Седмица 15-я по Пятидесятнице. 3-9 сентября

Преподобный Аврамий Смоленский

3 сентября

Понедельник

21 августа по старому стилю

Глас 5.
Поста нет

Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305-311).

Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского (XII-XIII). Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Прп. Марфы Дивеевской (1829). Прмч. Рафаила (1941) (Серб.).

Сщмч. Александра пресвитера (1918). Сщмч. Павла пресвитера (1937). Прмч. Игнатия (1942).

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).

Апостольское чтение

Мы́ естество́мъ Иуде́е, а не от язы́къ грѣ́шницы: увѣ́дѣвше же, я́ко не оправди́тся человѣ́къ от дѣ́лъ зако́на, но то́кмо вѣ́рою Иису́съ Христо́вою, и мы́ во Христа́ Иису́са вѣ́ровахомъ, да оправди́мся от вѣ́ры Христо́вы, а не от дѣ́лъ зако́на: зане́ не оправди́тся от дѣ́лъ зако́на вся́ка пло́ть.

Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Евангельское чтение

И жена́ нѣ́кая су́щи въ точе́нiи кро́ве лѣ́тъ двана́десяте, и мно́го пострада́вши от мно́гъ враче́въ, и изда́вши своя́ вся́, и ни еди́ныя по́льзы обрѣ́тши, но па́че въ го́ршее прише́дши: слы́шавши о Иису́сѣ, прише́дши въ наро́дѣ созади́, прикосну́ся ри́зѣ его́: глаго́лаше бо, я́ко, а́ще прикосну́ся ри́замъ его́, спасе́на бу́ду. И а́бiе изся́кну исто́чникъ кро́ве ея́: и разумѣ́ тѣ́ломъ, я́ко исцѣлѣ́ от ра́ны.

Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, - услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский и Севский

4 сентября

Вторник

22 августа ст.ст.

Поста нет

Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305-311). Прп. Исаакия I Оптинского (1894). Сщмч. Горазда, еп. Богемского и Мораво-Силезского (1942) (Серб.).

Сщмч. Афанасия еп. Тарса Киликийского (270-275), прп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270-275). Мц. Евлалии девы (ок. 303).

Сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна и Алексия пресвитеров (1918). Сщмчч. Феодора, еп. Пензенского и с ним Василия и Гавриила пресвитеров (1937). Сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра, Михаила и Феодора пресвитеров, прмчч. Илариона, Иоанна и Иерофея (1937).

Грузинской иконы Божией Матери (1650).

Апостольское чтение

Сiе́ еди́но хощу́ увѣ́дѣти от ва́съ: от дѣ́лъ ли зако́на Ду́ха прiя́сте, или́ от слу́ха вѣ́ры? Та́ко ли несмы́сленни есте́? наче́нше ду́хомъ, ны́нѣ пло́тiю скончава́ете? Толи́ка пострада́сте ту́не? А́ще то́чiю и ту́не. Подая́й у́бо ва́мъ Ду́ха и дѣ́йствуяй си́лы въ ва́съ, от дѣ́лъ ли зако́на, или́ от слу́ха вѣ́ры? Я́коже Авраа́мъ вѣ́рова Бо́гу, и вмѣни́ся ему́ въ пра́вду. Разумѣ́йте у́бо, я́ко су́щiи от вѣ́ры, сі́и су́ть сы́нове Авраа́мли.

Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

Евангельское чтение

И изы́де отту́ду и прiи́де во оте́чествiе свое́: и по не́мъ идо́ша ученицы́ его́. И бы́вшей суббо́тѣ, нача́тъ на со́нмищи учи́ти. И мно́зи слы́шащiи дивля́хуся, глаго́люще: отку́ду сему́ сiя́? и что́ прему́дрость да́нная ему́, и си́лы таковы́ рука́ма его́ быва́ютъ? не се́й ли е́сть текто́нъ, Сы́нъ Марі́инъ, бра́тъ же Иа́кову и Иосі́и и Иу́дѣ и Си́мону? и не сестры́ ли его́ здѣ́ су́ть въ на́съ? И блажня́хуся о не́мъ. Глаго́лаше же и́мъ Иису́съ, я́ко нѣ́сть проро́къ безъ че́сти, то́кмо во оте́чествiи свое́мъ, и въ сро́дствѣ и въ дому́ свое́мъ.

Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

Священномученик Ириней Лионский, борец с ересями

5 сентября

Среда

23 августа ст.ст.

Постный день

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Луппа (ок. 306).

Сщмч. Иринея, еп. Лионского(202). Прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Свт. Каллиника, патриарха Константинопольского (705).

Сщмчч. Ефрема, еп. Селенгинского, Иоанна пресвитера и мч. Николая (1918). Сщмчч. Павла и Иоаннапресвитеров (1937).

Апостольское чтение

Брáтiе, по человѣ́ку глагóлю: обáче человѣ́ческаго предутверждéнна завѣ́та никтóже отметáетъ или́ приповелѣвáетъ. Авраáму же речéни бы́ша обѣ́ты, и сѣ́мени егó. Не глагóлетъ же: и сѣ́менемъ, я́ко о мнóзѣхъ, но я́ко о еди́номъ: и сѣ́мени твоемý, и́же éсть Христóсъ. Сié же глагóлю, завѣ́та предутверждéннаго от Бóга во Христá, бы́вый по лѣ́тѣхъ четы́риста и три́десятихъ закóнъ не отметáетъ, во éже разори́ти обѣтовáнiе. А́ще бо от закóна наслѣ́дiе, не ктомý ужé от обѣтовáнiя: Авраáму же обѣтовáнiемъ даровá Бóгъ.

Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

Евангельское чтение

И призвá обанáдесяте, и начáтъ и́хъ посылáти двá двá, и дая́ше и́мъ влáсть надъ дýхи нечи́стыми. И заповѣ́да и́мъ, да ничесóже вóзмутъ на пýть, тóкмо жéзлъ еди́нъ: ни пи́ры, ни хлѣ́ба, ни при пóясѣ мѣ́ди: но обувéни въ сандáлiя: и не облачи́тися въ двѣ́ ри́зѣ. И глагóлаше и́мъ: идѣ́же áще вни́дете въ дóмъ, тý пребывáйте, дóндеже изы́дете оттýду: и ели́цы áще не прiи́мутъ вы́, нижé послýшаютъ вáсъ, исходя́ще оттýду, оттряси́те прáхъ, и́же подъ ногáми вáшими, во свидѣ́телство и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, отрáднѣе бýдетъ Cодóмомъ и Гомóрромъ въ дéнь сýдный, нéже грáду томý.

И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

Равноапостольный Косма Этолийский

6 сентября

Четверг

24 августа ст.ст.

Поста нет

Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца (1479).

Мч. Татиона (305). Мц. Сиры, девы Персидской (558). Прп. Георгия Лимниота (ок. 716). Равноап. Космы Этолийского(1779). Прп. Арсения Комельского (1550). Сщмч. Максима Горлицкого пресвитера (1914). Прп. Аристоклия, старца Московского (1918).

Прмч. Серафима (1946).

Петровской иконы Божией Матери.

Апостольское чтение

Пре́жде же прише́ствiя вѣ́ры, подъ зако́номъ стрего́ми бѣ́хомъ, затворе́ни въ хотя́щую вѣ́ру откры́тися. Тѣ́мже зако́нъ пѣ́стунъ на́мъ бы́сть во Христа́, да от вѣ́ры оправди́мся: прише́дшей же вѣ́рѣ, уже́ не подъ пѣ́стуномъ есмы́. Вси́ бо вы́ сы́нове Бо́жiи есте́ вѣ́рою о Христѣ́ Иису́сѣ: ели́цы бо во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся. Нѣ́сть Иуде́й, ни е́ллинъ: нѣ́сть ра́бъ, ни свобо́дь: нѣ́сть му́жескiй по́лъ, ни же́нскiй: вси́ бо вы́ еди́но есте́ о Христѣ́ Иису́сѣ. А́ще ли вы́ Христо́вы, у́бо Авраа́мле сѣ́мя есте́, и по обѣтова́нiю наслѣ́дницы.

