О посте - Смысл Великого поста

О посте

Отцы пустынники
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
(А.С. Пушкин)

Современный мир стремится к раскованности. Современный человек желает найти неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний. Церковь же оставляет возможность человеку быть несовременным. Люди Церкви в определенные дни (среда и пятница) или периоды года свои желания добровольно ограничивают. Такие ограничения и зовутся постом.

 Смысл Великого поста

Великий пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению. Великий Пост - есть особое время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься Святых Христовых Тайн, согласно заповеди Христовой (Ин. 6, 53-56).

Цель поста - искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме.

Таким образом, Великий Пост (Святая Четыредесятница) -  есть время отрешения от житейских развлечений и всевозможных увеселений, его необходимо посвятить  на служение Богу – на спасение своей души
Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на свою душу и тело. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Церковь говорит: вряд ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Пост – это, прежде всего духовное упражнение, наша малая жертва Богу. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом.

Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост - такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим.  Иоанн Златоуст подчеркивает, что пост телесный не является великим подвигом, но гораздо большее значение имеет исправление своих недостатков и очищение от греха. Великий пост – это не только ограничение в пище, но и упражнение в добродетели. Если же нам удается и то и другое, значит в главный день (Пасху) мы сможем достойно принять участие в духовной трапезе – Святой Евхаристии и причаститься.

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, - наставляет святитель Иоанн Златоуст. - Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...

Несомненно, для человека труден пост, если его исполнять по всем правилам Святой Церкви, но он ведет его к духовному росту, приближает человека к Богу и делает его святым. Давайте попробуем.