Седмица 3-я Великого поста. 5-11 марта

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

 

5 марта

Понедельник

20 февраля по старому стилю

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)


Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Сщмч. Садока(Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342-344). Прп. Агафона, Папы Римского (682).

Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Прп. Агафона Печерского (XIII-XIV). Прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского(1570). 34 преподобномучеников Валаамских (1578).

Сщмч. Николая пресвитера.

И áще рекýтъ къ вáмъ: изыщи́те чревоволшéбниковъ и от земли́ возглашáющихъ, тщеслóвующихъ, и́же от чрéва глашáютъ, не язы́къ ли къ Бóгу своемý взы́щетъ? чтó испытýютъ мéртвыя о живы́хъ? Закóнъ бо въ пóмощь дадé, да рекýтъ не я́коже слóво сié, зáньже не лѣ́ть дáры дая́ти.

 

И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

И речé Госпóдь Бóгъ Нóю: врéмя вся́каго человѣ́ка прiи́де предъ Мя́, я́ко испóлнися земля́ непрáвды от ни́хъ: и сé, А́зъ погублю́ и́хъ и зéмлю.
А́зъ же, сé, наведý потóпъ, вóду на зéмлю, погуби́ти вся́ку плóть, въ нéйже éсть дýхъ жи́зни подъ небесéмъ: и ели́ка сýть на земли́, скончáются. И постáвлю завѣ́тъ Мóй съ тобóю: вни́деши же въ ковчéгъ ты́ и сы́нове твои́, и женá твоя́ и жены́ сынóвъ твои́хъ съ тобóю.

 

И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Прiими́те наказáнiе, а не сребрó, и рáзумъ пáче злáта искушéна: избирáйте же вѣ́дѣнiе пáче злáта чи́ста. Лýчши бо премýдрость кáменiй многоцѣ́нныхъ, вся́кое же честнóе недостóйно ея́ éсть. А́зъ премýдрость всели́хъ совѣ́тъ, и рáзумъ и смы́слъ áзъ призвáхъ. Стрáхъ Госпóдень ненави́дитъ непрáвды, досаждéнiя же и горды́ни, и пути́ лукáвыхъ: возненави́дѣхъ же áзъ развращéнныя пути́ злы́хъ. Мóй совѣ́тъ и утверждéнiе, мóй рáзумъ, моя́ же крѣ́пость.
А́зъ лю́бящыя мя́ люблю́, и́щущiи же менé обря́щутъ благодáть. Богáтство и слáва моя́ éсть, и стяжáнiе мнóгихъ и прáвда.

 

Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда.

Мысли святителя Феофана Затворника

"Страх Господень ненавидит неправды" (Прит. 8, 13); а если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и явится посему правою перед Господом. А это и есть все, чего теперь с такою заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его, и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: "уклоняйся от зла и делай добро" (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь . Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно дается от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды.

 

Святитель Евстафий Антиохийский

 

6 марта

Вторник

21 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337).
Прп. Тимофея в Символех (795). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802-811).

Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров (1930). Сщмч. Константина пресвитера, Павла диакона (1938). Мц. Ольги (1939).

Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

И лю́дiе не обрати́шася, дóндеже я́звени бы́ша, и Гóспода не взыскáша. И отъя́тъ Госпóдь от Изрáиля главý и о́шибъ, вели́ка и мáла, во еди́нъ дéнь: стáрца и чудя́щихся ли́цамъ, сié начáло: и прорóка учáща беззакóнная, сéй о́шибъ. И бýдутъ блажáщiи людíй си́хъ льстя́ше, и льстя́тъ, я́ко да поглотя́тъ я́.

И разгори́тся я́ко óгнь беззакóнiе, и я́ко трóскотъ сухíй поядéнъ бýдетъ огнéмъ, и разгори́тся въ чáщахъ дубрáвныхъ и поя́стъ, я́же о́крестъ холмóвъ вся́.

Гóре пи́шущымъ лукáвство: пи́шущiи бо лукáвство пи́шутъ, укланя́юще сýдъ убóгихъ, восхищáюще сýдъ ни́щихъ людíй мои́хъ, я́ко бы́ти и́мъ вдови́цѣ въ расхищéнiе и сиротѣ́ въ разграблéнiе.

