Седмица 30-я по Пятидесятнице. 25-31 декабря

 

1

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский

25 декабря

Понедельник

12 декабря по старому стилю

Глас 4.
Монастырский устав: горячая пища без масла

Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца(ок. 348).

Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (251). Мч. Разумника (Синезия) (270-275).

Прп. Ферапонта Монзенского (XVI).

Я́ко сéй завѣ́тъ, егóже завѣщáю дóму Изрáилеву по óнѣхъ днéхъ, глагóлетъ Госпóдь, дая́ закóны моя́ въ мы́сли и́хъ, и на сердцáхъ и́хъ напишý и́хъ, и бýду и́мъ Бóгъ, и тíи бýдутъ мнѣ́ лю́дiе. И не и́мать научи́ти кíйждо и́скренняго своегó и кíйждо брáта своегó, глагóля: познáй Гóспода: я́ко вси́ увѣ́дятъ мя́ от мáла дáже и до вели́ка и́хъ, занé ми́лостивъ бýду непрáвдамъ и́хъ и грѣхóвъ и́хъ и беззакóнiй и́хъ не и́мамъ помянýти ктомý.

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

И изыдóша фарисéе и начáша стязáтися съ ни́мъ, и́щуще от негó знáменiя съ небесé, искушáюще егó. И воздохнýвъ Дýхомъ свои́мъ, глагóла: чтó рóдъ сéй знáменiя и́щетъ? ами́нь глагóлю вáмъ, áще дáстся рóду семý знáменiе.

Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Евр. 8, 7-13; Мр. 8, 11-21)

Плыл Господь с учениками на другую сторону моря, а они забыли взять хлебов, и имели с собою только один хлеб, и стали думать, как тут им быть. Ведая помышления их, Господь напомнил о насыщении четырех и пяти тысяч народа, возведя их тем к твердому упованию, что при Нем не умрут с голоду, хоть бы и ни одного хлеба не имели. Сколько тревог наводит иногда на каждого помышление о безвестном будущем!

Успокоение от этих тревог одно - упование на Господа, а оживление и укрепление почерпается из разумного рассмотрения того, что уже было с нами и с другими. Не найдется ни один человек, который бы в жизни своей не испытал нечаянных избавлений от беды или нечаянных поворотов жизни его на лучшее. Воспоминаниями о таких случаях и оживляй душу свою, когда начнут томить ее мрачные мысли о том, как быть.

Бог все устроит к лучшему и теперь, как бывало прежде. Положись на Него; еще прежде избавления от беды, Он пошлет тебе благодушие, при котором и не заметишь беды своей. "Уповающего на Господа милость обыдет". Рассматривай опыты сего в Свящ. Писании, в житиях святых, в своей жизни и жизни знакомых твоих и увидишь, как в зеркале, как "близ Господь всем призывающим Его". И страхования за участь свою не возмутят души твоей.

 

2

Мчч. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест

26 декабря

Вторник

13 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305).

Мц. Лукии (304).

Прп. Арсения Латрийского (VIII-X). Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского (XIII). Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Рум.).

Сщмч. Александра пресвитера и мч. Иоанна (1920). Сщмчч. Владимира, Александра, Иакова, Алексия, Григория пресвитеров (1937). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Сщмчч. Емилиана, Василия пресвитеров (1941).

Сié явля́ющу Дýху святóму, я́ко не ý яви́ся святы́хъ пýть, ещé пéрвѣй ски́нiи имýщей стоя́нiе. Я́же при́тча во врéмя настоя́щее утверди́ся, въ нéже дáрове и жéртвы принóсятся, не могýщыя по сóвѣсти соверши́ти служáщаго, тóчiю въ брáшнахъ и питiя́хъ, и разли́чныхъ омовéнiихъ, и оправдáнiихъ плóти, дáже до врéмене исправлéнiя належáщая. И сегó рáди нóвому завѣ́ту ходáтай éсть, да смéрти бы́вшей, во искуплéнiе преступлéнiй бы́вшихъ въ пéрвѣмъ завѣ́тѣ, обѣтовáнiе вѣ́чнаго наслѣ́дiя прiи́мутъ звáннiи. Идѣ́же бо завѣ́тъ, смéрти нýжно éсть вноси́тися завѣщáющаго, завѣ́тъ бо въ мéртвыхъ извѣ́стенъ éсть: понéже ничесóже мóжетъ, егдá жи́въ éсть завѣщавáяй.

