Седмица 16-я по Пятидесятнице. 30 сентября — 6 октября

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

30 сентября

Понедельник

17 сентября по старому стилю

Поста нет

Мцц. ВерыНадеждыЛюбови и матери их Софии (ок. 137). Мцц. Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных 151 (ок. 310).

Свт. Иоакима, патриарха Александрийского (1567). Прмчч. Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918). Прмц. Ирины (1931). Мч. Иоанна (1941). Прмц. Александры (1943).

Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.

Послание к Галатам

Мы́ же, брáтiе, по Исаáку обѣтовáнiя чáда есмы́. Но я́коже тогдá по плóти роди́выйся гоня́ше духóвнаго, тáко и ны́нѣ. Но чтó глагóлетъ писáнiе? Изжени́ рабý и сы́на ея́, не и́мать бо наслѣ́довати сы́нъ рабы́нинъ съ сы́номъ свобóдныя. Тѣ́мже, брáтiе, нѣ́смы рабы́нина чáда, но свобóдныя. Свобóдою ýбо, éюже Христóсъ нáсъ свободи́, стóйте, и не пáки подъ и́гомъ рабóты держи́теся.

Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Евангелие от Луки

Бы́сть же егда́ крести́шася вси́ лю́дiе, и Иису́су кре́щшуся и моля́щуся, отве́рзеся не́бо, и сни́де Ду́хъ святы́й тѣле́снымъ о́бразомъ, я́ко го́лубь, на́нь: и гла́съ съ небесе́ бы́сть, глаго́ля: ты́ еси́ Сы́нъ мо́й возлю́бленный, о тебѣ́ благоволи́хъ.

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Евфросиния Суздальская

1 октября

Вторник

18 сентября ст.ст.

Поста нет

Прп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мч. Кастора.

Прославление прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1698). Прп. Илариона Оптинского (1873). Мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (Груз.). Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937). Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.

Молченской (1405), именуемой "Целительница" (XVIII), и Старорусской икон Божией Матери.

Послание к Галатам

Вы́ бо на свобóду звáни бы́сте, брáтiе: тóчiю да не свобóда вáша въ винý плóти, но любо́вiю рабóтайте дрýгъ дрýгу. И́бо вéсъ закóнъ въ еди́нѣмъ словеси́ исполня́ется, во éже: возлю́биши бли́жняго твоегó я́коже себé. А́ще же дрýгъ дрýга угрызáете и снѣдáете, блюди́теся, да не дрýгъ от дрýга истреблéни бýдете. Глагóлю же: дýхомъ ходи́те, и пóхоти плотскíя не совершáйте: плóть бо похотствýетъ на дýха, дýхъ же на плóть: сiя́ же дрýгъ дрýгу проти́вятся, да не я́же хóщете, сiя́ творитé.

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Евангелие от Луки

И то́й бѣ́ Иису́съ я́ко лѣ́тъ три́десять начина́я, сы́й, я́ко мни́мь, Сы́нъ Ио́сифовъ, илі́евъ, Матѳа́товъ, Леві́инъ... Дави́довъ, Иессе́овъ, ови́довъ, воо́зовъ, Салмо́новъ... Ара́мовъ, Есро́мовъ, Фаре́совъ, Иу́динъ, Иа́ковль, Исаа́ковъ, Авраа́мовъ, Ѳа́ринъ... Си́ѳовъ, Ада́мовъ, Бо́жiй.

Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин... Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов... Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фарин... Сифов, Адамов, Божий.

Святой преподобный Алексий Зосимовский

2 октября

Среда

19 сентября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Мч. Зосимы пустынника (IV).

Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

Прп. Алексия Зосимовсого(1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Константина (1937). Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938).

Послание к Галатам

Не льсти́теся: Бóгъ поругáемь не бывáетъ. Е́же бо áще сѣ́етъ человѣ́къ, тóжде и пóжнетъ: я́ко сѣ́яй въ плóть свою́, от плóти пóжнетъ истлѣ́нiе: а сѣ́яй въ дýхъ, от дýха пóжнетъ живóтъ вѣ́чный. Дóброе же творя́ще, да не стужáемъ си́: во врéмя бо своé пóжнемъ, не ослабѣ́юще. Тѣ́мже ýбо, дóндеже врéмя и́мамы, да дѣ́лаимъ благóе ко всѣ́мъ, пáче же къ при́снымъ въ вѣ́рѣ.

