Седмица 24-я по Пятидесятнице. 5-11 ноября

Апостол Иаков,
брат Господень по отцу

5 ноября

Понедельник

23 октября по старому стилю

Глас 6.
Поста нет

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Прп. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).

Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).

Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937). Прмц. Евфросинии (1942).

Апостольское чтение

Сегó рáди и áзъ ктомý не терпя́, послáхъ разумѣ́ти вѣ́ру вáшу, да не кáко искуси́лъ вы́ искушáяй, и вотщé бýдетъ трýдъ нáшъ. Ны́нѣ же пришéдшу тимоѳéю къ нáмъ от вáсъ и благовѣсти́вшу нáмъ вѣ́ру вáшу и любо́вь, и я́ко и́мате пáмять о нáсъ блáгу, всегдá желáюще нáсъ ви́дѣти, я́коже и мы́ вáсъ: сегó рáди утѣ́шихомся, брáтiе, о вáсъ, во вся́кой скóрби и нуждѣ́ нáшей, вáшею вѣ́рою: я́ко мы́ ны́нѣ жи́ви есмы́, áще вы́ стои́те о Гóсподѣ.

Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

Евангельское чтение

И́ обра́щься ко ученико́мъ, рече́: вся́ мнѣ́ предана́ бы́ша от Отца́ моего́: и никто́же вѣ́сть, кто́ е́сть Сы́нъ, то́кмо Оте́цъ: и кто́ е́сть Оте́цъ, то́кмо Сы́нъ, и ему́же а́ще хо́щетъ Сы́нъ откры́ти. И́ обра́щься ко ученико́мъ, еди́нъ рече́: блаже́ни о́чи ви́дящiи, я́же ви́дите: глаго́лю бо ва́мъ, я́ко мно́зи проро́цы и ца́рiе восхотѣ́ша ви́дѣти, я́же вы́ ви́дите, и не ви́дѣша: и слы́шати, я́же слы́шите, и не слы́шаша.

И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знаетникто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

6 ноября

Вторник

24 октября ст.ст.

Поста нет

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы (1833).

Блж. Елезвоя (Калеба), царя Ефиопского (553-555). Мц. Синклитикии и двух дщерей ее (VI). Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII-XIII), затворников Печерских. Свт. Афанасия, Патриарха Цареградского (после 1311). Прп. Георгия (1959).

Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия (1918). Прп. Арефы исп. (1932). Сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1938).

Апостольское чтение

Сáмъ же Бóгъ и Отéцъ нáшъ и Госпóдь нáшъ Иисýсъ Христóсъ да испрáвитъ пýть нáшъ къ вáмъ. Вáсъ же Госпóдь да умнóжитъ и да избы́точествитъ любо́вiю дрýгъ ко дрýгу и ко всѣ́мъ, я́коже и мы́ къ вáмъ, во éже утверди́ти сердцá вáша непорóчна въ святы́ни предъ Бóгомъ и Отцéмъ нáшимъ, въ пришéствiе Гóспода нáшего Иисýса Христá со всѣ́ми святы́ми егó. Ами́нь.

Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

Евангельское чтение

Речé же и́мъ: егдá мóлитеся, глагóлите: óтче нáшъ, и́же на небесѣ́хъ, да святи́тся и́мя твоé: да прiи́детъ цáрствiе твоé: да бýдетъ вóля твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́: хлѣ́бъ нáшъ насýщный подавáй нáмъ на вся́къ дéнь: и остáви нáмъ грѣхи́ нáшя, и́бо и сáми оставля́емъ вся́кому должникý нáшему: и не введи́ нáсъ во искушéнiе, но избáви нáсъ от лукáваго.

И áзъ вáмъ глагóлю: проси́те, и дáстся вáмъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отвéрзется вáмъ: вся́къ бо прося́й прiéмлетъ, и ищя́й обрѣтáетъ, и толкýщему отвéрзется.

Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Праведная Тавифа

7 ноября

Среда

25 октября ст.ст.

Постный день

Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).

Прав. Тавифы (I). Мч. Анастасия (III). Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских (XIII-XIV).

Прп. Матроны исп (1963).

