Седмица 21-я по Пятидесятнице. 15-21 октября

Праведный Федор Ушаков,
адмирал Российского флота

15 октября

Понедельник

2 октября по старому стилю

Глас 3.
Поста нет

Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Мц. Александры (1938).

Мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) (Груз.). Блгв. кн. Анны Кашинской (1338). Прп. Кассиана Угличского (1504).

Апостольское чтение

Не я́ко по скýдости глагóлю: áзъ бо навыкóхъ, въ ни́хже éсмь, довóленъ бы́ти: вѣ́мъ и смири́тися, вѣ́мъ и избы́точествовати: во всéмъ и во всѣ́хъ навыкóхъ, и насыщáтися и алкáти, и избы́точествовати и лишáтися. Вся́ могý о укрѣпля́ющемъ мя́ Иисýсѣ Христѣ́.

Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Евангельское чтение

Гóре, егдá дóбрѣ рекýтъ вáмъ вси́ человѣ́цы: по си́мъ бо творя́ху лжепрорóкомъ отцы́ и́хъ. Но вáмъ глагóлю слы́шащымъ: люби́те враги́ вáшя, добрó твори́те ненави́дящымъ вáсъ, благослови́те кленýщыя вы́, и моли́теся за творя́щихъ вáмъ оби́ду. Бiю́щему тя́ въ лани́ту, подáждь и другýю: и от взимáющаго ти́ ри́зу, и срачи́цу не возбрани́. Вся́кому же прося́щему у тебé, дáй: и от взимáющаго твоя́, не истязýй.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Святитель Агафангел (Преображенский),
митрополит Ярославский

16 октября

Вторник

3 октября ст.ст.

Поста нет

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).
Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV).
Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928).
Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Апостольское чтение

Сегó рáди и мы́, от негóже днé слы́шахомъ, не престаéмъ о вáсъ моля́щеся и прося́ще, да испóлнитеся въ рáзумѣ вóли егó, во вся́цѣй премýдрости и рáзумѣ духóвнѣмъ, я́ко ходи́ти вáмъ достóинѣ Бóгу во вся́цѣмъ угождéнiи и вся́цѣмъ дѣ́лѣ блáзѣ, плодонося́ще и возрастáюще въ рáзумѣ Бóжiи, вся́кою си́лою возмогáюще по держáвѣ слáвы егó, во вся́цѣмъ терпѣ́нiи и долготерпѣ́нiи съ рáдостiю.

Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью.

Евангельское чтение

Нѣ́сть бо дре́во добро́, творя́ плода́ зла́: ниже́ дре́во зло́, творя́ плода́ добра́. Вся́ко бо дре́во от плода́ своего́ познае́тся: не от те́рнiя бо че́шутъ смо́квы, ни от купины́ е́млютъ гро́здiя.Благі́й человѣ́къ от блага́го сокро́вища се́рдца своего́ изно́ситъ благо́е: и злы́й человѣ́къ от зла́го сокро́вища се́рдца своего́ изно́ситъ зло́е: от избы́тка бо се́рдца глаго́лютъ уста́ его́.

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Святитель Гурий, архиепископ Казанский

17 октября

Среда

4 октября ст.ст.

Постный день

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских Святых.

Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. ВладимираЯрославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).

Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945).

Апостольское чтение

И вáсъ, иногдá сýщихъ отчуждéнныхъ и врагóвъ помышлéньми въ дѣ́лѣхъ лукáвыхъ, ны́нѣ же примири́ въ тѣ́лѣ плóти егó смéртiю егó, предстáвити вáсъ святы́хъ и непорóчныхъ и непови́нныхъ предъ собóю, áще ýбо пребывáете въ вѣ́рѣ основáни и твéрди, и неподви́жими от уповáнiя благовѣствовáнiя, éже слы́шасте, проповѣ́данное всéй твáри поднебéснѣй, емýже бы́хъ áзъ пáвелъ служи́тель.

И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобыпредставить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Евангельское чтение

Вся́къ гряды́й ко мнѣ́ и слы́шай словесá моя́ и творя́ я́, скажý вáмъ, комý éсть подóбенъ: подóбенъ éсть человѣ́ку зи́ждущу хрáмину, и́же ископá и углуби́, и положи́ основáнiе на кáмени: наводнéнiю же бы́вшу, припадé рѣкá ко хрáминѣ тóй, и не мóже поколебáти ея́: основанá бо бѣ́ на кáмени. Слы́шавый же и не сотвори́вый подóбенъ éсть человѣ́ку создáвшему хрáмину на земли́ безъ основáнiя: къ нéйже припадé рѣкá, и áбiе падéся, и бы́сть разрушéнiе хрáмины тоя́ вéлiе.

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Святители Московские

18 октября

Четверг

5 октября ст.ст.

Поста нет

Свтт. Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.

Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Мц. Харитины (304). Прп. ГригорияХандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281).

Прп. Гавриила исп (1959).

Апостольское чтение

Ны́нѣ рáдуюся во страдáнiихъ мои́хъ о вáсъ, я́ко исполня́ю лишéнiе скорбéй Христóвыхъ во плóти моéй за тѣ́ло егó, éже éсть цéрковь, éйже бы́хъ áзъ служи́тель по смотрéнiю Бóжiю, дáнному мнѣ́ въ вáсъ, испóлнити слóво Бóжiе, тáйну сокровéнную от вѣ́къ и от родóвъ: ны́нѣ же яви́ся святы́мъ егó, и́мже восхотѣ́ Бóгъ сказáти, кóе богáтство слáвы тáйны сея́ во язы́цѣхъ, и́же éсть Христóсъ въ вáсъ, уповáнiе слáвы, егóже мы́ проповѣ́дуемъ.

