Пятая седмица по Пасхе. 18-24 мая

Великомученица Ирина

18 мая

Понедельник

5 мая по старому стилю

Поста нет

Вмц. Ирины (I-II).

Прп. Варлаама Серпуховского (1377). Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (1422). Прмч. Ефрема Нового (1426) (Конст.). Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" (1878).

Деяния святых апостолов

Толкнýвшу же Петрý во вратá дворá, приступи́ слы́шати отрокови́ца, и́менемъ рóди, и познáвши глáсъ Петрóвъ, от рáдости не отвéрзе врáтъ, притéкши же сказá Петрá стоя́ща предъ враты́. Они́ же къ нéй рѣ́ша: бѣснýешися ли? Онá же крѣпля́шеся тáко бы́ти. Они́ же глагóлаху: áнгелъ егó éсть. Пéтръ же пребывáше толкíй: отвéрзше же ви́дѣша егó и ужасóшася.

Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

Евангелие от Иоанна

Почтó бесѣ́ды моея́ не разумѣ́ете? я́ко не мóжете слы́шати словесé моегó: вы́ отцá вáшего дiáвола естé, и пóхоти отцá вáшего хóщете твори́ти: óнъ человѣкоубíйца бѣ́ искони́, и во и́стинѣ не стои́тъ, я́ко нѣ́сть и́стины въ нéмъ: егдá глагóлетъ лжý, от свои́хъ глагóлетъ: я́ко лóжь éсть и отéцъ лжи́: áзъ же занé и́стину глагóлю, не вѣ́руете мнѣ́.

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне.

Иов Почаевский

19 мая

Вторник

6 мая ст.ст.

Поста нет

Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 до Р.Х.).

Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Мч. Варвара, бывшего разбойника (IX).

Прп. Михея Радонежского (1385). Прп. Иова Почаевского (1651).

Деяния святых апостолов

Прошéдша же óстровъ дáже до пáфа, обрѣтóста нѣ́коего мýжа волхвá лжепрорóка Иудéанина, емýже и́мя Варiисýсъ, и́же бѣ́ со Анѳипáтомъ сéргiемъ пáвломъ, мýжемъ разýмнымъ. Сéй призвáвъ Варнáву и сáвла, взыскá услы́шати слóво Бóжiе: сопротивля́шеся же и́ма Ели́ма вóлхвъ, тáко бо сказýется и́мя егó, искíй разврати́ти Анѳипáта от вѣ́ры.

Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

Евангелие от Иоанна

Ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ: áще ктó слóво моé соблюдéтъ, смéрти не и́мать ви́дѣти во вѣ́ки. Рѣ́ша ýбо емý жи́дове: ны́нѣ разумѣ́хомъ, я́ко бѣ́са и́маши: Авраáмъ ýмре и прорóцы, и ты́ глагóлеши: áще ктó слóво моé соблюдéтъ, смéрти не и́мать вкуси́ти во вѣ́ки: едá ты́ бóлiй еси́ отцá нáшего Авраáма, и́же ýмре? и прорóцы умрóша: когó себé сáмъ ты́ твори́ши? Отвѣщá Иисýсъ: áще áзъ слáвлюся сáмъ, слáва моя́ ничесóже éсть: éсть Отéцъ мóй слáвяй мя́, егóже вы́ глагóлете, я́ко Бóгъ вáшъ éсть.

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

Преподобный Нил Сорский

20 мая

Среда

7 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303). Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе, еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского, Шио Мгвимского (VI) (Груз.)

Прп. Нила Сорского (1508). Обретение мощей Нила Мироточивого, Афонского (1815). Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

Деяния святых апостолов

Отвéзшеся же от пáфа пáвелъ и сýщiи съ ни́мъ, прiидóша въ пергíю памфилíйскую: Иоáннъ же, отлучи́вся от ни́хъ, возврати́ся во Иерусали́мъ. Они́ же, прошéдше от пергíи, прiидóша во Антiохíю писидíйскую, и вшéдше въ сóнмище въ дéнь суббóтный, сѣдóша. По чтéнiи же закóна и прорóкъ, послáша начáлницы сóнмища къ ни́мъ, глагóлюще: мýжiе брáтiе, áще éсть слóво въ вáсъ утѣшéнiя къ лю́демъ, глагóлите.

Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

Евангелие от Иоанна

Глагóла емý еди́нъ от учени́къ егó, Андрéй, брáтъ Си́мона Петрá: éсть óтрочищь здѣ́ еди́нъ, и́же и́мать пя́ть хлѣ́бъ ячмéнныхъ и двѣ́ ры́бѣ: но сíи чтó сýть на толи́ко? Речé же Иисýсъ: сотвори́те человѣ́ки возлещи́. Бѣ́ же травá мнóга на мѣ́стѣ. Возлежé ýбо мужéй числóмъ я́ко пя́ть ты́сящъ. Прiя́тъ же хлѣ́бы Иисýсъ и, хвалý воздáвъ, подадé ученикóмъ, ученицы́ же возлежáщымъ: тáкожде и от ры́бу, ели́ко хотя́ху.

Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

Апостол Иоанн Богослов

21 мая

Четверг

8 мая ст.ст.

Поста нет

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова(98-117). Прп. Арсения Великого (449-450).

Прпп. Пимена постника (XII) и Арсения трудолюбивого (XIV), Печерских. Мч. Никифора (1942).

Деяния святых апостолов

Благовѣствовáвша же грáду томý и научи́вша мнóги, возврати́стася въ ли́стру и иконíю и Антiохíю, утверждáюща дýшы ученикóвъ, моля́ща пребы́ти въ вѣ́рѣ, и я́ко мнóгими скорбьми́ подобáетъ нáмъ вни́ти въ цáрствiе Бóжiе. Рукополóжша же и́мъ пресви́теры на вся́ цéркви и помоли́вшася съ постóмъ, предáста и́хъ Гóсподеви, въ негóже увѣ́роваша.

Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Евангелие от Иоанна

Речé же пáки и́мъ Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко áзъ éсмь двéрь овцáмъ. Вси́, ели́ко и́хъ прiи́де прéжде менé, тáтiе сýть и разбóйницы: но не послýшаша и́хъ óвцы. А́зъ éсмь двéрь: мнóю áще ктó вни́детъ, спасéтся: и вни́детъ и изы́детъ, и пáжить обря́щетъ.

Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Святитель Николай

22 мая

Пятница

9 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Прор. Исаии (VIII до Р.Х.). Мч. Христофора (ок. 250). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.).

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Прп. Иосифа Оптинского (1911). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939).

Деяния святых апостолов

Извóлися бо святóму Дýху и нáмъ, ничтóже мнóжае возложи́ти вáмъ тяготы́, рáзвѣ нýждныхъ си́хъ: огребáтися от идоложéртвенныхъ и крóве, и удáвленины и блудá: и ели́ка не хóщете вáмъ бы́ти, други́мъ не твори́те: от ни́хже соблюдáюще себé, дóбрѣ сотворитé. Здрáвствуйте.

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.

Евангелие от Иоанна

И хождáше Иисýсъ въ цéркви, въ притвóрѣ соломóни. Обыдóша же егó Иудéе, и глагóлаху емý: докóлѣ дýшы нáшя взéмлеши, áще ты́ еси́ Христóсъ, рцы́ нáмъ не обинýяся. Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: рѣ́хъ вáмъ, и не вѣ́руете: дѣлá, я́же áзъ творю́ о и́мени Отцá моегó, тá свидѣ́телствуютъ о мнѣ́: но вы́ не вѣ́руете: нѣ́сте бо от овéцъ мои́хъ, я́коже рѣ́хъ вáмъ.

И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.

Блаженный Симон Юрьевецкий

23 мая

Суббота

10 мая ст.ст.

Поста нет

Апостола Симона Зилота (I). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп Исидоры, Христа ради юродивой (VI). Блж. Таисии (V).

Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского, Печерского (1226). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

Деяния святых апостолов

Пáвелъ же и Варнáва живя́ста во Антiохíи, учáща и благовѣствýюща слóво Госпóдне, и со инѣ́ми мнóгими. По нѣ́кихъ же днéхъ речé пáвелъ къ Варнáвѣ: возврáщшеся подобáетъ посѣти́ти брáтiю нáшу во всѣ́хъ градѣ́хъ, въ ни́хже проповѣ́дахомъ слóво Госпóдне, кáко пребывáютъ.

Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

Евангелие от Иоанна

Óвцы моя́ глáса моегó слýшаютъ, и áзъ знáю и́хъ, и по мнѣ́ грядýтъ: и áзъ живóтъ вѣ́чный дáмъ и́мъ, и не поги́бнутъ во вѣ́ки, и не восхи́титъ и́хъ никтóже от руки́ моея́: Отéцъ мóй, и́же дадé мнѣ́, бóлiй всѣ́хъ éсть: и никтóже мóжетъ восхи́тити и́хъ от руки́ Отцá моегó: áзъ и Отéцъ еди́но есмá. Взя́ша же кáменiе пáки Иудéе, да побiю́тъ егó. Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: мнóга добрá дѣлá яви́хъ вáмъ от Отцá моегó: за кóе и́хъ дѣ́ло кáменiе мéщете на мя́?

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские

24 мая

Воскресенье

11 мая ст.ст.

Поста нет

Неделя 6-я по Пасхе,
о слепом
.


Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870).

Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Деяния святых апостолов

Нарóдъ на ни́хъ, и воевóды растерзáвше и́ма ри́зы, веля́ху пáлицами би́ти и́хъ: мнóги же дáвше и́ма рáны, всади́ша въ темни́цу, завѣщáвше темни́чному стрáжу твéрдо стрещи́ и́хъ: и́же таковó завѣщáнiе прiéмь, всади́ и́хъ во внýтреннюю темни́цу и нóги и́хъ заби́ въ клáдѣ. Въ полýнощи же пáвелъ и Си́ла моля́щася поя́ста Бóга: послýшаху же и́хъ ю́зницы. Внезáпу же трýсъ бы́сть вéлiй, я́ко поколебáтися основáнiю темни́чному: отверзóшася же áбiе двéри вся́, и всѣ́мъ ю́зы ослабѣ́ша. Возбýждься же темни́чный стрáжъ и ви́дѣвъ отвéрсты двéри темни́цы, извлéкъ нóжъ, хотя́ше себé уби́ти, мня́ избѣ́гшя ю́зники.

Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

Евангелие от Иоанна

И мимоиды́й ви́дѣ человѣ́ка слѣ́па от рождествá. И вопроси́ша егó ученицы́ егó, глагóлюще: равви́, ктó согрѣши́, сéй ли, или́ роди́теля егó, я́ко слѣ́пъ роди́ся? Отвѣщá Иисýсъ: ни сéй согрѣши́, ни роди́теля егó, но да явя́тся дѣлá Бóжiя на нéмъ: мнѣ́ подобáетъ дѣ́лати дѣлá послáвшаго мя́, дóндеже дéнь éсть: прiи́детъ нóщь, егдá никтóже мóжетъ дѣ́лати: егдá въ мíрѣ éсмь, свѣ́тъ éсмь мíру.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.

 

Православие.ру