Седмица 32-я по Пятидесятнице. 8-14 января

 

1

Собор Пресвятой Богородицы

8 января

Понедельник

26 декабря по старому стилю

Глас 7.
Поста нет

Попразднство Рождества Христова.

Собор Пресвятой Богородицы. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста (825). Прп. Никодима Тисманского, Румынского (1406) (Рум.).

Прмч. Исаакия II, Оптинского (1938). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров (1918). Сщмчч. Николая, Николая, Михаила пресвитеров и Михаила диакона (1930). Сщмч. Леонида, еп. Марийского, Александра пресвитера, прмч. Василия, и прмцц. Анфисы и Макарии (1937). Сщмч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и Марии, мц. Агриппины (1938).

Виленской-Остробрамской, именуемых "Трех радостей", "Милостивая", и Барловской "Блаженное Чрево" (1392) икон Божией Матери.

И святя́й бо и освящáемiи, от еди́наго вси́: ея́же рáди вины́ не стыди́тся брáтiю нарицáти и́хъ, глагóля: возвѣщý и́мя твоé брáтiи моéй, посредѣ́ цéркве воспою́ тя. И пáки: áзъ бýду надѣ́яся нáнь. И пáки: сé, áзъ и дѣ́ти, я́же ми́ дáлъ éсть Бóгъ. Понéже ýбо дѣ́ти приобщи́шася плóти и крóви, и тóй прiи́скреннѣ приобщи́ся тѣ́хже, да смéртiю упраздни́тъ имýщаго держáву смéрти, си́рѣчь дiáвола, и избáвитъ си́хъ, ели́цы стрáхомъ смéрти чрезъ всé житié пови́нни бѣ́ша рабóтѣ.

Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

Отшéдшымъ же и́мъ, сé, áнгелъ Госпóдень во снѣ́ яви́ся Иóсифу, глагóля: востáвъ поими́ отрочá и Мáтерь егó, и бѣжи́ во Еги́петъ, и бýди тáмо, дóндеже рекý ти: хóщетъ бо И́родъ искáти отрочáте, да погуби́тъ é. О́нъ же востáвъ, поя́тъ отрочá и Мáтерь егó нóщiю, и отъи́де во Еги́петъ, и бѣ́ тáмо до умéртвiя И́родова: да сбýдется речéнное от Гóспода прорóкомъ, глагóлющимъ: от Еги́пта воззвáхъ Сы́на моегó. Тогдá И́родъ ви́дѣвъ, я́ко порýганъ бы́сть от волхвóвъ, разгнѣ́вася зѣлó и послáвъ изби́ вся́ дѣ́ти сýщыя въ Виѳлеéмѣ и во всѣ́хъ предѣ́лѣхъ егó, от двою́ лѣ́ту и нижáйше, по врéмени, éже извѣ́стно испытá от волхвóвъ.

 

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

 

 

2

Святой первомученик и архидиакон Стефан

9 января

Вторник

27 декабря ст.ст.

Поста нет

Ап. первомч. и архидиакона Стефана (ок. 34).

Прп. Феодора Начертанного, исп (ок. 840). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).

Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919). Мц. Антонины (1937).

Сé, и корабли́ вели́цы сýще и от жéстокихъ вѣ́тровъ заточáеми, обращáются мáлымъ корми́лцемъ, áможе стремлéнiе прáвящаго хóщетъ: тáкожде же и язы́къ мáлъ ýдъ éсть, и вельми́ хвáлится. Сé, мáлъ óгнь, и кóль вели́ки вéщи сожигáетъ. И язы́къ óгнь, лѣ́пота непрáвды: си́це и язы́къ водворя́ется во ýдѣхъ нáшихъ, скверня́ всé тѣ́ло, и паля́ кóло рождéнiя нáшего, и опаля́яся от геéнны.

Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

И прiидóша [пáки] во Иерусали́мъ. И вшéдъ Иисýсъ въ цéрковь, начáтъ изгони́ти продаю́щыя и купýющыя въ цéркви: и трапéзы торжникóмъ и сѣдáлища продаю́щихъ гóлуби испровéрже: и не дая́ше, да ктó мимонесéтъ сосýдъ сквозѣ́ цéрковь. И учáше, глагóля и́мъ: нѣ́сть ли пи́сано, я́ко хрáмъ мóй хрáмъ моли́твы наречéтся всѣ́мъ язы́комъ? вы́ же сотвори́сте егó вертéпъ разбóйникомъ. И слы́шаша кни́жницы и архiерéе, и искáху, кáко егó погубя́тъ: боя́хубося егó, я́ко вéсь нарóдъ дивля́шеся о учéнiи егó.

