Седмица 10-я по Пятидесятнице. 30 июля — 5 августа

Великомученица Марина

30 июля

Понедельник

17 июля по старому стилю

Глас 8.
Поста нет

Вмц. Марины (Маргариты) (IV).
Прп. Иринарха Соловецкого (1628).

Прп. Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского.

Святогорской (Одигитрии) иконы Божией Матери (1569).

Апостольское чтение

И áще воскресéнiя мéртвыхъ нѣ́сть, тó ни Христóсъ востá: áще же Христóсъ не востá, тщé ýбо проповѣ́данiе нáше, тщá же и вѣ́ра вáша. Обрѣтáемся же и лжесвидѣ́теле Бóжiи, я́ко послýшествовахомъ на Бóга, я́ко воскреси́ Христá, егóже не воскреси́, áще ýбо мéртвiи не востаю́тъ: áще бо мéртвiи не востаю́тъ, тó ни Христóсъ востá:

áще же Христóсъ не востá, сýетна вѣ́ра вáша, ещé естé во грѣсѣ́хъ вáшихъ: ýбо и умéршiи о Христѣ́, погибóша. И áще въ животѣ́ сéмъ тóчiю уповáюще есмы́ во Христá, окая́ннѣйши всѣ́хъ человѣ́къ есмы́.

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Евангельское чтение

У́тру же возврáщься во грáдъ, взалкá: и узрѣ́въ смокóвницу еди́ну при пути́, прiи́де къ нéй, и ничтóже обрѣ́те на нéй, тóкмо ли́ствiе еди́но, и глагóла éй: да николи́же от тебé плодá бýдетъ во вѣ́ки. И áбiе и́зсше смокóвница. И ви́дѣвше ученицы́ диви́шася, глагóлюще: кáко áбiе и́зсше смокóвница? Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ: áще и́мате вѣ́ру и не усумнитéся, не тóкмо смокóвничное сотворитé, но áще и горѣ́ сéй речéте: дви́гнися и вéрзися въ мóре, бýдетъ: и вся́, ели́ка áще воспрóсите въ моли́твѣ вѣ́рующе, прiи́мете.

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

Преподобный Иоанн Многострадальный

31 июля

Вторник

27 июня ст.ст.

Поста нет

Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV).

Прп. Памвы пустынника (IV). Прп. Иоанна Многострадального, Печерского (1160). Прп. Памвы, затворника Печерского (XIII).

Апостольское чтение

А́ще бо по человѣ́ку со звѣ́ремъ боря́хся въ Ефéсѣ, кáя ми́ пóльза, áще мéртвiи не востаю́тъ? Да я́мы и пiéмъ, ýтрѣ бо ýмремъ. Не льсти́теся: тля́тъ обы́чаи блáги бесѣ́ды злы́. Истрезви́теся прáведно и не согрѣшáйте: невѣ́дѣнiе бо Бóжiе нѣ́цыи и́мутъ, къ срáму вáмъ глагóлю. Но речéтъ нѣ́кто: кáко востáнутъ мéртвiи? кóимъ же тѣ́ломъ прiи́дутъ? Безýмне, ты́ éже сѣ́еши, не оживéтъ, áще не ýмретъ: и éже сѣ́еши, не тѣ́ло бýдущее сѣ́еши, но голó зéрно, áще случи́тся, пшени́цы или́ инóго от прóчихъ: Бóгъ же даéтъ емý тѣ́ло, я́коже восхóщетъ, и коемýждо сѣ́мени своé тѣ́ло.

