Седмица 33-я по Пятидесятнице. 27 января — 2 февраля

Нина равноапостольная

27 января

Понедельник

14 января по старому стилю

Поста нет

Отдание праздника Богоявления.

Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (IV-V). Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Прп. Феодула Синайского (V). Прп. Стефана, основателя обители Хиннолакковой (VIII).

Прп. Иоанна исп (1961).

Послание апостола Иакова

Но рече́тъ кто́: ты́ вѣ́ру и́маши, а́зъ же дѣла́ и́мамъ: покажи́ ми́ вѣ́ру твою́ от дѣ́лъ твои́хъ, и а́зъ тебѣ́ покажу́ от дѣ́лъ мои́хъ вѣ́ру мою́. Ты́ вѣ́руеши, я́ко Бо́гъ еди́нъ е́сть: до́брѣ твори́ши: и бѣ́си вѣ́руютъ, и трепе́щутъ. Хо́щеши же ли разумѣ́ти, о, человѣ́че су́етне, я́ко вѣ́ра безъ дѣ́лъ мертва́ е́сть?

Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Евангелие от Марка

И прiидóша во иерихóнъ. И исходя́щу емý от иерихóна, и ученикóмъ егó, и нарóду мнóгу, сы́нъ тимéовъ Варти́мей слѣпы́й сѣдя́ше при пути́, прося́. И слы́шавъ, я́ко Иисýсъ назоряни́нъ éсть, начáтъ звáти и глагóлати: Сы́не Дави́довъ Иисýсе, поми́луй мя́. И прещáху емý мнóзи, да умолчи́тъ: óнъ же мнóжае пáче звáше: Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́. И стáвъ Иисýсъ, речé егó возгласи́ти. И возгласи́ша слѣпцá, глагóлюще емý: дерзáй, востáни, зовéтъ тя́.

Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

Преподобный Павел Фивейский

28 января

Вторник

15 января ст.ст.

Поста нет

Прп. Павла Фивейского (341). Прп. Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249-251). Прп. Прохора Пшинского (X) (Серб.). Прп. Гавриила Лесновского (XI) (Серб.).

Свт. Герасима, Патриарха Александрийского (1714). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).

Послание апостола Иакова

Сé, и корабли́ вели́цы сýще и от жéстокихъ вѣ́тровъ заточáеми, обращáются мáлымъ корми́лцемъ, áможе стремлéнiе прáвящаго хóщетъ: тáкожде же и язы́къ мáлъ ýдъ éсть, и вельми́ хвáлится. Сé, мáлъ óгнь, и кóль вели́ки вéщи сожигáетъ. И язы́къ óгнь, лѣ́пота непрáвды: си́це и язы́къ водворя́ется во ýдѣхъ нáшихъ, скверня́ всé тѣ́ло, и паля́ кóло рождéнiя нáшего, и опаля́яся от геéнны:

Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Евангелие от Марка

И прiидóша пáки во Иерусали́мъ. И вшéдъ Иисýсъ въ цéрковь, начáтъ изгони́ти продаю́щыя и купýющыя въ цéркви: и трапéзы торжникóмъ и сѣдáлища продаю́щихъ гóлуби испровéрже: и не дая́ше, да ктó мимонесéтъ сосýдъ сквозѣ́ цéрковь. И учáше, глагóля и́мъ: нѣ́сть ли пи́сано, я́ко хрáмъ мóй хрáмъ моли́твы наречéтся всѣ́мъ язы́комъ? вы́ же сотвори́сте егó вертéпъ разбóйникомъ.

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп

29 января

Среда

16 января ст.ст.

Разрешается рыба

Поклонение честным веригам ап. Петра. Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180). Мч. Данакта чтеца (II). Свт. Гонората, епископа Арльского.

Прав. Максима, иерея Тотемского, Христа ради юродивого (1650). Сщмч. Иоанна пресвитера (1919).

Послание апостола Иакова

Откýду брáни и свáры въ вáсъ? не отсю́ду ли, от сластéй вáшихъ, вою́ющихъ во ýдѣхъ вáшихъ? Желáете, и не и́мате: убивáете и зави́дите, и не мóжете улучи́ти: сваря́етеся и бóрете, и не и́мате, занé не прóсите: прóсите, и не прiéмлете, занé злѣ́ прóсите, да въ сластéхъ вáшихъ иждивéте.

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не про́сите. Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Евангелие от Марка

Имѣ́йте вѣ́ру Бóжiю: ами́нь бо глагóлю вáмъ, я́ко, и́же áще речéтъ горѣ́ сéй: дви́гнися и вéрзися въ мóре: и не размы́слитъ въ сéрдцы своéмъ, но вѣ́ру и́метъ, я́ко éже глагóлетъ, бывáетъ: бýдетъ емý, éже áще речéтъ: сегó рáди глагóлю вáмъ: вся́ ели́ка áще моля́щеся прóсите, вѣ́руйте, я́ко прiéмлете: и бýдетъ вáмъ.

Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.

Преподобный Антоний Великий

30 января

Четверг

17 января ст.ст.

Поста нет

Прп. Антония Великого (356). Прп. Антония Дымского (1224). Прп. Антония Черноезерского (XVI). Сщмч. Виктора пресвитера (1931). Сщмч. Павла пресвитера (1938).

Послание к Евреям

Повинýйтеся настáвникомъ вáшымъ и покаря́йтеся: тíи бо бдя́тъ о душáхъ вáшихъ, я́ко слóво воздáти хотя́ще: да съ рáдостiю сié творя́тъ, а не воздыхáюще, нѣ́сть бо полéзно вáмъ сié. Моли́теся о нáсъ: уповáемъ бо, я́ко добрý сóвѣсть и́мамы, во всѣ́хъ дóбрѣ хотя́ще жи́ти.