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

И прiи́де въ Виѳсаи́ду: и приведóша къ немý слѣ́па, и моля́ху егó, да егó кóснется. И éмь за рýку слѣпáго, изведé егó вóнъ изъ вéси: и плю́нувъ на óчи егó, и возлóжь рýцѣ нáнь, вопрошáше егó, áще чтó ви́дитъ? И воззрѣ́въ глагóлаше: ви́жу человѣ́ки я́ко дрéвiе ходя́щя. Потóмъ же пáки возложи́ рýцѣ на óчи егó и сотвори́ егó прозрѣ́ти: и утвори́ся и узрѣ́ свѣ́тло всé.

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Евр. 9, 8-10. 15-23; Мк. 8, 22-26)

Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли?

На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два св. Апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем.

Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, - и благость Божия положит конец миру.

 

3

Мч. Левкий Кесарийский

27 декабря

Среда

14 декабря ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251).

Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286-251).

Сщмч. Николая пресвитера (1937).

Но въ ни́хъ воспоминáнiе грѣхóвъ на кóеждо лѣ́то бывáетъ, невозмóжно бо крóви ю́нчей и кóзлей отпущáти грѣхи́. Тѣ́мже входя́ въ мíръ, глагóлетъ: жéртвы и приношéнiя не восхотѣ́лъ еси́, тѣ́ло же соверши́лъ ми́ еси́: всесожжéнiй и о грѣсѣ́ не благоволи́лъ еси́.

Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

И начáтъ учи́ти и́хъ, я́ко подобáетъ Сы́ну человѣ́ческому мнóго пострадáти, и искушéну бы́ти от стáрецъ и архiерéй и кни́жникъ, и убiéну бы́ти, и въ трéтiй дéнь воскрéснути. И не обинýяся слóво глагóлаше. И прiéмь егó пéтръ, начáтъ прети́ти емý. О́нъ же обрáщься и воззрѣ́въ на ученики́ своя́, запрети́ Петрóви, глагóля: иди́ за мнóю, сатанó: я́ко не мы́слиши, я́же сýть Бóжiя, но я́же человѣ́ческа.

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Евр. 10, 1-18; Мр. 8, 30-34)

Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает при этом путь сей, устраняя главные к нему препятствия не внешние, а внутренние, коренящиеся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти вслед Меня, - во-первых, не жалей себя; ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во-вторых, не связывайся корыстолюбием, ибо "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" В-третьих, не стесняйся тем, что скажут или как смотреть на тебя будут другие: "ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами".

Саможаление, корыстолюбие и стыдение лица человеческого главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. они - главные препятствия к обращению грешника; они же главный предмет борьбы духовной в человеке кающемся и в начавшем уже приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, жизнь христианская в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних.

Вот и присмотрись всякий к себе хорошенько, и если есть что в нем из сказанного - позаботься отрешиться от того: иначе не надейся взойти к совершенству о Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.

 

4

Священномученик Иларион (Троицкий)

28 декабря

Четверг

15 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929).

Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (ок. 117-138). Прп. Павла Латрийского (955). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Мч. Елевферия кувикулария (IV). Прп. Парда отшельника (VI).

Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Собор Кольских святых. Сщмчч. Александра и Василия, Викторина пресвитеров (1937).

Е́сть же вѣ́ра уповáемыхъ извѣщéнiе, вещéй обличéнiе неви́димыхъ. Въ сéй бо свидѣ́телствовани бы́ша дрéвнiи. Вѣ́рою разумѣвáемъ соверши́тися вѣкóмъ глагóломъ Бóжiимъ, во éже от неявля́емыхъ ви́димымъ бы́ти. Вѣ́рою мнóжайшую жéртву А́вель пáче Кáина принесé Бóгу, éюже свидѣ́телствованъ бы́сть бы́ти прáведникъ, свидѣ́телствующу о дáрѣхъ егó Бóгу: и тóю умéрый ещé глагóлетъ.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

О́нъ же отвѣщáвъ речé и́мъ: илiá ýбо пришéдъ прéжде, устрóитъ вся́: и кáко éсть пи́сано о Сы́нѣ человѣ́честѣмъ, да мнóго пострáждетъ и уничижéнъ бýдетъ: но глагóлю вáмъ, я́ко и илiá прiи́де, и сотвори́ша емý, ели́ка хотѣ́ша, я́коже éсть пи́сано о нéмъ.

Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Мр. 9, 10-16)

История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!. . . Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном "поступили, как хотели"; и Сын Человеческий уничижен и пострадал. Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя.

Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека. Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы.

Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы.

 

5

Пророк Аггей

29 декабря

Пятница

16 декабря ст.ст.

Монастырский устав: горячая пища без масла

Прор. Аггея (500 до Р.Х.).

Мч. Марина (III). Блж. царицы Феофании (893-894).

Прп. Софии Суздальской (1542).

Сщмч. Владимира пресвитера (1918). Сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии, Павла, Феодосия, Владимира, Александра пресвитеров, прмч. Макария (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1937).

Вѣ́рою зовóмъ Авраáмъ послýша изы́ти на мѣ́сто, éже хотя́ше прiя́ти въ наслѣ́дiе, и изы́де не вѣ́дый, кáмо грядéтъ.

По вѣ́рѣ умрóша сíи вси́, не прiéмше обѣтовáнiй, но издалéча ви́дѣвше я́, и цѣловáвше, и исповѣ́давше, я́ко стрáннiи и пришéлцы сýть на земли́: и́бо таковáя глагóлющiи явля́ются, я́ко отéчествiя взыскýютъ. И áще бы ýбо óно пóмнили, изъ негóже изыдóша, имѣ́ли бы врéмя возврати́тися: ны́нѣ же лýчшаго желáютъ, си́рѣчь небéснаго: тѣ́мже не стыди́тся си́ми Бóгъ, Бóгъ нарицáтися и́хъ: уготóва бо и́мъ грáдъ.

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

И сѣ́дъ пригласи́ обанáдесяте и глагóла и́мъ: áще ктó хóщетъ стáрѣй бы́ти, да бýдетъ всѣ́хъ мéншiй и всѣ́мъ слугá. И прiи́мь отрочá, постáви é посредѣ́ и́хъ: и объе́мь é, речé и́мъ: и́же áще еди́но таковы́хъ отрочáтъ прiи́метъ во и́мя моé, менé прiéмлетъ: и и́же менé прiéмлетъ, не менé прiéмлетъ, но послáвшаго мя́.

И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Мк. 9, 33-41)

Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование, - оно произведет разлад внутри, и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит. Умничанье всегда кричит: "то не так, другое не этак; дай-ка я все устрою по новому; старое негоже, наскучило". Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило. а только все расстраивает.

Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знать что, расстроит и нравственные. и религиозные, и житейские, и политические порядки; все пойдет вверх дном.

Великое несчастье для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественною истиною! Это гнев Божий. О нем сказано: "укройтеся мало елико, дондеже мимо идет ". В этом разгаре умственного своенравия, лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить, в самонадеянности, на борьбу с нею; так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню, и устоишь.

 

6

Три отрока в пещи огненной: Анания, Азария и Мисаил

30 декабря

Суббота

17 декабря ст.ст.

Разрешается рыба

Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.).

Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X).

Сщмчч. Александра и Николая и Сергия пресвитеров (1918). Сщмчч. Петра и Иоанна пресвитеров (1937).

И сквернослóвiе, и буеслóвiе, или́ кощýны, я́же неподóбная, но пáче благодарéнiе: сié бо да вѣ́сте, я́ко вся́къ блудни́къ, или́ нечи́стъ, или́ лихои́мецъ, и́же éсть идолослужи́тель, не и́мать достоя́нiя въ цáрствiи Христá и Бóга. Никтóже вáсъ да льсти́тъ сýетными словесы́, си́хъ бо рáди грядéтъ гнѣ́въ Бóжiй на сы́ны непокори́выя. Не бывáйте ýбо сопричáстницы си́мъ.

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их.