По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

Евангельское чтение

И пришéдшу емý въ цéрковь, приступи́ша къ немý учáщу архiерéе и стáрцы людстíи, глагóлюще: кóею влáстiю сiя́ твори́ши? и ктó ти дадé влáсть сiю́? Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé и́мъ: вопрошý вы и áзъ слóво еди́но: éже áще речéте мнѣ́, и áзъ вáмъ рекý, кóею влáстiю сiя́ творю́: крещéнiе Иоáнново откýду бѣ́? съ небесé ли, или́ от человѣ́къ? Они́ же помышля́ху въ себѣ́, глагóлюще: áще речéмъ, съ небесé: речéтъ нáмъ: почтó ýбо не вѣ́ровасте емý? áще ли речéмъ, от человѣ́къ: бои́мся нарóда: вси́ бо и́мутъ Иоáнна я́ко прорóка. И отвѣщáвше Иисýсови рѣ́ша: не вѣ́мы. Речé и́мъ и тóй: ни áзъ вáмъ глагóлю, кóею влáстiю сiя́ творю́.

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Преподобный Серафим Саровский. Сербская икона

1 августа

Среда

19 июля ст.ст.

Пища с растительным маслом

Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия (ок. 430).

Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых.

Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского (XIV). Прав. Стефана Высокого, деспота Сербского (1427) и матери его Милицы (1405). Свтт. Димитрия, митр. Ростовского (1709), Митрофана (1703) и Тихона (1783), еп. Воронежских.

Апостольское чтение

Кíйждо въ звáнiи, въ нéмже при́званъ бы́сть, въ тóмъ да пребывáетъ. Рáбъ ли при́званъ бы́лъ еси́? да не неради́ши: но áще и мóжеши свобóденъ бы́ти, бóлше порабóти себé. При́званный бо о Гóсподѣ рáбъ, свобóдникъ Госпóдень éсть: тáкожде и при́званный свобóдникъ, рáбъ éсть Христóвъ. Цѣнóю кýплени естé: не бýдите раби́ человѣ́комъ.Кíйждо, въ нéмже при́званъ бы́сть, брáтiе, въ тóмъ да пребывáетъ предъ Бóгомъ.

Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Евангельское чтение

О́нъ же отвѣщáвъ речé и́мъ: почтó и вы́ преступáете зáповѣдь Бóжiю за предáнiе вáше? Бóгъ бо заповѣ́да, глагóля: чти́ отцá и мáтерь: и: и́же злослóвитъ отцá или́ мáтерь, смéртiю да ýмретъ. Вы́ же глагóлете: и́же áще речéтъ отцý или́ мáтери: дáръ, и́мже бы от менé пóльзовался еси́: и да не почти́тъ отцá своегó или́ мáтере: и разори́сте зáповѣдь Бóжiю за предáнiе вáше.


Лицемѣ́ри, дóбрѣ прорóчествова о вáсъ Исáiа, глагóля: приближáются мнѣ́ лю́дiе сíи усты́ свои́ми и устнáми чтýтъ мя́: сéрдце же и́хъ далéче отстои́тъ от менé: всýе же чтýтъ мя́, учáще учéниемъ, зáповѣдемъ человѣ́ческимъ.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Святой пророк Илия

2 августа

Четверг

20 июля ст.ст.

Поста нет

Пророка Илии (IX до Р.Х.).

Прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649).

Сщмчч. Константина и Николая пресвитеров (1918). Сщмчч. Александра, Георгия, Кирилла, Иоанна, Сергия и Феодорапресвитеров, прмчч. Тихона, Георгия, Космы и мчч. Евфимия и Петра (1930). Сщмч. Алексия пресвитера (1938). Прмч. Феодора (1940).

Чухломской, или Галичской (1350), Абалацкой ("Знамение") (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.

Апостольское чтение

Злострáждетъ ли ктó въ вáсъ? да моли́тву дѣ́етъ: благодýшствуетъ ли ктó? да поéтъ. Боли́тъ ли ктó въ вáсъ, да призовéтъ пресви́теры церкóвныя, и да моли́тву сотворя́тъ надъ ни́мъ, помáзавше егó елéемъ во и́мя Госпóдне: и моли́тва вѣ́ры спасéтъ боля́щаго, и воздви́гнетъ егó Госпóдь: и áще грѣхи́ сотвори́лъ éсть, отпýстятся емý.

