Седьмая седмица по Пасхе. 1-7 июня

Преподобный Сергий Шухтовский

1 июня

Понедельник

19 мая по старому стилю

Поста нет

Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (790).

Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского(1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609). Сщмч. Матфия пресвитера (1919). Сщмч. Виктора (1937). Сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла, Георгия пресвитеров и мч. Михаила (1938). Сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938). Прмч. Валентина (1940).

Деяния святых апостолов

Сни́де нѣ́кто от Иудéи прорóкъ, и́менемъ агáвъ, и пришéдъ къ нáмъ и взéмъ пóясъ пáвловъ, связáвъ же свои́ рýцѣ и нóзѣ, речé: тáко глагóлетъ Дýхъ святы́й: мýжа, егóже éсть пóясъ сéй, тáко свя́жутъ егó во Иерусали́мѣ Иудéе и предадя́тъ въ рýцѣ язы́ковъ. И я́коже слы́шахомъ сiя́, моля́хомъ мы́ же и намѣ́стнiи, не восходи́ти емý во Иерусали́мъ. Отвѣщá же пáвелъ и речé: чтó творитé, плáчуще и сокрушáюще ми́ сéрдце? áзъ бо не тóчiю свя́занъ бы́ти хощý, но и умрéти во Иерусали́мѣ готóвъ éсмь за и́мя Гóспода Иисýса.

Пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.

Евангелие от Иоанна

А́зъ éсмь лозá и́стинная, и Отéцъ мóй дѣ́латель éсть: вся́ку рóзгу о мнѣ́ не творя́щую плодá, и́зметъ ю́: и вся́ку творя́щую плóдъ, отреби́тъ ю́, да мнóжайшiй плóдъ принесéтъ. Ужé вы́ чи́сти естé за слóво, éже глагóлахъ вáмъ. Бýдите во мнѣ́, и áзъ въ вáсъ. Я́коже розгá не мóжетъ плодá сотвори́ти о себѣ́, áще не бýдетъ на лозѣ́, тáко и вы́, áще во мнѣ́ не пребýдете. А́зъ éсмь лозá, вы́ же рóждiе: и и́же бýдетъ во мнѣ́, и áзъ въ нéмъ, тóй сотвори́тъ плóдъ мнóгъ, я́ко безъ менé не мóжете твори́ти ничесóже.

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Святитель Алексий,
митрополит Московский

2 июня

Вторник

20 мая ст.ст.

Поста нет

Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (284). Мч. Аскалона (ок. 287). Прпп. Завулона и Сосанны, родителей равноапостольной Нины (III-IV).

Блгв. кн. Довмонта, во св. Крещении Тимофея, Псковского (1299). Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московскоговсея России чудотворца (1431).

Деяния святых апостолов

Тогдá пáвелъ поéмь мýжы о́ны, на ýтрiе съ ни́ми очи́щься вни́де во святи́лище, возвѣщáя исполнéнiе днíй очищéнiя, дóндеже принесенó бы́сть за еди́наго коегóждо и́хъ приношéнiе. И я́коже хотя́ху сéдмь днíй скончáтися, и́же от Асíи Иудéе, ви́дѣвше егó во святи́лищи, навáдиша вéсь нарóдъ и возложи́ша нáнь рýцѣ, вопiю́ще: мýжiе Изрáилстiи, помози́те: сéй éсть человѣ́къ, и́же на лю́ди и закóнъ и на мѣ́сто сié всѣ́хъ всю́ду учи́тъ: ещé же и éллины введé въ цéрковь и оскверни́ святóе мѣ́сто сié. Бя́ху бо ви́дѣли трофи́ма Ефéсянина во грáдѣ съ ни́мъ, егóже мня́ху, я́ко въ цéрковь ввéлъ éсть пáвелъ.

Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

Евангелие от Иоанна

От сóнмищъ ижденýтъ вы́: но прiи́детъ чáсъ, да вся́къ, и́же убiéтъ вы́, возмни́тся слýжбу приноси́ти Бóгу: и сiя́ сотворя́тъ, я́ко не познáша Отцá, ни менé. Но сiя́ глагóлахъ вáмъ, да, егдá прiи́детъ чáсъ, воспомя́нете сiя́, я́ко áзъ рѣ́хъ вáмъ: си́хъ же вáмъ испéрва не рѣ́хъ, я́ко съ вáми бѣ́хъ. Ны́нѣ же идý къ послáвшему мя́, и никтóже от вáсъ вопрошáетъ менé: кáмо и́деши? Но я́ко сiя́ глагóлахъ вáмъ, скóрби испóлнихъ сердцá вáша.

Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

Икона Божией Матери Владимирская

3 июня

Среда

21 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Владимирской иконы Божией Матери(1521).

Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327) . Прп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596).

Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII). Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634)

Деяния святых апостолов

Воззрѣ́въ же пáвелъ на сóнмъ, речé: мýжiе брáтiе, áзъ всéю сóвѣстiю благóю жи́телствовахъ предъ Бóгомъ дáже до сегó днé. Архiерéй же Анáнiа повелѣ́ предстоя́щымъ емý би́ти егó устá. Тогдá пáвелъ речé къ немý: би́ти тя́ и́мать Бóгъ, стѣнó повáпленая: и ты́ сѣди́ши судя́ ми по закóну, преступáя же закóнъ вели́ши, да бiю́тъ мя́. Предстоя́щiи же рѣ́ша: архiерéю ли Бóжiю досаждáеши? Речé же пáвелъ: не вѣ́дахъ, брáтiе, я́ко архiерéй éсть: пи́сано бо éсть: кня́зю людíй твои́хъ да не речéши злá.

Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

Евангелие от Иоанна

Ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко восплáчетеся и возрыдáете вы́, а мíръ возрáдуется: вы́ же печáльни бýдете, но печáль вáша въ рáдость бýдетъ: женá егдá раждáетъ, скóрбь и́мать, я́ко прiи́де гóдъ ея́: егдá же роди́тъ отрочá, ктомý не пóмнитъ скóрби за рáдость, я́ко роди́ся человѣ́къ въ мíръ: и вы́ же печáль и́мате ýбо ны́нѣ: пáки же узрю́ вы, и возрáдуется сéрдце вáше, и рáдости вáшея никтóже вóзметъ от вáсъ: и въ тóй дéнь менé не воспрóсите ничесóже. Ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко ели́ка áще чесó прóсите от Отцá во и́мя моé, дáстъ вáмъ.

Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Преподобный Давид Гареджийский

4 июня

Четверг

22 мая ст.ст.

Поста нет

Мч. Василиска (308). Свв. отцов II Вселенского Собора (381). Прп. Давида Гареджийского (VI-VII).

Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).

Деяния святых апостолов

Днéмъ же минýвшымъ нѣ́кимъ, агри́ппа цáрь и верникíа снидóста въ кесарíю цѣловáти фи́ста. И я́коже мнóги дни́ пребы́ста тý, фи́стъ сказá царю́ я́же о пáвлѣ, глагóля: мýжъ нѣ́кiй éсть остáвленъ от фи́ликса ýзникъ, о нéмже, бы́вшу ми́ во Иерусали́мѣ, яви́ша архiерéе и стáрцы Иудéйстiи, прося́ще нáнь судá. Къ ни́мже отвѣщáхъ, я́ко нѣ́сть обы́чай ри́мляномъ вы́дати человѣ́ка кóего на поги́бель, прéжде дáже оклеветáемый не и́мать предъ лицéмъ клевéщущихъ егó и мѣ́сто отвѣ́та прiи́метъ о своéмъ согрѣшéнiи.

Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста. И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.

Евангелие от Иоанна

Глагóлаша емý ученицы́ егó: сé, ны́нѣ не обинýяся глагóлеши, а при́тчи ни коея́же не глагóлеши: ны́нѣ вѣ́мы, я́ко вѣ́си вся́ и не трéбуеши, да ктó тя́ вопрошáетъ: о сéмъ вѣ́руемъ, я́ко от Бóга изшéлъ еси́. Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: ны́нѣ ли вѣ́руете? сé, грядéтъ чáсъ, и ны́нѣ прiи́де, да разы́детеся кíйждо во своя́ и менé еди́наго остáвите: и нѣ́смь еди́нъ, я́ко Отéцъ со мнóю éсть: сiя́ глагóлахъ вáмъ, да во мнѣ́ ми́ръ и́мате: въ мíрѣ скóрбни бýдете: но дерзáйте, я́ко áзъ побѣди́хъ мíръ.

Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Преподобная Евфросиния Полоцкая

5 июня

Пятница

23 мая ст.ст.

Разрешается рыба

Отдание праздника Вознесения Господня.

Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821).

Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прмч. Михаила черноризца (IX). Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460). Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (2001).

Деяния святых апостолов

Мнóгу же неядéнiю сýщу, тогдá стáвъ пáвелъ посредѣ́ и́хъ, речé: подобáше ýбо, о, мýжiе, послýшавше менé, не отвезти́ся от кри́та и избы́ти досаждéнiя сегó и тщеты́: и сé, ны́нѣ молю́ вы́ благодýшствовати, поги́бель бо ни еди́нѣй души́ от вáсъ бýдетъ, рáзвѣ корабля́: предстá бо ми́ въ сiю́ нóщь áнгелъ Бóга, егóже áзъ éсмь, емýже и служý, глагóля: не бóйся, пáвле, кéсарю ти́ подобáетъ предстáти, и сé, даровá тебѣ́ Бóгъ вся́ плáвающыя съ тобóю.

Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению. И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».

