Седмица 18-я по Пятидесятнице. 24-30 сентября

Прп. Силуан Афонский

24 сентября

Понедельник

11 сентября по старому стилю

Глас 8.
Поста нет

Прп. Феодоры Александрийской (474-491). Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Силуана Афонского (1938).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мц. Ии (362-364). Прп. Евфросина (IX). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских (362-364).

Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918). Сщмч. Карпа пресвитера (1937). Сщмч. Николая диакона (1942).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Апостольское чтение

Тѣ́мже отлóжше лжý, глагóлите и́стину кíйждо ко и́скреннему своемý, занé есмы́ дрýгъ дрýгу ýдове. Гнѣ́вайтеся и не согрѣшáйте: сóлнце да не зáйдетъ въ гнѣ́вѣ вáшемъ: нижé дади́те мѣ́ста дiáволу.

Вся́ка гóресть, и гнѣ́въ, и я́рость, и кли́чь, и хулá да вóзмется от вáсъ, со вся́кою злóбою: бывáйте же дрýгъ ко дрýгу блáзи, милосéрди, прощáюще дрýгъ дрýгу, я́коже и Бóгъ во Христѣ́ прости́лъ éсть вáмъ.

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.

Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Евангельское чтение

Го́ре ва́мъ, кни́жницы и фарисе́е, лицемѣ́ри, я́ко затворя́ете ца́рствiе небе́сное предъ человѣ́ки: вы́ бо не вхо́дите, ни входя́щихъ оставля́ете вни́ти. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и фарисе́е, лицемѣ́ри, я́ко снѣда́ете до́мы вдови́цъ, и вино́ю дале́че моли́твы творя́ще: сего́ ра́ди ли́шшее прiи́мете осужде́нiе.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.

Преподобный Афанасий Высоцкий

25 сентября

Вторник

12 сентября ст.ст.

Поста нет

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (1395).

Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (ок. 249-259) . Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Сщмч. Феодора еп. Александрийского.

Сщмчч. Феодора, Иоанна, Николая пресвитеров и мч. Алексия (1937).

Апостольское чтение

Жены́, свои́мъ мужéмъ повинýйтеся, я́коже Гóсподу, занé мýжъ главá éсть жены́, я́коже и Христóсъ главá цéркве, и тóй éсть спаси́тель тѣ́ла: но я́коже цéрковь повинýется Христý, тáкожде и жены́ свои́мъ мужéмъ во всéмъ. Мýжiе, люби́те своя́ жены́, я́коже и Христóсъ возлюби́ цéрковь, и себé предадé за ню́, да освяти́тъ ю́, очи́стивъ бáнею вóдною въ глагóлѣ.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.

Евангельское чтение

Го́ре ва́мъ, кни́жницы и фарисе́е, лицемѣ́ри, я́ко одеся́тствуете мя́тву и ко́пръ и ки́минъ, и оста́висте вя́щшая зако́на, су́дъ и ми́лость и вѣ́ру: сiя́ же подоба́ше твори́ти, и о́нѣхъ не оставля́ти. Вожди́ слѣпі́и, оцѣжда́ющiи комары́, велблу́ды же пожира́юще. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и фарисе́е лицемѣ́ри, я́ко очища́ете внѣ́шнее сткля́ницы и блю́да, внутрьу́ду же су́ть по́лни хище́нiя и непра́вды.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября

Среда

13 сентября ст.ст.

Постный день

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме(Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилиясотника (I).

Мчч. Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мчч. Селевка и Стратоника (III). Мчч. Макровия,Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Сщмч. Иулиана пресвитера (IV). Прп. Петра в Атрои (IX). Вмц. Кетеваны, царицы Кахетинской (1624) (Груз.).

Сщмчч. Стефана, Александра пресвитеров и Николая диакона (1937).

