Седмица 30-я по Пятидесятнице. 7-13 января

Преподобномученица Евгения Римская

6 января

Понедельник

24 декабря по старому стилю

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Навечерие Рождества Христова(Рождественский сочельник). Богослужение Царских часов.

Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха (IX).

Прмч. Иннокентия (1928). Сщмч. Сергия пресвитера (1942).

Послание к Евреям

Повинýйтеся настáвникомъ вáшымъ и покаря́йтеся: тíи бо бдя́тъ о душáхъ вáшихъ, я́ко слóво воздáти хотя́ще: да съ рáдостiю сié творя́тъ, а не воздыхáюще, нѣ́сть бо полéзно вáмъ сié. Моли́теся о нáсъ: уповáемъ бо, я́ко добрý сóвѣсть и́мамы, во всѣ́хъ дóбрѣ хотя́ще жи́ти.

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Евангелие от Луки

И тóй возвéдъ óчи свои́ на ученики́ своя́, глагóлаше: блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко вáше éсть цáрствiе Бóжiе. Блажéни, áлчущiи ны́нѣ: я́ко насы́титеся. Блажéни, плáчущiи ны́нѣ: я́ко возсмѣéтеся. Блажéни бýдете, егдá возненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ и́мя вáше я́ко злó, Сы́на человѣ́ческаго рáди. Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси́. По си́мъ бо творя́ху прорóкомъ отцы́ и́хъ.

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Рождество Христово

7 января

Вторник

25 декабря ст.ст.

Поста нет

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Послание к Галатам

Егдá же прiи́де кончи́на лѣ́та, послá Бóгъ Сы́на своегó единорóднаго, раждáемаго от жены́, бывáема подъ закóномъ, да подзакóнныя искýпитъ, да всыновлéнiе воспрiи́мемъ. И понéже естé сы́нове, послá Бóгъ Дýха Сы́на своегó въ сердцá вáша, вопiю́ща: áвва óтче. Тѣ́мже ужé нѣ́си рáбъ, но сы́нъ: áще ли же сы́нъ, и наслѣ́дникъ Бóжiй Иисýсъ Христóмъ.

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея

Тогдá И́родъ тáй призвá волхвы́, и испы́товаше от ни́хъ врéмя я́вльшiяся звѣзды́, и послáвъ и́хъ въ Виѳлеéмъ, речé: шéдше испытáйте извѣ́стно о отрочáти: егдá же обря́щете, возвѣсти́те ми́, я́ко да и áзъ шéдъ поклоню́ся емý. Они́ же послýшавше царя́, идóша.

И сé, звѣздá, ю́же ви́дѣша на востóцѣ, идя́ше предъ ни́ми, дóндеже пришéдши стá верхý, идѣ́же бѣ́ отрочá. Ви́дѣвше же звѣздý, возрáдовашася рáдостiю вéлiею зѣлó, и пришéдше въ хрáмину, ви́дѣша отрочá съ Марíею Мáтерiю егó, и пáдше поклони́шася емý: и отвéрзше сокрóвища своя́, принесóша емý дáры, злáто и Ливáнъ и сми́рну. И вѣ́сть прiéмше во снѣ́ не возврати́тися ко И́роду, ины́мъ путéмъ отидóша во странý свою́.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли.

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Собор Пресвятой Богородицы

8 января

Среда

26 декабря ст.ст.

Поста нет

Собор Пресвятой Богородицы.

Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста (825). Прп. Никодима Тисманского, Румынского (1406) (Рум.).

Прмч. Исаакия II, Оптинского (1938). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров (1918). Сщмчч. Николая, Николая, Михаила пресвитеров и Михаила диакона (1930). Сщмч. Леонида, еп. Марийского, Александра пресвитера, прмч. Василия, и прмцц. Анфисы и Макарии (1937). Сщмч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и Марии, мц. Агриппины (1938).

Послание к Евреям

Понéже ýбо дѣ́ти приобщи́шася плóти и крóви, и тóй прiи́скреннѣ приобщи́ся тѣ́хже, да смéртiю упраздни́тъ имýщаго держáву смéрти, си́рѣчь дiáвола, и избáвитъ си́хъ, ели́цы стрáхомъ смéрти чрезъ всé житié пови́нни бѣ́ша рабóтѣ. Не от áнгелъ бо когдá {вои́стинну} прiéмлетъ, но от сѣ́мене Авраáмова прiéмлетъ: отню́дуже дóлженъ бѣ́ по всемý подóбитися брáтiи, да ми́лостивъ бýдетъ и вѣ́ренъ первосвящéнникъ въ тѣ́хъ, я́же къ Бóгу, во éже очи́стити грѣхи́ людскíя. Въ нéмже бо пострадá, сáмъ искушéнъ бы́въ, мóжетъ и искушáемымъ помощи́.