Евангелие от Иоанна

Я́коже менé послáлъ еси́ въ мíръ, и áзъ послáхъ и́хъ въ мíръ, и за ни́хъ áзъ свящý себé, да и тíи бýдутъ свящéни во и́стину. Не о си́хъ же молю́ тóкмо, но и о вѣ́рующихъ словесé и́хъ рáди въ мя́, да вси́ еди́но бýдутъ: я́коже ты́, óтче, во мнѣ́, и áзъ въ тебѣ́, да и тíи въ нáсъ еди́но бýдутъ: да и мíръ вѣ́ру и́метъ, я́ко ты́ мя́ послáлъ еси́: и áзъ слáву, ю́же дáлъ еси́ мнѣ́, дáхъ и́мъ: да бýдутъ еди́но, я́коже мы́ еди́но есмá.

Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

Блаженная Ксения Петербургская

6 июня

Суббота

24 мая ст.ст.

Поста нет

Троицкая родительская суббота.

Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста, и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218). Прп. Викентия Леринского (до. 450). Прп. Симеона столпника Дивногорца (596).

Прп. Никиты, столпника Переяславльского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988).

Деяния святых апостолов

Спасéни же бы́вше и́же съ пáвломъ от корабля́, тогдá разумѣ́ша, я́ко óстровъ мели́тъ нарицáется. Вáрвари же творя́ху не мáлое милосéрдiе нáмъ: возгнѣ́щше бо óгнь, прiя́ша всѣ́хъ нáсъ, за настоя́щiй дóждь и зи́му. Сгромáждшу же пáвлу рóждiя мнóжество и возложи́вшу на óгнь, ехи́дна от теплоты́ изшéдши, сѣкнý въ рýку егó. И егдá ви́дѣша вáрвари ви́сящу змiю́ от руки́ егó, глагóлаху дрýгъ ко дрýгу: вся́ко убíйца éсть человѣ́къ сéй, егóже спасéна от мóря сýдъ Бóжiй жи́ти не остáви. Тóй же ýбо, оттря́съ змiю́ во óгнь, ничтóже злó пострадá.

Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

Евангелие от Иоанна

Обрáщься же пéтръ ви́дѣ ученикá, егóже любля́ше Иисýсъ, вслѣ́дъ идýща, и́же и возлежé на вéчери на пéрси егó и речé: Гóсподи, ктó éсть предая́й тя́? Сегó ви́дѣвъ пéтръ, глагóла Иисýсови: Гóсподи, сéй же чтó? Глагóла емý Иисýсъ: áще хощý, да тóй пребывáетъ, дóндеже прiидý, чтó къ тебѣ́? ты́ по мнѣ́ гряди́. Изы́де же слóво сé въ брáтiю, я́ко учени́къ тóй не ýмретъ. И не речé емý Иисýсъ, я́ко не ýмретъ, но: áще хощý томý пребывáти, дóндеже прiидý, чтó къ тебѣ́? Сéй éсть учени́къ свидѣ́телствуяй о си́хъ, и́же и написá сiя́: и вѣ́мъ, я́ко и́стинно éсть свидѣ́телство егó.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? —Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Пятидесятница

7 июня

Воскресенье

25 мая ст.ст.

Поста нет

День Святой Троицы. Пятидесятница.

Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).

Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Собор мучеников Холмских и Подляшских. Прмц. Елены (1938). Прмч. Тавриона (1939).

Деяния святых апостолов

И егдá скончавáшася днíе пятьдеся́тницы, бѣ́ша вси́ апóстоли единодýшно вкýпѣ. И бы́сть внезáпу съ небесé шýмъ, я́ко носи́му дыхáнiю бýрну, и испóлни вéсь дóмъ, идѣ́же бя́ху сѣдя́ще: и яви́шася и́мъ раздѣлéни язы́цы я́ко óгненни, сѣ́де же на еди́нѣмъ кóемждо и́хъ. И испóлнишася вси́ Дýха свя́та и начáша глагóлати ины́ми язы́ки, я́коже Дýхъ дая́ше и́мъ провѣщавáти.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Евангелие от Иоанна

Въ послѣ́днiй же дéнь вели́кiй прáздника стоя́ше Иисýсъ, и звáше, глагóля: áще ктó жáждетъ, да прiи́детъ ко мнѣ́ и пiéтъ: вѣ́руяй въ мя́, я́коже речé писáнiе, рѣ́ки от чрéва егó истекýтъ воды́ жи́вы. Сié же речé о Дýсѣ, егóже хотя́ху прiимáти вѣ́рующiи во и́мя егó: не ý бо бѣ́ Дýхъ святы́й, я́ко Иисýсъ не ý бѣ́ прослáвленъ. Мнóзи же от нарóда слы́шавше слóво, глагóлаху: сéй éсть вои́стинну прорóкъ. Друзíи глагóлаху: сéй éсть Христóсъ. О́вiи же глагóлаху: едá от Галилéи Христóсъ прихóдитъ? не писáнiе ли речé, я́ко от сѣ́мене Дави́дова и от Виѳлеéмскiя вéси, идѣ́же бѣ́ Дави́дъ, Христóсъ прiи́детъ? Рáспря ýбо бы́сть въ нарóдѣ егó рáди.

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе.

 

Православие.ру