Седмица 28-я по Пятидесятнице. 23-29 декабря

Мина Александрийский

23 декабря

Понедельник

10 декабря по старому стилю

Монастырский устав: горячая пища без масла

Мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Прп. Фомы (ок. 886-912). Блж. Иоанна (1503) и родителей его блжж. Стефана (1446) и Ангелины, Бранковичей, правителей Сербских.

Свт. Иоасафа, еп. Белгородского(1754). Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила (1918). Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы (1937). Сщмч. Михаила пресвитера (1937). Прмч. Сергия (1937). Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров (1938). Свв. Анны и Татианы испп (1948). Св. Феклы исп (1954). Прп. Анны исп (1958).

Второе послание к Тимофею

Пóхотей ю́ныхъ бѣ́гай, держи́ся же прáвды, вѣ́ры, любвé, ми́ра со всѣ́ми призывáющими Гóспода от чи́стаго сéрдца. Бýихъ же и ненакáзанныхъ стязáнiй отрицáйся, вѣ́дый, я́ко раждáютъ свáры: рабý же Госпóдню не подобáетъ свари́тися, но ти́ху бы́ти ко всѣ́мъ, учи́телну, незлóбиву, съ крóтостiю наказýющу проти́вныя, едá кáко дáстъ и́мъ Бóгъ покая́нiе въ рáзумъ и́стины, и возни́кнутъ от дiáволскiя сѣ́ти, жи́ви уловлéни от негó въ свою́ егó вóлю.

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

Евангелие от Марка

И забы́ша ученицы́ его́ взя́ти хлѣ́бы и ра́звѣ еди́наго хлѣ́ба не имя́ху съ собо́ю въ корабли́. И преща́ше и́мъ, глаго́ля: зри́те, блюди́теся от ква́са фарисе́йска и от ква́са И́родова. И помышля́ху, дру́гъ ко дру́гу глаго́люще, я́ко хлѣ́бы не и́мамы. И разумѣ́въ Иису́съ, глаго́ла и́мъ: что́ помышля́ете, я́ко хлѣ́бы не и́мате? не у́ ли чу́вствуете, ниже́ разумѣ́ете? еще́ ли окамене́но се́рдце ва́ше и́мате?

При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

Святителя Феофан (Ильминский), епископ Соликамский

24 декабря

Вторник

11 декабря ст.ст.

Пища с растительным маслом

Прп. Даниила Столпника (489-490). Мчч. Акепсия и Аифала (354). Мч. Миракса (VII). Прп. Луки Столпника (970-980). Прп. Никона Сухого, Печерского (XII).

Сщмч. Феофана, еп. Соликамского, и с ним двух священномучеников и пяти мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1941).

Второе послание к Тимофею

Засвидѣ́телствую ýбо áзъ предъ Бóгомъ и Гóсподемъ нáшимъ Иисýсъ Христóмъ, хотя́щимъ суди́ти живы́мъ и мéртвымъ въ явлéнiи егó и цáрствiи егó: проповѣ́дуй слóво, настóй благоврéменнѣ и безврéменнѣ, обличи́, запрети́, умоли́ со вся́кимъ долготерпѣ́нiемъ и учéнiемъ. Бýдетъ бо врéмя, егдá здрáваго учéнiя не послýшаютъ, но по свои́хъ пóхотехъ изберýтъ себѣ́ учи́тели, чéшеми слýхомъ: и от и́стины слýхъ отвратя́тъ, и къ бáснемъ уклоня́тся.

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Евангелие от Марка

И éмь за рýку слѣпáго, изведé егó вóнъ изъ вéси: и плю́нувъ на óчи егó, и возлóжь рýцѣ нáнь, вопрошáше егó, áще чтó ви́дитъ? И воззрѣ́въ глагóлаше: ви́жу человѣ́ки я́ко дрéвiе ходя́щя. Потóмъ же пáки возложи́ рýцѣ на óчи егó и сотвори́ егó прозрѣ́ти: и утвори́ся и узрѣ́ свѣ́тло всé.

Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Спиридон Тримифунтский

25 декабря

Среда

12 декабря ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца(ок. 348). Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (251). Мч. Разумника (Синезия) (270-275).

Прп. Ферапонта Монзенского (XVI).

Второе послание к Тимофею

Въ пéрвый мóй отвѣ́тъ никтóже бы́сть со мнóю, но вси́ мя́ остáвиша: да не вмѣни́тся и́мъ. Госпóдь же мнѣ́ предстá и укрѣпи́ мя, да мнóю проповѣ́данiе извѣ́стно бýдетъ, и услы́шатъ вси́ язы́цы: и избáвленъ бы́хъ от ýстъ львóвъ. И избáвитъ мя́ Госпóдь от вся́каго дѣ́ла лукáва и спасéтъ во цáрствiе своé небéсное: емýже слáва во вѣ́ки вѣкóвъ. Ами́нь.

