чтó менé и́щете уби́ти? Отвѣщá нарóдъ и речé: бѣ́са ли и́маши? ктó тебé и́щетъ уби́ти?

Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

Апостол Симон

23 мая

Четверг

10 мая ст.ст.

Поста нет

Апостола Симона Зилота (I). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп Исидоры, Христа ради юродивой (VI). Блж. Таисии (V).

Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского, Печерского (1226). Блж. Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого (1584). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

Деяния святых апостолов

Вы́ вѣ́сте глагóлъ бы́вшiй по всéй Иудéи, начéншiйся от Галилéи, по крещéнiи, éже проповѣ́да Иоáннъ: Иисýса, и́же от назарéта, я́ко помáза егó Бóгъ Дýхомъ святы́мъ и си́лою, и́же прóйде благодáтелствуя и исцѣля́я вся́ наси́лованныя от дiáвола, я́ко Бóгъ бя́ше съ ни́мъ: и мы́ есмы́ свидѣ́теле всѣ́хъ, я́же сотвори́ во странѣ́ Иудéйстѣй и во Иерусали́мѣ: егóже и уби́ша, повѣ́шше на дрéвѣ. Сегó Бóгъ воскреси́ въ трéтiй дéнь и дадé емý явлéну бы́ти, не всѣ́мъ лю́демъ, но нáмъ свидѣ́телемъ преднаречéннымъ от Бóга, и́же съ ни́мъ ядóхомъ и пи́хомъ, по воскресéнiи егó от мéртвыхъ: и повелѣ́ нáмъ проповѣ́дати лю́демъ и засвидѣ́телствовати, я́ко тóй éсть нарѣчéнный от Бóга судiя́ живы́мъ и мéртвымъ: о сéмъ вси́ прорóцы свидѣ́телствуютъ, оставлéнiе грѣхóвъ прiя́ти и́менемъ егó вся́кому вѣ́рующему въ óнь.

Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Евангелие от Иоанна

Пáки же и́мъ Иисýсъ речé, глагóля: áзъ éсмь свѣ́тъ мíру: ходя́й по мнѣ́ не и́мать ходи́ти во тмѣ́, но и́мать свѣ́тъ живóтный. Рѣ́ша ýбо емý фарисéе: ты́ о себѣ́ сáмъ свидѣ́телствуеши: свидѣ́телство твоé нѣ́сть и́стинно. Отвѣщá Иисýсъ и речé и́мъ: áще áзъ свидѣ́телствую о себѣ́, и́стинно éсть свидѣ́телство моé: я́ко вѣ́мъ, откýду прiидóхъ и кáмо идý: вы́ же не вѣ́сте, откýду прихождý и кáмо грядý: вы́ по плóти сýдите, áзъ не суждý никомýже:

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.

Равноапостольные Мефодий и Кирилл

24 мая

Пятница

11 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Сщмч. Мокия (ок. 295).

Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских.Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870).

Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Деяния святых апостолов

Слы́шаша же апóстоли и брáтiя сýщiи во Иудéи, я́ко и язы́цы прiя́ша слóво Бóжiе. И егдá взы́де пéтръ во Иерусали́мъ, препирáхуся съ ни́мъ и́же от обрѣ́занiя, глагóлюще, я́ко къ мужéмъ обрѣ́занiя не имýщымъ вшéлъ еси́ и я́лъ еси́ съ ни́ми. Начéнъ же пéтръ, скáзоваше и́мъ поря́ду, глагóля: áзъ бѣ́хъ во грáдѣ Иоппíйстѣмъ моля́ся и ви́дѣхъ во ýжасѣ видѣ́нiе, сходя́щь сосýдъ нѣ́кiй, я́ко плащани́цу вéлiю, от четы́рехъ крáевъ низпущáему съ небесé, и прiи́де дáже до менé.

Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.

