Седмица 26-я по Пятидесятнице. 9-15 декабря

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

9 декабря

Понедельник

26 ноября по старому стилю

Монастырский устав: горячая пища без масла

Прп. Иакова отшельника Сирийского (457). Прп. Стилиана Пафлагонского (V-VI). Прп. Алипия столпника (640).

Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051-1054). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского(1731). Сщмчч. Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона (1937). Мч. Петра (после 1937).

Первое послание к Тимофею

Конéцъ же завѣщáнiя éсть любы́ от чи́ста сéрдца и сóвѣсти благíя и вѣ́ры нелицемѣ́рныя, въ ни́хже нѣ́цыи погрѣши́вше, уклони́шася въ суеслóвiя, хотя́ще бы́ти законоучи́теле, не разумѣ́юще ни я́же глагóлютъ, ни о ни́хже утверждáютъ.

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Евангелие от Луки

И я́ко прибли́жися, ви́дѣвъ гра́дъ, пла́кася о не́мъ, глаго́ля: я́ко а́ще бы разумѣ́лъ и ты́, въ де́нь се́й тво́й, е́же къ смире́нiю твоему́: ны́нѣ же скры́ся от о́чiю твое́ю: я́ко прiи́дутъ дні́е на тя́, и обложа́тъ врази́ твои́ остро́гъ о тебѣ́, и обы́дутъ тя́, и объи́мутъ тя́ отвсю́ду, и разбiю́тъ тя́ и ча́да твоя́ въ тебѣ́, и не оста́вятъ ка́мень на ка́мени въ тебѣ́: поне́же не разумѣ́лъ еси́ вре́мене посѣще́нiя твоего́.

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.

Икона Божией Матери Знамение

10 декабря

Вторник

27 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII).

Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937).

Первое послание к Тимофею

Вѣ́мы же, я́ко дóбръ закóнъ éсть, áще ктó егó закóннѣ твори́тъ, вѣ́дый сié, я́ко прáведнику закóнъ не лежи́тъ, но беззакóннымъ и непокори́вымъ, нечести́вымъ же и грѣ́шникомъ, непрáведнымъ и сквéрнымъ, отцá и мáтере досади́телемъ, мужеубíйцамъ, блудникóмъ, мужелóжникомъ, разбóйникомъ, клеветникóмъ, скотолóжникомъ, лжи́вымъ, клятвопрестýпникомъ, и áще чтó и́но здрáвому учéнiю проти́вится, по благовѣ́стiю слáвы блажéннаго Бóга, éже мнѣ́ увѣ́рено бы́сть.

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Евангелие от Луки

И вше́дъ въ це́рковь, нача́тъ изгони́ти продаю́щыя въ не́й и купу́ющыя, глаго́ля и́мъ: пи́сано е́сть: до́мъ мо́й до́мъ моли́твы е́сть: вы́ же сотвори́сте его́ пеще́ру разбо́йникомъ. И бѣ́ учя́ по вся́ дни́ въ це́ркви. Архiере́е же и кни́жницы иска́ху его́ погуби́ти, и старѣ́йшины лю́демъ. И не обрѣта́ху, что́ бы сотвори́ли ему́: лю́дiе бо вси́ держа́хуся его́, послу́шающе его́.

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

11 декабря

Среда

28 ноября ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII).

Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394). Сщмч. митрополита Серафима (1937). Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей прп. Сергия, исп (2000).

Первое послание к Тимофею

Жена́ въ безмо́лвiи да учи́тся со вся́кимъ покоре́нiемъ: женѣ́ же учи́ти не повелѣва́ю, ниже́ владѣ́ти му́жемъ, но бы́ти въ безмо́лвiи. Ада́мъ бо пре́жде со́зданъ бы́сть, пото́мъ же е́ва: и Ада́мъ не прельсти́ся, жена́ же прельсти́вшися, въ преступле́нiи бы́сть: спасе́тся же чадоро́дiя ра́ди, а́ще пребу́детъ въ вѣ́рѣ и любви́ и во святы́ни съ цѣлому́дрiемъ.

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Евангелие от Луки

Отвѣща́въ же рече́ къ ни́мъ: вопрошу́ вы и а́зъ еди́наго словесе́, и рцы́те ми́: креще́нiе Иоа́нново съ небесе́ ли бѣ́, или́ от человѣ́къ? Они́ же помышля́ху въ себѣ́, глаго́люще, я́ко а́ще рече́мъ: съ небесе́, рече́тъ: почто́ у́бо не вѣ́ровасте ему́? а́ще ли же рече́мъ: от человѣ́къ, вси́ лю́дiе ка́менiемъ побiю́тъ ны́: извѣ́стно бо бѣ́ о Иоа́ннѣ, я́ко проро́къ бѣ́. И отвѣща́ша: не вѣ́мы отку́ду. Иису́съ же рече́ и́мъ: ни а́зъ глаго́лю ва́мъ, ко́ею о́бластiю сiя́ творю́.

Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Преподобный Акакий Синайский

12 декабря

Четверг

29 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI). Сщмч. Сатурнина, первого епископа Тулузскогою (III) Сщмч. Авива, еп. Некресского (ок. 552-560) (Груз.). Свт. Мардария (1935) (Серб.).

Прп. Нектария Печерского (XII). Сщмч. Сергия пресвитера (1941).