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Евангелие от Матфея

Отшéдшымъ же и́мъ, сé, áнгелъ Госпóдень во снѣ́ яви́ся Иóсифу, глагóля: востáвъ поими́ отрочá и Мáтерь егó, и бѣжи́ во Еги́петъ, и бýди тáмо, дóндеже рекý ти: хóщетъ бо И́родъ искáти отрочáте, да погуби́тъ é. О́нъ же востáвъ, поя́тъ отрочá и Мáтерь егó нóщiю, и отъи́де во Еги́петъ, и бѣ́ тáмо до умéртвiя И́родова: да сбýдется речéнное от Гóспода прорóкомъ, глагóлющимъ: от Еги́пта воззвáхъ Сы́на моегó. Тогдá И́родъ ви́дѣвъ, я́ко порýганъ бы́сть от волхвóвъ, разгнѣ́вася зѣлó и послáвъ изби́ вся́ дѣ́ти сýщыя въ Виѳлеéмѣ и во всѣ́хъ предѣ́лѣхъ егó, от двою́ лѣ́ту и нижáйше, по врéмени, éже извѣ́стно испытá от волхвóвъ.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Первомученик и архидиакон Стефан

9 января

Четверг

27 декабря ст.ст.

Поста нет

Ап. первомч. и архидиакона Стефана (ок. 34). Прп. Феодора Начертанного, исп (ок. 840). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686). Прп. Вонифатия Феофановского, Киевского (1871). Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919). Мц. Антонины (1937).

Послание к Евреям

Не отлагáйте ýбо дерзновéнiя вáшего, éже и́мать мздовоздая́нiе вели́ко. Терпѣ́нiя бо и́мате потрéбу, да вóлю Бóжiю сотвóрше, прiи́мете обѣтовáнiе: ещé бо мáло ели́ко ели́ко, гряды́й прiи́детъ и не укосни́тъ. А прáведный от вѣ́ры жи́въ бýдетъ: и áще обинéтся, не благоволи́тъ душá моя́ о нéмъ.

Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души.

Евангелие от Марка

Прiидóша къ немý архiерéе и кни́жницы и стáрцы и глагóлаша емý: кóею о́бластiю сiя́ твори́ши? и ктó ти́ о́бласть сiю́ дадé, да сiя́ твори́ши? Иисýсъ же отвѣщáвъ речé и́мъ: вопрошý вы и áзъ словесé еди́наго, и отвѣщáйте ми́: и рекý вáмъ, кóею о́бластiю сiя́ творю́: крещéнiе Иоáнново съ небесé ли бѣ́, или́ от человѣ́къ? отвѣщáйте ми́. И мы́сляху въ себѣ́, глагóлюще: áще речéмъ, съ небесé, речéтъ: почтó ýбо не вѣ́ровасте емý? но áще речéмъ, от человѣ́къ: боя́хуся людíй: вси́ бо имѣ́яху Иоáнна, я́ко вои́стинну прорóкъ бѣ́. И отвѣщáвше глагóлаша Иисýсови: не вѣ́мы. И отвѣщáвъ Иисýсъ глагóла и́мъ: ни áзъ глагóлю вáмъ, кóею о́бластiю сiя́ творю́.

Подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Преподобный Корнилий Крыпецкий

10 января

Пятница

28 декабря ст.ст.

Поста нет

Мучеников 20000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Ап. от 70-ти Никанора (ок. 34).

Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Прп. Корнилия Крыпецкого (1903). Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского и Аркадия диакона (1918). Сщмч. Александра пресвитера (1920). Сщмчч. Феоктиста, Леонида, Николая пресвитеров (1937). Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров (1938).

Послание к Евреям

По вѣ́рѣ умрóша сíи вси́, не прiéмше обѣтовáнiй, но издалéча ви́дѣвше я́, и цѣловáвше, и исповѣ́давше, я́ко стрáннiи и пришéлцы сýть на земли́: и́бо таковáя глагóлющiи явля́ются, я́ко отéчествiя взыскýютъ. И áще бы ýбо óно пóмнили, изъ негóже изыдóша, имѣ́ли бы врéмя возврати́тися: ны́нѣ же лýчшаго желáютъ, си́рѣчь небéснаго: тѣ́мже не стыди́тся си́ми Бóгъ, Бóгъ нарицáтися и́хъ: уготóва бо и́мъ грáдъ.

