Седмица 26-я по Пятидесятнице. 19-25 ноября

Святитель Герман,
архиепископ Казанский

19 ноября

Понедельник

30 октября по старому стилю

Глас 8.
Поста нет

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820).

Прп. Варлаама Хутынского (1192). Прп. Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI).

Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).

Апостольское чтение

Конéцъ же завѣщáнiя éсть любы́ от чи́ста сéрдца и сóвѣсти благíя и вѣ́ры нелицемѣ́рныя, въ ни́хже нѣ́цыи погрѣши́вше, уклони́шася въ суеслóвiя, хотя́ще бы́ти законоучи́теле, не разумѣ́юще ни я́же глагóлютъ, ни о ни́хже утверждáютъ.

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Евангельское чтение

Речé же ко ученикóмъ свои́мъ: сегó рáди глагóлю вáмъ: не пецы́теся душéю вáшею, чтó я́сте: ни тѣ́ломъ, во чтó облечéтеся: душá бóлши éсть пи́щи, и тѣ́ло одéжды. Смотри́те врáнъ, я́ко не сѣ́ютъ, ни жнýтъ: и́мже нѣ́сть сокрóвища, ни жи́тницы, и Бóгъ питáетъ и́хъ: кóльми пáче вы́ естé лýчши пти́цъ?

И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский

20 ноября

Вторник

6 ноября ст.ст.

Поста нет

Мучеников в Мелитине (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. ЗосимыВорбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739).

Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Апостольское чтение

Вѣ́мы же, я́ко дóбръ закóнъ éсть, áще ктó егó закóннѣ твори́тъ, вѣ́дый сié, я́ко прáведнику закóнъ не лежи́тъ, но беззакóннымъ и непокори́вымъ, нечести́вымъ же и грѣ́шникомъ, непрáведнымъ и сквéрнымъ, отцá и мáтере досади́телемъ, мужеубíйцамъ, блудникóмъ, мужелóжникомъ, разбóйникомъ, клеветникóмъ, скотолóжникомъ, лжи́вымъ, клятвопрестýпникомъ, и áще чтó и́но здрáвому учéнiю проти́вится, по благовѣ́стiю слáвы блажéннаго Бóга, éже мнѣ́ увѣ́рено бы́сть.

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Евангельское чтение

Рече́ же Госпо́дь: кто́ у́бо е́сть вѣ́рный строи́тель и му́дрый, его́же поста́витъ госпо́дь надъ че́лядiю свое́ю, дая́ти во вре́мя житомѣ́рiе? Блаже́нъ ра́бъ то́й, его́же прише́дъ госпо́дь его́ обря́щетъ творя́ща та́ко: вои́стинну глаго́лю ва́мъ, я́ко надъ всѣ́мъ имѣ́нiемъ свои́мъ поста́витъ его́.

Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Собор Архистратига Михаила

21 ноября

Среда

7 ноября ст.ст.

Постный день

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Апостольское чтение

А́ще бо глагóланное áнгелы слóво бы́сть извѣ́стно, и вся́ко преступлéнiе и ослушáнiе прáведное прiя́тъ мздовоздая́нiе: кáко мы́ убѣжи́мъ, о толи́цѣмъ неради́вше спасéнiи, éже зачáло прiéмь глагóлатися от Гóспода, слы́шавшими въ нáсъ извѣсти́ся, сосвидѣ́телствующу Бóгу знáменьми же и чудесы́, и разли́чными си́лами, и Дýха святáго раздѣлéньми, по своéй емý вóли?

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

Евангельское чтение

Речé же и́мъ: ви́дѣхъ сатанý я́ко мóлнiю съ небесé спáдша. Сé, даю́ вáмъ влáсть наступáти на змiю́ и на скорпíю и на всю́ си́лу врáжiю: и ничесóже вáсъ вреди́тъ. Обáче о сéмъ не рáдуйтеся, я́ко дýси вáмъ повинýются: рáдуйтеся же, я́ко именá вáша напи́сана сýть на небесѣ́хъ.

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

22 ноября

Четверг

8 ноября ст.ст.

Поста нет

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881).

Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920).

Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павлапресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»(X).

Апостольское чтение

Подобáетъ ýбо епи́скопу бы́ти непорóчну, еди́ныя жены́ мýжу, трéзвену, цѣломýдру, благоговѣ́йну, чéстну, страннолюби́ву, учи́телну, не пiя́ницѣ, не бíйцѣ, не сварли́ву, не мшелои́мцу, но крóтку, не зави́стливу, не сребролю́бцу, свóй дóмъ дóбрѣ прáвящу, чáда имýщу въ послушáнiи со вся́кою чистотóю: áще же ктó своегó дóму не умѣ́етъ прáвити, кáко о цéркви Бóжiей прилѣжáти возмóжетъ?

Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

Евангельское чтение

Прiидóша же нѣ́цыи въ тó врéмя, повѣ́дающе емý о Галилéехъ, и́хже крóвь пилáтъ смѣси́ съ жéртвами и́хъ. И отвѣщáвъ Иисýсъ речé и́мъ: мнитé ли, я́ко Галилéане сíи грѣ́шнѣйши пáче всѣ́хъ Галилéанъ бя́ху, я́ко тáко пострáдаша? Ни́, глагóлю вáмъ: но áще не покáетеся, вси́ тáкожде поги́бнете. Или́ óни осмьнáдесяте, на ни́хже падé стóлпъ Силоáмскiй и поби́ и́хъ, мни́те ли, я́ко тíи дóлжнѣйши бя́ху пáче всѣ́хъ живýщихъ во Иерусали́мѣ? Ни́, глагóлю вáмъ: но áще не покáетеся, вси́ тáкожде поги́бнете.

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

Мученик Константин,
князь Грузинский

23 ноября

Пятница

9 ноября ст.ст.

Постный день

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.). Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341).
Мч. Константина, князя Грузинского (842). Прп. Феостирикта, иже в Символех.

Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петрапресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942).

Апостольское чтение

Сквéрныхъ же и бáбiихъ бáсней отрицáйся, обучáй же себé ко благоче́стiю: тѣлéсное бо обучéнiе вмáлѣ éсть полéзно, а благоче́стiе на всé полéзно éсть, обѣтовáнiе имѣ́ющее животá ны́нѣшняго и грядýщаго. Внимáй себѣ́ и учéнiю и пребывáй въ ни́хъ: сiя́ бо творя́, и сáмъ спасéшися и послýшающiи тебé.

Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Евангельское чтение

Иерусали́ме, Иерусали́ме, изби́вый прорóки и кáменiемъ побивáя пóсланныя къ тебѣ́, колькрáты восхотѣ́хъ собрáти чáда твоя́, я́коже кокóшъ гнѣздó своé подъ крилѣ́, и не восхотѣ́сте? Сé оставля́ется вáмъ дóмъ вáшъ пýстъ. Глагóлю же вáмъ, я́ко не и́мате менé ви́дѣти, дóндеже прiи́детъ, егдá речéте: благословéнъ гряды́й во и́мя Госпóдне.

Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец

24 ноября

Суббота

10 ноября ст.ст.

Поста нет

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп (826).
Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434).

Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603).

Сщмч. Евгения пресвитера (1937).

Апостольское чтение

Тѣ́мже сýщiи от вѣ́ры, благословя́тся съ вѣ́рнымъ Авраáмомъ: ели́цы бо от дѣ́лъ закóна сýть, подъ кля́твою сýть. Пи́сано бо éсть: прóклятъ вся́къ, и́же не пребýдетъ во всѣ́хъ пи́санныхъ въ кни́зѣ закóннѣй, я́ко твори́ти я́. А я́ко въ закóнѣ никтóже оправдáется от Бóга, я́вѣ, я́ко прáведный от вѣ́ры жи́въ бýдетъ.

Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

Евангельское чтение

И сé мýжъ изъ нарóда возопи́, глагóля: учи́телю, молю́тися, при́зри на сы́на моегó, я́ко единорóденъ ми́ éсть: и сé дýхъ éмлетъ егó, и внезáпу вопiéтъ, и пружáется съ пѣ́нами, и едвá отхóдитъ от негó, сокрушáя егó: и моли́хся ученикóмъ твои́мъ, да ижденýтъ егó: и не возмогóша. Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé: о, рóде невѣ́рный и развращéнный, докóлѣ бýду въ вáсъ и терплю́ вы́? приведи́ ми сы́на твоегó сѣ́мо.

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский

25 ноября

Воскресенье

11 ноября ст.ст.

Глас 1.
Поста нет

Прор. Ахии (960 до Р.Х.).
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского(616-620). Прп. Нила постника (V).

Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651).

Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937).

Иконы Божией Матери «Милостивая».

Апостольское чтение

Вся́ же обличáемая от свѣ́та я́вляются, всé бо явля́емое свѣ́тъ éсть: сегó рáди глагóлетъ: востáни, спя́й, и воскресни́ от мéртвыхъ, и освѣти́тъ тя́ Христóсъ. Блюди́те ýбо, кáко опáсно хóдите, не я́коже немýдри, но я́коже премýдри, искýпующе врéмя, я́ко днíе лукáви сýть. Сегó рáди не бывáйте несмы́сленни, но разумѣвáйте, чтó éсть вóля Бóжiя.

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

Евангельское чтение

И сé, закóнникъ нѣ́кiй востá, искушáя егó и глагóля: учи́телю, чтó сотвори́въ, живóтъ вѣ́чный наслѣ́дую? О́нъ же речé къ немý: въ закóнѣ чтó пи́сано éсть? кáко чтéши? О́нъ же отвѣщáвъ речé: возлю́биши Гóспода Бóга твоегó от всегó сéрдца твоегó, и от всея́ души́ твоея́, и всéю крѣ́постiю твоéю, и всѣ́мъ помышлéнiемъ твои́мъ: и бли́жняго своегó я́ко сáмъ себé. Речé же емý: прáво отвѣщáлъ еси́: сié сотвори́, и жи́въ бýдеши. О́нъ же хотя́ оправди́тися сáмъ, речé ко Иисýсу: и ктó éсть бли́жнiй мóй?

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

 

Православие.ру