Седмица 35-я по Пятидесятнице. 10-16 февраля

Преподобный Ефрем Сирин

10 февраля

Понедельник

28 января по старому стилю

Поста нет

Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VI-VII).

Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Св. Феодора исп., пресвитера (1933). Сщмч. Игнатия, еп. Скопинского (1938). Сщмч. Владимира пресвитера и прмч. Варфоломея (1938). Мц. Ольги (1938). Прп. Леонтия исповедника (1972).

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).

Второе послание апостола Петра

Ни бó вóлею бы́сть когдá человѣ́комъ прорóчество, но от святáго Дýха просвѣщáеми глагóлаша святíи Бóжiи человѣ́цы.
Бы́ша же и лжи́вiи прорóцы въ лю́дѣхъ, я́коже и въ вáсъ бýдутъ лжи́вiи учи́телiе, и́же внесýтъ éреси поги́бели, и искýпльшаго и́хъ Влады́ки отметáющеся, приводя́ще себѣ́ скóру поги́бель.

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

Евангелие от Марка

Егдá же поведýтъ вы́ предаю́ще, не прéжде пецы́теся, чтó возглагóлете, ни поучáйтеся: но éже áще дáстся вáмъ въ тóй чáсъ, сé глагóлите: не вы́ бо бýдете глагóлющiи, но Дýхъ святы́й. Предáстъ же брáтъ брáта на смéрть, и отéцъ чáдо: и востáнутъ чáда на роди́тели и убiю́тъ и́хъ. И бýдете ненави́дими всѣ́ми и́мене моегó рáди: претерпѣ́вый же до концá, тóй спасéнъ бýдетъ.

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Игнатий Богоносец

11 февраля

Вторник

29 января ст.ст.

Поста нет

Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107). Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312).

Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского (1194). Свтт. Герасима (ок. 1441-1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920).

Второе послание апостола Петра

А́ще бо отбѣ́гше скве́рнъ мíра въ ра́зумъ Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, си́ми же па́ки спле́тшеся побѣжда́еми быва́ютъ, бы́ша и́мъ послѣ́дняя го́рша пе́рвыхъ. Лу́чше бо бѣ́ и́мъ не позна́ти пути́ пра́вды, не́жели позна́вшымъ возврати́тися вспя́ть от пре́данныя и́мъ святы́я за́повѣди. Случи́ся бо и́мъ и́стинная при́тча: пе́съ возвра́щься на свою́ блево́тину, и: свинiя́, омы́вшися, въ ка́лъ ти́нный.

Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Евангелие от Марка

И а́ще не бы́ Госпо́дь прекрати́лъ дні́й, не бы́ у́бо спасла́ся вся́ка пло́ть: но избра́нныхъ ра́ди, и́хже избра́, прекрати́тъ дни́. Тогда́ а́ще кто́ рече́тъ ва́мъ: се́, здѣ́ Христо́съ, или́: се́, о́ндѣ: не ими́те вѣ́ры. Воста́нутъ бо лжехри́сти и лжепроро́цы и дадя́тъ зна́менiя и чудеса́, е́же прельсти́ти, а́ще возмо́жно, и избра́нныя. Вы́ же блюди́теся: се́, пре́жде рѣ́хъ ва́мъ вся́.

И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов

12 февраля

Среда

30 января ст.ст.

Поста нет

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита, папы Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Блж. Пелагии Дивеевской (1884). Прп. Зинона, постника Печерского (XIV). Сщмч. Владимира пресвитера (1933). Мч. Стефана (1945).

Послание к Евреям

Тѣ́мже у́бо да исхо́димъ къ нему́ внѣ́ ста́на, поноше́нiе его́ нося́ще: не и́мамы бо здѣ́ пребыва́ющаго гра́да, но гряду́щаго взыску́емъ. Тѣ́мъ у́бо прино́симъ же́ртву хвале́нiя вы́ну Бо́гу, си́рѣчь пло́дъ усте́нъ исповѣ́дающихся и́мени его́. Благотворе́нiя же и обще́нiя не забыва́йте: таковы́ми бо же́ртвами благоугожда́ется Бо́гъ.

Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Евангелие от Матфея

Да не мни́те, я́ко прiидо́хъ разори́ти зако́нъ, или́ проро́ки: не прiидо́хъ разори́ти, но испо́лнити. Ами́нь бо глаго́лю ва́мъ: до́ндеже пре́йдетъ не́бо и земля́, Ио́та еди́на, или́ еди́на черта́ не пре́йдетъ от зако́на, до́ндеже вся́ бу́дутъ. И́же а́ще разори́тъ еди́ну за́повѣдiй си́хъ ма́лыхъ и научи́тъ та́ко человѣ́ки, мні́й нарече́тся въ ца́рствiи небе́снѣмъ: а и́же сотвори́тъ и научи́тъ, се́й ве́лiй нарече́тся въ ца́рствiи небе́снѣмъ.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Святитель Никита, епископ Новгородский

13 февраля

Четверг

31 января ст.ст.

Поста нет

Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической (I).

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского(1108).

Первое послание Иоанна Богослова

Глагóляй, я́ко познáхъ егó, и зáповѣди егó не соблюдáетъ, лóжь éсть, и въ сéмъ и́стины нѣ́сть: а и́же áще соблюдáетъ слóво егó, пои́стиннѣ въ сéмъ любы́ Бóжiя совершéнна éсть: о сéмъ разумѣ́емъ, я́ко въ нéмъ есмы́. Глагóляй, въ нéмъ пребывáти, дóлженъ éсть, я́коже óнъ ходи́лъ éсть, и сéй тáкожде да хóдитъ.

А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Евангелие от Марка

Нéбо и земля́ прéйдутъ, словесá же моя́ не прéйдутъ. О дни́ же тóмъ или́ о часѣ́ никтóже вѣ́сть, ни áнгели, и́же сýть на небесѣ́хъ, ни Сы́нъ, тóкмо Отéцъ. Блюди́те, бди́те и моли́теся: не вѣ́сте бо, когдá врéмя бýдетъ.

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

Святой мученик Трифон

14 февраля

Пятница

1 февраля ст.ст.

Поста нет

Предпразднство Сретения Господня.

Мч. Трифона (250). Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты (202-203). Прп. Петра Галатийского (429). Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512).

Сщмч. Николая пресвитера (1938).

Первое послание Иоанна Богослова

Глагóляй себé во свѣ́тѣ бы́ти, а брáта своегó ненави́дяй, во тмѣ́ éсть досéлѣ. Любя́й брáта своегó во свѣ́тѣ пребывáетъ, и соблáзна въ нéмъ нѣ́сть. А ненави́дяй брáта своегó во тмѣ́ éсть, и во тмѣ́ хóдитъ, и не вѣ́сть, кáмо и́детъ, я́ко тмá ослѣпи́ óчи емý.

Не люби́те мíра, ни я́же въ мíрѣ: áще ктó лю́битъ мíръ, нѣ́сть любвé óтчи въ нéмъ: я́ко всé, éже въ мíрѣ, пóхоть плотскáя и пóхоть очи́ма и гóрдость житéйская, нѣ́сть от Отцá, но от мíра сегó éсть. И мíръ прехóдитъ, и пóхоть егó, а творя́й вóлю Бóжiю пребывáетъ во вѣ́ки.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Евангелие от Марка

И сýщу емý въ Виѳáнiи, въ домý Си́мона прокажéннаго, возлежáщу емý, прiи́де женá, имýщи алавáстръ ми́ра нáрднаго пистикíа многоцѣ́нна: и сокрýшши алавáстръ, возливáше емý на главý. Бя́ху же нѣ́цыи негодýюще въ себѣ́ и глагóлюще: почтó ги́бель сiя́ ми́рная бы́сть? можáше бо сié проданó бы́ти вя́щше трiéхъ сóтъ пѣ́нязь и дáтися ни́щымъ. И прещáху éй.

