Седмица 29-я по Пятидесятнице. 10-16 декабря

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

10 декабря

Понедельник

27 ноября по старому стилю

Глас 3.
Рождественский пост

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».
Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170).

Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.

Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937).

Апостольское чтение

Кóихъ же негодовá четы́редесять лѣ́тъ? Не согрѣши́вшихъ ли, и́хже кóсти падóша въ пусты́ни? Котóрымъ же кля́лся не вни́ти въ покóище егó? Я́вѣ, я́ко проти́вльшымся. И ви́димъ, я́ко не возмогóша вни́ти за невѣ́рствiе.

На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие.

Евангельское чтение

И я́ко прибли́жися, ви́дѣвъ грáдъ, плáкася о нéмъ, глагóля: я́ко áще бы разумѣ́лъ и ты́, въ дéнь сéй твóй, éже къ смирéнiю твоемý: ны́нѣ же скры́ся от óчiю твоéю: я́ко прiи́дутъ днíе на тя́, и обложáтъ врази́ твои́ острóгъ о тебѣ́, и обы́дутъ тя́, и объи́мутъ тя́ отвсю́ду, и разбiю́тъ тя́ и чáда твоя́ въ тебѣ́, и не остáвятъ кáмень на кáмени въ тебѣ́: понéже не разумѣ́лъ еси́ врéмене посѣщéнiя твоегó.

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

11 декабря

Вторник

28 ноября ст.ст.

Рождественский пост

Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Прмч. и исп. Стефана Нового (767).

Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394).

Сщмч. митрополита Серафима(1937). Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей прп. Сергия, исп (2000).

Апостольское чтение

Жи́во бо сло́во Бо́жiе и дѣ́йственно, и острѣ́йше па́че вся́каго меча́ обою́ду остра́, и проходя́щее да́же до раздѣле́нiя души́ же и ду́ха, члено́въ же и мозго́въ, и суди́телно помышле́ниемъ и мы́слемъ серде́чнымъ. И нѣ́сть тва́рь неявле́на предъ ни́мъ, вся́ же нага́ и объявле́на предъ очи́ма его́, къ нему́же на́мъ сло́во.

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Евангельское чтение

И вшéдъ въ цéрковь, начáтъ изгони́ти продаю́щыя въ нéй и купýющыя, глагóля и́мъ: пи́сано éсть: дóмъ мóй дóмъ моли́твы éсть: вы́ же сотвори́сте егó пещéру разбóйникомъ. И бѣ́ учя́ по вся́ дни́ въ цéркви. Архiерéе же и кни́жницы искáху егó погуби́ти, и старѣ́йшины лю́демъ. И не обрѣтáху, чтó бы сотвори́ли емý: лю́дiе бо вси́ держáхуся егó, послýшающе егó.

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Священномученик Авив,
грузинский святой

12 декабря

Среда

29 ноября ст.ст.

Рождественский пост

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI).

Сщмч. Сатурнина, первого епископа Тулузскогою (III) Сщмч. Авива, еп. Некресского(ок. 552-560) (Груз.). Прп. Нектария Печерского (XII).

Сщмч. Сергия пресвитера (1941).

Апостольское чтение

Невозмо́жно бо просвѣще́нныхъ еди́ною и вкуси́вшихъ да́ра небе́снаго, и прича́стниковъ бы́вшихъ Ду́ха свята́го, и до́браго вкуси́вшихъ Бо́жiя глаго́ла и си́лы гряду́щаго вѣ́ка, и отпа́дшихъ, па́ки обновля́ти въ покая́нiе, второ́е распина́ющихъ Сы́на Бо́жiя себѣ́ и облича́ющихъ.

Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Евангельское чтение

И бы́сть во еди́нъ от днíй óнѣхъ, учáщу емý лю́ди въ цéркви и благовѣствýющу, прiидóша свящéнницы и кни́жницы со стáрцы и рѣ́ша къ немý, глагóлюще: рцы́ нáмъ, кóею о́бластiю сiя́ твори́ши, или́ ктó éсть дáвый тебѣ́ влáсть сiю́? Отвѣщáвъ же речé къ ни́мъ: вопрошý вы и áзъ еди́наго словесé, и рцы́те ми́: крещéнiе Иоáнново съ небесé ли бѣ́, или́ от человѣ́къ?

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

Апостол Андрей Первозванный

13 декабря

Четверг

30 ноября ст.ст.

Разрешается рыба

Апостола Андрея Первозванного (62).

Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).

Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).

Апостольское чтение

Сéй бо Мелхиседéкъ, Цáрь Сали́мскiй, свящéнникъ Бóга вы́шняго, и́же срѣ́те Авраáма возврáщшася от сѣ́ча царéй и благослови́ егó, емýже и десяти́ну от всѣ́хъ отдѣли́ Авраáмъ, пéрвѣе ýбо сказýется Цáрь прáвды, потóмъ же Цáрь Сали́мскiй, éже éсть, Цáрь ми́ра, безъ отцá, безъ мáтере, безъ при́чта рóда, ни начáла днéмъ, ни животý концá имѣ́я, уподóбленъ же Сы́ну Бóжiю, пребывáетъ свящéнникъ вы́ну.