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Евангелие от Луки

Иису́съ же испо́лнь Ду́ха свя́та возврати́ся от Иорда́на: и ведя́шеся Ду́хомъ въ пусты́ню, дні́й четы́ридесять искуша́емь от дiа́вола: и не я́стъ ничесо́же во дни́ ты́я: и сконча́вшымся и́мъ, послѣди́ взалка́. И рече́ ему́ дiа́волъ: а́ще Сы́нъ еси́ Бо́жiй, рцы́ ка́меневи сему́, да бу́детъ хлѣ́бъ. И отвѣща́ Иису́съ къ нему́, глаго́ля: пи́сано е́сть, я́ко не о хлѣ́бѣ еди́номъ жи́въ бу́детъ человѣ́къ, но о вся́комъ глаго́лѣ Бо́жiи.

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

Великомученик Евстафий Плакида

3 октября

Четверг

20 сентября ст.ст.

Поста нет

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118).

Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых. Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937).

Послание к Ефесянам

Благослове́нъ Бо́гъ и Оте́цъ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, благослови́вый на́съ вся́цѣмъ благослове́нiемъ духо́внымъ въ небе́сныхъ о Христѣ́, я́коже избра́ на́съ въ не́мъ пре́жде сложе́нiя мíра, бы́ти на́мъ святы́мъ и непоро́чнымъ предъ ни́мъ въ любви́, пре́жде наре́къ на́съ во усыновле́нiе Иису́съ Христо́мъ въ него́, по благоволе́нiю хотѣ́нiя своего́, въ похвалу́ сла́вы благода́ти своея́, е́юже облагода́ти́ на́съ о возлю́бленнѣмъ: о не́мже и́мамы избавле́нiе кро́вiю его́, и оставле́нiе прегрѣше́нiи, по бога́тству благода́ти его́, ю́же преумно́жилъ е́сть въ на́съ во вся́цѣй прему́дрости и ра́зумѣ, сказа́въ на́мъ та́йну во́ли своея́ по благоволе́нiю своему́, е́же пре́жде положи́ въ не́мъ.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем.

Евангелие от Луки

И прiи́де въ назарéтъ, идѣ́же бѣ́ воспитáнъ: и вни́де, по обы́чаю своемý, въ дéнь суббóтный въ сóнмище, и востá чести́. И дáша емý кни́гу Исáiи прорóка: и разгнýвъ кни́гу, обрѣ́те мѣ́сто, идѣ́же бѣ́ напи́сано: Дýхъ Госпóдень на мнѣ́: егóже рáди помáза мя́ благовѣсти́ти ни́щымъ, послá мя исцѣли́ти сокрушéнныя сéрдцемъ, проповѣ́дати плѣнéннымъ отпущéнiе и слѣпы́мъ прозрѣ́нiе, отпусти́ти сокрушéнныя во отрáду, проповѣ́дати лѣ́то Госпóдне прiя́тно. И согнýвъ кни́гу, отдáвъ слузѣ́, сѣ́де: и всѣ́мъ въ сóнмищи óчи бѣ́ху зря́ще нáнь.

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

4 октября

Пятница

21 сентября ст.ст.

Пища с растительным маслом


Отдание праздникаВоздвижения Животворящего Креста Господня.

Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска (IV). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730-735).

Прп. Даниила Шужгорского (XVI). Прп. Иосифа Заоникиевского (1612). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского(1752). Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918). Прмч. Маврикия и с ним мч. Василия (1937). Сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1942).

Послание к Ефесянам

Въ нéмже и наслѣ́дницы сотвори́хомся, прéжде наречéни бы́вше по прозрѣ́нiю Бóжiю вся́ дѣ́йствующаго по совѣ́ту вóли своея́, я́ко бы́ти нáмъ въ похвалéнiе слáвы егó, прéжде уповáвшымъ во Христá: въ нéмже и вы́, слы́шавше слóво и́стины, благовѣствовáнiе спасéнiя нáшего, въ нéмже и вѣ́ровавше знáменастеся Дýхомъ обѣтовáнiя святы́мъ, и́же éсть обручéнiе наслѣ́дiя нáшего, во избавлéнiе снабдѣ́нiя, въ похвалý слáвы егó.

