Седмица 16-я по Пятидесятнице. 11-17 ноября

Преподобномученица Анастасия Римлянка

11 ноября

Понедельник

29 октября по старому стилю

Поста нет

Прмц. Анастасии Римляныни(ок. 249-259). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (Евфимиана) (826).

Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077). Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Агломазовских: Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1930). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Мц. Анастасии (после 1937). Сщмч. Леонида пресвитера (1941).

Послание к Колоссянам

Никтóже вáсъ да прельщáетъ изволéннымъ емý смиреномýдрiемъ и слýжбою áнгеловъ, я́же не увѣ́дѣ учя́, въ тѣ́хъ ходя́, безъ умá дмя́ся от умá плóти своея́, а не держя́ главы́, изъ нея́же всé тѣ́ло, состáвы и соýзы подáемо и снéмлемо, расти́тъ возращéнiе Бóжiе. А́ще ýбо умрóсте со Христóмъ от стихíй мíра, почтó áки живýще въ мíрѣ стязáетеся?

Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений?

Евангелие от Луки

Наро́домъ же собира́ющымся нача́тъ глаго́лати: ро́дъ се́й лука́въ е́сть: зна́менiя и́щетъ, и зна́менiе не да́стся ему́, то́кмо зна́менiе Ио́ны проро́ка: я́коже бо бы́сть Ио́на зна́менiе Ниневи́томъ, та́ко бу́детъ и Сы́нъ человѣ́ческiй ро́ду сему́. Цари́ца ю́жская воста́нетъ на су́дъ съ му́жи ро́да сего́, и осу́дитъ и́хъ: я́ко прiи́де от коне́цъ земли́ слы́шати прему́дрость соломо́нову: и се́ мно́жае соломо́на здѣ́.

Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Апостол и евангелист Марк

12 ноября

Вторник

30 октября ст.ст.

Поста нет

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии Александрийской (ок. 250). Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии (285). Мц. Анастасии Солунской (III). Св. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.). Сщмч. Матфея диакона (1942). Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998). Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Послание к Колоссянам

А́ще ýбо воскреснýсте со Христóмъ, вы́шнихъ ищи́те, идѣ́же éсть Христóсъ о деснýю Бóга сѣдя́: гóрняя мýдрствуйте, а не земнáя. Умрóсте бо, и живóтъ вáшъ сокровéнъ éсть со Христóмъ въ Бóзѣ:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Евангелие от Луки

Свѣти́лникъ тѣ́лу éсть óко: егдá ýбо óко твоé прóсто бýдетъ, всé тѣ́ло твоé свѣ́тло бýдетъ: егдá же лукáво бýдетъ, и тѣ́ло твоé тéмно: блюди́ ýбо, едá свѣ́тъ, и́же въ тебѣ́, тмá éсть. А́ще бо тѣ́ло твоé всé свѣ́тло, не имы́й нѣ́кiя чáсти тéмны, бýдетъ свѣ́тло всé, я́коже егдá свѣти́лникъ блистáнiемъ просвѣщáетъ тя́.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров

13 ноября

Среда

31 октября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Прп. Мавры Константинопольской (V).

Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских (XII). Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917). Прмч. Леонида (1918). Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937). Прмч. Иннокентия (1938).

Послание к Колоссянам

Жены́, повинýйтеся свои́мъ мýжемъ, я́коже подобáетъ о Гóсподѣ. Мýжiе, люби́те жены́ вáшя, и не огорчáйтеся къ ни́мъ. Чáда, послýшайте роди́телей свои́хъ во всéмъ: сié бо угóдно éсть Гóсподеви. Отцы́, не раздрáжайте чáдъ вáшихъ, да не унывáютъ. Раби́, послýшайте по всемý плотски́хъ госпóдiй вáшихъ, не предъ очи́ма тóчiю рабóтающе áки человѣкоугóдницы, но въ простотѣ́ сéрдца, боя́щеся Бóга. И вся́ко, éже áще чтó творитé, от души́ дѣ́лайте, я́коже Гóсподу, а не человѣ́комъ, вѣ́дяще, я́ко от Гóспода прiи́мете воздая́нiе достоя́нiя: Гóсподу бо Христý рабóтаете.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

