Седмица 2-я Великого поста. 26 февраля - 4 марта

Предлагаем календарь на 2-ю седмицу Великого поста.

  • 25 февраля (завтра) — неделя 1-я Великого поста. Праздник торжества Православия.
  • 3 марта (суббота) — поминовение усопших. Такие заупокойные службы проводятся каждый год во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста.
  • 4 марта (воскресенье) — неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского.

Желаем душеполезного поста! Храни вас Господь.

Свт. Серафим, Софийский чудотворец

26 февраля

Понедельник

13 февраля по старому стилю

Глас 5.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)


Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950).

Прп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608).

Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200). Собор святых Омской митрополии.

Сщмч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920). Сщмч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитеров и Евгения диакона, мч. Павла, прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938).
Книга пророка Исаии:
притча о винограднике

Чтó сотворю́ ещé виногрáду моемý, и не сотвори́хъ емý? занéже ждáхъ, да сотвори́тъ грóздiе, сотвори́ же тéрнiе.

Виногрáдъ бо Гóспода Саваóѳа, дóмъ Изрáилевъ éсть, и человѣ́къ Иýдинъ нóвый сáдъ возлю́бленный: ждáхъ, да сотвори́тъ сýдъ, сотвори́ же беззакóнiе, и не прáвду, но вóпль.

Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль.

И речé Бóгъ: сé, Адáмъ бы́сть я́ко еди́нъ от Нáсъ, éже разумѣ́ти дóброе и лукáвое: и ны́нѣ да не когдá прострéтъ рýку свою́ и вóзметъ от дрéва жи́зни и снѣ́стъ, и жи́въ бýдетъ во вѣ́къ. И изгнá егó Госпóдь Бóгъ изъ рая́ слáдости дѣ́лати зéмлю, от нея́же взя́тъ бы́сть.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Ими́ся моегó наказáнiя, не остáви, но сохрани́ é себѣ́ въ жи́знь твою́. На пути́ нечести́выхъ не иди́, нижé возревнýй путéмъ законопрестýпныхъ. На нéмже áще мѣ́стѣ вóя соберýтъ, не иди́ тáмо: уклони́ся же от ни́хъ и измѣни́: не ýснутъ бо, áще злá не сотворя́тъ: отъи́мется сóнъ от ни́хъ, и не спя́тъ: тíи бо питáются пи́щею нечéстiя, винóмъ же законопрестýпнымъ упивáются.

Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; 17ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

Мысли святителя Феофана Затворника

"Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни" (Прит. 4, 23). Поговевши, исповедавшись и причастившись св. Таин, христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас св. Крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падениями, и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их, по крайней мере с этого времени, от засорения вновь невниманием, рассеянностью и небрежением о тех действиях, которыми поддерживается чистота и исправное течение вод их.

Продолжим пощение, не дадим воли чувствам, не прекратим усердных молитв и слез, не забудем дел любви, взыщем слышания слова Божия, более же всего да беседуем с Господом, Который в нас, и этою беседою да поддерживаем в себе страх Божий и ревность к богоугождению, в которых собственно источник нашей жизни духовной.

 

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

 

27 февраля

Вторник

14 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869).

Прп. Авксентия (ок. 470).
Прп. Марона, пустынника Сирийского (ок. 433). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V).

12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Прп. Исаакия, затворника Печерского (ок. 1090). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина Феодора (1578).

Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937). Сщмч. Трифона диакона (1938).

Гóре совокупля́ющымъ дóмъ къ дóму и селó къ селý приближáющымъ, да бли́жнему оти́мутъ чтó: едá вселитéся еди́ни на земли́? Услы́шашася бо во ушесѣ́хъ Гóспода Саваóѳа сiя́: áще бо бýдутъ дóмове мнóзи, въ запустѣ́нiе бýдутъ вели́цыи и дóбрiи, и не бýдутъ живýщiи въ ни́хъ: идѣ́же бо возорю́тъ дéсять супрýгъ волóвъ, сотвори́тъ корчáгъ еди́нъ, и сѣ́яй Артавáсъ шéсть сотвори́тъ мѣ́ры три́.