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем.

Евангельское чтение

Но чесó изыдóсте ви́дѣти? человѣ́ка ли въ мя́гки ри́зы одѣ́яна? Сé, и́же во одéжди слáвнѣй и пи́щи сýщiи, во цáрствiи сýть. Но чесó изыдóсте ви́дѣти? прорóка ли? Е́й, глагóлю вáмъ, и ли́шше прорóка. Сéй бо éсть, о нéмже пи́сано éсть: сé áзъ послю́ áнгела моегó предъ лицéмъ твои́мъ, и́же устрóитъ пýть твóй предъ тобóю. Глагóлю бо вáмъ: бóлiй въ рождéнныхъ женáми прорóка Иоáнна крести́теля никтóже éсть: мнíй же во цáрствiи Бóжiи, бóлiи егó éсть.

Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

Уверение апостола Фомы

19 октября

Пятница

6 октября ст.ст.

Постный день

Апостола Фомы (I).

Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).

Апостольское чтение

Сié же глагóлю, да никтóже вáсъ прельсти́тъ въ словопрѣ́нiи: áще бо и плóтiю отстою́, но дýхомъ съ вáми éсмь, рáдуяся и ви́дя вáшъ чи́нъ и утверждéнiе вáшея вѣ́ры, я́же во Христá. Я́коже ýбо прiя́сте Христá Иисýса Гóспода, тáкожде въ нéмъ ходи́те, укоренéни и наздáни въ нéмъ и извѣ́ствовани вѣ́рою, я́коже научи́стеся, избы́точествующе въ нéй благодарéнiемъ.

Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́те в Нем, 7будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.

Евангельское чтение

Речé же Госпóдь: комý ýбо уподóблю человѣ́ки рóда сегó, и комý сýть подóбни? Подóбни сýть óтрочищемъ сѣдя́щымъ на тóржищихъ и приглашáющымъ дрýгъ дрýга, и глагóлющымъ: пискáхомъ вáмъ, и не плясáсте: рыдáхомъ вáмъ, и не плáкасте.Прiи́де бо Иоáннъ крести́тель ни хлѣ́ба яды́й, ни винá пiя́, и глагóлете: бѣ́ся и́мать. Прiи́де Сы́нъ человѣ́ческiй яды́й и пiя́, и глагóлете: сéй человѣ́къ я́дца и винопíйца, дрýгъ мытарéмъ и грѣ́шникомъ.

Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

Мученики Сергий и Вакх

20 октября

Суббота

7 октября ст.ст.

Поста нет

Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925).

Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихронияпресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514).

Сщмч. Николая персвитера (1942).

Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).

Апостольское чтение

Но дáже до днéсь, внегдá чтéтся Моисéй, покрывáло на сéрдцѣ и́хъ лежи́тъ: внегдá же обратя́тся ко Гóсподу, взимáется покрывáло. Госпóдь же Дýхъ éсть: а идѣ́же Дýхъ Госпóдень, тý свобóда. Мы́ же вси́ откровéннымъ лицéмъ слáву Госпóдню взирáюще, въ тóйже о́бразъ преобразýемся от слáвы въ слáву, я́коже от Госпóдня Дýха.

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Евангельское чтение

И роптáху кни́жницы на негó и фарисéе, ко ученикóмъ егó глагóлюще: почтó съ мытари́ и грѣ́шники я́сте и пiéте? И отвѣщáвъ Иисýсъ речé къ ни́мъ: не трéбуютъ здрáвiи врачá, но боля́щiи: не прiидóхъ призвáти прáведныхъ, но грѣ́шныя въ покая́нiе.

Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Седьмой Вселенский собор,
восстановивший почитание икон

21 октября

Воскресенье

1 октября ст.ст.

Глас 4.
Поста нет

Прп. Пелагии (457). Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых.

Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV).

Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Апостольское чтение

А́ще ли, и́щуще оправди́тися о Христѣ́, обрѣтóхомся и сáми грѣ́шницы, Христóсъ ýбо грѣхý ли служи́тель? Да не бýдетъ. А́ще бо, я́же разори́хъ, сiя́ пáки созидáю, престýпника себé представля́ю. А́зъ бо закóномъ закóну умрóхъ, да богови жи́въ бýду. Христóви сраспя́хся: живý же не ктомý áзъ, но живéтъ во мнѣ́ Христóсъ. А éже ны́нѣ живý во плóти, вѣ́рою живý Сы́на Бóжiя, возлюби́вшаго менé и предáвшаго себé по мнѣ́.

Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Евангельское чтение

И бы́сть посéмъ, идя́ше во грáдъ, нарицáемый наи́нъ: и съ ни́мъ идя́ху ученицы́ егó мнóзи и нарóдъ мнóгъ. Я́коже прибли́жися ко вратóмъ грáда, и сé изношáху умéрша, сы́на единорóдна мáтери своéй, и тá бѣ́ вдовá: и нарóдъ от грáда мнóгъ съ нéю. И ви́дѣвъ ю́ Госпóдь, милосéрдова о нéй, и речé éй: не плáчи. И пристýпль коснýся во óдръ: нося́щiи же стáша: и речé: ю́ноше, тебѣ́ глагóлю, востáни. И сѣ́де мéртвый, и начáтъ глагóлати: и дадé егó мáтери егó.

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

 

Православие.ру