Евангелие от Луки

Но гóре вáмъ фарисéомъ, я́ко одеся́тствуете от мя́твы и пигáна и вся́каго зéлiя, и мимохóдите сýдъ и любóвь Бóжiю: сiя́ подобáше сотвори́ти, и óнѣхъ не оставля́ти. Гóре вáмъ фарисéомъ, я́ко лю́бите предсѣдáнiя на сóнмищехъ и цѣловáнiя на тóржищихъ. Гóре вáмъ, кни́жницы и фарисéе лицемѣ́ри, я́ко естé я́ко грóби невѣ́доми, и человѣ́цы ходя́щiи верхý не вѣ́дятъ.

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

Косма и Дамиан Асийские

14 ноября

Четверг

1 ноября ст.ст.

Поста нет

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их прп. Феодотии (III). Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305-311). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы (1937). Мч. Петра (1941).

Послание к Колоссянам

Въ моли́твѣ терпи́те, бóдрствующе въ нéй со благодарéнiемъ: моля́щеся и о нáсъ вкýпѣ, да Бóгъ отвéрзетъ нáмъ двéри слóва, проглагóлати тáйну Христóву, ея́же рáди и свя́занъ éсмь: да явлю́ ю́, я́коже подобáетъ ми́ глагóлати. Въ премýдрости ходи́те ко внѣ́шнимъ, врéмя искупýюще. Слóво вáше да бывáетъ всегдá во благодáти, сóлiю растворéно, вѣ́дѣти, кáко подобáетъ вáмъ еди́ному комýждо отвѣщавáти.

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

Евангелие от Луки

Гóре вáмъ, я́ко зи́ждете грóбы прорóкъ, отцы́ же вáши изби́ша и́хъ. У́бо свидѣ́телствуете и соблаговоли́те дѣлóмъ отéцъ вáшихъ: я́ко тíи ýбо изби́ша и́хъ, вы́ же зи́ждете и́хъ грóбы. Сегó рáди и премýдрость Бóжiя речé: послю́ въ ни́хъ {къ ни́мъ} прорóки и апóстолы, и от ни́хъ убiю́тъ и изженýтъ: да взы́щется крóвь всѣ́хъ прорóкъ, проливáемая от сложéнiя мíра, от рóда сегó, от крóве А́веля дáже до крóве захáрiи, поги́бшаго мéжду олтарéмъ и хрáмомъ: éй, глагóлю вáмъ, взы́щется от рóда сегó.

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

Пигасий Персидский

15 ноября

Пятница

2 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345). Прп. Маркиана Киринейского (388).

Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918). Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654-1655).

Послание к Колоссянам

Цѣлýетъ вы́ Аристáрхъ сплѣ́нникъ мóй, и мáрко Анепсíй Варнáвинъ, о нéмже прiя́сте зáповѣди: áще прiи́детъ къ вáмъ, прiими́те егó: и иисýсъ наречéнный Иýстъ, сýщiй от обрѣ́занiя: сíи еди́ни споспѣ́шницы во цáрство Бóжiе, и́же бы́ша ми́ утѣшéнiе. Цѣлýетъ вы́ епафрáсъ, и́же от вáсъ, рáбъ Иисýса Христá, всегдá подвизáяйся о вáсъ въ моли́твахъ, да бýдете совершéни и испóлнени во вся́цѣй вóли Бóжiей.

Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.

Евангелие от Луки

Ничтóже бо покровéно éсть, éже не откры́ется, и тáйно, éже не уразумѣ́ется: занé, ели́ка во тмѣ́ рѣ́сте, во свѣ́тѣ услы́шатся: и éже ко ýху глагóласте во хрáмѣхъ, проповѣ́стся на крóвѣхъ. Глагóлю же вáмъ другóмъ свои́мъ: не убóйтеся от убивáющихъ тѣ́ло и потóмъ не мóгущихъ ли́шше чтó сотвори́ти: сказýю же вáмъ, когó убóйтеся: убóйтеся имýщаго влáсть по убiéнiи воврещи́ въ дéбрь óгненную: éй, глагóлю вáмъ, тогó убóйтеся.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

Аифал, диакон Персидский

16 ноября

Суббота

3 ноября ст.ст.