Апостольское чтение

Тáко дóлжни сýть мýжiе люби́ти своя́ жены́, я́ко своя́ тѣлесá: любя́й бо свою́ женý, себé самáго лю́битъ. Никтóже бо когдá свою́ плóть возненави́дѣ, но питáетъ и грѣ́етъ ю́, я́коже и Госпóдь цéрковь: занé ýди есмы́ тѣ́ла егó, от плóти егó и от костéй егó. Сегó рáди остáвитъ человѣ́къ отцá своегó и мáтерь, и прилѣ́пится къ женѣ́ своéй, и бýдета двá въ плóть еди́ну.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Евангельское чтение

Иерусали́ме, Иерусали́ме, изби́вый проро́ки и ка́менiемъ побива́яй по́сланныя къ тебѣ́, колькра́ты восхотѣ́хъ собра́ти ча́да твоя́, я́коже собира́етъ ко́кошъ птенцы́ своя́ подъ крилѣ́, и не восхотѣ́сте? Се́, оставля́ется ва́мъ до́мъ ва́шъ пу́стъ. Глаго́лю бо ва́мъ: я́ко не и́мате мене́ ви́дѣти отсе́лѣ, до́ндеже рече́те: благослове́нъ гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября

Четверг

14 сентября ст.ст.

Постный день

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Преставление свт. Иоанна Златоуста (407).

Леснинской (1683) иконы Божией Матери.

Апостольское чтение

Гдѣ́ премýдръ? гдѣ́ кни́жникъ? гдѣ́ совопрóсникъ вѣ́ка сегó? Не обуи́ ли Бóгъ премýдрость мíра сегó?

Понéже и Иудéе знáменiя прóсятъ, и éллини премýдрости и́щутъ: мы́ же проповѣ́дуемъ Христá рáспята, Иудéемъ ýбо соблáзнъ, éллиномъ же безýмiе, самѣ́мъ же звáннымъ Иудéемъ же и éллиномъ Христá, Бóжiю си́лу и Бóжiю премýдрость.

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Евангельское чтение

И глагóла Иудéомъ: сé, Цáрь вáшъ. Они́ же вопiя́ху: возми́, возми́, распни́ егó. Глагóла и́мъ пилáтъ: Царя́ ли вáшего распнý? Отвѣщáша архiерéе: не и́мамы царя́ тóкмо кéсаря. Тогдá ýбо предадé егó и́мъ, да рáспнется. Поéмше же Иисýса и ведóша: и нося́ крéстъ свои́, изы́де на глагóлемое лóбное мѣ́сто, éже глагóлется Еврéйски голгóѳа, идѣ́же пропя́ша егó, и съ ни́мъ и́на двá сю́ду и сю́ду, посредѣ́ же Иисýса. Написá же и ти́тла пилáтъ, и положи́ на крéстѣ́. Бѣ́ же напи́сано: Иисýсъ назоряни́нъ, Цáрь Иудéйскiй. Сегó же ти́тла мнóзи чтóша от иудéй, я́ко бли́зъ бѣ́ мѣ́сто грáда, идѣ́же пропя́ша Иисýса: и бѣ́ напи́сано Еврéйски, грéчески, ри́мски.

И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Великомученик Никита

28 сентября

Пятница

15 сентября ст.ст.

Постный день

Попразднство Воздвижения Креста Господня.

Вмч. Никиты (ок. 372). Обретение мощей свт. Акакия исповедника, еп. Мелитинского (III). Мчч. Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305-311). Мч. Порфирия (361). Обретение мощей первомч. архидиакона Стефана (415). Свт. Иосифа, еп. Алавердского (570) (Груз.). Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429).

Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Прмц. Евдокии (1918). Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоаннапресвитеров (1921). Прп. Игнатия исп (1932). Сщмч. Димитрия пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937).

Новоникитской иконы Божией Матери (372).

Апостольское чтение

Вся́кою моли́твою и молéнiемъ моля́щеся на вся́ко врéмя дýхомъ, и въ сié и́стое бдя́ще во вся́комъ терпѣ́нiи и моли́твѣ о всѣ́хъ святы́хъ и о мнѣ́, да дáстся ми́ слóво во отверзéнiе ýстъ мои́хъ, съ дерзновéнiемъ сказáти тáйну благовѣствовáнiя, о нéмже посóлствую во ýзахъ, да въ нéмъ дерзáю, я́коже подобáетъ ми́ глагóлати.

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, ка́к мне должно.

Евангельское чтение

От смоко́вницы же научи́теся при́тчи: егда́ уже́ ва́iя ея́ бу́дутъ мла́да, и ли́ствiе прозя́бнетъ, вѣ́дите, я́ко бли́зъ е́сть жа́тва: та́ко и вы́, егда́ ви́дите сiя́ вся́, вѣ́дите, я́ко бли́зъ е́сть, при две́рехъ. Бди́те у́бо, я́ко не вѣ́сте, въ кі́й ча́съ Госпо́дь ва́шъ прiи́детъ.

