Седмица 11-я по Пятидесятнице. 26 августа — 1 сентября

Святитель Тихон Задонский

26 августа

Понедельник

13 августа по старому стилю

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Отдание праздника Преображения Господня.

Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258). Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника.

Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918). Сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая, Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937). Мч. Василия (1942).

Минской (1500), и именуемых «Страстнáя» (1641) и «Семистрельная» (1830) икон Божией Матери.

Второе послание к Коринфянам

От печáли бо мнóгiя и туги́ сéрдца написáхъ вáмъ мнóгими слезáми, не я́ко да оскорби́теся, но любóвь да познáете, ю́же и́мамъ изоби́лно къ вáмъ. А́ще ли ктó оскорби́лъ менé, не менé оскорби́, но от чáсти, да не отягчý, всѣ́хъ вáсъ. Довóлно бо таковóму запрещéнiе сié, éже от мнóгихъ: тѣ́мже сопроти́вное пáче вы́ да дáруете и утѣ́шите, да не кáко мнóгою скóрбiю пожéртъ бýдетъ таковы́й: тѣ́мже молю́ вы́, утверди́те къ немý любо́вь. На сié бо и писáхъ, да разумѣ́ю искýсство вáше, áще во всéмъ послушли́ви естé. Емýже áще чтó дáруете, и áзъ: и́бо áзъ áще чтó даровáхъ, емýже даровáхъ, вáсъ рáди, о лицы́ Иисýсъ Христóвѣ, да не оби́дими бýдемъ от сатаны́: не не разумѣвáемъ бо умышлéнiй егó.

От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, - чтобы не сказать много, - и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

Евангелие от Матфея

Гóре вáмъ, вожди́ слѣпíи, глагóлющiи: и́же áще кленéтся цéрковiю, ничесóже éсть: а и́же кленéтся злáтомъ церкóвнымъ, дóлженъ éсть. Бýи и слѣпíи, чтó бо бóлѣе éсть, злáто ли, или́ цéрковь, святя́щая злáто? И: и́же áще кленéтся олтарéмъ, ничесóже éсть: а и́же кленéтся дáромъ, и́же верхý егó, дóлженъ éсть. Бýи и слѣпíи, чтó бо бóлѣе, дáръ ли, или́ олтáрь, святя́й дáръ? И́же ýбо кленéтся олтарéмъ, кленéтся и́мъ и сýщимъ верхý егó: и и́же кленéтся цéрковiю, кленéтся éю и живýщимъ въ нéй: и клены́йся небесéмъ кленéтся престóломъ Бóжiимъ и сѣдя́щимъ на нéмъ.

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Феодосий Печерский

27 августа

Вторник

14 августа ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII до Р.Х.). Сщмч. Маркелла, еп. Апамейского (ок. 389). Прп. Аркадия Новоторжского (XI).

Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091). Сщмч. Василия, еп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея и мч. Алексия (1918). Сщмч. Владимира пресвитера (1920). Сщмч. Владимира и Николая пресвитеров, прмч. Елевферия, прмцц. Евы игумении, Евдокии и мч. Феодора (1927). Прп. Александра исповедника (1961).

Икон Божией Матери: именуемой «Беседная» (1383) и Нарвской (1558).

Второе послание к Коринфянам

Бóгу же благодарéнiе, всегдá побѣди́тели нáсъ творя́щему о Христѣ́ Иисýсѣ и воню́ рáзума егó явля́ющу нáми во вся́цѣмъ мѣ́стѣ. Я́ко Христóво благоухáнiе есмы́ богови въ спасáемыхъ и въ погибáющихъ. О́вѣмъ ýбо вóня смéртная въ смéрть, о́вѣмъ же вóня живóтная въ живóтъ. И къ си́мъ ктó довóленъ? Нѣ́смы бо, я́коже мнóзи, нечи́сто проповѣ́дающiи слóво Бóжiе, но я́ко от чи́стоты́, но я́ко от Бóга, предъ Бóгомъ, во Христѣ́ глагóлемъ.

Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Евангелие от Матфея

Гóре вáмъ, кни́жницы и фарисéе лицемѣ́ри, я́ко очищáете внѣ́шнее сткля́ницы и блю́да, внутрьýду же сýть пóлни хищéнiя и непрáвды: фарисéе слѣпы́й, очи́сти прéжде внýтреннее сткля́ницы и блю́да, да бýдетъ и внѣ́шнее и́ма чи́сто. Гóре вáмъ, кни́жницы и фарисéе, лицемѣ́ри, я́ко подóбитеся гробóмъ повáпленымъ, и́же внѣýду ýбо явля́ются красны́, внутрьýду же пóлни сýть костéй мéртвыхъ и вся́кiя нечистоты́: тáко и вы́, внѣýду ýбо явля́етеся человѣ́комъ прáведни, внутрьýду же естé пóлни лицемѣ́рiя и беззакóнiя.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Успение Божией Матери

28 августа

Среда

15 августа ст.ст.

Разрешается рыба

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Чтимых икон Успения Божией Матери: Киево-Печерской (1073), Овиновской (1425), Псково-Печерской (1472), Семигородной (XV), Пюхтицкой (XVI). Икон Божией Матери: Ацкурской (I), Цилканской (IV), Владимирской-Ростовской (XII), Моздокской (XIII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII), Влахернской, Бахчисарайской. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской).

Послание к Филиппийцам

Сié бо да мýдрствуется въ вáсъ, éже и во Христѣ́ Иисýсѣ: и́же, во о́бразѣ Бóжiи сы́й, не восхищéнiемъ непщевá бы́ти рáвенъ Бóгу: но себé умáлилъ, зрáкъ рабá прiи́мъ, въ подóбiи человѣ́честѣмъ бы́въ, и о́бразомъ обрѣ́теся я́коже человѣ́къ: смири́лъ себé, послушли́въ бы́въ дáже до смéрти, смéрти же крéстныя.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Евангелие от Луки

Бы́сть же ходя́щымъ и́мъ, и сáмъ вни́де въ вéсь нѣ́кую: женá же нѣ́кая и́менемъ мáрѳа прiя́тъ егó въ дóмъ свóй. И сестрá éй бѣ́ нарицáемая Марíа, я́же и сѣ́дши при ногý Иисýсову, слы́шаше слóво егó. Мáрѳа же мóлвяше о мнóзѣ слýжбѣ, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжетъ. Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé éй: мáрѳо, мáрѳо, печéшися, и мóлвиши о мнóзѣ, еди́но же éсть на потрéбу: Марíа же благýю чáсть избрá, я́же не отъи́мется от нея́.

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

29 августа

Четверг

16 августа ст.ст.

Поста нет

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Мч. Диомида врача (298). Мчч. 33-х Палестинских (Gr. Cal). Прп. Херимона Египетского (IV).
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).

Мч. вел. кн. Константина (1714) (Рум.). Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Анны и мч. Иакова (1937). Феодоровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери.

Второе послание к Коринфянам

А́ще ли же е́сть покрове́но благовѣствова́нiе на́ше, въ ги́бнущихъ е́сть покрове́но, въ ни́хже бо́гъ вѣ́ка сего́ ослѣпи́ ра́зумы невѣ́рныхъ, во е́же не возсiя́ти и́мъ свѣ́ту благовѣствова́нiя сла́вы Христо́вы, и́же е́сть о́бразъ Бо́га неви́димаго. Не себе́ бо проповѣ́даемъ, но Христа́ Иису́са Го́спода: себе́ же самѣ́хъ рабо́въ ва́мъ Иису́са Го́спода ра́ди: я́ко Бо́гъ рекі́й изъ тмы́ свѣ́ту возсiя́ти, и́же возсiя́ въ сердца́хъ на́шихъ, къ просвѣще́нiю ра́зума сла́вы Бо́жiя о лицы́ Иису́съ Христо́вѣ.