 

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

 

3

Преподобный Игнатий Ломский

10 января

Среда

28 декабря ст.ст.

Поста нет

Мучеников 20000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Ап. от 70-ти Никанора (ок. 34).

Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Прп. Корнилия Крыпецкого (1903).

Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского и Аркадия диакона (1918). Сщмч. Александра пресвитера (1920). Сщмчч. Феоктиста, Леонида, Николая пресвитеров (1937). Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров (1938).

Откýду брáни и свáры въ вáсъ? не отсю́ду ли, от сластéй вáшихъ, вою́ющихъ во ýдѣхъ вáшихъ? Желáете, и не и́мате: убивáете и зави́дите, и не мóжете улучи́ти: сваря́етеся и бóрете, и не и́мате, занé не прóсите: прóсите, и не прiéмлете, занé злѣ́ прóсите, да въ сластéхъ вáшихъ иждивéте.

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не про сите. Про сите, и не получаете, потому что про сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Имѣ́йте вѣ́ру Бóжiю: ами́нь бо глагóлю вáмъ, я́ко, и́же áще речéтъ горѣ́ сéй: дви́гнися и вéрзися въ мóре: и не размы́слитъ въ сéрдцы своéмъ, но вѣ́ру и́метъ, я́ко éже глагóлетъ, бывáетъ: бýдетъ емý, éже áще речéтъ: сегó рáди глагóлю вáмъ: вся́ ели́ка áще моля́щеся прóсите, вѣ́руйте, я́ко прiéмлете: и бýдетъ вáмъ.

Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Гал. 5, 22-6, 2; Лк. 10, 19-21)

"Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение". Вот суд над человеческой мудростью и разумностью. И он видимо исполняется.

Откровение теперь перед глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто - приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем.

"Как — я? Ни за что!" Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты слеп, "мжай", то есть кое-что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!

 

 

4

Мученики 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенные

11 января

Четверг

29 декабря ст.ст.

Поста нет

Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.

Прп. Маркелла, игумена обители "Неусыпающих" (485). Прп. Василиска Сибирского (1824). Прп. Фаддея исп (818).

Прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских (XI-XII). Прп. Феофила Омучского (XV).

Прп. Лаврентия Черниговского (1950). Сщмч. Феодосия пресвитера (1938). Мцц. Наталии, Наталии, Евдокии, Анны, Матроны, Варвары, Анны, Евдокии, Евфросинии, Агриппины и Наталии (1942).

Слы́шите ны́нѣ, глагóлющiи: днéсь или́ ýтрѣ пóйдемъ во о́нъ грáдъ, и сотвори́мъ тý лѣ́то еди́но, и кýплю дѣ́емъ и приобрѣтéнiе: и́же не вѣ́сте, чтó ýтрѣ случи́тся: кáя бо жи́знь вáша, пáра бо éсть, я́же вмáлѣ явля́ется, потóмъ же исчезáетъ. Вмѣ́сто éже бы глагóлати вáмъ: áще Госпóдь восхóщетъ, и жи́ви бýдемъ, и сотвори́мъ сié или́ óно: ны́нѣ же хвáлитеся въ горды́нехъ вáшихъ: вся́ка хвалá таковá злá éсть. Вѣ́дущему ýбо добрó твори́ти, и не творя́щему, грѣ́хъ емý éсть.

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

И прiидóша пáки во Иерусали́мъ. И въ цéркви ходя́щу емý, прiидóша къ немý архiерéе и кни́жницы и стáрцы и глагóлаша емý: кóею о́бластiю сiя́ твори́ши? и ктó ти́ о́бласть сiю́ дадé, да сiя́ твори́ши? Иисýсъ же отвѣщáвъ речé и́мъ: вопрошý вы и áзъ словесé еди́наго, и отвѣщáйте ми́: и рекý вáмъ, кóею о́бластiю сiя́ творю́: крещéнiе Иоáнново съ небесé ли бѣ́, или́ от человѣ́къ? отвѣщáйте ми́. И мы́сляху въ себѣ́, глагóлюще: áще речéмъ, съ небесé, речéтъ: почтó ýбо не вѣ́ровасте емý? но áще речéмъ, от человѣ́къ: боя́хуся людíй: вси́ бо имѣ́яху Иоáнна, я́ко вои́стинну прорóкъ бѣ́. И отвѣщáвше глагóлаша Иисýсови: не вѣ́мы. И отвѣщáвъ Иисýсъ глагóла и́мъ: ни áзъ глагóлю вáмъ, кóею о́бластiю сiя́ творю́.

 

Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

 

5

Святитель Макарий,
митрополит Московский

12 января

Пятница

30 декабря ст.ст.

Поста нет

Мц. Анисии (285-305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Константинопольской (X).