При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

Евангелие от Марка

И начáтъ учи́ти и́хъ, я́ко подобáетъ Сы́ну человѣ́ческому мнóго пострадáти, и искушéну бы́ти от стáрецъ и архiерéй и кни́жникъ, и убiéну бы́ти, и въ трéтiй дéнь воскрéснути. И не обинýяся слóво глагóлаше. И прiéмь егó пéтръ, начáтъ прети́ти емý. О́нъ же обрáщься и воззрѣ́въ на ученики́ своя́, запрети́ Петрóви, глагóля: иди́ за мнóю, сатанó: я́ко не мы́слиши, я́же сýть Бóжiя, но я́же человѣ́ческа. И призвáвъ нарóды со ученики́ свои́ми, речé и́мъ: и́же хóщетъ по мнѣ́ ити́, да отвéржется себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и по мнѣ́ грядéтъ:

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Мученик Евгений

26 декабря

Четверг

13 декабря ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305). Мц. Лукии (304). Прп. Арсения Латрийского (VIII-X). Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского (XIII).

Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Рум.). Сщмч. Александра пресвитера и мч. Иоанна (1920). Сщмчч. Владимира, Александра, Иакова, Алексия, Григория пресвитеров (1937). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Сщмчч. Емилиана, Василия пресвитеров (1941).

Послание к Титу

Подобáетъ бо епи́скопу безъ порóка бы́ти, я́коже Бóжiю строи́телю: не себѣ́ угождáющу, не дéрзу, не напрáсливу, не гнѣвли́ву, не пiя́ницѣ, не бíйцѣ, не скверностяжáтелну, но страннолюби́ву, благолю́бцу, цѣломýдренну, прáведну, преподóбну, воздержáтелну, держáщемуся вѣ́рнаго словесé по учéнiю, да си́ленъ бýдетъ и утѣ́шати во здрáвѣмъ учéнiи, и проти́вящыяся обличáти.

Вся́ ýбо чи́ста чи́стымъ: осквернéнымъ же и невѣ́рнымъ ничтóже чи́сто, но оскверни́ся и́хъ и ýмъ и сóвѣсть.

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

Евангелие от Марка

И вопрошáху егó глагóлюще: кáко глагóлютъ кни́жницы, я́ко илiи́ подобáетъ прiити́ прéжде? О́нъ же отвѣщáвъ речé и́мъ: илiá ýбо пришéдъ прéжде, устрóитъ вся́: и кáко éсть пи́сано о Сы́нѣ человѣ́честѣмъ, да мнóго пострáждетъ и уничижéнъ бýдетъ: но глагóлю вáмъ, я́ко и илiá прiи́де, и сотвори́ша емý, ели́ка хотѣ́ша, я́коже éсть пи́сано о нéмъ.

И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

Мученик Левкий Кесарийский

27 декабря

Пятница

14 декабря ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286-251).

Сщмч. Николая пресвитера (1937).

Послание к Титу

О всéмъ же сáмъ себé подавáя о́бразъ дóбрыхъ дѣ́лъ, во учéнiи незави́стное, чéстность, нетлѣ́нiе, слóво здрáвое, незазóрное, да проти́вный посрами́тся, ничтóже имѣ́я глагóлати о нáсъ укóрно. Рабы́, свои́мъ господéмъ повиновáтися, во всéмъ благоугóднымъ бы́ти, не прекослóвнымъ, не крадýщымъ, но вѣ́ру вся́ку явля́ющымъ блáгу, да учéнiе спаси́теля нáшего Бóга украшáютъ во всéмъ.

Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Евангелие от Марка

И сѣ́дъ пригласи́ обанáдесяте и глагóла и́мъ: áще ктó хóщетъ стáрѣй бы́ти, да бýдетъ всѣ́хъ мéншiй и всѣ́мъ слугá. И прiи́мь отрочá, постáви é посредѣ́ и́хъ: и объе́мь é, речé и́мъ: и́же áще еди́но таковы́хъ отрочáтъ прiи́метъ во и́мя моé, менé прiéмлетъ: и и́же менé прiéмлетъ, не менé прiéмлетъ, но послáвшаго мя́.

И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Иларион сщмч

28 декабря

Суббота

15 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929).

Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (ок. 117-138). Прп. Павла Латрийского (955). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Мч. Елевферия кувикулария (IV). Прп. Парда отшельника (VI).

Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Собор Кольских святых. Сщмчч. Александра и Василия, Викторина пресвитеров (1937).

Послание к Ефесянам

Не престаю́ благодаря́ о вáсъ, поминáнiе о вáсъ творя́ въ моли́твахъ мои́хъ, да Бóгъ Гóспода нáшего Иисýса Христá,

Отéцъ слáвы, дáстъ вáмъ Дýха премýдрости и откровéнiя, въ познáнiе егó, просвѣщéнна очесá сéрдца вáшего, я́ко увѣ́дѣти вáмъ, кóе éсть уповáнiе звáнiя егó, и кóе богáтство слáвы достоя́нiя егó во святы́хъ, и кóе преспѣ́ющее вели́чество си́лы егó въ нáсъ вѣ́рующихъ по дѣ́йству держáвы крѣ́пости егó, ю́же содѣ́я о Христѣ́, воскреси́въ егó от мéртвыхъ и посади́въ одеснýю себé на небéсныхъ, превы́ше вся́каго начáлства и влáсти и си́лы и госпóдства, и вся́каго и́мене именýемаго не тóчiю въ вѣ́цѣ сéмъ, но и во грядýщемъ: и вся́ покори́ подъ нóзѣ егó, и тогó дадé главý вы́ше всѣ́хъ цéркви, я́же éсть тѣ́ло егó, исполнéнiе исполня́ющаго вся́ческая во всѣ́хъ.

Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа,

Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Евангелие от Луки

Глагóлаше же къ звáннымъ при́тчу, обдержя́, кáко предсѣдáнiя избирáху, глагóля къ ни́мъ: егдá звáнъ бýдеши ки́мъ на брáкъ, не ся́ди на прéднемъ мѣ́стѣ: едá ктó честнѣ́е тебé бýдетъ звáнныхъ, и пришéдъ и́же тебé звáвый и óнаго, речéтъ ти́: дáждь семý мѣ́сто: и тогдá нáчнеши со студóмъ послѣ́днее мѣ́сто держáти. Но егдá звáнъ бýдеши, шéдъ ся́ди на послѣ́днемъ мѣ́стѣ, да егдá прiи́детъ звáвый тя́, речéтъ ти́: дрýже, пося́ди вы́ше: тогдá бýдетъ ти́ слáва предъ звáнными съ тобóю. Я́ко вся́къ вознося́йся смири́тся, и смиря́яйся вознесéтся.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Преподобная София Суздальская

29 декабря

Воскресенье

16 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Прор. Аггея (500 до Р.Х.). Мч. Марина (III). Блж. царицы Феофании (893-894).

Прп. Софии Суздальской (1542). Сщмч. Владимира, Павла пресвитеров и Григория диакона (1918). Сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии, Павла, Феодосия, Владимира, Александра пресвитеров, прмч. Макария (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1937).

Послание к Колоссянам

Ны́нѣ же отложи́те и вы́ тá вся́: гнѣ́въ, я́рость, злóбу, хулéнiе, срамослóвiе от ýстъ вáшихъ: не лжи́те дрýгъ на дрýга, совлéкшеся вéтхаго человѣ́ка съ дѣя́ньми егó и облéкшеся въ нóваго, обновля́емаго въ рáзумъ по о́бразу создáвшаго егó, идѣ́же нѣ́сть éллинъ, ни Иудéй, обрѣ́занiе и необрѣ́занiе, вáрваръ и ски́ѳъ, рáбъ и свобóдь, но вся́ческая и во всѣ́хъ Христóсъ.

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Евангелие от Луки

О́нъ же речé емý: человѣ́къ нѣ́кiй сотвори́ вéчерю вéлiю, и звá мнóги: и послá рабá своегó въ гóдъ вéчери рещи́ звáннымъ: гряди́те, я́ко ужé готóва сýть вся́. И начáша вкýпѣ отрицáтися вси́. Пéрвый речé емý: селó купи́хъ, и и́мамъ нуждý изы́ти и ви́дѣти é. Молю́тися, имѣ́й мя́ отречéна. И другíй речé: супрýгъ волóвъ купи́хъ пя́ть, и грядý искуси́ти и́хъ: молю́ тя, имѣ́й мя́ отречéна.
И другíй речé: женý поя́хъ, и сегó рáди не могý прiити́.

Глагóлю бо вáмъ, я́ко ни еди́нъ мужéй тѣ́хъ звáнныхъ вкýситъ моея́ вéчери: мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáнныхъ.

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

Православие.ру