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Евангелие от Марка

Ни писáнiя ли сегó чли́ естé: кáмень, егóже не въ рядý сотвори́ша зи́ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла: от Гóспода бы́сть сié, и éсть ди́вно во óчiю нáшею?

Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.

Мученики 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенные

11 января

Суббота

29 декабря ст.ст.

Поста нет

Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных(I). Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Прп. Фаддея исп (818).

Прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских (XI-XII). Прп. Феофила Омучского (XV). Прп. Василиска Сибирского (1824). Прп. Лаврентия Черниговского (1950). Сщмч. Феодосия пресвитера (1938). Мцц. Наталии, Наталии, Евдокии, Анны, Матроны, Варвары, Анны, Евдокии, Евфросинии, Агриппины и Наталии (1942).

Послание к Ефесянам

И сквернослóвiе, и буеслóвiе, или́ кощýны, я́же неподóбная, но пáче благодарéнiе: сié бо да вѣ́сте, я́ко вся́къ блудни́къ, или́ нечи́стъ, или́ лихои́мецъ, и́же éсть идолослужи́тель, не и́мать достоя́нiя въ цáрствiи Христá и Бóга.

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа.

Евангелие от Луки

Внемли́те себѣ́. А́ще согрѣши́тъ къ тебѣ́ брáтъ твóй, запрети́ емý: и áще покáется, остáви емý: и áще седми́щи на дéнь согрѣши́тъ къ тебѣ́, и седми́щи на дéнь обрати́тся, глагóля: кáюся: остáви емý.

И рекóша апóстоли Гóсподеви: приложи́ нáмъ вѣ́ру. Речé же Госпóдь: áще бы́сте имѣ́ли вѣ́ру я́ко зернó горýшно, глагóлали бы́сте ýбо я́годичинѣ сéй: востóргнися и всади́ся въ мóре: и послýшала бы вáсъ.

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Праведный Иосиф

12 января

Воскресенье

30 декабря ст.ст.

Поста нет

Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Мц. Анисии (285-305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Свт. Макария, митр. Московского (1563). Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Константинопольской (X). Мц. Марии (1946).

Послание к Галатам

Сказу́ю же ва́мъ, бра́тiе, благовѣствова́нiе благовѣще́нное от мене́, я́ко нѣ́сть по человѣ́ку: ни бо а́зъ от человѣ́ка прiя́хъ е́, ниже́ научи́хся, но явле́нiемъ Иису́съ Христо́вымъ. Слы́шасте бо мое́ житiе́ иногда́ въ жидо́вствѣ, я́ко по премно́гу гони́хъ це́рковь Бо́жiю и разруша́хъ ю́, и преспѣва́хъ въ жидо́вствѣ па́че мно́гихъ све́рстникъ мои́хъ въ ро́дѣ мое́мъ, и́злиха ревни́тель сы́й оте́ческихъ мои́хъ преда́нiй.

Егда́ же благоволи́ Бо́гъ, избра́вый мя́ от чре́ва ма́тере моея́ и призва́вый благода́тiю свое́ю, яви́ти Сы́на своего́ во мнѣ́, да благовѣству́ю его́ во язы́цѣхъ, а́бiе не приложи́хся пло́ти и кро́ви, ни взыдо́хъ во Иерусали́мъ къ пе́рвѣйшымъ мене́ апо́столомъ, но идо́хъ во Араві́ю и па́ки возврати́хся въ Дама́скъ.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Евангелие от Матфея

Тогдá И́родъ ви́дѣвъ, я́ко порýганъ бы́сть от волхвóвъ, разгнѣ́вася зѣлó и послáвъ изби́ вся́ дѣ́ти сýщыя въ Виѳлеéмѣ и во всѣ́хъ предѣ́лѣхъ егó, от двою́ лѣ́ту и нижáйше, по врéмени, éже извѣ́стно испытá от волхвóвъ. Тогдá сбы́стся речéнное иеремíемъ прорóкомъ, глагóлющимъ: глáсъ въ рáмѣ слы́шанъ бы́сть, плáчь и рыдáнiе и вóпль мнóгъ: Рахи́ль плáчущися чáдъ свои́хъ, и не хотя́ше утѣ́шитися, я́ко не сýть.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

 

Православие.ру