Поста нет

Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона(IV). Обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).

Сщмч. Николая и мч. Павла (1918). Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937). Мц. Евдокии (1938). Сщмч. Сергия диакона (1942).

Второе послание к Коринфянам

Дерза́юще у́бо всегда́ и вѣ́дяще, я́ко живу́ще въ тѣ́лѣ отхо́димъ от Го́спода: вѣ́рою бо хо́димъ, а не видѣ́нiемъ: дерза́емъ же и благоволи́мъ па́че отити́ от тѣ́ла и вни́ти ко Го́споду: тѣ́мже и тщи́мся, а́ще входя́ще, а́ще отходя́ще, благоуго́дни ему́ бы́ти: всѣ́мъ бо яви́тися на́мъ подоба́етъ предъ суди́щемъ Христо́вымъ, да прiи́метъ кі́йждо, я́же съ тѣ́ломъ содѣ́ла, или́ бла́га, или́ зла́.

Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не ви́дением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

Евангелие от Луки

Созвáвъ же обанáдесяте, дадé и́мъ си́лу и влáсть на вся́ бѣ́сы, и недýги цѣли́ти: и послá и́хъ проповѣ́дати цáрствiе Бóжiе и исцѣли́ти боля́щыя. И речé къ ни́мъ: ничесóже возми́те на пýть: ни жезлá, ни пи́ры, ни хлѣ́ба, ни сребрá, ни по двѣмá ри́зама имѣ́ти: и въ óньже дóмъ вни́дете, тý пребывáйте и оттýду исходи́те: и ели́цы áще не прiéмлютъ вáсъ, исходя́ще от грáда тогó, и прáхъ от нóгъ вáшихъ оттряси́те, во свидѣ́телство на ня́.

Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

Преподобный Меркурий Киево-Печерский

17 ноября

Воскресенье

4 ноября ст.ст.

Поста нет

Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I).

Прп. Меркурия Печерского(XIV). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584). Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Св. Николая исп., пресвитера (1931). Прмц. Евгении (1935). Сщмч. Александра пресвитера (1937). Сщмч. Исмаила пресвитера (1941).

Послание к Галатам

Ели́цы хотя́тъ хвали́тися по плóти, сíи нýдятъ вы́ обрѣ́затися, тóчiю да не крéстá рáди Христóва гони́ми бýдутъ: ни бó обрѣ́зающiися сáми закóнъ храня́тъ, но хотя́тъ вáмъ обрѣ́зоватися, да въ вáшей плóти похвáлятся: мнѣ́ же да не бýдетъ хвали́тися, тóкмо о крéстѣ́ Гóспода нáшего Иисýса Христá, и́мже мнѣ́ мíръ распя́тся, и áзъ мíру. О Христѣ́ бо Иисýсѣ ни обрѣ́занiе чтó мóжетъ, ни необрѣ́занiе, но нóва твáрь.

Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Евангелие от Луки

И женá сýщи въ точéнiи крóве от двоюнáдесяте лѣ́ту, я́же врачéмъ издáвши всé имѣ́нiе, и не возмóже ни от еди́наго исцѣлѣ́ти: и пристýпльши созади́, коснýся крáя ри́зъ егó: и áбiе стá тóкъ крóве ея́. И речé Иисýсъ: ктó éсть коснýвыйся мнѣ́? Отметáющымся же всѣ́мъ, речé пéтръ и и́же съ ни́мъ: настáвниче, нарóди одержáтъ тя́ и гнѣтýтъ, и глагóлеши: ктó éсть коснýвыйся мнѣ́?.. Ви́дѣвши же женá, я́ко не утаи́ся, трепéщущи прiи́де, и пáдши предъ ни́мъ, ея́же рáди вины́ прикоснýся емý, повѣ́да емý предъ всѣ́ми людьми́, и я́ко исцѣлѣ́ áбiе.

И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне?.. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

 

Православие.ру