Календарь на текущую седмицу

Мученик Леонид

23 марта

Понедельник

10 марта по старому стилю

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Мчч.Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина, и прочих (III). Прп. Анастасии Патрикии (567-568).

Прп. Павла Таганрогского (1879). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938).

Книга пророка Исаии

Въ лѣ́то, въ нéже ýмре Ахáзъ цáрь, бы́сть глагóлъ сéй: не рáдуйтеся, вси́ иноплемéнницы, сокруши́ся бо ярéмъ бiю́щаго вы́: от сѣ́мене бо змiи́на изы́дутъ исчáдiя áспидовъ, и исчáдiя и́хъ изы́дутъ змiи́ паря́щiи: и упасýтся убóзiи и́мъ, ни́щiи же человѣ́цы въ ми́рѣ почíютъ: и потреби́тъ глáдомъ сѣ́мя твоé, и остáнокъ твóй избiéтъ.

В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

Книга Бытия

И благослови́ Бóгъ Нóа и сы́ны егó и речé и́мъ: расти́теся и мнóжитеся, и напóлните зéмлю и обладáйте éю… И вся́кое дви́жущееся, éже éсть жи́во, вáмъ бýдетъ въ снѣ́дь: я́ко зéлiе травнóе дáхъ вáмъ всé. Тóчiю мя́са въ крóви души́ да не снѣ́сте. Крóви бо вáшей, дýшъ вáшихъ, от руки́ вся́каго звѣ́ря изыщý ея́: и от руки́ человѣ́ка брáта изыщý ея́. Проливáяй крóвь человѣ́чу, въ ея́ мѣ́сто егó пролiéтся: я́ко во о́бразъ Бóжiй сотвори́хъ человѣ́ка.

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею… Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

Притчи царя Соломона

Въ рýку рýцѣ вложи́въ непрáведно, не безъ мýки бýдетъ злы́хъ: сѣ́яй же прáвду прiи́метъ мздý вѣ́рну. Я́коже усеря́зь златы́й въ нóздрехъ свинiи́, тáко женѣ́ злоýмнѣй лѣ́пота.

Сýть, и́же своя́ сѣ́юще, мнóжайшая творя́тъ: сýть же и собирáюще чуждáя, умаля́ются.

Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

24 марта

Вторник

11 марта ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (638-644). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250).

Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.). Перенесение мощей мч. Епимаха. Прп. Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Прп. Патрикия исп (1933). Св. Василия исп., пресвитера (1937).

Книга пророка Исаии

И сотвори́тъ Госпóдь Саваóѳъ всѣ́мъ язы́комъ: на горѣ́ сéй испiю́тъ рáдость, испiю́тъ винó, помáжутся ми́ромъ на горѣ́ сéй: предáждь сiя́ вся́ язы́комъ: тóй бо совѣ́тъ на вся́ язы́ки. Пожрé смéрть возмóгши, и пáки отъя́тъ Госпóдь Бóгъ вся́кую слéзу от вся́каго лицá: поношéнiе людíй отъя́тъ от всея́ земли́, устá бо Госпóдня глагóлаша сiя́.

И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.

Книга Бытия

И речé Госпóдь Бóгъ Нóеви: сié знáменiе завѣ́та, éже áзъ даю́ междý Мнóю и вáми, и междý вся́кою душéю живóю, я́же éсть съ вáми, въ рóды вѣ́чныя: дугý Мою́ полагáю во о́блацѣ, и бýдетъ въ знáменiе завѣ́та вѣ́чнаго междý Мнóю и землéю.

И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею.

Притчи царя Соломона

Дѣ́лаяй свою́ зéмлю испóлнится хлѣ́бовъ: гоня́щiи же сýетная лишéни рáзума. И́же éсть слáдостенъ въ ви́ннѣмъ пребывáнiи, во свои́хъ тверды́нехъ остáвитъ безчéстiе.

От плодóвъ ýстъ душá мýжа напóлнится благи́хъ, воздая́нiе же устéнъ егó воздáстся емý.

Мéрзость Гóсподеви устнѣ́ лжи́вы: творя́й же вѣ́рно прiя́тенъ емý.

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

Мерзость пред Господом уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Преподобный
Симеон Новый Богослов

25 марта

Среда

12 марта ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Прп. Феофана исп., Сигрианского (818). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Св. Александра исп. пресвитера (1933). Сщмч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943). Лиддской-нерукотворной (на столпе), иконы Божией Матери (I).