 

Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.

И речé Госпóдь Бóгъ къ Нóю: вни́ди ты́ и вéсь дóмъ твóй въ ковчéгъ, я́ко тя́ ви́дѣхъ прáведна предо Мнóю въ рóдѣ сéмъ: от скотóвъ же чи́стыхъ введи́ къ себѣ́ сéдмь сéдмь, мýжескiй пóлъ и жéнскiй: от скотóвъ же нечи́стыхъ двá двá, мýжескiй пóлъ и жéнскiй: и от пти́цъ небéсныхъ чи́стыхъ сéдмь сéдмь, мýжескiй пóлъ и жéнскiй: и от всѣ́хъ пти́цъ нечи́стыхъ двѣ́ двѣ́, мýжескiй пóлъ и жéнскiй, препитáти сѣ́мя по всéй земли́: ещé бо днíй сéдмь, А́зъ наведý дóждь на зéмлю четы́редесять днíй и четы́редесять нощéй: и потреблю́ вся́кое востáнiе, éже сотвори́хъ, от лицá всея́ земли́. И сотвори́ Нóе вся́, ели́ка заповѣ́да емý Госпóдь Бóгъ.

 

И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных чистых по семи, мужеского пола и женского, и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь Бог повелел ему.

Премýдрость создá себѣ́ дóмъ и утверди́ столпóвъ сéдмь: заклá своя́ жéртвенная, и раствори́ въ чáши своéй винó, и уготóва свою́ трапéзу: послá своя́ рабы́, созывáющи съ высóкимъ проповѣ́данiемъ на чáшу, глагóлющи: и́же éсть безýменъ, да уклони́тся ко мнѣ́. И трéбующымъ умá речé: прiиди́те, яди́те мóй хлѣ́бъ и пíйте винó, éже раствори́хъ вáмъ: остáвите безýмiе и жи́ви бýдете, да во вѣ́ки воцаритéся: и взыщи́те рáзума, да поживетé и испрáвите рáзумъ въ вѣ́дѣнiи.

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

Мысли святителя Феофана Затворника

"Премудрость", Бог-Слово, "построила себе дом", св. Церковь, и в нем "приготовила трапезу", - слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И послала слуг своих, св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю (Прит. 9, 1-8)

Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание, и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: "согрешающий против Меня наносит вред душе своей" (Прит. 8, 36), и пожалей себя.

 

Прп Варадат, пустынник Сирийский

 

7 марта

Среда

22 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423). Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Прп. Афанасия исп (821). Сщмчч.

Иосифа и Владимира пресвитеров, Иоанна диакона и мч. Иоанна (1918). Сщмчч. Михаила, Иоанна, Виктора, Иоанна, Сергия, Андрея, Павла пресвитеров, прмчч. Сергия и Антипы, прмц. Параскевы, мчч. Стефана и Николая, мцц. Елисаветы, Ирины и Варвары (1938). Мч. Андрея (1941). Прмч. Филарета (1942).

И бýдетъ, егдá скончáетъ Госпóдь вся́ творя́ въ горѣ́ Сióни и во Иерусали́мѣ, наведéтъ на ýмъ вели́кiй, на кня́зя Ассирíйска и на высотý слáвы óчiю егó.

Едá прослáвится сѣки́ра безъ сѣкýщаго éю? или́ вознесéтся пилá безъ влекýщаго ю́? Тáкожде áще ктó вóзметъ жéзлъ, или́ дрéво: и не тáко. Но пóслетъ Госпóдь Саваóѳъ на твою́ чéсть безчéстiе, и на твою́ слáву óгнь горя́ возгори́тся.

 

И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево! За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

Нóе же бѣ́ лѣ́тъ шести́ сóтъ, и потóпъ водны́й бы́сть на земли́. Вни́де же Нóе и сы́нове егó, и женá егó и жены́ сынóвъ егó съ ни́мъ въ ковчéгъ, воды́ рáди потóпа. И от пти́цъ чи́стыхъ и от пти́цъ нечи́стыхъ, и от скóтъ чи́стыхъ и от скóтъ нечи́стыхъ, и от звѣрéй, и от всѣ́хъ гадóвъ пресмыкáющихся по земли́, двá двá внидóша къ Нóю въ ковчéгъ, мýжескiй пóлъ и жéнскiй, я́коже заповѣ́да Госпóдь Бóгъ Нóю.