Первое послание к Тимофею

Подобáетъ ýбо епи́скопу бы́ти непорóчну, еди́ныя жены́ мýжу, трéзвену, цѣломýдру, благоговѣ́йну, чéстну, страннолюби́ву, учи́телну, не пiя́ницѣ, не бíйцѣ, не сварли́ву, не мшелои́мцу, но крóтку, не зави́стливу, не сребролю́бцу, свóй дóмъ дóбрѣ прáвящу, чáда имýщу въ послушáнiи со вся́кою чистотóю: áще же ктó своегó дóму не умѣ́етъ прáвити, кáко о цéркви Бóжiей прилѣжáти возмóжетъ?

Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

Евангелие от Луки

Рече́ же господи́нъ виногра́да: что́ сотворю́? послю́ сы́на моего́ возлю́бленнаго, еда́ ка́ко, его́ ви́дѣвше, усрамя́тся. Ви́дѣвше же его́ дѣ́лателе, мы́шляху въ себѣ́, глаго́люще: се́й е́сть наслѣ́дникъ: прiиди́те, убiе́мъ его́, да на́ше бу́детъ достоя́нiе. И изве́дше его́ во́нъ изъ виногра́да, уби́ша. Что́ у́бо сотвори́тъ и́мъ господи́нъ виногра́да? Прiи́детъ и погуби́тъ дѣ́латели сiя́, и вда́стъ виногра́дъ инѣ́мъ. Слы́шавше же реко́ша: да не бу́детъ.

Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Апостол Андрей Первозванный

13 декабря

Пятница

30 ноября ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Апостола Андрея Первозванного (62).

Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).

Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).

Первое послание к Тимофею

Сквéрныхъ же и бáбiихъ бáсней отрицáйся, обучáй же себé ко благоче́стiю: тѣлéсное бо обучéнiе вмáлѣ éсть полéзно, а благоче́стiе на всé полéзно éсть, обѣтовáнiе имѣ́ющее животá ны́нѣшняго и грядýщаго. Внимáй себѣ́ и учéнiю и пребывáй въ ни́хъ: сiя́ бо творя́, и сáмъ спасéшися и послýшающiи тебé.

Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Евангелие от Луки

И вопроси́ша его́, глаго́люще: учи́телю, вѣ́мы, я́ко пра́во глаго́леши и учи́ши, и не на лица́ зри́ши, но вои́стинну пути́ Бо́жiю учи́ши: досто́итъ ли на́мъ ке́сареви да́нь дая́ти, или́ ни́? Разумѣ́въ же и́хъ лука́вство, рече́ къ ни́мъ: что́ мя искуша́ете? покажи́те ми́ ца́ту: чі́й и́мать о́бразъ и надписа́нiе? Отвѣща́вше же реко́ша: ке́саревъ. О́нъ же рече́ и́мъ: воздади́те у́бо, я́же ке́сарева, ке́сареви, и я́же Бо́жiя, богови.

И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Пророк Наум

14 декабря

Суббота

1 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Прор. Наума (VII до Р.Х.).

Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина.

Послание к Галатам

Тѣ́мже сýщiи от вѣ́ры, благословя́тся съ вѣ́рнымъ Авраáмомъ: ели́цы бо от дѣ́лъ закóна сýть, подъ кля́твою сýть. Пи́сано бо éсть: прóклятъ вся́къ, и́же не пребýдетъ во всѣ́хъ пи́санныхъ въ кни́зѣ закóннѣй, я́ко твори́ти я́. А я́ко въ закóнѣ никтóже оправдáется от Бóга, я́вѣ, я́ко прáведный от вѣ́ры жи́въ бýдетъ.

Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

Евангелие от Луки

Продади́те имѣ́нiя ва́ша и дади́те ми́лостыню. Сотвори́те себѣ́ влага́лища неветша́юща, сокро́вище неоскудѣ́емо на небесѣ́хъ, идѣ́же та́ть не приближа́ется, ни мо́ль растлѣва́етъ. Идѣ́же бо сокро́вище ва́ше, ту́ и се́рдце ва́ше бу́детъ. Да бу́дутъ чре́сла ва́ша препоя́сана, и свѣти́лницы горя́щiи.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

Святой пророк Аввакум

15 декабря

Воскресенье

2 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Прор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.).

Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Послание к Ефесянам

Вся́ же обличáемая от свѣ́та я́вляются, всé бо явля́емое свѣ́тъ éсть: сегó рáди глагóлетъ: востáни, спя́й, и воскресни́ от мéртвыхъ, и освѣти́тъ тя́ Христóсъ. Блюди́те ýбо, кáко опáсно хóдите, не я́коже немýдри, но я́коже премýдри, искýпующе врéмя, я́ко днíе лукáви сýть. Сегó рáди не бывáйте несмы́сленни, но разумѣвáйте, чтó éсть вóля Бóжiя.

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

Евангелие от Луки

Ви́дѣвъ же его́ Иису́съ приско́рбна бы́вша, рече́: ка́ко не удо́бь иму́щiи бога́тство въ ца́рствiе Бо́жiе вни́дутъ: удо́бѣе бо е́сть велбу́ду сквозѣ́ иглинѣ́ у́шы проити́, не́же бога́ту въ ца́рствiе Бо́жiе вни́ти. Рѣ́ша же слы́шавшiи: то́ кто́ мо́жетъ спасе́нъ бы́ти? О́нъ же рече́: невозмо́жная у человѣ́къ возмо́жна су́ть у Бо́га.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

Православие.ру