Седмица 24-я по Пятидесятнице. 25 ноября — 1 декабря

Иоанн Милостивый Александрийский

25 ноября

Понедельник

12 ноября по старому стилю

Поста нет

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского(616-620). Прп. Нила постника (V). Прор. Ахии (960 до Р.Х.). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Сщмч. Александра пресвитера (1918). Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937). Иконы Божией Матери "Милостивая".

Первое послание к Фессалоникийцам

Сегó рáди и áзъ ктомý не терпя́, послáхъ разумѣ́ти вѣ́ру вáшу, да не кáко искуси́лъ вы́ искушáяй, и вотщé бýдетъ трýдъ нáшъ. Ны́нѣ же пришéдшу тимоѳéю къ нáмъ от вáсъ и благовѣсти́вшу нáмъ вѣ́ру вáшу и любо́вь, и я́ко и́мате пáмять о нáсъ блáгу, всегдá желáюще нáсъ ви́дѣти, я́коже и мы́ вáсъ: сегó рáди утѣ́шихомся, брáтiе, о вáсъ, во вся́кой скóрби и нуждѣ́ нáшей, вáшею вѣ́рою: я́ко мы́ ны́нѣ жи́ви есмы́, áще вы́ стои́те о Гóсподѣ.

Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Евангелие от Луки

Глагóлаше же и ко звáвшему егó: егдá сотвори́ши обѣ́дъ или́ вéчерю, не зови́ другóвъ твои́хъ, ни брáтiи твоея́, ни срóдникъ твои́хъ, ни сосѣ́дъ богáтыхъ: едá когдá и тíи тя́ тáкожде воззовýтъ, и бýдетъ ти́ воздая́нiе. Но егдá твори́ши пи́ръ, зови́ ни́щыя, маломóщныя, хромы́я, слѣпы́я: и блажéнъ бýдеши, я́ко не и́мутъ ти́ чтó воздáти: воздáстъ же ти́ ся́ въ воскрешéнiе прáведныхъ.

Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Иоанн Златоуст

26 ноября

Вторник

13 ноября ст.ст.

Поста нет

Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского(407). Мц. Манефы (307-308). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (308).

Послание к Евреям

Тако́въ бо на́мъ подоба́ше архiере́й: преподо́бенъ, незло́бивъ, безскве́рненъ, отлуче́нъ от грѣ́шникъ и вы́шше небе́съ бы́вый, и́же не и́мать по вся́ дни́ ну́жды, я́коже первосвяще́нницы, пре́жде о свои́хъ грѣсѣ́хъ же́ртвы приноси́ти, пото́мъ же о людски́хъ: сiе́ бо сотвори́ еди́ною, себе́ прине́съ. Зако́нъ бо человѣ́ки поставля́етъ первосвяще́нники, иму́щыя не́мощь: сло́во же кля́твенное, е́же по зако́нѣ, Сы́на во вѣ́ки соверше́нна.

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Евангелие от Иоанна

А́зъ е́смь па́стырь до́брый: па́стырь до́брый ду́шу свою́ полага́етъ за о́вцы: а нае́мникъ, и́же нѣ́сть па́стырь, ему́же не су́ть о́вцы своя́, ви́дитъ во́лка гряду́ща, и оставля́етъ о́вцы, и бѣ́гаетъ: и во́лкъ расхи́титъ и́хъ, и распу́дитъ о́вцы: а нае́мникъ бѣжи́тъ, я́ко нае́мникъ е́сть, и неради́тъ о овца́хъ. А́зъ е́смь па́стырь до́брый: и зна́ю моя́, и зна́ютъ мя́ моя́.

А́зъ е́смь па́стырь до́брый: па́стырь до́брый ду́шу свою́ полага́етъ за о́вцы: а нае́мникъ, и́же нѣ́сть па́стырь, ему́же не су́ть о́вцы своя́, ви́дитъ во́лка гряду́ща, и оставля́етъ о́вцы, и бѣ́гаетъ: и во́лкъ расхи́титъ и́хъ, и распу́дитъ о́вцы: а нае́мникъ бѣжи́тъ, я́ко нае́мникъ е́сть, и неради́тъ о овца́хъ. А́зъ е́смь па́стырь до́брый: и зна́ю моя́, и зна́ютъ мя́ моя́.

