Седмица 20-я по Пятидесятнице. 8-14 октября

Прп. Харитон Исповедник

8 октября

Понедельник

25 сентября по старому стилю

Глас 2.
Поста нет

Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).

Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III). Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776).

Обретение мощей сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1985). Св. Николая исп., пресвитера (1941).

Апостольское чтение

Вся́ твори́те безъ роптáнiя и размышлéнiя, да бýдете непови́нни и цѣ́ли, чáда Бóжiя непорóчна посредѣ́ рóда стропти́ва и развращéна, въ ни́хже явля́етеся я́коже свѣти́ла въ мíрѣ, слóво живóтно придержáще, въ похвалý мнѣ́ въ дéнь Христóвъ, я́ко не вотщé текóхъ, ни вотщé труди́хся.

Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Евангельское чтение

Востáвъ же изъ сóнмища, вни́де въ дóмъ Си́моновъ: тéща же Си́монова бѣ́ одержи́ма огнéмъ вéлiимъ: и моли́ша егó о нéй. И стáвъ надъ нéю, запрети́ огню́, и остáви ю́: áбiе же востáвши служáше и́мъ. Заходя́щу же сóлнцу, вси́, ели́цы имѣ́яху боля́щыя недýги разли́чными, привождáху и́хъ къ немý: óнъ же на еди́наго коегóждо и́хъ рýцѣ возлóжь, исцѣля́ше и́хъ.

Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

Святитель Тихон, патриарх
Московский и всея Руси

9 октября

Вторник

26 сентября ст.ст.

Поста нет

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989).

Прав. Гедеона, судии Израильского (XIV до Р.Х.). Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492).

Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч. Владимира пресвитера (1939).

Апостольское чтение

И́же áще исповѣ́сть, я́ко Иисýсъ éсть Сы́нъ Бóжiй, Бóгъ въ нéмъ пребывáетъ, и тóй въ Бóзѣ. И мы́ познáхомъ и вѣ́ровахомъ любо́вь, ю́же и́мать Бóгъ къ нáмъ. Бóгъ любы́ éсть, и пребывáяй въ любви́ въ Бóзѣ пребывáетъ, и Бóгъ въ нéмъ пребывáетъ. О сéмъ совершáется любы́ съ нáми, да дерзновéнiе и́мамы въ дéнь сýдный, занé, я́коже óнъ éсть, и мы́ есмы́ въ мíрѣ сéмъ. Стрáха нѣ́сть въ любви́, но совершéнна любы́ вóнъ изгоня́етъ стрáхъ, я́ко стрáхъ мýку и́мать: боя́йся же не соверши́ся въ любви́. Мы́ лю́бимъ егó, я́ко тóй пéрвѣе возлюби́лъ éсть нáсъ.

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Евангельское чтение

Стоя́ху же при крéстѣ́ Иисýсовѣ Мáти егó, и сестрá Мáтере егó, Марíа клеóпова, и Марíа Магдали́на. Иисýсъ же ви́дѣвъ Мáтерь и ученикá стоя́ща, егóже любля́ше, глагóла Мáтери своéй: жéно, сé, сы́нъ твóй. Потóмъ глагóла ученикý: сé, Мáти твоя́. И от тогó часá поя́тъ ю́ учени́къ во своя́ си.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Священномученик
Петр (Полянский)

10 октября

Среда

27 сентября ст.ст.

Постный день

Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Прп. Савватия Соловецкого чудотворца (1435).

Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (III-IV). Прп. Игнатия (963-975).

Сщмч. Петра, митрополита Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Германа, епископа Вольского, и Михаила пресвитера (1919). Сщмч. Феодора пресвитера (1937).

Апостольское чтение

Надѣ́юся же о Гóсподѣ, я́ко и сáмъ скóро прiидý къ вáмъ. Потрéбнѣе же возмнѣ́хъ епафроди́та брáта и споспѣ́шника и свóинника моегó, вáшего же послáнника и служи́теля потрéбѣ моéй, послáти къ вáмъ, понéже желáнiемъ желáше ви́дѣти всѣ́хъ вáсъ, и тужáше, занé слы́шасте, я́ко болѣ́. И́бо болѣ́ бли́зъ смéрти: но Бóгъ поми́лова егó, не егó же тóкмо, но и менé, да не скóрбь на скóрбь прiимý.

Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

Евангельское чтение

Глагóлаше же и при́тчу къ ни́мъ, я́ко никтóже приставлéнiя ри́зы нóвы приставля́етъ на ри́зу вéтху: áще ли же ни́, и нóвую раздерéтъ, и вéтсѣй не согласýетъ éже от нóваго. И никтóже вливáетъ винá нóва въ мѣ́хи вéтхи: áще ли же ни́, растóргнетъ нóвое винó мѣ́хи, и самó излiéтся, и мѣ́си поги́бнутъ: но винó нóвое въ мѣ́хи нóвы вливáти подобáетъ: и обоя́ соблюдýтся. И никтóже пи́въ вéтхое, áбiе хóщетъ нóваго: глагóлетъ бо: вéтхое лýчше éсть.

При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Преподобный Харитон Исповедник

11 октября

Четверг

28 сентября ст.ст.

Поста нет

Прп. Харитона Исповедника(ок. 350). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337).

Прор. Варуха (VI до Р.Х.). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодораи прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Прп. Харитона Сянжемского (1509). Прп. Иродиона Илоезерского (1541). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.

Обретение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (1918). Мц. Анны (1925). Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937). Прмц. Татианы (1942).

Апостольское чтение

Блюди́теся от псóвъ, блюди́теся от злы́хъ дѣ́лателей, блюди́теся от сѣчéнiя: мы́ бо есмы́ обрѣ́занiе, и́же дýхомъ Бóгу слýжимъ и хвáлимся о Христѣ́ Иисýсѣ, а не въ плóти надѣ́емся: и́бо и áзъ имѣ́ю надѣ́янiе тáкожде во плóти. А́ще ктó и́нъ мни́тъ надѣ́ятися во плóти, áзъ пáче, обрѣ́занъ осмоднéвно, от рóда Изрáилева, колѣ́на Венiами́нова, Еврéинъ от Еврéй, по закóну фарисéй, по рéвности гони́хъ цéрковь Бóжiю, по прáвдѣ закóннѣй бы́въ непорóченъ. Но я́же ми́ бя́ху приобрѣ́тенiя, сiя́ вмѣни́хъ Христá рáди тщетý. Но ýбо вмѣня́ю вся́ тщетý бы́ти за превосходя́щее разумѣ́нiе Христá Иисýса Гóспода моегó, егóже рáди всѣ́хъ отщети́хся, и вмѣня́ю вся́ умéты бы́ти, да Христá приобря́щу.

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.

Евангельское чтение

И егдá бы́сть дéнь, призвá ученики́ своя́: и избрá от ни́хъ дванáдесяте, и́хже и апóстолы наречé: Си́мона, егóже именовá Петрá, и Андрéа брáта егó, Иáкова и Иоáнна, Фили́ппа и Варѳоломéа, Матѳéа и Ѳомý, Иáкова алфéева и Симóна нарицáемаго зилóта, Иýду Иáковля, и Иýду Искарióтскаго, и́же и бы́сть предáтель.

Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

12 октября

Пятница

29 сентября ст.ст.

Постный день

Прп. Кириака отшельника (556).

Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Прп. Феофана Милостивого.

Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934).

Апостольское чтение

Но ýбо вмѣня́ю вся́ тщетý бы́ти за превосходя́щее разумѣ́нiе Христá Иисýса Гóспода моегó, егóже рáди всѣ́хъ отщети́хся, и вмѣня́ю вся́ умéты бы́ти, да Христá приобря́щу и обря́щуся въ нéмъ, не имы́й моея́ прáвды, я́же от закóна, но я́же вѣ́рою Иисýсъ Христóвою, сýщую от Бóга прáвду въ вѣ́рѣ: я́ко разумѣ́ти егó, и си́лу воскресéнiя егó, и сообщéнiе стрáстéй егó, сообразýяся смéрти егó, áще кáко дости́гну въ воскресéнiе мéртвыхъ.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.

Евангельское чтение

И тóй возвéдъ óчи свои́ на ученики́ своя́, глагóлаше: блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко вáше éсть цáрствiе Бóжiе. Блажéни, áлчущiи ны́нѣ: я́ко насы́титеся. Блажéни, плáчущiи ны́нѣ: я́ко возсмѣéтеся. Блажéни бýдете, егдá возненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ и́мя вáше я́ко злó, Сы́на человѣ́ческаго рáди. Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси́. По си́мъ бо творя́ху прорóкомъ отцы́ и́хъ.