Книга пророка Исаии

Сé бо, Госпóдь от святáго мѣ́ста навóдитъ гнѣ́въ на живýщыя на земли́: и откры́етъ земля́ крóвь свою́ и не покры́етъ избiéныхъ. Въ тóй дéнь наведéтъ Госпóдь мéчь святы́й и вели́кiй и крѣ́пкiй на дрáконта змíа бѣжáща, на дрáконта змíа лукáваго, и убiéтъ дрáконта сýщаго въ мóри.

Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

Книга Бытия

Бы́ша же сы́нове Нóевы изшéдшiи изъ ковчéга, Си́мъ, Хáмъ, Иáфеѳъ: Хáмъ же бя́ше отéцъ Ханаáнь. Трié сíи сýть сы́нове Нóевы: от си́хъ разсѣ́яшася по всéй земли́. И начáтъ Нóе человѣ́къ дѣ́латель бы́ти земли́, и насади́ виногрáдъ: и испи́ от винá, и упи́ся, и обнажи́ся въ домý своéмъ. И ви́дѣ Хáмъ отéцъ Ханаáнь наготý отцá своегó, и изшéдъ вóнъ повѣ́да обѣ́ма брáтома свои́ма.

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

Притчи царя Соломона

Мýжъ разуми́вый престóлъ чýвствiя: сéрдце же безýмныхъ сря́щетъ кля́твы. Рукá избрáнныхъ одержи́тъ удóбь: льсти́вiи же бýдутъ во плѣнéнiи. Стрáшное слóво сéрдце мýжа прáведна смущáетъ, вѣ́сть же благáя весели́тъ егó.
И́же храни́тъ своя́ устá, соблюдáетъ свою́ дýшу: продéрзивый же устнáма устраши́тъ себé. Въ пóхотехъ éсть вся́къ прáздный: рýки же мýжественныхъ въ прилѣжáнiи. Словесé непрáведна ненави́дитъ прáведникъ.

Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

Святитель Никифор I, патриарх Константинопольский

26 марта

Четверг

13 марта ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846). Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305-311). Мц. Христины Персидской (IV).

Прп. Анина пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Григория пресвитера (1921). Сщмч. Михаила пресвитера (1938).

Книга пророка Исаии

Сегó рáди тáко глагóлетъ Госпóдь: сé, áзъ полагáю во основáнiе Сióну кáмень многоцѣ́ненъ, избрáнъ, краеугóленъ, чи́стенъ, во основáнiе емý, и вѣ́руяй въ óнь не постыди́тся: и положý сýдъ въ надéжду, ми́лость же моя́ на мѣ́рилѣхъ, и уповáвшiи вотщé на лжý, я́ко не минéтъ вáсъ бýря: и не отъи́метъ от вáсъ завѣ́та смéртнаго, и надéжда вáша, я́же ко áду, не пребýдетъ. Бýря идýщая áще нáйдетъ, бýдете éй въ попрáнiе.

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.

Книга Бытия

И рекóша: прiиди́те, сози́ждемъ себѣ́ грáдъ и стóлпъ, егóже вéрхъ бýдетъ дáже до небесé: и сотвори́мъ себѣ́ и́мя, прéжде нéже разсѣ́ятися нáмъ по лицý всея́ земли́. И сни́де Госпóдь ви́дѣти грáдъ и стóлпъ, егóже созидáша сы́нове человѣ́честiи. И речé Госпóдь: сé, рóдъ еди́нъ, и устнѣ́ еди́нѣ всѣ́хъ, и сié начáша твори́ти: и ны́нѣ не оскудѣ́ютъ от ни́хъ вся́, ели́ка áще восхотя́тъ твори́ти. Прiиди́те, и сошéдше смѣси́мъ тáмо язы́къ и́хъ, да не услы́шатъ кíйждо глáса бли́жняго своегó. И разсѣ́я и́хъ оттýду Госпóдь по лицý всея́ земли́: и престáша зи́ждуще грáдъ и стóлпъ.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню.

Притчи царя Соломона

Ходя́й съ премýдрыми премýдръ бýдетъ, ходя́й же съ безýмными познáнъ бýдетъ.

И́же щади́тъ жéзлъ свóй, ненави́дитъ сы́на своегó: любя́й же наказýетъ прилѣ́жно.

Мýдрыя жены́ создáша дóмы: безýмная же раскопá рукáма свои́ма.

Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

Феодоровская икона Божией Матери

27 марта

Пятница

14 марта ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX).

Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353).

Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

Книга пророка Исаии

И речé Госпóдь: приближáются мнѣ́ лю́дiе сíи усты́ свои́ми и устнáми свои́ми почитáютъ мя́, сéрдце же и́хъ далéче отстои́тъ от менé: всýе же почитáютъ мя́, учáще зáповѣдемъ человѣ́ческимъ и учéниемъ. Сегó рáди сé, áзъ приложý, éже пресели́ти лю́ди сiя́, и престáвлю я́, и погублю́ премýдрость премýдрыхъ и рáзумъ разýмныхъ сокры́ю.