Святой апостол Филипп

27 ноября

Среда

14 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Апостола Филиппа (ок. 81-96). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548).

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Сщмчч. Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937). Сщмч. Феодора пресвитера (1940). Сщмч. Сергия пресвитера (1941).

Первое послание к Фессалоникийцам

Сiя́ бо éсть вóля Бóжiя, свя́тость вáша, храни́ти себé самѣ́хъ от блудá, и вѣ́дѣти комýждо от вáсъ свóй сосýдъ стяжавáти во святы́ни и чéсти, а не въ стрáсти пóхотнѣй, я́коже и язы́цы не вѣ́дящiи Бóга, и éже не преступáти и лихои́мствовати въ вéщи брáта своегó: занé мсти́тель éсть Госпóдь о всѣ́хъ си́хъ, я́коже и прéжде рекóхомъ къ вáмъ и засвидѣ́телствовахомъ. Не призвá бо нáсъ Бóгъ на нечистотý, но во свя́тость.

Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Евангелие от Луки

Или́ кáя женá имýщи дéсять дрáхмъ, áще погуби́тъ дрáхму еди́ну, не вжигáетъ ли свѣти́лника, и пометéтъ хрáмину, и и́щетъ прилѣ́жно, дóндеже обря́щетъ? И обрѣ́тши созывáетъ други́ни и сосѣ́ды, глагóлющи: рáдуйтеся со мнóю, я́ко обрѣтóхъ дрáхму поги́бшую. Тáко, глагóлю вáмъ, рáдость бывáетъ предъ áнгелы Бóжiими о еди́номъ грѣ́шницѣ кáющемся.

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Преподобный Паисий Величковский

28 ноября

Четверг

15 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Мч. Димитрия (ок. 307). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (IV).

Прп. Паисия Величковского(1794). Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937).

Купятицкой иконы Божией Матери (1180).

Первое послание к Фессалоникийцам

А о лѣ́тѣхъ и о временѣ́хъ, брáтiе, не трéбѣ éсть вáмъ писáти, сáми бо вы́ извѣ́стно вѣ́сте, я́ко дéнь Госпóдень, я́коже тáть въ нощи́, тáко прiи́детъ. Егдá бо рекýтъ: ми́ръ и утверждéнiе, тогдá внезáпу нападéтъ на ни́хъ всегуби́телство, я́коже болѣ́знь во чрéвѣ имýщей, и не и́мутъ избѣжáти. Вы́ же, брáтiе, нѣ́сте во тмѣ́, да дéнь вáсъ я́коже тáть пости́гнетъ: вси́ бо вы́ сы́нове свѣ́та естé: и сы́нове днé: нѣ́смы нóщи, нижé тмы́. Тѣ́мже ýбо да не спи́мъ, я́коже и прóчiи, но да бóдрствуимъ и трезви́мся.

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

Евангелие от Луки

Глагóлаше же ко ученикóмъ свои́мъ: человѣ́къ нѣ́кiй бѣ́ богáтъ, и́же имя́ше пристáвника: и тóй оклеветáнъ бы́сть къ немý, я́ко расточáетъ имѣ́нiя егó. И пригласи́въ егó речé емý: чтó сé слы́шу о тебѣ́? воздáждь отвѣ́тъ о приставлéнiи домóвнѣмъ: не возмóжеши бо ктомý дóму стрóити. Речé же въ себѣ́ пристáвникъ дóму: чтó сотворю́, я́ко госпóдь мóй отъéмлетъ строéнiе дóму от менé? копáти не могý, проси́ти стыжýся: разумѣ́хъ, чтó сотворю́, да егдá отстáвленъ бýду от строéнiя дóму, прiи́мутъ мя́ въ дóмы своя́.

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

Евангелист Матфей

29 ноября

Пятница

16 ноября ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Апостола и евангелиста Матфея(60). Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во св. Крещении Матфея (I). Сщмч. Филумена Святогробца (1979) (Иерус.). Сщмч. Феодора пресвитера и с ним мчч. Анании и Михаила (1929). Сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров (1937). Прмч. Пантелеимона (1937). Мч. Димитрия (1938).

