Седмица 32-я по Пятидесятнице. 20-26 января

Иоанн Предтеча

20 января

Понедельник

7 января по старому стилю

Поста нет

Попразднство Богоявления.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Послание к Евреям

Вѣ́рою стѣ́ны иерихо́нскiя падо́ша обхожде́нiемъ седми́хъ дні́й. Вѣ́рою раа́въ блудни́ца не поги́бе съ сопроти́вльшимися, прiи́мши схо́дники съ ми́ромъ и ины́мъ путе́мъ изве́дши.

Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Евангелие от Марка

И и́же áще соблазни́тъ еди́наго от мáлыхъ си́хъ вѣ́рующихъ въ мя́, дóбрѣе éсть емý пáче, áще облѣжи́тъ кáмень жéрновный о вы́и егó, и ввéрженъ бýдетъ въ мóре.

Добрó сóль: áще же сóль не сланá бýдетъ, чи́мъ осоли́тся? Имѣ́йте сóль въ себѣ́, и ми́ръ имѣ́йте междý собóю.

А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Исидор Юрьевский и 72 мученика, с ним пострадавшие

21 января

Вторник

8 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления.

Прп. Георгия Хозевита (VII). Прп. Емилиана исп (IX). Прп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (786) (Груз.).

Прп. Григория, чудотворца Печерского (1093). Прп. Григория, затворника Печерского (XIII-XIV).

Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Прп. Паисия Угличского (1504). Сщмч. Виктора пресвитера (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Владимира пресвитера (1938). Прмч. Пафнутия (1938). Мч. Михаила (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939). Мч. Иоанна (1940). Св. Михаила исп., пресвитера (1941).

Послание к Евреям

Блюди́те же, да не отречéтеся глагóлющаго. А́ще бо не избѣжáша они́ отрéкшiися прорóчествующаго на земли́, мнóжае пáче мы́ отрицáющiися небéснаго, егóже глáсъ зéмлю тогдá поколебá, ны́нѣ же обѣтовá, глагóля: ещé еди́ною áзъ потрясý не тóкмо землéю, но и нéбомъ.

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

Евангелие от Марка

От начáла же создáнiя, мýжа и женý сотвори́лъ я́ éсть Бóгъ: сегó рáди остáвитъ человѣ́къ отцá своегó и мáтерь и прилѣпи́тся къ женѣ́ своéй, и бýдета óба въ плóть еди́ну: тѣ́мже ужé нѣ́ста двá, но плóть еди́на: éже ýбо Бóгъ сочетá, человѣ́къ да не разлучáетъ.

В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси

22 января

Среда

9 января ст.ст.

Разрешается рыба

Попразднство Богоявления.

Прор. Самея (X до Р.Х.). Мч. Полиевкта (259). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV).

Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца (1569). Прп. Евстратия чудотворца (821). Прп.Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (1902). Сщмч. Павла пресвитера (1943).

Послание апостола Иакова

Блажéнъ мýжъ, и́же претерпи́тъ искушéнiе: занé искýсенъ бы́въ, прiи́метъ вѣнéцъ жи́зни, егóже обѣщá Бóгъ лю́бящымъ егó. Никтóже искушáемь да глагóлетъ, я́ко от Бóга искушáемь éсмь: Бóгъ бо нѣ́сть искуси́тель злы́мъ, не искушáетъ же тóй никогóже, кíйждо же искушáется, от своея́ пóхоти влекóмь и прельщáемь: тáже пóхоть зачéнши раждáетъ грѣ́хъ, грѣ́хъ же содѣ́янъ раждáетъ смéрть.

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Евангелие от Марка

И приноша́ху къ нему́ дѣ́ти, да ко́снется и́хъ: ученицы́ же преща́ху принося́щымъ.Ви́дѣвъ же Иису́съ негодова́ и рече́ и́мъ: оста́вите дѣте́й приходи́ти ко мнѣ́ и не брани́те и́мъ, тацѣ́хъ бо е́сть ца́рствiе Бо́жiе: ами́нь глаго́лю ва́мъ: и́же а́ще не прiи́метъ ца́рствiя Бо́жiя я́ко отроча́, не и́мать вни́ти въ не́. И объе́мь и́хъ, возло́жь ру́цѣ на ни́хъ, благословля́ше и́хъ.

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Святитель Григорий, епископ Нисский

23 января

Четверг

10 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления.

Свт. Григория, еп. Нисского(395). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V).

Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429).
Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Послание апостола Иакова

Занé áще ктó éсть слы́шатель слóва, а не творéцъ, таковы́й уподóбися мýжу смотря́ющу лицé бытiя́ своегó въ зерцáлѣ: усмотри́ бо себé и отъи́де, и áбiе забы́, какóвъ бѣ́. Прини́кiй же въ закóнъ совершéнъ свобóды, и пребы́въ, сéй не слы́шатель забы́тливъ бы́въ, но творéцъ дѣ́ла, сéй блажéнъ въ дѣ́ланiи своéмъ бýдетъ.