Сéй бо Мелхиседéкъ, Цáрь Сали́мскiй, свящéнникъ Бóга вы́шняго, и́же срѣ́те Авраáма возврáщшася от сѣ́ча царéй и благослови́ егó, емýже и десяти́ну от всѣ́хъ отдѣли́ Авраáмъ, пéрвѣе ýбо сказýется Цáрь прáвды, потóмъ же Цáрь Сали́мскiй, éже éсть, Цáрь ми́ра, безъ отцá, безъ мáтере, безъ при́чта рóда, ни начáла днéмъ, ни животý концá имѣ́я, уподóбленъ же Сы́ну Бóжiю, пребывáетъ свящéнникъ вы́ну.

Евангельское чтение

О́нъ же воззрѣ́въ на ни́хъ, речé: чтó ýбо пи́саное сié: кáмень, егóже небрегóша зи́ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла? Вся́къ пады́й на кáмени тóмъ, сокруши́тся: а на нéмже падéтъ, стры́етъ егó.

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Праведный Филарет Милостивый

14 декабря

Пятница

1 декабря ст.ст.

Постный день

Прор. Наума (VII до Р.Х.).

Прав. Филарета Милостивого(792). Мч. Анании Персянина.

Апостольское чтение

Отлагáнiе ýбо бывáетъ прéжде бы́вшiя зáповѣди за нéмощное ея́ и неполéзное: ничтóже бо соверши́лъ закóнъ: привведéнiе же éсть лýчшему уповáнiю, и́мже приближáемся къ Бóгу.

Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

Евангельское чтение

И вопроси́ша егó, глагóлюще: учи́телю, вѣ́мы, я́ко прáво глагóлеши и учи́ши, и не на лицá зри́ши, но вои́стинну пути́ Бóжiю учи́ши: достóитъ ли нáмъ кéсареви дáнь дая́ти, или́ ни́? Разумѣ́въ же и́хъ лукáвство, речé къ ни́мъ: чтó мя искушáете? покажи́те ми́ цáту: чíй и́мать о́бразъ и надписáнiе? Отвѣщáвше же рекóша: кéсаревъ. О́нъ же речé и́мъ: воздади́те ýбо, я́же кéсарева, кéсареви, и я́же Бóжiя, богови.

И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Пророк Аввакум

15 декабря

Суббота

2 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Прор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.).

Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367).

Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Апостольское чтение

Тѣ́мже помина́йте, я́ко вы́, и́же иногда́ язы́цы во пло́ти, глаго́лемiи необрѣ́занiе от реко́маго обрѣ́занiя во пло́ти, рукотворе́ннаго, я́ко бѣ́сте во вре́мя о́но безъ Христа́, отчужде́ни житiя́ Изра́илева и чу́жди от завѣ́тъ обѣтова́нiя, упова́нiя не иму́ще и безбо́жни въ мíрѣ: ны́нѣ же о Христѣ́ Иису́сѣ вы́, бы́вшiи иногда́ дале́че, бли́зъ бы́сте кро́вiю Христо́вою.

Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Евангельское чтение

Не бóйся, мáлое стáдо: я́ко благоизвóли Отéцъ вáшъ дáти вáмъ цáрство. Продади́те имѣ́нiя вáша и дади́те ми́лостыню. Сотвори́те себѣ́ влагáлища неветшáюща, сокрóвище неоскудѣ́емо на небесѣ́хъ, идѣ́же тáть не приближáется, ни мóль растлѣвáетъ. Идѣ́же бо сокрóвище вáше, тý и сéрдце вáше бýдетъ.

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Преподобный Савва Сторожевский

16 декабря

Воскресенье

3 декабря ст.ст.

Глас 4.
Разрешается рыба

Прор. Софонии (635-605 до Р.Х.).

Прп. Феодула Константинопольского (ок. 440). Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского (558). Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского (606).

Прп. Саввы Сторожевского(Звенигородского) (1406).
Прп. Георгия Черникского (1806) (Рум.).

Сщмч. Андрея пресвитера (1920). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Св. Георгия исп (1960).

Апостольское чтение

Вѣ́рно сло́во и вся́каго прiя́тiя досто́йно, я́ко Христо́съ Иису́съ прiи́де въ мíръ грѣ́шники спасти́, от ни́хже пе́рвый е́смь а́зъ. Но сего́ ра́ди поми́лованъ бы́хъ, да во мнѣ́ пе́рвѣмъ пока́жетъ Иису́съ Христо́съ все́ долготерпѣ́нiе, за о́бразъ хотя́щихъ вѣ́ровати ему́ въ жи́знь вѣ́чную.

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Евангельское чтение

Ви́дѣвъ же его́ Иису́съ приско́рбна бы́вша, рече́: ка́ко не удо́бь иму́щiи бога́тство въ ца́рствiе Бо́жiе вни́дутъ: удо́бѣе бо е́сть велбу́ду сквозѣ́ иглинѣ́ у́шы проити́, не́же бога́ту въ ца́рствiе Бо́жiе вни́ти. Рѣ́ша же слы́шавшiи: то́ кто́ мо́жетъ спасе́нъ бы́ти? О́нъ же рече́: невозмо́жная у человѣ́къ возмо́жна су́ть у Бо́га.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

Православие.ру