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Евангельское чтение

О́нъ же рече́ и́мъ: коли́ко хлѣ́бы и́мате? иди́те и ви́дите. И увѣ́дѣвше глаго́лаша: пя́ть хлѣ́бъ, и двѣ́ ры́бѣ. И повелѣ́ и́мъ посади́ти вся́ на спо́ды на спо́ды на травѣ́ зеленѣ́. И возлего́ша на лѣ́хи на лѣ́хи по сту́ и по пяти́десятъ. И прiе́мь пя́ть хлѣ́бъ и двѣ́ ры́бѣ, воззрѣ́въ на не́бо, благослови́ и преломи́ хлѣ́бы, и дая́ше ученико́мъ свои́мъ, да предлага́ютъ предъ ни́ми: и о́бѣ ры́бѣ раздѣли́ всѣ́мъ. И ядо́ша вси́ и насы́тишася: и взя́ша укру́хи, двана́десяте ко́шя испо́лнь, и от ры́бу. Бя́ше же я́дшихъ хлѣ́бы я́ко пя́ть ты́сящъ муже́й.

Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

Апостол Тит,
первый епископ Крита

7 сентября

Пятница

25 августа ст.ст.

Постный день

Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I).

Свт. Мины, Патриарха Константинопольского (552). Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, еп. Каррийского, исп (IV).

Прмч. Моисея (1931). Сщмч. Владимира пресвитера (1938).

Апостольское чтение

Но тогдá ýбо не вѣ́дуще Бóга, служи́сте не по естествý сýщымъ бóгомъ: ны́нѣ же, познáвше Бóга, пáче же познáни бы́вше от Бóга, кáко возвращáетеся пáки на немощны́я и худы́я стихíи, и́мже пáки свы́ше служи́ти хóщете? дни́ смотря́ете, и мéсяцы, и временá, и лѣ́та. Бою́ся о вáсъ, едá кáко всýе труди́хся въ вáсъ.

Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

Евангельское чтение

Они́ же ви́дѣвше егó ходя́ща по мóрю, мня́ху призрáкъ бы́ти и возопи́ша. Вси́ бо егó ви́дѣша и смути́шася. И áбiе глагóла съ ни́ми и речé и́мъ: дерзáйте: áзъ éсмь, не бóйтеся. И вни́де къ ни́мъ въ корáбль: и улéже вѣ́тръ. И зѣлó и́злиха въ себѣ́ ужасáхуся и дивля́хуся. Не разумѣ́ша бо о хлѣ́бѣхъ: бѣ́ бо сéрдце и́хъ окаменéно.

Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. 0Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

Владимирская икона
Пресвятой Богородицы

8 сентября

Суббота

26 августа ст.ст.

Поста нет


Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Мчч. Адриана и Наталии и прочих 23, с ними пострадавших (305-311). Блж. Марии Дивеевской (1931).

Прп. Адриана Ондрусовского (1549).

Сщмч. Петра пресвитера (1918). Св. Георгия исп., пресвитера (1928). Сщмч. Виктора пресвитера, мчч. Димитрия, Петра и св. Романа исп., пресвитера (1937). Обретение мощей свт. Николая исп., митр. Алма- Атинского (2000).

Псково-Печерской именуемой "Умиление", иконы Божией Матери (1524).

Апостольское чтение

Сегó рáди послáхъ къ вáмъ тимоѳéа, и́же ми́ éсть чáдо возлю́блено и вѣ́рно о Гóсподѣ, и́же вáмъ воспомя́нетъ пути́ моя́, я́же о Христѣ́ Иисýсѣ, я́коже вездѣ́ и во вся́цѣй цéркви учý. Я́ко не грядýщу ми́ къ вáмъ, разгордѣ́шася нѣ́цыи: прiидý же скóро къ вáмъ, áще Госпóдь восхóщетъ, и уразумѣ́ю не слóво разгордѣ́вшихся, но си́лу: не въ словеси́ бо цáрство Бóжiе, но въ си́лѣ. Чтó хóщете? съ пáлицею ли прiидý къ вáмъ, или́ съ любóвiю и дýхомъ крóтости?

Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Евангельское чтение

И отвѣщáвъ Иисýсъ речé и́мъ: блюди́те, да никтóже вáсъ прельсти́тъ: мнóзи бо прiи́дутъ во и́мя моé, глагóлюще: áзъ éсмь Христóсъ: и мнóги прельстя́тъ. Услы́шати же и́мате брáни и слы́шанiя брáнемъ.


Зри́те, не ужасáйтеся, подобáетъ бо всѣ́мъ си́мъ бы́ти: но не тогдá éсть кончи́на. Востáнетъ бо язы́къ на язы́къ, и цáрство на цáрство: и бýдутъ глáди и пáгубы и трýси по мѣ́стомъ: вся́ же сiя́ начáло болѣ́знемъ. Тогдá предадя́тъ вы́ въ скóрби и убiю́тъ вы́: и бýдете ненави́дими всѣ́ми язы́ки и́мене моегó рáди. И тогдá соблазня́тся мнóзи, и дрýгъ дрýга предадя́тъ, и возненави́дятъ дрýгъ дрýга: и мнóзи лжепрорóцы востáнутъ и прельстя́тъ мнóгiя: и за умножéнiе беззакóнiя, изся́кнетъ любы́ мнóгихъ. Претерпѣ́вый же до концá, тóй спасéтся.

Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах.

Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.

Преподобный Пимен Великий

9 сентября

Воскресенье

27 августа ст.ст.

Глас 6.
Поста нет

Прп. Пимена Великого (ок. 450).

Свт. Осии исп., еп. Кордувийского (359). Свт. Ливерия исп. папы Римского (366). Прп. Пимена Палестинского (ок. 602). Прпп. сщмч. Кукши и ученика его мч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских (после 1114). Прп. Саввы. Мц. Анфисы Новой. Собор Нижегородских святых.

Сщмч. Михаила пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918). Сщмч. Стефана пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна, Иоанна пресвитеров и прмч. Мефодия (1937). Сщмч. Александрапресвитера (1939). Сщмч. Владимира пресвитера (1940). Св. Димитрия исп., пресвитера (1952).

Апостольское чтение

Во всéмъ скорбя́ще, но не стужáюще си́: нечáеми, но не отчаявáеми: гони́ми, но не оставля́еми: низлагáеми, но не погибáюще: всегдá мéртвость Гóспода Иисýса въ тѣ́лѣ нося́ще, да и живóтъ Иисýсовъ въ тѣ́лѣ нáшемъ яви́тся. Присно бо мы́ живíи въ смéрть предаéмся Иисýса рáди, да и живóтъ Иисýсовъ яви́тся въ мéртвеннѣй плóти нáшей: тѣ́мже смéрть ýбо въ нáсъ дѣ́йствуетъ, а живóтъ въ вáсъ. Имýще же тóйже Дýхъ вѣ́ры, по пи́санному: вѣ́ровахъ, тѣ́мже возглагóлахъ: и мы́ вѣ́руемъ, тѣ́мже и глагóлемъ, вѣ́дяще, я́ко воздви́гiй Гóспода Иисýса, и нáсъ со Иисýсомъ воздви́гнетъ, и предпостáвитъ съ вáми.

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

Евангельское чтение

И вопроси́ еди́нъ от ни́хъ законоучи́тель, искушáя егó и глагóля: учи́телю, кáя зáповѣдь бóлши éсть въ закóнѣ? Иисýсъ же речé емý: возлю́биши Гóспода Бóга твоегó всѣ́мъ сéрдцемъ твои́мъ, и всéю душéю твоéю, и всéю мы́слiю твоéю: сiя́ éсть пéрвая и бóлшая зáповѣдь: вторáя же подóбна éй: возлю́биши и́скренняго твоегó я́ко сáмъ себé: въ сiю́ обою́ зáповѣдiю вéсь закóнъ и прорóцы ви́сятъ.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

 

Православие.ру