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея

Тогда́ а́ще кто́ рече́тъ ва́мъ: се́, здѣ́ Христо́съ, или́ о́ндѣ: не ими́те вѣ́ры:воста́нутъ бо лжехри́сти и лжепроро́цы и дадя́тъ зна́менiя ве́лiя и чудеса́, я́коже прельсти́ти, а́ще возмо́жно, и избра́нныя. Се́, пре́жде рѣ́хъ ва́мъ. А́ще у́бо реку́тъ ва́мъ: се́, въ пусты́ни е́сть, не изыди́те: се́, въ сокро́вищихъ, не ими́те вѣ́ры: я́коже бо мо́лнiя исхо́дитъ от восто́къ и явля́ется до за́падъ, та́ко бу́детъ прише́ствiе Сы́на человѣ́ческаго: идѣ́же бо а́ще бу́детъ тру́пъ, та́мо соберу́тся орли́.

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте.Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Преподобный Пимен Угрешский

30 августа

Пятница

17 августа ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мч. Мирона пресвитера (250). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249-251). Мч. Патрокла (270-275). Мчч. Павла, Иулиании и прочих с ними (ок. 273). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).

Прп. Алипия, иконописца Печерского (ок. 1114).
Прп. Пимена Угрешского (1880). Сщмч. Алексия пресвитера (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера (1937). Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

Второе послание к Коринфянам

Тѣ́мже не стужáемъ си́: но áще и внѣ́шнiй нáшъ человѣ́къ тлѣ́етъ, обáче внýтреннiй обновля́ется по вся́ дни́. Е́же бо ны́нѣ лéгкое печáли нáшея, по преумножéнiю въ преспѣ́янiе тяготý вѣ́чныя слáвы содѣ́ловаетъ нáмъ, не смотря́ющымъ нáмъ ви́димыхъ, но неви́димыхъ: ви́димая бо врéменна, неви́димая же вѣ́чна.

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Евангелие от Матфея

Бди́те ýбо, я́ко не вѣ́сте, въ кíй чáсъ Госпóдь вáшъ прiи́детъ. Сié же вѣ́дите, я́ко áще бы вѣ́далъ дóму влады́ка, въ кýю стрáжу тáть прiи́детъ, бдѣ́лъ ýбо бы и не бы́ дáлъ подкопáти хрáма своегó. Сегó рáди и вы́ бýдите готóви: я́ко, въ óньже чáсъ не мнитé, Сы́нъ человѣ́ческiй прiи́детъ. Ктó ýбо éсть вѣ́рный рáбъ и мýдрый, егóже постáвитъ господи́нъ егó надъ дóмомъ свои́мъ, éже дая́ти и́мъ пи́щу во врéмя и́хъ? блажéнъ рáбъ тóй, егóже, пришéдъ господи́нъ егó, обря́щетъ тáко творя́ща: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко надъ всѣ́мъ имѣ́нiемъ свои́мъ постáвитъ егó.

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»

31 августа

Суббота

18 августа ст.ст.

Поста нет

Мчч. Флора и Лавра (II). Мчч. Ерма, Серапиона и Полиена (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа и прочих 1000 (ок. 300). Свт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских.

Прп. Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Прп. Иоанна Рыльского (946). Сщмч. Григория пресвитера и мчч. Евгения и Михаила (1937). Иконы Божией Матери именуемой «Всецарица».