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

Евангелие от Луки

Речé же: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко ни котóрый прорóкъ прiя́тенъ éсть во отéчествiи своéмъ: пои́стиннѣ же глагóлю вáмъ: мнóги вдови́цы бѣ́ша во дни́ илiины́ во Изрáили, егдá заключи́ся нéбо три́ лѣ́та и мéсяцъ шéсть, я́ко бы́сть глáдъ вели́къ по всéй земли́: и ни ко еди́ной и́хъ пóсланъ бы́сть илiá, тóкмо въ сарéпту Сидóнскую къ женѣ́ вдови́цѣ. И мнóзи прокажéни бѣ́ху при Елиссéи прорóцѣ во Изрáили: и ни еди́нъ же от ни́хъ очи́стися, тóкмо неемáнъ сирiани́нъ. И испóлнишася вси́ я́рости въ сóнмищи, слы́шавшiи сiя́: и востáвше изгнáша егó вóнъ изъ грáда, и ведóша егó до верхý горы́, на нéйже грáдъ и́хъ сóзданъ бя́ше, да бы́ша егó низри́нули: óнъ же прошéдъ посредѣ́ и́хъ, идя́ше.

И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

Пророк Иона

5 октября

Суббота

22 сентября ст.ст.

Поста нет

Прор. Ионы (VIII до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера, отца (IX) свв.Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI).

Прп. Ионы Яшезерского (1589-1592). Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Сщмч. Феодосия Бразского (1694) (Рум.). Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Собор Тульских святых. Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1930).

Послание к Коринфянам

Вся́ ми́ лѣ́ть сýть, но не вся́ на пóльзу: вся́ ми́ лѣ́ть сýть, но не вся́ назидáютъ. Никтóже своегó си да и́щетъ, но éже бли́жняго кíйждо. Всé, éже на тóржищи продаéмое, яди́те, ничтóже сумня́щеся, за сóвѣсть: Госпóдня бо земля́ и исполнéнiе ея́. А́ще ли ктó от невѣ́рныхъ призывáетъ вы́, и хóщете ити́, всé предлагáемое вáмъ яди́те, ничтóже сумня́щеся, за сóвѣсть. А́ще ли же ктó вáмъ речéтъ: сié идоложéртвенно éсть: не яди́те за óного повѣ́давшаго, и сóвѣсть: Госпóдня бо земля́ и исполнéнiе ея́.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.

Евангелие от Луки

И въ сóнмищи бѣ́ человѣ́къ имы́й дýха бѣ́са нечи́ста, и возопи́ глáсомъ вéлiимъ, глагóля: остáви, чтó нáмъ и тебѣ́, Иисýсе назаря́нине, пришéлъ еси́ погуби́ти нáсъ: вѣ́мъ тя́, ктó еси́, святы́й Бóжiй. И запрети́ емý Иисýсъ, глагóля: премолчи́ и изы́ди изъ негó. И повéргъ егó бѣ́съ посредѣ́, изы́де изъ негó, никáкоже вреди́въ егó. И бы́сть ýжасъ на всѣ́хъ, и стязáхуся, дрýгъ ко дрýгу глагóлюще: чтó слóво сié, я́ко влáстiю и си́лою вели́тъ нечи́стымъ духовóмъ, и исхóдятъ?

Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Иоанн Предтеча

6 октября

Воскресенье

23 сентября ст.ст.

Поста нет

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прпп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX).

Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).

Словенской иконы Божией Матери (1635).

Второе послание к Коринфянам

Ни еди́но ни въ чéмже даю́ще претыкáнiе, да служéнiе безпорóчно бýдетъ, но во всéмъ представля́юще себé я́коже Бóжiя слуги́, въ терпѣ́нiи мнóзѣ, въ скóрбехъ, въ бѣдáхъ, въ тѣснотáхъ, въ рáнахъ, въ темни́цахъ, въ нестроéнiихъ, въ трудѣ́хъ, во бдѣ́нiихъ, въ пощéнiихъ, во очищéнiи, въ рáзумѣ, въ долготерпѣ́нiи, въ блáгости, въ Дýсѣ святѣ, въ любви́ нелицемѣ́рнѣ, въ словеси́ и́стины, въ си́лѣ Бóжiей, орýжiи прáвды десны́ми и шýими, слáвою и безчéстiемъ, гаждéнiемъ и благохвалéнiемъ.

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах.

Евангелие от Луки

Влѣ́зъ же въ еди́нъ от кораблю́, и́же бѣ́ Си́моновъ, моли́ его́ от земли́ отступи́ти ма́ло: и сѣ́дъ уча́ше изъ корабля́ наро́ды. Я́коже преста́ глаго́ля, рече́ къ Си́мону: поступи́ во глубину́, и вве́рзите мре́жи ва́шя въ лови́тву. И отвѣща́въ Си́монъ рече́ ему́: наста́вниче, объ но́щь всю́ тру́ждшеся, ничесо́же я́хомъ: по глаго́лу же твоему́ вве́ргу мре́жу. И се́ сотво́рше, я́ша мно́жество ры́бъ мно́го: протерза́шеся же мре́жа и́хъ.

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

 

Православие.ру