Свт. Макария, митр. Московского (1563).

Мц. Марии (1946).

Занé пи́сано éсть въ писáнiи: сé полагáю въ Сióнѣ кáмень краеугóленъ, избрáнъ, чéстенъ: и вѣ́руяй въ óнь не постыди́тся. Вáмъ ýбо чéсть вѣ́рующымъ, а проти́вящымся кáмень, егóже небрегóша зи́ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла, и кáмень претыкáнiя и кáмень соблáзна: о нéмже и претыкáются слóву противля́ющiися, на нéже и положéни бы́ша.

Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Ни писáнiя ли сегó чли́ естé: кáмень, егóже не въ рядý сотвори́ша зи́ждущiи, сéй бы́сть во главý ýгла: от Гóспода бы́сть сié, и éсть ди́вно во óчiю нáшею?

 

Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.

 

6

Святитель Досифей (Васич), митрополит Загребский, исповедник

13 января

Суббота

31 декабря ст.ст.

Поста нет

Отдание праздника Рождества Христова.

Прп. Мелании Римляныни (439).

Свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1646).

Свт. Досифея, митр. Загребского, исп (1945).
Сщмч. Михаила пресвитера (1937). Мч. Петра (1938).

Блюди́те, да никтóже злá за злó комý воздáстъ: но всегдá дóброе гони́те и дрýгъ ко дрýгу и ко всѣ́мъ. Всегдá рáдуйтеся. Непрестáнно моли́теся. О всéмъ благодари́те: сiя́ бо éсть вóля Бóжiя о Христѣ́ Иисýсѣ въ вáсъ. Дýха не угашáйте. Прорóчествiя не уничижáйте. Вся́ же искушáюще, дóбрая держи́те. От вся́кiя вéщи злы́я огребáйтеся.

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.

Внемли́те себѣ́. А́ще согрѣши́тъ къ тебѣ́ брáтъ твóй, запрети́ емý: и áще покáется, остáви емý: и áще седми́щи на дéнь согрѣши́тъ къ тебѣ́, и седми́щи на дéнь обрати́тся, глагóля: кáюся: остáви емý. И рекóша апóстоли Гóсподеви: приложи́ нáмъ вѣ́ру. Речé же Госпóдь: áще бы́сте имѣ́ли вѣ́ру я́ко зернó горýшно, глагóлали бы́сте ýбо я́годичинѣ сéй: востóргнися и всади́ся въ мóре: и послýшала бы вáсъ.

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Тим. 3, 14-4, 5; Мф. 3, 1-11)

"Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины". Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она - близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, - и будешь во истине, - будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью.

Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим.

Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!

 

 

7

Обрезание Господне

14 января

Воскресенье

1 января ст.ст.

Глас 8.
Поста нет

Обрезание Господне.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).

Прмч. Иеремии (1918). Сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919). Cщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938).

Пóдвигомъ дóбрымъ подвизáхся, течéнiе скончáхъ, вѣ́ру соблюдóхъ: прóчее ýбо соблюдáется мнѣ́ вѣнéцъ прáвды, егóже воздáстъ ми́ Госпóдь въ дéнь о́нъ, прáведный судiя́: не тóкмо же мнѣ́, но и всѣ́мъ возлю́бльшымъ явлéнiе егó.

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Зачáло евáнгелiа Иисýса Христá, Сы́на Бóжiя, я́коже éсть пи́сано во прорóцѣхъ: сé, áзъ посылáю áнгела моегó предъ лицéмъ твои́мъ, и́же уготóвитъ пýть твóй предъ тобóю. Глáсъ вопiю́щаго въ пусты́ни: уготóвайте пýть Госпóдень, прáвы твори́те стези́ егó. Бы́сть Иоáннъ крестя́й въ пусты́ни и проповѣ́дая крещéнiе покая́нiя во отпущéнiе грѣхóвъ. И исхождáше къ немý вся́ Иудéйская странá и Иерусали́мляне: и крещáхуся вси́ во Иордáнѣ рѣцѣ́ от негó, исповѣ́дающе грѣхи́ своя́.

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Кол. 2, 8-12; Лк. 2, 20-21, 40-62)

Как новый год есть начало дней лета, так в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжении года. Это мы тотчас найдем как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни.

В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, - древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, - понови; а если нет, - произведи, - и будет у тебя новый год. К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св. Василия Великого. Сущность сказанного изменения состоит в том что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь в точь представляет то, чем по Апостолу, должно быть обрезание сердца, - о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем св. Василий Великий.

Так все предметы, теснящиеся в сознании, в Новый год сходятся в одном - внутреннем обновлении нашем через обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом т. е. не только подумать так но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий Новый год ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.

 

Православие.ру