И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

Книга Бытия

И речé Госпóдь Аврáму: изы́ди от земли́ твоея́, и от рóда твоегó, и от дóму отцá твоегó, и иди́ въ зéмлю, ю́же ти́ покажý: и сотворю́ тя въ язы́къ вéлiй, и благословлю́ тя, и возвели́чу и́мя твоé, и бýдеши благословéнъ: и благословлю́ благословя́щыя тя́, и кленýщыя тя́ прокленý: и благословя́тся о тебѣ́ вся́ племенá земнáя.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Притчи царя Соломона

Незлóбивый вѣ́ру éмлетъ вся́кому словеси́, ковáрный же прихóдитъ въ раскáянiе. Премýдръ убоя́вся уклони́тся от злá, безýмный же на себé надѣ́явся смѣшавáется со беззакóннымъ.

Дрýзiе возненави́дятъ другóвъ убóгихъ: дрýзiе же богáтыхъ мнóзи.

Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

Мчч Агапий, Пуплий, Тимолай

28 марта

Суббота

15 марта ст.ст.

Пища с растительным маслом

Поминовение усопших.

Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Сщмч. Александра, иерея в Сиде (279-275). Мч. Никандра (ок. 302).

Сщмчч. Алексия пресвитера (1938). Сщмч. Михаила пресвитера (1940).

Послание к Евреям

Не оби́дливъ бо Бóгъ, забы́ти дѣ́ла вáшего и трудá любвé, ю́же показáсте во и́мя егó, послужи́вше святы́мъ и служáще. Желáемъ же, да кíйждо вáсъ явля́етъ тóжде тщáнiе ко извѣщéнiю уповáнiя дáже до концá, да не лѣни́ви бýдете, но подражáтеле наслѣ́дствующихъ обѣтовáнiя вѣ́рою и долготерпѣ́нiемъ.

Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Евангелие от Марка

И приведóша къ немý глýха и гугни́ва, и моля́ху егó, да возложи́тъ нáнь рýку. И поéмь егó от нарóда еди́наго, вложи́ пéрсты своя́ во ýшы егó и плю́нувъ коснýся язы́ка егó: и воззрѣ́въ на нéбо, воздохнý и глагóла емý: Еффаѳá, éже éсть развéрзися. И áбiе разверзóстася слýха егó, и разрѣши́ся ýза язы́ка егó, и глагóлаше прáво.

Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа́", то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

Лествица Иоанна Лествичника

29 марта

Воскресенье

16 марта ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мч. Савина (287). Мч. Папы (305-311). Прп. Иоанна Лествичника (649). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (IV).

Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).

Послание к Евреям

Человѣ́цы бо бóлшимъ кленýтся, и вся́кому и́хъ прекослóвiю кончи́на во извѣщéнiе кля́тва éсть. Въ нéмже ли́шше хотя́ Бóгъ показáти наслѣ́дникомъ обѣтовáнiя непрелóжное совѣ́та своегó, ходáтайствова кля́твою: да двѣмá вéщьми непрелóжными, въ ни́хже невозмóжно солгáти Бóгу, крѣ́пкое утѣшéнiе и́мамы прибѣ́гшiи я́тися за предлежáщее уповáнiе, éже áки кóтву и́мамы души́, твéрду же и извѣ́стну, и входя́щую во внýтреннѣйшее завѣ́сы, идѣ́же Предтéча о нáсъ вни́де Иисýсъ, по чи́ну Мелхиседéкову первосвящéнникъ бы́въ во вѣ́ки.

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Евангелие от Марка

И ви́дѣвъ егó, áбiе дýхъ стрясé егó: и пáдъ на земли́, валя́шеся, пѣ́ны тещя́. И вопроси́ отцá егó: коли́ко лѣ́тъ éсть, отнéлѣже сié бы́сть емý? О́нъ же речé: издѣ́тска: и мнóгажды во óгнь ввéрже егó и въ вóды, да погуби́тъ егó: но áще чтó мóжеши, помози́ нáмъ, милосéрдовавъ о нáсъ. Иисýсъ же речé емý: éже áще чтó мóжеши вѣ́ровати, вся́ возмóжна вѣ́рующему. И áбiе возопи́въ отéцъ отрочáте, со слезáми глагóлаше: вѣ́рую, Гóсподи: помози́ моемý невѣ́рiю.

Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

 

Православие.ру