Исповѣ́дайте ýбо дрýгъ дрýгу согрѣшéнiя и моли́теся дрýгъ за дрýга, я́ко да исцѣлѣ́ете: мнóго бо мóжетъ моли́тва прáведнаго поспѣшествýема. Илiá человѣ́къ бѣ́ подобострáстенъ нáмъ, и моли́твою помоли́ся, да не бýдетъ дóждь, и не одожди́ по земли́ лѣ́та три́ и мéсяцъ шéсть: и пáки помоли́ся, и нéбо дóждь дадé, и земля́ прозябé плóдъ свóй.

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

Евангельское чтение

Речé же: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко ни котóрый прорóкъ прiя́тенъ éсть во отéчествiи своéмъ: пои́стиннѣ же глагóлю вáмъ: мнóги вдови́цы бѣ́ша во дни́ илiины́ во Изрáили, егдá заключи́ся нéбо три́ лѣ́та и мéсяцъ шéсть, я́ко бы́сть глáдъ вели́къ по всéй земли́: и ни ко еди́ной и́хъ пóсланъ бы́сть илiá, тóкмо въ сарéпту Сидóнскую къ женѣ́ вдови́цѣ. И мнóзи прокажéни бѣ́ху при Елиссéи прорóцѣ во Изрáили: и ни еди́нъ же от ни́хъ очи́стися, тóкмо неемáнъ сирiани́нъ.

И испóлнишася вси́ я́рости въ сóнмищи, слы́шавшiи сiя́: и востáвше изгнáша егó вóнъ изъ грáда, и ведóша егó до верхý горы́, на нéйже грáдъ и́хъ сóзданъ бя́ше, да бы́ша егó низри́нули: óнъ же прошéдъ посредѣ́ и́хъ, идя́ше.

И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

Святой пророк Иезекииль перед Господом

3 августа

Пятница

21 июля ст.ст.

Пища с растительным маслом

Пророка Иезекииля (VI до Р.Х.). Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590).

Мч. Виктора Марсельского (ок. 290 г.). Обретение мощей блгв. княгини Анны Кашинской (1649). Прпп. Онуфриямолчаливого и Онисима затворника, Печерских (XII-XIII).

Обретение мощей св. Романа исп., пресвитера (1999). Сщмч. Петра пресвитера (1938).

Апостольское чтение

Похвалéнiе бо нáше сié éсть, свидѣ́телство сóвѣсти нáшея, я́ко въ простотѣ́ и чи́стотѣ́ Бóжiей, а не въ мýдрости плóти, но благодáтiю Бóжiею жи́хомъ въ мíрѣ, мнóжае же у вáсъ. Не инáя бо пи́шемъ вáмъ, но я́же чтетé и разумѣвáете: уповáю же, я́ко и до концá уразумѣ́ете, я́коже и разумѣ́сте нáсъ от чáсти, я́ко похвалéнiе вáмъ есмы́, я́коже и вы́ нáмъ, въ дéнь Гóспода нáшего Иисýса Христá.

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

Евангельское чтение

Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé и́мъ: прельщáетеся, не вѣ́дуще писáнiя, ни си́лы Бóжiя: въ воскресéнiе бо ни жéнятся, ни посягáютъ, но я́ко áнгели Бóжiи на небеси́ сýть: о воскресéнiи же мéртвыхъ нѣ́сте ли чли́ речéннаго вáмъ Бóгомъ, глагóлющимъ: áзъ éсмь Бóгъ Авраáмовъ, и Бóгъ Исаáковъ, и Бóгъ Иáковль? нѣ́сть Бóгъ Бóгъ мéртвыхъ, но Бóгъ живы́хъ. И слы́шавше нарóди дивля́хуся о учéнiи егó.

Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его.

Святая равноапостольная Мария Магдалина. Список с картины Виктора Васнецова

4 августа

Суббота

22 июля ст.ст.

Поста нет

Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404).

Прп. Корнилия Переяславского (1693).