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Священномученик Григорий, епископ и просветитель Великой Армении

13 октября

Суббота

30 сентября ст.ст.

Поста нет

Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335). Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).

Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV).

Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937).

Апостольское чтение

Не бó хóщемъ вáсъ, брáтiе, не вѣ́дѣти о скóрби нáшей бы́вшей нáмъ во Асíи, я́ко по премнóгу и пáче си́лы отяготи́хомся, я́ко не надѣ́ятися нáмъ и жи́ти. Но сáми въ себѣ́ осуждéнiе смéрти имѣ́хомъ, да не надѣ́ющеся бýдемъ на ся́, но на Бóга возставля́ющаго мéртвыя, и́же от толи́кiя смéрти избáвилъ ны́ éсть и избавля́етъ.

Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет.

Евангельское чтение

Разумѣ́въ же Иису́съ помышле́нiя и́хъ, отвѣща́въ рече́ къ ни́мъ: что́ помышля́ете въ сердца́хъ ва́шихъ? что́ е́сть удо́бѣе, рещи́: оставля́юттися грѣси́ твои́? или́ рещи́: воста́ни и ходи́? но да увѣ́сте, я́ко вла́сть и́мать Сы́нъ человѣ́ческiй на земли́ отпуща́ти грѣхи́, рече́ разсла́бленному: тебѣ́ глаго́лю: воста́ни и возми́ о́дръ тво́й, и иди́ въ до́мъ тво́й. И а́бiе воста́въ предъ ни́ми, взе́мъ, на не́мже лежа́ше, и́де въ до́мъ сво́й, сла́вя Бо́га. И у́жасъ прiя́тъ всѣ́хъ, и сла́вляху Бо́га: и испо́лнишася стра́ха, глаго́люще, я́ко ви́дѣхомъ пресла́вная дне́сь.

Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших? Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́дные дела видели мы ныне.

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

Воскресенье

1 октября ст.ст.

Глас 3.
Поста нет


Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Ап. от 70-ти Анании (I). Прп. Романа Сладкопевца (VI). Прп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461).

Мч. Домнина Солунского (ок. 284-305). Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780-790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (330) (Груз.). Собор Молдавских святых.

Сщмч. Алексия пресвитера (1918). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937).

Люблинской (IX), Псково-Покровской (1581), Браиловской (1635), Касперовской (1840), Гербовецкой (1859), и Барской икон Божией Матери.

Апостольское чтение

Слы́шасте бо моé житié иногдá въ жидóвствѣ, я́ко по премнóгу гони́хъ цéрковь Бóжiю и разрушáхъ ю́, и преспѣвáхъ въ жидóвствѣ пáче мнóгихъ свéрстникъ мои́хъ въ рóдѣ моéмъ, и́злиха ревни́тель сы́й отéческихъ мои́хъ предáнiй. Егдá же благоволи́ Бóгъ, избрáвый мя́ от чрéва мáтере моея́ и призвáвый благодáтiю своéю, яви́ти Сы́на своегó во мнѣ́, да благовѣствýю егó во язы́цѣхъ, áбiе не приложи́хся плóти и крóви, ни взыдóхъ во Иерусали́мъ къ пéрвѣйшымъ менé апóстоломъ, но идóхъ во Аравíю и пáки возврати́хся въ Дамáскъ.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Евангельское чтение

И я́коже хóщете да творя́тъ вáмъ человѣ́цы, и вы́ твори́те и́мъ тáкожде. И áще лю́бите лю́бящыя вы́, кáя вáмъ благодáть éсть? и́бо и грѣ́шницы лю́бящыя и́хъ лю́бятъ.

Обáче люби́те враги́ вáшя, и благотвори́те, и взаи́мъ дáйте, ничесóже чáюще: и бýдетъ мздá вáша мнóга, и бýдете сы́нове вы́шняго: я́ко тóй блáгъ éсть на безблагодáтныя и злы́я. Бýдите ýбо милосéрди, я́коже и Отéцъ вáшъ милосéрдъ éсть.

И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

Православие.ру