 

Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

И речé Кáинъ ко А́велю брáту своемý: пóйдемъ на пóле. И бы́сть внегдá бы́ти и́мъ на пóли, востá Кáинъ на А́веля брáта своегó и уби́ егó. И речé Госпóдь Бóгъ ко Кáину: гдѣ́ éсть А́вель брáтъ твóй? И речé: не вѣ́мъ: едá стрáжъ брáту моемý éсмь áзъ? И речé Госпóдь: чтó сотвори́лъ еси́ сié? глáсъ крóве брáта твоегó вопiéтъ ко мнѣ́ от земли́.

 

И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.

Сы́не, моéй премýдрости внимáй, къ мои́мъ же словесéмъ прилагáй ýхо твоé, да сохрани́ши мы́сль благýю: чýвство же мои́хъ устéнъ заповѣ́даетъ тебѣ́. Не внимáй злѣ́й женѣ́: мéдъ бо кáплетъ от устéнъ жены́ блудни́цы, я́же на врéмя наслаждáетъ твóй гортáнь: послѣди́ же горчáе жéлчи обря́щеши, и изощрéнну пáче мечá обою́ду óстра.

Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый.

Мысли святителя Феофана Затворника

"И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт.4:13). Можно ли было так говорить перед лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: "разве я сторож брату моему?" (Быт. 4, 9) Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, - а он не поддается, и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством. То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, устраивал семейный быт и житейские отношения держал; печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем.

Стало быть это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому ныне в особенности! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время и труд. Но ведь - или спасение, или погибель!

 

Виленская икона Божией Матери

 

28 февраля

Среда

15 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V).

Прп. Пафнутия, затворника Печерского (XIII).

Сщмчч. Михаила и Иоанна пресвитеров (1930). Сщмч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Павла и прмц. Софии (1938).

Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской икон Божией Матери (1646).

Гóре, и́же мýдри въ себѣ́ сами́хъ и предъ собóю разýмни. Гóре крѣ́пкимъ вáшымъ, винó пiю́щымъ, и вельмóжамъ растворя́ющымъ Сикéръ, оправдáющымъ нечести́ва дарóвъ рáди, и éже éсть прáведное прáведнаго взéмлющымъ от негó. Сегó рáди я́коже сгори́тъ трóсть от ýглiя óгненнаго и сожжéтся от плáмене разгорѣ́вшагося, кóрень и́хъ я́ко пéрсть бýдетъ, и цвѣ́тъ и́хъ я́ко прáхъ взы́детъ: не восхотѣ́ша бо закóна Гóспода Саваóѳа, но слóво святáго Изрáилева раздражи́ша.

 

Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

Познá же Адáмъ Е́ву женý свою́: и зачéнши роди́ сы́на, и именовá и́мя емý Си́ѳъ, глагóлющи: воскреси́ бо ми́ Бóгъ сѣ́мя другóе, вмѣ́сто А́веля, егóже уби́ Кáинъ. И Си́ѳу бы́сть сы́нъ: именовá же и́мя емý Енóсъ: сéй уповá призывáти и́мя Гóспода Бóга.

 

И познал Адам еще Еву, жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога.

Сы́не, пíй вóды от свои́хъ сосýдовъ и от твои́хъ кладенцéвъ истóчника: да преизливáются тебѣ́ вóды от твоегó истóчника, во твоя́ же пути́ да происхóдятъ твоя́ вóды. Да бýдутъ тебѣ́ еди́ному имѣ́нiя, и да никтóже чýждь причасти́тся тебѣ́. Истóчникъ твоея́ воды́ да бýдетъ тебѣ́ твóй, и весели́ся съ женóю, я́же от ю́ности твоея́: елéнь любвé и жребя́ твои́хъ благодáтей.

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною.

Мысли святителя Феофана Затворника

Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтоб он отпустил его, ответом на это было усиление работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: "вы сделали нас ненавистными в глазах фараона" (Исх. 5, 21).

Точь в точь то же испытывает душа кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго рабства греховного, - радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и взгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи, - страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной начавши только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! "Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде" (Ис. 5, 16).

 

Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

 

1 марта

Четверг

16 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Свт. Макария митр. Московского и Коломенского (1926).