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Евангелие от Луки

И тóй возвéдъ óчи свои́ на ученики́ своя́, глагóлаше: блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко вáше éсть цáрствiе Бóжiе. Блажéни, áлчущiи ны́нѣ: я́ко насы́титеся. Блажéни, плáчущiи ны́нѣ: я́ко возсмѣéтеся. Блажéни бýдете, егдá возненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ и́мя вáше я́ко злó, Сы́на человѣ́ческаго рáди. Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси́. По си́мъ бо творя́ху прорóкомъ отцы́ и́хъ.

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Преподобные Кирилл и Мария

31 января

Пятница

18 января ст.ст.

Разрешается рыба

Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Прп. Маркиана Кирского (388).

Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Прп. Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Сщмч. Михаила пресвитера (1919). Сщмч. Евгения пресвитера (1930). Сщмчч. Владимира, Николая, Сергия, Александра пресвитеров (1938).

Первое послание апостола Петра

Занé пи́сано éсть въ писáнiи: сé полагáю въ Сióнѣ кáмень краеугóленъ, избрáнъ, чéстенъ: и вѣ́руяй въ óнь не постыди́тся. Вáмъ ýбо чéсть вѣ́рующымъ, а проти́вящымся кáмень, егóже небрегóша зи́ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла, и кáмень претыкáнiя и кáмень соблáзна: о нéмже и претыкáются слóву противля́ющiися, на нéже и положéни бы́ша.

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Евангелие от Марка

Ни писáнiя ли сегó чли́ естé: кáмень, егóже не въ рядý сотвори́ша зи́ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла: от Гóспода бы́сть сié, и éсть ди́вно во óчiю нáшею?

Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.

Святитель Марк Евгеник, архиепископ Ефесский

1 февраля

Суббота

19 января ст.ст.

Поста нет

Прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Мц. Евфрасии девы (303). Прп. Макария Александрийского (394-395). Прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (VIII). Свт. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского(1444).

Прп. Макария, постника Печерского (XII). Прп. Макария, диакона Печерского (XIII-XIV). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Сщмч. Петра пресвитера (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1930). Мч. Феодора (1940).

Первое послание к Фессалоникийцам

Блюди́те, да никтóже злá за злó комý воздáстъ: но всегдá дóброе гони́те и дрýгъ ко дрýгу и ко всѣ́мъ. Всегдá рáдуйтеся. Непрестáнно моли́теся. О всéмъ благодари́те: сiя́ бо éсть вóля Бóжiя о Христѣ́ Иисýсѣ въ вáсъ. Дýха не угашáйте. Прорóчествiя не уничижáйте. Вся́ же искушáюще, дóбрая держи́те. От вся́кiя вéщи злы́я огребáйтеся.

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.

Евангелие от Луки

Внемли́те себѣ́. А́ще согрѣши́тъ къ тебѣ́ брáтъ твóй, запрети́ емý: и áще покáется, остáви емý: и áще седми́щи на дéнь согрѣши́тъ къ тебѣ́, и седми́щи на дéнь обрати́тся, глагóля: кáюся: остáви емý. И рекóша апóстоли Гóсподеви: приложи́ нáмъ вѣ́ру. Речé же Госпóдь: áще бы́сте имѣ́ли вѣ́ру я́ко зернó горýшно, глагóлали бы́сте ýбо я́годичинѣ сéй: востóргнися и всади́ся въ мóре: и послýшала бы вáсъ.

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Преподобный Евфимий Великий

2 февраля

Воскресенье

20 января ст.ст.

Поста нет

Прп. Евфимия Великого (473). Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II). Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303).

Прп. Лаврентия затворника Печерского (XIII-XIV). Прп. Евфимия схимника Печерского (XIV). Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Прп. Евфимия исп (1944) (Груз.). Сщмч. Павла пресвитера (1940).

Первое послание к Тимофею

Вѣ́рно сло́во и вся́каго прiя́тiя досто́йно. На сiе́ бо и тружда́емся и поноша́еми есмы́, я́ко упова́хомъ на Бо́га жи́ва, и́же е́сть спаси́тель всѣ́мъ человѣ́комъ, па́че же вѣ́рнымъ. Завѣщава́й сiя́ и учи́. Никто́же о ю́ности твое́й да неради́тъ: но о́бразъ бу́ди вѣ́рнымъ сло́вомъ, житiе́мъ, любо́вiю, ду́хомъ, вѣ́рою, чи́стото́ю.

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

Евангелие от Луки

И вше́дъ прохожда́ше иерихо́нъ. И се́ му́жъ нарица́емый закхе́й, и се́й бѣ́ ста́рѣй мытаре́мъ, и то́й бѣ́ бога́тъ: и иска́ше ви́дѣти Иису́са, кто́ е́сть, и не можа́ше от наро́да, я́ко во́зрастомъ ма́лъ бѣ́: и предите́къ, возлѣ́зе на я́годичину, да ви́дитъ, я́ко хотя́ше ми́мо ея́ проити́. И я́ко прiи́де на мѣ́сто, воззрѣ́въ Иису́съ ви́дѣ его́, и рече́ къ нему́: закхе́е, потща́вся слѣ́зи: дне́сь бо въ дому́ твое́мъ подоба́етъ ми́ бы́ти.

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

 

Православие.ру