Седмица 21-я по Пятидесятнице. 4-10 ноября

Казанская икона Божией Матери

4 ноября

Понедельник

22 октября по старому стилю

Поста нет

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.

Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408-450). Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II-III).

Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины (1937). Сщмчч. Николая, Николая пресвитера и прмч. Григория (1937). Обретение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012). Андрониковской (1281-1332) и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.

Послание к Филиппийцам

Сié бо да мýдрствуется въ вáсъ, éже и во Христѣ́ Иисýсѣ: и́же, во о́бразѣ Бóжiи сы́й, не восхищéнiемъ непщевá бы́ти рáвенъ Бóгу: но себé умáлилъ, зрáкъ рабá прiи́мъ, въ подóбiи человѣ́честѣмъ бы́въ, и о́бразомъ обрѣ́теся я́коже человѣ́къ: смири́лъ себé, послушли́въ бы́въ дáже до смéрти, смéрти же крéстныя. Тѣ́мже и Бóгъ егó превознесé и даровá емý и́мя, éже пáче вся́каго и́мене, да о и́мени Иисýсовѣ вся́ко колѣ́но поклони́тся небéсныхъ и земны́хъ и преиспóднихъ, и вся́къ язы́къ исповѣ́сть, я́ко Госпóдь Иисýсъ Христóсъ въ слáву Бóга Отцá.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангелие от Луки

Бы́сть же ходя́щымъ и́мъ, и сáмъ вни́де въ вéсь нѣ́кую: женá же нѣ́кая и́менемъ мáрѳа прiя́тъ егó въ дóмъ свóй. И сестрá éй бѣ́ нарицáемая Марíа, я́же и сѣ́дши при ногý Иисýсову, слы́шаше слóво егó. Мáрѳа же мóлвяше о мнóзѣ слýжбѣ, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжетъ. Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé éй: мáрѳо, мáрѳо, печéшися, и мóлвиши о мнóзѣ, еди́но же éсть на потрéбу: Марíа же благýю чáсть избрá, я́же не отъи́мется от нея́.

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Святой апостол Иаков, брат Господень

5 ноября

Вторник

23 октября ст.ст.

Поста нет

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878).

Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250). Прп. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937). Прмц. Евфросинии (1942).

Послание к Филиппийцам

Не я́ко по скýдости глагóлю: áзъ бо навыкóхъ, въ ни́хже éсмь, довóленъ бы́ти: вѣ́мъ и смири́тися, вѣ́мъ и избы́точествовати: во всéмъ и во всѣ́хъ навыкóхъ, и насыщáтися и алкáти, и избы́точествовати и лишáтися. Вся́ могý о укрѣпля́ющемъ мя́ Иисýсѣ Христѣ́.

Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Евангелие от Луки

И́ обра́щься ко ученико́мъ, рече́: вся́ мнѣ́ предана́ бы́ша от Отца́ моего́: и никто́же вѣ́сть, кто́ е́сть Сы́нъ, то́кмо Оте́цъ: и кто́ е́сть Оте́цъ, то́кмо Сы́нъ, и ему́же а́ще хо́щетъ Сы́нъ откры́ти. И́ обра́щься ко ученико́мъ, еди́нъ рече́: блаже́ни о́чи ви́дящiи, я́же ви́дите: глаго́лю бо ва́мъ, я́ко мно́зи проро́цы и ца́рiе восхотѣ́ша ви́дѣти, я́же вы́ ви́дите, и не ви́дѣша: и слы́шати, я́же слы́шите, и не слы́шаша.

И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

6 ноября

Среда

24 октября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы (1833). Блж. Елезвоя (Калеба), царя Ефиопского (553-555). Мц. Синклитикии и двух дщерей ее (VI).

Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII-XIII), затворников Печерских. Свт. Афанасия, Патриарха Цареградского (после 1311). Прп. Георгия (1959). Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия (1918). Прп. Арефы исп. (1932). Сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1938).