Мчч. Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

И бы́сть въ лѣ́то, въ нéже ýмре Озíа цáрь, ви́дѣхъ Гóспода сѣдя́ща на престóлѣ высóцѣ и превознесéннѣ, и испóлнь дóмъ слáвы егó. И серафи́ми стоя́ху о́крестъ егó, шéсть кри́лъ еди́ному и шéсть кри́лъ другóму: и двѣмá ýбо покрывáху ли́ца своя́, двѣмá же покрывáху нóги своя́ и двѣмá летáху. И взывáху дрýгъ ко дрýгу и глагóлаху: свя́тъ, свя́тъ, свя́тъ Госпóдь Саваóѳъ: испóлнь вся́ земля́ слáвы егó.

 

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Сiя́ кни́га бытiя́ человѣ́ча, въ óньже дéнь сотвори́ Бóгъ Адáма, по о́бразу Бóжiю сотвори́ егó, мýжа и женý сотвори́ и́хъ и благослови́ и́хъ: и наречé и́мя емý Адáмъ, въ óньже дéнь сотвори́ и́хъ. Поживé же Адáмъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду своемý и по о́бразу своемý, и наречé и́мя емý Си́ѳъ. Бы́ша же днíе Адáмовы, я́же поживé, по éже роди́ти емý Си́ѳа, лѣ́тъ сéдмь сóтъ, и роди́ сы́ны и дщéри. И бы́ша вси́ днíе Адáмовы, я́же поживé, лѣ́тъ дéвять сóтъ и три́десять: и ýмре.

 

Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать 230 лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот 700 лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

Иди́ ко мрáвiю, о, лѣни́ве, и поревнýй ви́дѣвъ пути́ егó, и бýди óнаго мудрѣ́йшiй: óнъ бо, не сýщу емý земледѣ́лцу, нижé нýдящаго егó имѣ́яй, нижé подъ влады́кою сы́й, готóвитъ въ жáтву пи́щу и мнóгое въ лѣ́то твори́тъ уготóванiе.–
Мáло ýбо спи́ши, мáло же сѣди́ши, мáло же дрéмлеши, мáло же объе́млеши пéрси рукáма: потóмъ же нáйдетъ тебѣ́ áки зóлъ пýтникъ убóжество: скýдость же áки благíй течéцъ.

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.

Мысли святителя Феофана Затворника

"Не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся как серна из руки и как птица птицелова" (Прит.6:4-5). Это правило должен взять себе в руководство всякий, кто положил теперь в сердце своем, перед лицом Господа, жить уже по заповедям Его. И он не должен давать сна очам, - не этим внешним, но внутренним очам ума, чтоб они пристально смотрели в сердце и верно замечали все, происходящее там, и тем давали возможность ревнителю разузнавать вражеские козни и избежать опасности от них.

Сердце стало теперь поприще борьбы с врагом. Туда он непрестанно сеет свое, отражающееся в помышлениях, которые, однако, не всегда грубо худы, но большею частью прикрыты мнимою добротою и правотою. Цепь всех помышлений - точно хитросплетенная сеть! Пустившийся, вслед их без внимания не минет опутания, и, следовательно, опасности падения. Вот почему, брат, держи око ума твоего острозорким, посредством строгого внимания ко всему, что происходит в тебе и около тебя. Замечай, что предлагает тебе неотступный советник твой с шуей стороны , и разбирай, для чего оно предлагается тебе, куда поведет, и никогда не попадешь в сети его. Не забудь только, что внимание одно не бывает в силе; но когда стоит в содружестве с трезвением, бодренностию и непрестанною ко Господу молитвою. Сочетай все это и будешь неуловим.

 

Святитель Ермоген, патриарх Московский

 

2 марта

Пятница

17 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).

Вмч. Феодора Тирона (306). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (889).

Прп Феодора молчаливого, Печерского (XIII).

Сщмч. Михаила, Павла пресвитеров (1938). Мц. Анны (1940).

И речé Исáiа: слы́шите ýбо, дóме дави́довъ: едá мáло вáмъ éсть трýдъ дая́ти человѣ́комъ, и кáко даетé Гóсподеви трýдъ? Сегó рáди дáстъ Госпóдь сáмъ вáмъ знáменiе: сé, Дѣ́ва во чрéвѣ зачнéтъ и роди́тъ Сы́на, и наречéши и́мя емý Емманýилъ.