 

Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И из птиц чистых и из птиц нечистых, и из скотов чистых и из скотов нечистых, и из зверей и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Господь Бог повелел Ною.

Женá безýмная и продéрзая скуднá хлѣ́бомъ бывáетъ, я́же не вѣ́сть стыдѣ́нiя, сѣ́де при двéрехъ дóму своегó, на столцѣ́ я́вѣ на стóгнахъ, призывáющая мимоходя́щихъ и исправля́ющихъ пути́ своя́: и́же éсть от вáсъ безýмнѣйшiй, да уклони́тся ко мнѣ́: и лишéннымъ рáзума повелѣвáю, глагóлющи: хлѣ́бомъ сокровéннымъ въ слáдость прикосни́теся и вóду татьбы́ слáдкую пíйте.
От воды́ же чуждíя ошáйся и от истóчника чуждáго не пíй, – да мнóгое врéмя поживéши, и приложáтся тебѣ́ лѣ́та животá.

Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.

Мысли святителя Феофана Затворника

Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: "кто неразумен, обратись сюда" (Прит. 9, 4). Стало быть умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение!

Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.

 

Поликарп Смирнский

 

8 марта

Четверг

23 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167).
Прп. Александра монаха, начальника обители "Неусыпающих" (ок. 430). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V).

Прп. Поликарпа Брянского (1620-1621).

Сщмчч. Алексия , Николая, Михаила пресвитеров и мч. Сергия (1938). Обретение мощей блж. Матроны Московской (1998).

И речéши въ дéнь óный: благословлю́ тя́, Гóсподи, я́ко разгнѣ́вался еси́ на мя́, и отврати́лъ еси́ я́рость твою́ от менé, и поми́ловалъ мя́ еси́. Сé, Бóгъ мóй Спáсъ мóй, уповáя бýду на негó и не убою́ся: занé слáва моя́ и похвалá моя́ Госпóдь, и бы́сть ми́ во спасéнiе.

 

И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение.

И бы́сть потóпъ четы́редесять днíй и четы́редесять нощéй на земли́, и умнóжися водá и взя́ ковчéгъ, и возвы́сися от земли́: и возмогáше водá, и умножáшеся зѣлó на земли́, и ношáшеся ковчéгъ верхý воды́.
И ýмре вся́кая плóть дви́жущаяся по земли́ пти́цъ и скотóвъ и звѣрéй, и вся́кiй гáдъ дви́жущiйся на земли́, и вся́кiй человѣ́къ, и вся́ ели́ка и́мутъ дыхáнiе жи́зни, и всé éже бѣ́ на сýши ýмре.

 

И продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

Нéнависть воздвизáетъ рáспрю: всѣ́хъ же нелюбопри́телныхъ покрывáетъ любо́вь.
От многослóвiя не избѣжи́ши грѣхá: щадя́ же устнѣ́, разýменъ бýдеши. Сребрó разжжéное язы́къ прáведнаго: сéрдце же нечести́ваго исчéзнетъ. Устнѣ́ прáведныхъ вѣ́дятъ высóкая: безýмнiи же въ скýдости скончавáются.

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

Мысли святителя Феофана Затворника

"При многословии не миновать греха" (Прит. 10, 19). Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние - эти, буре подобные, разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!

 

Иоанн Предтеча

 

9 марта

Пятница

24 февраля ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского (ок. 1160).

Во всéмъ скорбя́ще, но не стужáюще си́: нечáеми, но не отчаявáеми: гони́ми, но не оставля́еми: низлагáеми, но не погибáюще: всегдá мéртвость Гóспода Иисýса въ тѣ́лѣ нося́ще, да и живóтъ Иисýсовъ въ тѣ́лѣ нáшемъ яви́тся. Присно бо мы́ живíи въ смéрть предаéмся Иисýса рáди, да и живóтъ Иисýсовъ яви́тся въ мéртвеннѣй плóти нáшей: тѣ́мже смéрть ýбо въ нáсъ дѣ́йствуетъ, а живóтъ въ вáсъ.