Послание к Колоссянам

И вáсъ, иногдá сýщихъ отчуждéнныхъ и врагóвъ помышлéньми въ дѣ́лѣхъ лукáвыхъ, ны́нѣ же примири́ въ тѣ́лѣ плóти егó смéртiю егó, предстáвити вáсъ святы́хъ и непорóчныхъ и непови́нныхъ предъ собóю, áще ýбо пребывáете въ вѣ́рѣ основáни и твéрди, и неподви́жими от уповáнiя благовѣствовáнiя, éже слы́шасте, проповѣ́данное всéй твáри поднебéснѣй, емýже бы́хъ áзъ пáвелъ служи́тель.

И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Евангелие от Луки

И áзъ вáмъ глагóлю: проси́те, и дáстся вáмъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отвéрзется вáмъ: вся́къ бо прося́й прiéмлетъ, и ищя́й обрѣтáетъ, и толкýщему отвéрзется. Котóраго же вáсъ отцá воспрóситъ сы́нъ хлѣ́ба, едá кáмень подáстъ емý? или́ ры́бы, едá въ ры́бы мѣ́сто змiю́ подáстъ емý? или́ áще попрóситъ яицá, едá подáстъ емý скóрпiю? А́ще ýбо вы́ зли́ сýще, умѣ́ете дая́нiя блáга дая́ти чáдомъ вáшымъ, кóльми пáче Отéцъ, и́же съ небесé, дáстъ Дýха святáго прося́щымъ у негó?

И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Мученик Маркиан Константинопольский

7 ноября

Четверг

25 октября ст.ст.

Поста нет

Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355). Прав. Тавифы (I). Мч. Анастасия (III).

Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских (XIII-XIV). Прп. Матроны исп (1963).

Послание к Колоссянам

Ны́нѣ рáдуюся во страдáнiихъ мои́хъ о вáсъ, я́ко исполня́ю лишéнiе скорбéй Христóвыхъ во плóти моéй за тѣ́ло егó, éже éсть цéрковь, éйже бы́хъ áзъ служи́тель по смотрéнiю Бóжiю, дáнному мнѣ́ въ вáсъ, испóлнити слóво Бóжiе, тáйну сокровéнную от вѣ́къ и от родóвъ: ны́нѣ же яви́ся святы́мъ егó, и́мже восхотѣ́ Бóгъ сказáти, кóе богáтство слáвы тáйны сея́ во язы́цѣхъ, и́же éсть Христóсъ въ вáсъ, уповáнiе слáвы, егóже мы́ проповѣ́дуемъ.

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем.

Евангелие от Луки

Нѣ́цыи же от ни́хъ рѣ́ша: о веельзевýлѣ кня́зи бѣсóвстѣмъ изгóнитъ бѣ́сы. Друзíи же искушáюще, знáменiя от негó искáху съ небесé. О́нъ же вѣ́дый помышлéнiя и́хъ, речé и́мъ: вся́ко цáрство самó въ себѣ́ раздѣля́яся, запустѣ́етъ: и дóмъ на дóмъ, пáдаетъ. А́ще же и сатанá сáмъ въ себѣ́ раздѣли́ся, кáко стáнетъ цáрство егó.

Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его?

Великомученик Димитрий Солунский

8 ноября

Пятница

26 октября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Мч. Луппа (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде (740). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814).

Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского (1482). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Послание к Колоссянам

Сié же глагóлю, да никтóже вáсъ прельсти́тъ въ словопрѣ́нiи: áще бо и плóтiю отстою́, но дýхомъ съ вáми éсмь, рáдуяся и ви́дя вáшъ чи́нъ и утверждéнiе вáшея вѣ́ры, я́же во Христá. Я́коже ýбо прiя́сте Христá Иисýса Гóспода, тáкожде въ нéмъ ходи́те, укоренéни и наздáни въ нéмъ и извѣ́ствовани вѣ́рою, я́коже научи́стеся, избы́точествующе въ нéй благодарéнiемъ.

Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́те в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.

Евангелие от Луки

И́же нѣ́сть со мнóю, на мя́ éсть: и и́же не собирáетъ со мнóю, расточáетъ. Егдá же нечи́стый дýхъ изы́детъ от человѣ́ка, прехóдитъ сквозѣ́ безвóдная мѣ́ста, ищя́ покóя: и не обрѣтáя, глагóлетъ: возвращýся въ дóмъ мóй, отню́дуже изыдóхъ. И пришéдъ обря́щетъ и́ пометéнъ и укрáшенъ: тогдá и́детъ и пóйметъ сéдмь други́хъ духóвъ гóршихъ себé, и вшéдше живýтъ тý: и бывáютъ послѣ́дняя человѣ́ку томý гóрша пéрвыхъ.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

Мученик Нестор

9 ноября

Суббота

27 октября ст.ст.

Поста нет

Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Прп. Нестора Летописца (1114), Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним (304).

Нестора Некнижного, Печерского (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Прмч. Сергия (1942).

Второе послание к Коринфянам

Но дáже до днéсь, внегдá чтéтся Моисéй, покрывáло на сéрдцѣ и́хъ лежи́тъ: внегдá же обратя́тся ко Гóсподу, взимáется покрывáло. Госпóдь же Дýхъ éсть: а идѣ́же Дýхъ Госпóдень, тý свобóда. Мы́ же вси́ откровéннымъ лицéмъ слáву Госпóдню взирáюще, въ тóйже о́бразъ преобразýемся от слáвы въ слáву, я́коже от Госпóдня Дýха.

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Евангелие от Луки

Никтóже ýбо свѣти́лника вжéгъ, покрывáетъ егó сосýдомъ, или́ подъ óдръ подлагáетъ: но на свѣ́щникъ возлагáетъ, да входя́щiи ви́дятъ свѣ́тъ. Нѣ́сть бо тáйно, éже не я́влено бýдетъ: нижé утаéно, éже не познáется и въ явлéнiе прiи́детъ. Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáстся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́тся имѣ́я, вóзмется от негó.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

10 ноября

Воскресенье

28 октября ст.ст.

Поста нет

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, Евникии (ок. 249-250). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, Патриарха Иерусалимского (363). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (587) (Груз.). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI).

Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709). Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Прп. Арсения Каппадокийского (1924). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).

Послание к Галатам

А́ще ли, и́щуще оправди́тися о Христѣ́, обрѣтóхомся и сáми грѣ́шницы, Христóсъ ýбо грѣхý ли служи́тель? Да не бýдетъ. А́ще бо, я́же разори́хъ, сiя́ пáки созидáю, престýпника себé представля́ю. А́зъ бо закóномъ закóну умрóхъ, да богови жи́въ бýду. Христóви сраспя́хся: живý же не ктомý áзъ, но живéтъ во мнѣ́ Христóсъ. А éже ны́нѣ живý во плóти, вѣ́рою живý Сы́на Бóжiя, возлюби́вшаго менé и предáвшаго себé по мнѣ́.

Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Евангелие от Луки

Повелѣ́ бо дýхови нечи́стому изы́ти от человѣ́ка: от мнóгихъ бо лѣ́тъ восхищáше егó: и вя́заху егó ýзы желѣ́зны и пýты, стрегýще егó: и растерзáя ýзы, гони́мь бывáше бѣ́сомъ сквозѣ́ пусты́ни. Вопроси́ же егó Иисýсъ, глагóля: чтó ти́ éсть и́мя? О́нъ же речé: легеóнъ: я́ко бѣ́си мнóзи внидóша вóнь. И моля́ху егó, да не повели́тъ и́мъ въ бéздну ити́. Бѣ́ же тý стáдо свинéй мнóго пасóмо въ горѣ́: и моля́ху егó, да повели́тъ и́мъ въ ты́ вни́ти. И повелѣ́ и́мъ.

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

 

Православие.ру