Глагóлаше же къ звáннымъ при́тчу, обдержя́, кáко предсѣдáнiя избирáху, глагóля къ ни́мъ: егдá звáнъ бýдеши ки́мъ на брáкъ, не ся́ди на прéднемъ мѣ́стѣ: едá ктó честнѣ́е тебé бýдетъ звáнныхъ, и пришéдъ и́же тебé звáвый и óнаго, речéтъ ти́: дáждь семý мѣ́сто: и тогдá нáчнеши со студóмъ послѣ́днее мѣ́сто держáти. Но егдá звáнъ бýдеши, шéдъ ся́ди на послѣ́днемъ мѣ́стѣ, да егдá прiи́детъ звáвый тя́, речéтъ ти́: дрýже, пося́ди вы́ше: тогдá бýдетъ ти́ слáва предъ звáнными съ тобóю. Я́ко вся́къ вознося́йся смири́тся, и смиря́яйся вознесéтся.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Еф. 5, 1-8; Лк. 14, 1-11)

Когда зван будешь куда, не садись на первое место. Обобщив это, получим: всегда и везде держись последнейшей части. В этом простом правиле сокращенно выражено все богатое содержание смирения. Возьми его, сядь и рассмотри все возможные случаи твоей жизни, и наперед избери себе во всех их последнюю часть. Это последнее будет практика смирения, которое от внешних дел мало по малу перейдет внутрь, и положит там осадку смирения, как основу. Время возрастит это семя среди той же практики, и смирение преисполнит, наконец, всю душу и тело и все внешние дела.

Что же будет? А то, что величие нравственное будет сиять на челе твоем и привлекать всеобщее уважение; и исполнится над тобою: "всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится". Но не это имей в виду, практикуясь в смирении, а само смирение. Оно само с собою приносит в душу ублажающее благонастроение. Куда придет смирение, там все внутренние тревоги прекращаются и все внешние невзгоды не производят поразительных впечатлений.

Как волна, не встречая препятствия, без шума и удара разливается в безбрежном море, так внешние и внутренние скорби не ударяют в смиренную душу, а проносятся как бы поверх, не оставляя следа. Это, так сказать, житейское преимущество смиренного; а какой свыше свет осеняет его, какие утешения посылаются, какая широта свобододействия открывается!Поистине, смирение одно совмещает все.

 

7

Мученик Севастиан

31 декабря

Воскресенье

18 декабря ст.ст.

Глас 5.
Разрешается рыба

Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287 или 304). Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского (633-634). Прп. Флора, еп. Амийского (VII). Прп. Михаила исп (ок. 845).

Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление прав. Симеона Верхотурского (1694).

Мч. Виктора (1936). Сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского (1937). Сщмчч. Николая, архиеп. Великоустюжского, Илии, Иоанна, Владимира и Николая пресвитеров (1937). Сщмч. Сергия диакона и мц. Веры (1942).

Вѣ́рою приведé Авраáмъ Исаáка искушáемь, и единорóднаго приношáше, обѣтовáнiя прiéмый, къ немýже глагóлано бы́сть: я́ко о Исаáцѣ наречéтся тебѣ́ сѣ́мя: помы́сливъ, я́ко и изъ мéртвыхъ воскреси́ти си́ленъ éсть Бóгъ, тѣ́мже тогó и въ при́тчѣ прiя́тъ.

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

Иисýсъ Христóво Рождествó си́це бѣ́: обручéннѣй бо бы́вши Мáтери егó Марíи Иóсифови, прéжде дáже не сни́тися и́ма, обрѣ́теся имýщи во чрéвѣ от Дýха свя́та. Иóсифъ же мýжъ ея́, прáведенъ сы́й и не хотя́ ея́ обличи́ти, восхотѣ́ тáй пусти́ти ю́. Сiя́ же емý помы́слившу, сé, áнгелъ Госпóдень во снѣ́ яви́ся емý, глагóля: Иóсифе, сы́не Дави́довъ, не убóйся прiя́ти Марiáмъ жены́ твоея́: рóждшеебося въ нéй, от Дýха éсть свя́та: роди́тъ же Сы́на, и наречéши и́мя емý Иисýсъ: тóй бо спасéтъ лю́ди своя́ от грѣ́хъ и́хъ.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

 

Православие.ру