Седмица 15-я по Пятидесятнице. 23-29 сентября

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора

23 сентября

Понедельник

10 сентября по старому стилю

Поста нет

Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311). Блгв. царицы греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX).

Прп. Павла Послушливого, Печерского (XIII-XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила, Евгения, Иоанна, Константина, Петра, Василия, Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров и прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы (1937). Сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).

Послание к Галатам

Мы́ естество́мъ Иуде́е, а не от язы́къ грѣ́шницы: увѣ́дѣвше же, я́ко не оправди́тся человѣ́къ от дѣ́лъ зако́на, но то́кмо вѣ́рою Иису́съ Христо́вою, и мы́ во Христа́ Иису́са вѣ́ровахомъ, да оправди́мся от вѣ́ры Христо́вы, а не от дѣ́лъ зако́на: зане́ не оправди́тся от дѣ́лъ зако́на вся́ка пло́ть.

Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Евангелие от Марка

И жена́ нѣ́кая су́щи въ точе́нiи кро́ве лѣ́тъ двана́десяте, и мно́го пострада́вши от мно́гъ враче́въ, и изда́вши своя́ вся́, и ни еди́ныя по́льзы обрѣ́тши, но па́че въ го́ршее прише́дши: слы́шавши о Иису́сѣ, прише́дши въ наро́дѣ созади́, прикосну́ся ри́зѣ его́: глаго́лаше бо, я́ко, а́ще прикосну́ся ри́замъ его́, спасе́на бу́ду. И а́бiе изся́кну исто́чникъ кро́ве ея́: и разумѣ́ тѣ́ломъ, я́ко исцѣлѣ́ от ра́ны.

Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, - услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

Преподобный Силуан Афонский

24 сентября

Вторник

11 сентября ст.ст.

Поста нет

Прп. Феодоры Александрийской (474-491). Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мц. Ии (362-364). Прп. Евфросина (IX). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских (362-364).

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Силуана Афонского (1938). Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918). Сщмч. Карпа пресвитера (1937). Сщмч. Николая диакона (1942). Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Послание к Галатам

Сiе́ еди́но хощу́ увѣ́дѣти от ва́съ: от дѣ́лъ ли зако́на Ду́ха прiя́сте, или́ от слу́ха вѣ́ры? Та́ко ли несмы́сленни есте́? наче́нше ду́хомъ, ны́нѣ пло́тiю скончава́ете? Толи́ка пострада́сте ту́не? А́ще то́чiю и ту́не. Подая́й у́бо ва́мъ Ду́ха и дѣ́йствуяй си́лы въ ва́съ, от дѣ́лъ ли зако́на, или́ от слу́ха вѣ́ры? Я́коже Авраа́мъ вѣ́рова Бо́гу, и вмѣни́ся ему́ въ пра́вду. Разумѣ́йте у́бо, я́ко су́щiи от вѣ́ры, сі́и су́ть сы́нове Авраа́мли.

Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

Евангелие от Марка

И изы́де отту́ду и прiи́де во оте́чествiе свое́: и по не́мъ идо́ша ученицы́ его́. И бы́вшей суббо́тѣ, нача́тъ на со́нмищи учи́ти. И мно́зи слы́шащiи дивля́хуся, глаго́люще: отку́ду сему́ сiя́? и что́ прему́дрость да́нная ему́, и си́лы таковы́ рука́ма его́ быва́ютъ? не се́й ли е́сть текто́нъ, Сы́нъ Марі́инъ, бра́тъ же Иа́кову и Иосі́и и Иу́дѣ и Си́мону? и не сестры́ ли его́ здѣ́ су́ть въ на́съ? И блажня́хуся о не́мъ. Глаго́лаше же и́мъ Иису́съ, я́ко нѣ́сть проро́къ безъ че́сти, то́кмо во оте́чествiи свое́мъ, и въ сро́дствѣ и въ дому́ свое́мъ.

Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

Симеон Верхотурский

25 сентября

Среда

12 сентября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (ок. 249-259) . Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV).

Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (1395). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Сщмч. Феодора еп. Александрийского. Сщмчч. Феодора, Иоанна, Николая пресвитеров и мч. Алексия (1937).

Послание к Галатам

Брáтiе, по человѣ́ку глагóлю: обáче человѣ́ческаго предутверждéнна завѣ́та никтóже отметáетъ или́ приповелѣвáетъ. Авраáму же речéни бы́ша обѣ́ты, и сѣ́мени егó. Не глагóлетъ же: и сѣ́менемъ, я́ко о мнóзѣхъ, но я́ко о еди́номъ: и сѣ́мени твоемý, и́же éсть Христóсъ. Сié же глагóлю, завѣ́та предутверждéннаго от Бóга во Христá, бы́вый по лѣ́тѣхъ четы́риста и три́десятихъ закóнъ не отметáетъ, во éже разори́ти обѣтовáнiе. А́ще бо от закóна наслѣ́дiе, не ктомý ужé от обѣтовáнiя: Авраáму же обѣтовáнiемъ даровá Бóгъ.

Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

Евангелие от Марка

И призвá обанáдесяте, и начáтъ и́хъ посылáти двá двá, и дая́ше и́мъ влáсть надъ дýхи нечи́стыми. И заповѣ́да и́мъ, да ничесóже вóзмутъ на пýть, тóкмо жéзлъ еди́нъ: ни пи́ры, ни хлѣ́ба, ни при пóясѣ мѣ́ди: но обувéни въ сандáлiя: и не облачи́тися въ двѣ́ ри́зѣ. И глагóлаше и́мъ: идѣ́же áще вни́дете въ дóмъ, тý пребывáйте, дóндеже изы́дете оттýду: и ели́цы áще не прiи́мутъ вы́, нижé послýшаютъ вáсъ, исходя́ще оттýду, оттряси́те прáхъ, и́же подъ ногáми вáшими, во свидѣ́телство и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, отрáднѣе бýдетъ Cодóмомъ и Гомóрромъ въ дéнь сýдный, нéже грáду томý.

И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября

Четверг

13 сентября ст.ст.

Поста нет

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Сщмч. Корнилия сотника (I). Мчч. Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мчч. Селевка и Стратоника (III). Мчч. Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Сщмч. Иулиана пресвитера (IV). Прп. Петра в Атрои (IX).

Вмц. Кетеваны, царицы Кахетинской (1624) (Груз.). Сщмчч. Стефана, Александра пресвитеров и Николая диакона (1937).

Послание к Коринфянам

Премýдрость же глагóлемъ въ совершéнныхъ, премýдрость же не вѣ́ка сегó, ни князéй вѣ́ка сегó престаю́щихъ, но глагóлемъ премýдрость Бóжiю, въ тáйнѣ сокровéнную, ю́же предустáви Бóгъ прéжде вѣ́къ въ слáву нáшу, ю́же никтóже от князéй вѣ́ка сегó разумѣ́: áще бо бы́ша разумѣ́ли, не бы́ша Гóспода слáвы рáспяли. Но я́коже éсть пи́сано: и́хже óко не ви́дѣ, и ýхо не слы́ша, и на сéрдце человѣ́ку не взыдóша, я́же уготóва Бóгъ лю́бящымъ егó.

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Евангелие от Матфея

И́же лю́битъ отцá или́ мáтерь пáче менé, нѣ́сть менé достóинъ: и и́же лю́битъ сы́на или́ дщéрь пáче менé, нѣ́сть менé достóинъ: и и́же не прiи́метъ крестá своегó и вслѣ́дъ менé грядéтъ, нѣ́сть менé достóинъ. Обрѣты́й дýшу свою́ погуби́тъ ю́: а и́же погуби́тъ дýшу свою́ менé рáди, обря́щетъ ю́.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Воздвижение Креста Господня

27 сентября

Пятница

14 сентября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Преставление свт. Иоанна Златоуста (407).

Леснинской (1683) иконы Божией Матери.

Послание к Коринфянам

Понéже бо въ премýдрости Бóжiей не разумѣ́ мíръ премýдростiю Бóга, благоизвóлилъ Бóгъ бýйствомъ прóповѣди спасти́ вѣ́рующихъ. Понéже и Иудéе знáменiя прóсятъ, и éллини премýдрости и́щутъ: мы́ же проповѣ́дуемъ Христá рáспята, Иудéемъ ýбо соблáзнъ, éллиномъ же безýмiе, самѣ́мъ же звáннымъ Иудéемъ же и éллиномъ Христá, Бóжiю си́лу и Бóжiю премýдрость.

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Евангелие от Иоанна

Бѣ́ же пятóкъ пáсцѣ, чáсъ же я́ко шесты́й. И глагóла Иудéомъ: сé, Цáрь вáшъ. Они́ же вопiя́ху: возми́, возми́, распни́ егó. Глагóла и́мъ пилáтъ: Царя́ ли вáшего распнý? Отвѣщáша архiерéе: не и́мамы царя́ тóкмо кéсаря. Тогдá ýбо предадé егó и́мъ, да рáспнется. Поéмше же Иисýса и ведóша: и нося́ крéстъ свои́, изы́де на глагóлемое лóбное мѣ́сто, éже глагóлется Еврéйски голгóѳа, идѣ́же пропя́ша егó, и съ ни́мъ и́на двá сю́ду и сю́ду, посредѣ́ же Иисýса. Написá же и ти́тла пилáтъ, и положи́ на крéстѣ́. Бѣ́ же напи́сано: Иисýсъ назоряни́нъ, Цáрь Иудéйскiй.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Святой великомученик Никита

28 сентября

Суббота

15 сентября ст.ст.

Поста нет

Попразднство Воздвижения Креста Господня. Вмч. Никиты (ок. 372). Обретение мощей свт. Акакия исповедника, еп. Мелитинского (III). Мчч. Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305-311). Мч. Порфирия (361). Обретение мощей первомч. архидиакона Стефана (415). Свт. Иосифа, еп. Алавердского (570) (Груз.). Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии (X).

Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937).

Новоникитской иконы Божией Матери (372).

Послание к Коринфянам

Сегó рáди послáхъ къ вáмъ тимоѳéа, и́же ми́ éсть чáдо возлю́блено и вѣ́рно о Гóсподѣ, и́же вáмъ воспомя́нетъ пути́ моя́, я́же о Христѣ́ Иисýсѣ, я́коже вездѣ́ и во вся́цѣй цéркви учý. Я́ко не грядýщу ми́ къ вáмъ, разгордѣ́шася нѣ́цыи: прiидý же скóро къ вáмъ, áще Госпóдь восхóщетъ, и уразумѣ́ю не слóво разгордѣ́вшихся, но си́лу: не въ словеси́ бо цáрство Бóжiе, но въ си́лѣ. Чтó хóщете? съ пáлицею ли прiидý къ вáмъ, или́ съ любóвiю и дýхомъ крóтости?

Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Евангелие от Матфея

И отвѣщáвъ Иисýсъ речé и́мъ: блюди́те, да никтóже вáсъ прельсти́тъ: мнóзи бо прiи́дутъ во и́мя моé, глагóлюще: áзъ éсмь Христóсъ: и мнóги прельстя́тъ. Услы́шати же и́мате брáни и слы́шанiя брáнемъ. Зри́те, не ужасáйтеся, подобáетъ бо всѣ́мъ си́мъ бы́ти: но не тогдá éсть кончи́на. Востáнетъ бо язы́къ на язы́къ, и цáрство на цáрство: и бýдутъ глáди и пáгубы и трýси по мѣ́стомъ: вся́ же сiя́ начáло болѣ́знемъ. Тогдá предадя́тъ вы́ въ скóрби и убiю́тъ вы́: и бýдете ненави́дими всѣ́ми язы́ки и́мене моегó рáди. И тогдá соблазня́тся мнóзи, и дрýгъ дрýга предадя́тъ, и возненави́дятъ дрýгъ дрýга: и мнóзи лжепрорóцы востáнутъ и прельстя́тъ мнóгiя: и за умножéнiе беззакóнiя, изся́кнетъ любы́ мнóгихъ. Претерпѣ́вый же до концá, тóй спасéтся.

Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.

Мысли святителя Феофана Затворника

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Любовь уничтожается беззакониями; чем больше грехов, тем меньше любви. Где все грехи, там не ищи любви. Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения не-любви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехолюбия.

Святая мученица Людмила Чешская

29 сентября

Воскресенье

16 сентября ст.ст.

Поста нет

Вмц. Евфимии всехвальной (304). Мц. Севастианы (ок. 86-96). Мц. Мелитины (ок. 138-161). Мчч. Виктора и Сосфена (ок. 304). Прп. Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мчч. братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808) (Груз.). Мц. Людмилы, кн. Чешской (927). Прп. Прокопия, игумена Сазавского (1053).

Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001). Свт. Киприана, митр. Московского, всея России чудотворца (1406). Свт. Фотия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431).

Прп. Кукши Одесского, исп. (1964). Сщмч. Григория пресвитера (1937). Сщмч. Сергия пресвитера (1942). Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

Второе послание к Коринфянам

Во всéмъ скорбя́ще, но не стужáюще си́: нечáеми, но не отчаявáеми: гони́ми, но не оставля́еми: низлагáеми, но не погибáюще: всегдá мéртвость Гóспода Иисýса въ тѣ́лѣ нося́ще, да и живóтъ Иисýсовъ въ тѣ́лѣ нáшемъ яви́тся. Присно бо мы́ живíи въ смéрть предаéмся Иисýса рáди, да и живóтъ Иисýсовъ яви́тся въ мéртвеннѣй плóти нáшей: тѣ́мже смéрть ýбо въ нáсъ дѣ́йствуетъ, а живóтъ въ вáсъ. Имýще же тóйже Дýхъ вѣ́ры, по пи́санному: вѣ́ровахъ, тѣ́мже возглагóлахъ: и мы́ вѣ́руемъ, тѣ́мже и глагóлемъ, вѣ́дяще, я́ко воздви́гiй Гóспода Иисýса, и нáсъ со Иисýсомъ воздви́гнетъ, и предпостáвитъ съ вáми.

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

Евангелие от Матфея

И вопроси́ еди́нъ от ни́хъ законоучи́тель, искушáя егó и глагóля: учи́телю, кáя зáповѣдь бóлши éсть въ закóнѣ? Иисýсъ же речé емý: возлю́биши Гóспода Бóга твоегó всѣ́мъ сéрдцемъ твои́мъ, и всéю душéю твоéю, и всéю мы́слiю твоéю: сiя́ éсть пéрвая и бóлшая зáповѣдь: вторáя же подóбна éй: возлю́биши и́скренняго твоегó я́ко сáмъ себé: въ сiю́ обою́ зáповѣдiю вéсь закóнъ и прорóцы ви́сятъ.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

 

Православие.ру