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Евангелие от Марка

И воззрѣ́въ Иисýсъ глагóла ученикóмъ свои́мъ: кáко неудóбь имýщiи богáтство въ цáрствiе Бóжiе вни́дутъ. Ученицы́ же ужасáхуся о словесѣ́хъ егó. Иисýсъ же пáки отвѣщáвъ глагóла и́мъ: чáда, кáко неудóбь уповáющымъ на богáтство въ цáрствiе Бóжiе вни́ти: удóбѣе бо éсть велбýду сквозѣ́ иглинѣ́ ýшы проити́, нéже богáту въ цáрствiе Бóжiе вни́ти. Они́ же и́злиха дивля́хуся, глагóлюще къ себѣ́: тó ктó мóжетъ спасéнъ бы́ти? Воззрѣ́въ же на ни́хъ Иисýсъ глагóла: у человѣ́къ невозмóжно, но не у Бóга: вся́ бо возмóжна сýть у Бóга.

И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Преподобный Феодосий Великий

24 января

Пятница

11 января ст.ст.

Разрешается рыба

Попразднство Богоявления.

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая, Феодора и Владимира пресвитеров (1919). Св. Владимира исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).

Послание апостола Иакова

А́ще у́бо зако́нъ соверша́ете ца́рскiй, по писа́нiю: возлю́биши и́скренняго своего́ я́коже себе́ сама́го, до́брѣ творите́: а́ще же на лица́ зрите́, то́ грѣ́хъ содѣва́ете, облича́еми от зако́на я́коже престу́пницы. И́же бо ве́сь зако́нъ соблюде́тъ, согрѣши́тъ же во еди́нѣмъ, бы́сть всѣ́мъ пови́ненъ.

Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

Евангелие от Марка

И воззрѣ́въ Иису́съ глаго́ла ученико́мъ свои́мъ: ка́ко неудо́бь иму́щiи бога́тство въ ца́рствiе Бо́жiе вни́дутъ. Ученицы́ же ужаса́хуся о словесѣ́хъ его́. Иису́съ же па́ки отвѣща́въ глаго́ла и́мъ: ча́да, ка́ко неудо́бь упова́ющымъ на бога́тство въ ца́рствiе Бо́жiе вни́ти: удо́бѣе бо е́сть велбу́ду сквозѣ́ иглинѣ́ у́шы проити́, не́же бога́ту въ ца́рствiе Бо́жiе вни́ти. Они́ же и́злиха дивля́хуся, глаго́люще къ себѣ́: то́ кто́ мо́жетъ спасе́нъ бы́ти?

И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Мученица Татиана Римская

25 января

Суббота

12 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления.

Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235). Мч. Мертия (284-305). Мч. Петра Авессаломита (309-310). Прп. Евпраксии Тавенской (393).

Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Прп. Мартиниана Белозерского (1483). Прп. Пахомия Кенского (XVI). Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».

Послание к Ефесянам

Стáните ýбо препоя́сани чреслá вáша и́стиною, и обóлкшеся въ броня́ прáвды, и обýвше нóзѣ во уготóванiе благовѣствовáнiя ми́ра: надъ всѣ́ми же воспрiи́мше щи́тъ вѣ́ры, въ нéмже возмóжете вся́ стрѣ́лы лукáваго разжжéнныя угаси́ти: и шлéмъ спасéнiя воспрiими́те, и мéчь духóвный, и́же éсть глагóлъ Бóжiй:

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Евангелие от Матфея

Тогдá Иисýсъ возведéнъ бы́сть Дýхомъ въ пусты́ню искуси́тися от дiáвола, и пости́вся днíй четы́редесять и нóщiй четы́редесять, послѣди́ взалкá. И пристýпль къ немý искуси́тель речé: áще Сы́нъ еси́ Бóжiй, рцы́, да кáменiе сié хлѣ́бы бýдутъ. О́нъ же отвѣщáвъ речé: пи́сано éсть: не о хлѣ́бѣ еди́нѣмъ жи́въ бýдетъ человѣ́къ, но о вся́цѣмъ глагóлѣ исходя́щемъ изо ýстъ Бóжiихъ.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Преподобный Иринарх,
затворник Ростовский

26 января

Воскресенье

13 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Мч. Петра Анийского (309-310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350).

Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Прп. Елеазара Анзерского (1656).

Послание к Ефесянам

И тóй дáлъ éсть о́вы ýбо апóстолы, о́вы же прорóки, о́вы же благовѣ́стники, о́вы же пáстыри и учи́тели, къ совершéнiю святы́хъ, въ дѣ́ло служéнiя, въ созидáнiе тѣ́ла Христóва, дóндеже дости́гнемъ вси́ въ соединéнiе вѣ́ры и познáнiя Сы́на Бóжiя, въ мýжа совершéнна, въ мѣ́ру вóзраста исполнéнiя Христóва.

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

Евангелие от Матфея

Слы́шавъ же Иисýсъ, я́ко Иоáннъ прéданъ бы́сть, отъи́де въ Галилéю, и остáвль назарéтъ, пришéдъ всели́ся въ капернаýмъ въ помóрiе, въ предѣ́лѣхъ Завулóнихъ и Нефѳали́млихъ: да сбýдется речéнное Исáiемъ прорóкомъ, глагóлющимъ: земля́ Завулóня и земля́ Нефѳали́мля, пýть мóря объ о́нъ пóлъ Иордáна, Галилéа язы́къ, лю́дiе седя́щiи во тмѣ́ ви́дѣша свѣ́тъ вéлiй, и сѣдя́щымъ въ странѣ́ и сѣ́ни смéртнѣй, свѣ́тъ возсiя́ и́мъ.

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

 

Православие.ру