Послание к Коринфянам

Благодарю́ Бо́га моего́ всегда́ о ва́съ, о благода́ти Бо́жiей да́ннѣй ва́мъ о Христѣ́ Иису́сѣ, я́ко во все́мъ обогати́стеся о не́мъ, во вся́цѣмъ сло́вѣ и вся́цѣмъ ра́зумѣ, я́коже свидѣ́телство Христо́во извѣсти́ся въ ва́съ: я́ко ва́мъ не лиши́тися ни во еди́нѣмъ дарова́нiи, ча́ющымъ открове́нiя Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и́же и утверди́тъ ва́съ да́же до конца́ непови́нныхъ въ де́нь Го́спода на́шего Иису́са Христа́. Вѣ́ренъ Бо́гъ, и́мже зва́ни бы́сте во обще́нiе Сы́на его́ Иису́са Христа́, Го́спода на́шего.

Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Евангелие от Матфея

И приступи́ша къ нему́ фарисе́е искуша́юще его́ и глаго́лаша ему́: а́ще досто́итъ человѣ́ку пусти́ти жену́ свою́ по вся́цѣй винѣ́? О́нъ же отвѣща́въ рече́ и́мъ: нѣ́сте ли чли́, я́ко сотвори́вый искони́, му́жескiй по́лъ и же́нскiй сотвори́лъ я́ е́сть? И рече́: сего́ ра́ди оста́витъ человѣ́къ отца́ своего́ и ма́терь и прилѣпи́тся къ женѣ́ свое́й, и бу́дета о́ба въ пло́ть еди́ну, я́коже ктому́ нѣ́ста два́, но пло́ть еди́на: е́же у́бо Бо́гъ сочета́, человѣ́къ да не разлуча́етъ.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Донская икона Божией Матери

1 сентября

Воскресенье

19 августа ст.ст.

Поста нет

Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников (284-305). Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (304-306).

Свт. Питирима, еп. Великопермского (1456). Собор Московских святых. Св. Николая исп., пресвитера (1933).

Донской и именуемой «Прибавление ума» икон Божией Матери.

Послание к Коринфянам

А́ще ины́мъ и нѣ́смь апóстолъ, но обáче вáмъ éсмь: печáть бо моегó апóстолства вы́ естé о Гóсподѣ. Мóй отвѣ́тъ востязýющымъ менé сéй éсть. Едá не и́мамы влáсти я́сти и пи́ти? Едá не и́мамы влáсти сестрý женý води́ти, я́ко и прóчiи апóстоли, и брáтiя Госпóдня, и ки́фа? Или́ еди́нъ áзъ и Варнáва не и́мамы влáсти éже не дѣ́лати? Ктó вóинствуетъ свои́ми обрóки когдá? Или́ ктó насаждáетъ виногрáдъ, и от плодá егó не я́стъ? Или́ ктó пасéтъ стáдо, и от млекá стáда не я́стъ? Едá по человѣ́ку сiя́ глагóлю? Не и закóнъ ли сiя́ глагóлетъ? Въ Моисéовѣ бо закóнѣ пи́сано: да не загради́ши устнý волá молотя́ща. Едá о волѣ́хъ ради́тъ Бóгъ?

Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

Евангелие от Матфея

Сегó рáди уподóбися цáрствiе небéсное человѣ́ку царю́, и́же восхотѣ́ стязáтися о словеси́ съ рабы́ свои́ми. Начéншу же емý стязáтися, приведóша емý еди́наго должникá тмóю талáнтъ: не имýщу же емý воздáти, повелѣ́ и́ госпóдь егó продáти, и женý егó, и чáда, и вся́, ели́ка имѣ́яше, и отдáти. Пáдъ ýбо рáбъ тóй, клáняшеся емý, глагóля: гóсподи, потерпи́ на мнѣ́, и вся́ ти́ воздáмъ. Милосéрдовавъ же госпóдь рабá тогó, прости́ егó и дóлгъ отпусти́ емý. Изшéдъ же рáбъ тóй, обрѣ́те еди́наго от клеврéтъ свои́хъ, и́же бѣ́ дóлженъ емý стóмъ пѣ́нязь: и éмь егó давля́ше, глагóля: отдáждь ми́, и́мже ми́ еси́ дóлженъ.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

 

Православие.ру