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение»

29 сентября

Суббота

16 сентября ст.ст.

Поста нет

Вмц. Евфимии всехвальной (304). Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001).

Мц. Севастианы (ок. 86-96). Мц. Мелитины (ок. 138-161). Мчч. Виктора и Сосфена (ок. 304). Прп. Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мчч. братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808) (Груз.). Мц. Людмилы, кн. Чешской (927). Прп. Прокопия, игумена Сазавского (1053). Свт. Киприана, митр. Московского, всея России чудотворца (1406). Прп. Кукши Одесского, исп. (1964).

Сщмч. Григория пресвитера (1937). Сщмч. Сергия пресвитера (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

Апостольское чтение

Ви́дите бо зва́нiе ва́ше, бра́тiе, я́ко не мно́зи прему́дри по пло́ти, не мно́зи си́льни, не мно́зи благоро́дни: но бу́яя мíра избра́ Бо́гъ, да прему́дрыя посрами́тъ, и не́мощная мíра избра́ Бо́гъ, да посрами́тъ крѣ́пкая: и худоро́дная мíра и уничиже́нная избра́ Бо́гъ, и не су́щая, да су́щая упраздни́тъ, я́ко да не похва́лится вся́ка пло́ть предъ Бо́гомъ.

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Евангельское чтение

И рече́ и́мъ: вы́ от ни́жнихъ есте́, а́зъ от вы́шнихъ е́смь: вы́ от мíра сего́ есте́, а́зъ нѣ́смь от мíра сего́: рѣ́хъ у́бо ва́мъ, я́ко у́мрете во грѣсѣ́хъ ва́шихъ: а́ще бо не и́мете вѣ́ры, я́ко а́зъ е́смь, у́мрете во грѣсѣ́хъ ва́шихъ. Глаго́лаху у́бо ему́: ты́ кто́ еси́? И рече́ и́мъ Иису́съ: нача́токъ, я́ко и глаго́лю ва́мъ: мно́га и́мамъ о ва́съ глаго́лати и суди́ти: но посла́вый мя́ и́стиненъ е́сть, и а́зъ я́же слы́шахъ от него́, сiя́ глаго́лю въ мíрѣ.

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

30 сентября

Воскресенье

17 сентября ст.ст.

Глас 1.
Поста нет

Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).

Мцц. Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинонапресвитера, Патермуфия, Илии и иных 151 (ок. 310). Свт. Иоакима, патриарха Александрийского (1567).

Прмчч. Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918). Прмц. Ирины (1931). Мч. Иоанна (1941). Прмц. Александры (1943).

Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.

Апостольское чтение

Увѣ́дѣвше же, я́ко не оправди́тся человѣ́къ от дѣ́лъ зако́на, но то́кмо вѣ́рою Иису́съ Христо́вою, и мы́ во Христа́ Иису́са вѣ́ровахомъ, да оправди́мся от вѣ́ры Христо́вы, а не от дѣ́лъ зако́на: зане́ не оправди́тся от дѣ́лъ зако́на вся́ка пло́ть. А́ще ли, и́щуще оправди́тися о Христѣ́, обрѣто́хомся и са́ми грѣ́шницы, Христо́съ у́бо грѣху́ ли служи́тель? Да не бу́детъ. А́ще бо, я́же разори́хъ, сiя́ па́ки созида́ю, престу́пника себе́ представля́ю.

Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

Евангельское чтение

И призва́въ наро́ды со ученики́ свои́ми, рече́ и́мъ: и́же хо́щетъ по мнѣ́ ити́, да отве́ржется себе́, и во́зметъ кре́стъ сво́й, и по мнѣ́ гряде́тъ: и́же бо а́ще хо́щетъ ду́шу свою́ спасти́, погуби́тъ ю́: а и́же погуби́тъ ду́шу свою́ мене́ ра́ди и ева́нгелiа, то́й спасе́тъ ю́: ка́я бо по́льза человѣ́ку, а́ще прiобря́щетъ мíръ ве́сь, и отщети́тъ ду́шу свою́?

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

 

Православие.ру