 

Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Ви́дѣвъ же Госпóдь Бóгъ, я́ко умнóжишася злóбы человѣ́ковъ на земли́: и вся́къ помышля́етъ въ сéрдцы своéмъ прилѣ́жно на злáя во вся́ дни́: и помы́сли Бóгъ, я́ко сотвори́ человѣ́ка на земли́, и размы́сли. И речé Бóгъ: потреблю́ человѣ́ка, егóже сотвори́хъ, от лицá земли́, от человѣ́ка дáже до скотá, и от гáдъ дáже до пти́цъ небéсныхъ: занé размы́слихъ, я́ко сотвори́хъ я́. Нóе же обрѣ́те благодáть предъ Гóсподемъ Бóгомъ.

 

И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога.

Сы́не, храни́ закóны отцá твоегó и не отри́ни наказáнiя мáтере твоея́: навяжи́ же я́ на твою́ дýшу при́сно и обяжи́ и́хъ о твоéй вы́и. Егдá хóдиши, води́ ю́, и съ тобóю да бýдетъ: егдá же спи́ши, да храни́тъ тя́, да востаю́щу ти́ глагóлетъ съ тобóю. Занé свѣти́лникъ зáповѣдь закóна и свѣ́тъ, и пýть жи́зни, и обличéнiе, и наказáнiе, éже сохрани́ти тя́ от жены́ мужáты и от наваждéнiя язы́ка чуждáго.

Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Мысли святителя Феофана Затворника

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян.

Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание.

Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

 

Свт Лев, Папа Римский

 

3 марта

Суббота

18 февраля ст.ст.

Пища с растительным маслом

Суббота 2-я Великого поста.Поминовение усопших.

Свт. Льва, Папы Римского (461).
Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450).

Прп. Космы Яхромского (1492).

Прп. Владимира исповедника (1933).

Блюди́те, брáтiе, да не когдá бýдетъ въ нѣ́коемъ от вáсъ сéрдце лукáво, испóлнено невѣ́рiя, во éже отступи́ти от Бóга жи́ва. Но утѣшáйте себé на вся́къ дéнь дóндеже днéсь нарицáется, да не ожесточи́тся нѣ́кто от вáсъ лéстiю грѣхóвною.

 

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

И прiи́де къ немý прокажéнъ, моля́ егó и на колѣ́ну припадáя предъ ни́мъ, и глагóля емý, я́ко, áще хóщеши, мóжеши мя́ очи́стити. Иисýсъ же милосéрдовавъ, простéръ рýку, коснýся егó, и глагóла емý: хощý, очи́стися. И рéкшу емý, áбiе отъи́де от негó прокажéнiе, и чи́стъ бы́сть.

Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Евр. З, 12-16; Мк. 1, 35-44)

"Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился" (Мк.1:35). Господь молится как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом.

И вот у нас настоящая молитва - молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней - труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь - приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд - множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отогнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! Се ныне время благоприятно.

 

Прп. Феодор Санаксарский

 

4 марта

Воскресенье

19 февраля ст.ст.

Глас 6.
Пища с растительным маслом

Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского.

Апп. От 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Прп. Феодора Санаксарского (1791). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Равулы (ок. 530). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея.

Прп. Феодора Санаксарского (1791).

Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских. Мч. Димитрия (1942).
Послание к Евреям

Сегó рáди подобáетъ нáмъ ли́шше внимáти слы́шаннымъ, да не когдá отпадéмъ. А́ще бо глагóланное áнгелы слóво бы́сть извѣ́стно, и вся́ко преступлéнiе и ослушáнiе прáведное прiя́тъ мздовоздая́нiе: кáко мы́ убѣжи́мъ, о толи́цѣмъ неради́вше спасéнiи, éже зачáло прiéмь глагóлатися от Гóспода, слы́шавшими въ нáсъ извѣсти́ся.

 

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Евангелие от Марка

И прiидóша къ немý нося́ще разслáбленна жи́лами, носи́ма четы́рьми: и не могýщымъ прибли́житися къ немý нарóда рáди, откры́ша покрóвъ, идѣ́же бѣ́, и прокопáвше свѣ́сиша óдръ, на нéмже разслáбленный лежáше. Ви́дѣвъ же Иисýсъ вѣ́ру и́хъ, глагóла разслáбленному: чáдо, отпущáются тебѣ́ грѣси́ твои́.

 

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Мысли святителя Феофана Затворника

"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5).

Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы - отпадшие от Бога и за то подгневные. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла.

Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства - крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения - вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь - и внутреннюю, и внешнюю - во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

Православие.ру