Апостольское чтение

Сiя́ бо éсть вóля Бóжiя, свя́тость вáша, храни́ти себé самѣ́хъ от блудá, и вѣ́дѣти комýждо от вáсъ свóй сосýдъ стяжавáти во святы́ни и чéсти, а не въ стрáсти пóхотнѣй, я́коже и язы́цы не вѣ́дящiи Бóга, и éже не преступáти и лихои́мствовати въ вéщи брáта своегó: занé мсти́тель éсть Госпóдь о всѣ́хъ си́хъ, я́коже и прéжде рекóхомъ къ вáмъ и засвидѣ́телствовахомъ. Не призвá бо нáсъ Бóгъ на нечистотý, но во свя́тость.

Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Евангельское чтение

И áзъ вáмъ глагóлю: проси́те, и дáстся вáмъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отвéрзется вáмъ: вся́къ бо прося́й прiéмлетъ, и ищя́й обрѣтáетъ, и толкýщему отвéрзется. Котóраго же вáсъ отцá воспрóситъ сы́нъ хлѣ́ба, едá кáмень подáстъ емý? или́ ры́бы, едá въ ры́бы мѣ́сто змiю́ подáстъ емý? или́ áще попрóситъ яицá, едá подáстъ емý скóрпiю? А́ще ýбо вы́ зли́ сýще, умѣ́ете дая́нiя блáга дая́ти чáдомъ вáшымъ, кóльми пáче Отéцъ, и́же съ небесé, дáстъ Дýха святáго прося́щымъ у негó?

И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Великомученик Димитрий Солунский

8 ноября

Четверг

26 октября ст.ст.

Поста нет

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде (740).

Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского (1482). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Апостольское чтение

А о лѣ́тѣхъ и о временѣ́хъ, брáтiе, не трéбѣ éсть вáмъ писáти, сáми бо вы́ извѣ́стно вѣ́сте, я́ко дéнь Госпóдень, я́коже тáть въ нощи́, тáко прiи́детъ. Егдá бо рекýтъ: ми́ръ и утверждéнiе, тогдá внезáпу нападéтъ на ни́хъ всегуби́телство, я́коже болѣ́знь во чрéвѣ имýщей, и не и́мутъ избѣжáти. Вы́ же, брáтiе, нѣ́сте во тмѣ́, да дéнь вáсъ я́коже тáть пости́гнетъ: вси́ бо вы́ сы́нове свѣ́та естé: и сы́нове днé: нѣ́смы нóщи, нижé тмы́. Тѣ́мже ýбо да не спи́мъ, я́коже и прóчiи, но да бóдрствуимъ и трезви́мся.

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

Евангельское чтение

Нѣ́цыи же от ни́хъ рѣ́ша: о веельзевýлѣ кня́зи бѣсóвстѣмъ изгóнитъ бѣ́сы. Друзíи же искушáюще, знáменiя от негó искáху съ небесé. О́нъ же вѣ́дый помышлéнiя и́хъ, речé и́мъ: вся́ко цáрство самó въ себѣ́ раздѣля́яся, запустѣ́етъ: и дóмъ на дóмъ, пáдаетъ. А́ще же и сатанá сáмъ въ себѣ́ раздѣли́ся, кáко стáнетъ цáрство егó, я́коже глагóлете, о веельзевýлѣ изгоня́щя мя́ бѣ́сы. А́ще же áзъ о веельзевýлѣ изгоню́ бѣ́сы, сы́нове вáши о кóмъ изгóнятъ? сегó рáди тíи бýдутъ вáмъ судiи́. А́ще ли же о пéрстѣ Бóжiи изгоню́ бѣ́сы, ýбо пости́же на вáсъ цáрствiе Бóжiе.

Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

Мученик Нестор Солунский

9 ноября

Пятница

27 октября ст.ст.

Постный день

Мч. Нестора Солунского (ок. 306).

Прп. Нестора Летописца (1114), Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Нестора Некнижного, Печерского (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мч. Марка и иже с ним (304).

Прмч. Сергия (1942).