 

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

Сéй бо éсть, о нéмже éсть пи́сано: сé, áзъ посылáю áнгела моегó предъ лицéмъ твои́мъ, и́же уготóвитъ пýть твóй предъ тобóю. Ами́нь глагóлю вáмъ, не востá въ рождéнныхъ женáми бóлiй Иоáнна крести́теля: мнíй же во цáрствiи небéснѣмъ бóлiй егó éсть. От днíй же Иоáнна крести́теля досéлѣ цáрствiе небéсное нýдится, и нýждницы восхищáютъ é: вси́ бо прорóцы и закóнъ до Иоáнна прорекóша.

Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.


Мысли святителя Феофана Затворника

"Нечестивый падет от нечестия своего" (Прит. 11, 5). Нечестие - это неправильное отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успевают они являть себя праведными, в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты.

Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад, внимательные же управляются с этим кое - как. О, когда бы кто либо из них добросовестно взглянул на этот разлад, и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.

 

Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

 

10 марта

Суббота

25 февраля ст.ст.

Пища с растительным маслом

Поминовение усопших.

Свт. Тарасия, Патриарха Константинопольского (806). Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Мстиславы. Сщмч. Николая пресвитера (1945).

Терпѣ́нiя бо и́мате потрéбу, да вóлю Бóжiю сотвóрше, прiи́мете обѣтовáнiе: ещé бо мáло ели́ко ели́ко, гряды́й прiи́детъ и не укосни́тъ. А прáведный от вѣ́ры жи́въ бýдетъ: и áще обинéтся, не благоволи́тъ душá моя́ о нéмъ.

 

Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

И кни́жницы и фарисéе, ви́дѣвше егó ядýща съ мытари́ и грѣ́шники, глагóлаху ученикóмъ егó: чтó я́ко съ мытари́ и грѣ́шники я́стъ и пiéтъ? И слы́шавъ Иисýсъ глагóла и́мъ: не трéбуютъ здрáвiи врачá, но боля́щiи: не прiидóхъ призвáти прáведники, но грѣ́шники на покая́нiе.

Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.


Мысли святителя Феофана Затворника

"Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2, 17). Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная врачующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам!

 

Святитель Порфирий, архиепископ Газский

 

11 марта

Воскресенье

26 февраля ст.ст.

Глас 7.
Пища с растительным маслом

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

Мч. Севастиана и Христодула (ок. 66). Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420).

Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500).

Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Сергия пресвитера (1933). Прмц. Анны (1937). Сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна пресвитера (1938).

Вся́къ бо первосвящéнникъ, от человѣ́къ прiéмлемь, за человѣ́ки поставля́ется на слýжбы я́же къ Бóгу, да принóситъ дáры же и жéртвы о грѣсѣ́хъ.
И никтóже сáмъ себѣ́ прiéмлетъ чéсть, но звáнный от Бóга, я́коже и Аарóнъ. Тáко и Христóсъ не себé прослáви бы́ти первосвящéнника, но глагóлавый къ немý: Сы́нъ мóй еси́ ты́, áзъ днéсь роди́хъ тя́: я́коже и и́ндѣ глагóлетъ: ты́ еси́ свящéнникъ во вѣ́къ по чи́ну Мелхиседéкову.

 

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

И призвáвъ нарóды со ученики́ свои́ми, речé и́мъ: и́же хóщетъ по мнѣ́ ити́, да отвéржется себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и по мнѣ́ грядéтъ: и́же бо áще хóщетъ дýшу свою́ спасти́, погуби́тъ ю́: а и́же погуби́тъ дýшу свою́ менé рáди и евáнгелiа, тóй спасéтъ ю́: кáя бо пóльза человѣ́ку, áще прiобря́щетъ мíръ вéсь, и отщети́тъ дýшу свою́?

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?


Мысли святителя Феофана Затворника

(Ев. 4, 14-5, 6; Мк. 8, 34-9, 1)

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина.

Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец, и венцы!

Православие.ру