Сщмч. Михаила пресвитера (1918). Сщмч. Алексия пресвитера (1931).

Апостольское чтение

Молю́ же вы́, брáтiе, Гóсподемъ нáшимъ Иисýсъ Христóмъ и любóвiю Дýха, споспѣ́шствуйте ми́ въ моли́твахъ о мнѣ́ къ Бóгу, да избáвлюся от противля́ющихся во Иудéи, и да слýжба моя́, я́же во Иерусали́мѣ, благопрiя́тна бýдетъ святы́мъ: да съ рáдостiю прiидý къ вáмъ вóлею Бóжiею и упокóюся съ вáми. Бóгъ же ми́ра со всѣ́ми вáми. Ами́нь.

Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.

Евангельское чтение

Пришéдшымъ же и́мъ въ капернаýмъ, приступи́ша прiéмлющiи дидрáхмы къ Петрóви и рѣ́ша: учи́тель вáшъ не дáстъ ли дидрáхмы? Глагóля: éй. И егдá вни́де въ дóмъ, предвари́ егó Иисýсъ, глагóля: чтó ти мни́тся, Си́моне? цáрiе зéмстiи от кíихъ прiéмлютъ дáни или́ кинсóнъ? от свои́хъ ли сынóвъ, или́ от чужи́хъ? Глагóла емý пéтръ: от чужи́хъ. Речé емý Иисýсъ: ýбо свобóдни сýть сы́нове: но да не соблазни́мъ и́хъ, шéдъ на мóре, вéрзи ýдицу, и, ю́же прéжде и́меши ры́бу, возми́: и отвéрзъ устá éй, обря́щеши стати́ръ: тóй взéмъ дáждь и́мъ за мя́ и за ся́.

Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм* и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Почаевской иконы Божией Матери

5 августа

Воскресенье

23 июля ст.ст.

Поста нет

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001).

Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75). Собор Смоленских святых.

Сщмч. Михаила пресвитера и мч. Андрея (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) (1888).

Апостольское чтение

Мню́ бо, я́ко Бóгъ ны́ послáнники послѣ́днiя яви́, я́ко насмéртники: занé позóръ бы́хомъ мíру и áнгеломъ и человѣ́комъ. Мы́ ýбо бýи Христá рáди, вы́ же мýдри о Христѣ́: мы́ нéмощни, вы́ же крѣ́пцы: вы́ слáвни, мы́ же безчéстни. До ны́нѣшняго часá и áлчемъ, и жáждемъ, и наготýемъ, и стрáждемъ, и скитáемся, и труждáемся, дѣ́лающе свои́ми рукáми. Укоря́еми, благословля́емъ: гони́ми, терпи́мъ: хýлими, утѣшáемся {мóлимъ}: я́коже отрéби мíру бы́хомъ, всѣ́мъ попрáнiе досéлѣ. Не срамля́я вáсъ сiя́ пишý, но я́коже чáда моя́ возлю́бленная наказýю.

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Евангельское чтение

Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé: о, рóде невѣ́рный и развращéнный, докóлѣ бýду съ вáми? докóлѣ терплю́ вáмъ? приведи́те ми́ егó сѣ́мо. И запрети́ емý Иисýсъ, и изы́де изъ негó бѣ́съ: и исцѣлѣ́ óтрокъ от часá тогó. Тогдá пристýпльше ученицы́ ко Иисýсу на еди́нѣ, рѣ́ша: почтó мы́ не возмогóхомъ изгнáти егó? Иисýсъ же речé и́мъ: за невѣ́рствiе вáше: ами́нь бо глагóлю вáмъ: áще и́мате вѣ́ру я́ко зéрно горýшно, речéте горѣ́ сéй: прейди́ отсю́ду тáмо, и прéйдетъ: и ничтóже невозмóжно бýдетъ вáмъ: сéй же рóдъ не исхóдитъ, тóкмо моли́твою и постóмъ.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

 

Православие.ру