Апостольское чтение

Сегó рáди утѣшáйте дрýгъ дрýга, и созидáйте кíйждо бли́жняго, я́коже и творитé. Мóлимъ же вы́, брáтiе, знáйте труждáющихся у вáсъ, и настоя́телей вáшихъ о Гóсподѣ, и наказýющихъ вы́, и имѣ́йте и́хъ по преизли́ха въ любви́ за дѣ́ло и́хъ: ми́рствуйте въ себѣ́.

Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

Евангельское чтение

И́же нѣ́сть со мнóю, на мя́ éсть: и и́же не собирáетъ со мнóю, расточáетъ. Егдá же нечи́стый дýхъ изы́детъ от человѣ́ка, прехóдитъ сквозѣ́ безвóдная мѣ́ста, ищя́ покóя: и не обрѣтáя, глагóлетъ: возвращýся въ дóмъ мóй, отню́дуже изыдóхъ. И пришéдъ обря́щетъ и́ пометéнъ и укрáшенъ: тогдá и́детъ и пóйметъ сéдмь други́хъ духóвъ гóршихъ себé, и вшéдше живýтъ тý: и бывáютъ послѣ́дняя человѣ́ку томý гóрша пéрвыхъ.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

Преподобный Иов, игумен Почаевский

10 ноября

Суббота

28 октября ст.ст.

Поста нет

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, Евникии (ок. 249-250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, Патриарха Иерусалимского (363). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (587) (Груз.). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266).

Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709). Прп. ФеофилаКиевского, Христа ради юродивого (1853). Прп. Арсения Каппадокийского (1924). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).

Апостольское чтение

О, да бы́сте мáло потерпѣ́ли безýмiю моемý! Но и потерпи́те мя́. Ревнýю бо по вáсъ Бóжiею рéвностiю: обручи́хъ бо вáсъ еди́ному мýжу дѣ́ву чи́сту предстáвити Христóви. Бою́ся же, да не кáко, я́коже змíй Е́ву прельсти́ лукáвствомъ свои́мъ, тáко истлѣ́ютъ и рáзумы вáши от простоты́, я́же о Христѣ́.

О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

Евангельское чтение

Никтóже ýбо свѣти́лника вжéгъ, покрывáетъ егó сосýдомъ, или́ подъ óдръ подлагáетъ: но на свѣ́щникъ возлагáетъ, да входя́щiи ви́дятъ свѣ́тъ. Нѣ́сть бо тáйно, éже не я́влено бýдетъ: нижé утаéно, éже не познáется и въ явлéнiе прiи́детъ. Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáстся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́тся имѣ́я, вóзмется от негó.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

Преподобномученица
Анастасия Римлянка

11 ноября

Воскресенье

29 октября ст.ст.

Глас 7.
Поста нет

Прмц. Анастасии Римляныни(ок. 249-259). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077).

Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (Евфимиана) (826).

Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Агломазовских: Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1930). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Мц. Анастасии (после 1937). Сщмч. Леонида пресвитера (1941).

Апостольское чтение

Тѣ́мже ýбо ктомý нѣ́сте стрáнни и пришéлцы, но сожи́теле святы́мъ и при́снiи Бóгу, наздáни бы́вше на основáнiи апóстолъ и прорóкъ, сýщу краеугóлну самомý Иисýсу Христý, о нéмже вся́ко создáнiе составля́емо растéтъ въ цéрковь святýю о Гóсподѣ: о нéмже и вы́ созидáетеся въ жили́ще Бóжiе Дýхомъ.

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Евангельское чтение

Повелѣ́ бо дýхови нечи́стому изы́ти от человѣ́ка: от мнóгихъ бо лѣ́тъ восхищáше егó: и вя́заху егó ýзы желѣ́зны и пýты, стрегýще егó: и растерзáя ýзы, гони́мь бывáше бѣ́сомъ сквозѣ́ пусты́ни. Вопроси́ же егó Иисýсъ, глагóля: чтó ти́ éсть и́мя? О́нъ же речé: легеóнъ: я́ко бѣ́си мнóзи внидóша вóнь. И моля́ху егó, да не повели́тъ и́мъ въ бéздну ити́. Бѣ́ же тý стáдо свинéй мнóго пасóмо въ горѣ́: и моля́ху егó, да повели́тъ и́мъ въ ты́ вни́ти. И повелѣ́ и́мъ.

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

 

Православие.ру