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

Сретение Господне

15 февраля

Суббота

2 февраля ст.ст.

Поста нет

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.

Послание к Евреям

А́ще ýбо совершéнство леви́тскимъ свящéнствомъ бы́ло, лю́дiе бо на нéмъ взакóнени бы́ша: кáя ещé потрéба по чи́ну Мелхиседéкову инóму востáти свящéннику, а не по чи́ну Аарóнову глагóлатися? прелагáему бо свящéнству, по нýжди и закóну премѣнéнiе бывáетъ. О нéмже бо глагóлются сiя́, колѣ́ну инóму причасти́ся, от негóже никтóже приступи́ ко олтарю́.

Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

Евангелие от Луки

И сé, бѣ́ человѣ́къ во Иерусали́мѣ, емýже и́мя Симеóнъ: и человѣ́къ сéй прáведенъ и благоче́сти́въ, чáя утѣ́хи Изрáилевы: и Дýхъ бѣ́ свя́тъ въ нéмъ. И бѣ́ емý обѣ́щано Дýхомъ святы́мъ, не ви́дѣти смéрти, прéжде дáже не ви́дитъ Христá Госпóдня. И прiи́де дýхомъ въ цéрковь.

И егдá введóста роди́теля отрочá Иисýса, сотвори́ти и́ма по обы́чаю закóнному о нéмъ, и тóй прiéмъ егó на рукý своéю, и благослови́ Бóга, и речé: ны́нѣ отпущáеши рабá твоегó, Влады́ко, по глагóлу твоемý, съ ми́ромъ:я́ко ви́дѣстѣ óчи мои́ спасéнiе твоé, éже еси́ угóтовалъ предъ лицéмъ всѣ́хъ людéй: свѣ́тъ во откровéнiе язы́комъ, и слáву людéй твои́хъ Изрáиля.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.
И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Симеон Богоприимец

16 февраля

Воскресенье

3 февраля ст.ст.

Поста нет

Неделя о блудном сыне.

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Прор. Азарии (X в до Р.X.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мч. Власия Кесарийского, пастуха (III). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309).

Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289). Свт. Игнатия Мариупольского (1786). Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Собор святых Пермской митрополии. Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров, прмч. Владимира, мч. Михаила (1938).

Послание к Коринфянам

Вся́ ми́ лѣ́ть сýть, но не вся́ на пóльзу: вся́ ми́ лѣ́ть сýть, но не áзъ обладáнъ бýду от чегó. Брáшна чрéву, и чрéво брáшномъ: Бóгъ же и сié и сiя́ упраздни́тъ. Тѣ́ло же не блужéнiю, но Гóсподеви, и Госпóдь тѣ́лу. Бóгъ же и Гóспода воздви́же, и нáсъ воздви́гнетъ си́лою своéю.
Или́ не вѣ́сте, я́ко тѣлесá вáша хрáмъ живýщаго въ вáсъ святáго Дýха сýть, егóже и́мате от Бóга, и нѣ́сте свои́? кýплени бо естé цѣнóю. Прослáвите ýбо Бóга въ тѣлесѣ́хъ вáшихъ и въ душáхъ вáшихъ, я́же сýть Бóжiя.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою цено

Евангелие от Луки

Речé же: человѣ́къ нѣ́кiй имѣ́ двá сы́на: и речé юнѣ́йшiй ею́ отцý: óтче, дáждь ми́ достóйную чáсть имѣ́нiя. И раздѣли́ и́ма имѣ́нiе. И не по мнóзѣхъ днéхъ собрáвъ всé мнíй сы́нъ, отъи́де на странý далéче, и тý расточи́ имѣ́нiе своé, живы́й блýдно.

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

 

Православие.ру