Евангелие от Иоанна

Речé же и́мъ пáки Иисýсъ: áзъ идý, и взы́щете менé, и во грѣсѣ́ вáшемъ ýмрете: áможе áзъ идý, вы́ не мóжете прiити́. Глагóлаху ýбо Иудéе: едá ся́ сáмъ убiéтъ, я́ко глагóлетъ: áможе áзъ идý, вы́ не мóжете прiити́? И речé и́мъ: вы́ от ни́жнихъ естé, áзъ от вы́шнихъ éсмь: вы́ от мíра сегó естé, áзъ нѣ́смь от мíра сегó: рѣ́хъ ýбо вáмъ, я́ко ýмрете во грѣсѣ́хъ вáшихъ: áще бо не и́мете вѣ́ры, я́ко áзъ éсмь, ýмрете во грѣсѣ́хъ вáшихъ.

Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и вся Руси

25 мая

Суббота

12 мая ст.ст.

Поста нет

Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V).

Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913).
Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Собор новомучеников в Бутове пострадавших.

Деяния святых апостолов

Во óно же врéмя возложи́ И́родъ цáрь рýцѣ озлóбити нѣ́кiя и́же от цéркве, уби́ же Иáкова, брáта Иоáннова, мечéмъ: и ви́дѣвъ, я́ко гóдѣ éсть Иудéемъ, приложи́ я́ти и Петрá: бя́ху же днíе опрѣснóчнiи: егóже и éмь всади́ въ темни́цу, предáвъ четы́ремъ четвери́цамъ вóиновъ стрещи́ егó, хотя́ по пáсцѣ извести́ егó къ лю́демъ. И ýбо Петрá стрежáху въ темни́цѣ: моли́тва же бѣ́ прилѣ́жна бывáемая от цéркве къ Бóгу о нéмъ.

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

Евангелие от Иоанна

Глагóлаше ýбо Иисýсъ къ вѣ́ровавшымъ емý Иудéомъ: áще вы́ пребýдете во словеси́ моéмъ, вои́стинну ученицы́ мои́ бýдете: и уразумѣ́ете и́стину, и и́стина свободи́тъ вы́. Отвѣщáша и рѣ́ша емý: сѣ́мя Авраáмле есмы́, и никомýже рабóтахомъ николи́же: кáко ты́ глагóлеши, я́ко свобóдни бýдете? Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко вся́къ творя́й грѣ́хъ рáбъ éсть грѣхá: рáбъ же не пребывáетъ въ домý во вѣ́къ: сы́нъ пребывáетъ во вѣ́къ: áще ýбо Сы́нъ вы́ свободи́тъ, вои́стинну свобóдни бýдете.

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Преподобномученик Макарий Каневский

26 мая

Воскресенье

13 мая ст.ст.

Поста нет

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Мч. Александра Римского (ок. 284-305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (ок. 606). Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Прп. Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.).

Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей прмч. Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688). Сщмчч. Василия, Александра и Христофора пресвитеров, прмч. Макария и мч. Сергия (1922). Мчч. 103 Черкасских (XX).

Деяния святых апостолов

Разсѣ́явшiися ýбо от скóрби, бы́вшiя при стефáнѣ, проидóша дáже до Финикíи и ки́пра и Антiохíи, ни еди́ному же глагóлюще слóво, тóкмо Иудéемъ. Бя́ху же нѣ́цыи от ни́хъ мýжiе ки́прстiи и киринéйстiи, и́же, вшéдше во Антiохíю, глагóлаху къ éллиномъ, благовѣствýюще Гóспода Иисýса. И бѣ́ рукá Госпóдня съ ни́ми: мнóгое же числó вѣ́ровавше обрати́шася ко Гóсподу.

Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

Евангелие от Иоанна

Прiи́де женá от самарíи почерпáти вóду. Глагóла éй Иисýсъ: дáждь ми́ пи́ти. Ученицы́ бо егó отшли́ бя́ху во грáдъ, да брáшно кýпятъ. Глагóла емý женá самаряны́ня: кáко ты́ жидови́нъ сы́й от менé пи́ти прóсиши, жены́ самаряны́ни сýщiя, не прикасáютбося жи́дове самаря́номъ. Отвѣщá Иисýсъ и речé éй: áще бы вѣ́дала еси́ дáръ Бóжiй, и ктó éсть глагóляй ти́: дáждь ми́ пи́ти: ты́ бы проси́ла у негó, и дáлъ бы ти́ вóду жи́ву.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

 

Православие.ру