Первое послание к Фессалоникийцам

Сегó рáди утѣшáйте дрýгъ дрýга, и созидáйте кíйждо бли́жняго, я́коже и творитé. Мóлимъ же вы́, брáтiе, знáйте труждáющихся у вáсъ, и настоя́телей вáшихъ о Гóсподѣ, и наказýющихъ вы́, и имѣ́йте и́хъ по преизли́ха въ любви́ за дѣ́ло и́хъ: ми́рствуйте въ себѣ́.

Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

Евангелие от Луки

Речé же ко ученикóмъ свои́мъ: не возмóжно éсть не прiити́ соблáзномъ, гóре же, егóже рáди прихóдятъ: ýнѣе емý бы́ло бы, áще жернóвъ осéлскiй облежáлъ бы о вы́и егó, и ввéрженъ въ мóре, нéже да соблазни́тъ от мáлыхъ си́хъ еди́наго. Внемли́те себѣ́. А́ще согрѣши́тъ къ тебѣ́ брáтъ твóй, запрети́ емý: и áще покáется, остáви емý: и áще седми́щи на дéнь согрѣши́тъ къ тебѣ́, и седми́щи на дéнь обрати́тся, глагóля: кáюся: остáви емý.

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.

Преподобный Никон

30 ноября

Суббота

17 ноября ст.ст.

Разрешается рыба

Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266-270). Мчч. Ацискла и Виктории, Кордубских (IV). Прп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.).

Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия(1426). Прп. Севастиана Джексонского (1940) (Серб.).

Второе послание к Коринфянам

О, да бы́сте мáло потерпѣ́ли безýмiю моемý! Но и потерпи́те мя́. Ревнýю бо по вáсъ Бóжiею рéвностiю: обручи́хъ бо вáсъ еди́ному мýжу дѣ́ву чи́сту предстáвити Христóви. Бою́ся же, да не кáко, я́коже змíй Е́ву прельсти́ лукáвствомъ свои́мъ, тáко истлѣ́ютъ и рáзумы вáши от простоты́, я́же о Христѣ́.

О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

Евангелие от Луки

Речé же ко другóму: ходи́ вслѣ́дъ менé. О́нъ же речé: Гóсподи, повели́ ми́, да шéдъ прéжде погребý отцá моегó. Речé же емý Иисýсъ: остáви мéртвыя погребсти́ своя́ мертвецы́: ты́ же шéдъ возвѣщáй цáрствiе Бóжiе. Речé же и другíй: идý по тебѣ́, Гóсподи: прéжде же повели́ ми́ отвѣщáтися, и́же сýть въ домý моéмъ. Речé же къ немý Иисýсъ: никтóже возлóжь рýку свою́ на рáло и зря́ вспя́ть, упрáвленъ éсть въ цáрствiи Бóжiи.

А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Мученик Платон Анкирский

1 декабря

Воскресенье

18 ноября ст.ст.

Разрешается рыба

Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Мчч. Закхея, диакона Гадаринской Церкви, и Алфея, чтеца в Кесарии Палестинской (303). Собор святых Эстонской земли.

Св. Николая исп., пресвитера (1948).

Послание к Ефесянам

Тѣ́мже ýбо ктомý нѣ́сте стрáнни и пришéлцы, но сожи́теле святы́мъ и при́снiи Бóгу, наздáни бы́вше на основáнiи апóстолъ и прорóкъ, сýщу краеугóлну самомý Иисýсу Христý, о нéмже вся́ко создáнiе составля́емо растéтъ въ цéрковь святýю о Гóсподѣ: о нéмже и вы́ созидáетеся въ жили́ще Бóжiе Дýхомъ.

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Евангелие от Луки

Речé же при́тчу къ ни́мъ, глагóля: человѣ́ку нѣ́коему богáту угобзи́ся ни́ва: и мы́сляше въ себѣ́, глагóля: чтó сотворю́, я́ко не и́мамъ гдѣ́ собрáти плодóвъ мои́хъ? И речé: сé сотворю́: разорю́ жи́тницы моя́, и бóлшыя сози́жду, и соберý тý вся́ жи́та моя́ и благáя моя́: и рекý души́ моéй: душé, и́маши мнóга блáга, лежáща на лѣ́та мнóга: почивáй, я́ждь, пíй, весели́ся.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

 

Православие.ру