Седмица 34-я по Пятидесятнице. 22-28 января

Святитель Филипп, митрополит Московский

22 января

Понедельник

9 января по старому стилю

Глас 8.
Поста нет

Попразднство Богоявления.

Мч. Полиевкта (259). Прор. Самея (X до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (821).

Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца (1569).

Прп.Ионы Киевского (1902). Сщмч. Павла пресвитера (1943).

Занé и Христóсъ пострадá по нáсъ, нáмъ остáвль о́бразъ, да послѣ́дуемъ стопáмъ егó: и́же грѣхá не сотвори́, ни обрѣ́теся лéсть во устѣ́хъ егó: и́же укаря́емь проти́ву не укаря́ше, страждá не прещáше, предая́ше же судя́щему прáведно: и́же грѣхи́ нашя́ сáмъ вознесé на тѣ́лѣ своéмъ на дрéво, да от грѣ́хъ избы́вше, прáвдою поживéмъ: егóже я́звою исцѣлѣ́сте.

Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

Они́ же пришéдше глагóлаша емý: учи́телю, вѣ́мы, я́ко и́стиненъ еси́ и не ради́ши ни о кóмже: не зри́ши бо на лицé человѣ́ковъ, но вои́стинну пути́ Бóжiю учи́ши: достóитъ ли кинсóнъ кéсареви дáти, или́ ни́? дáмы ли, или́ не дáмы?.. И отвѣщáвъ Иисýсъ речé и́мъ: воздади́те кéсарева кéсареви и Бóжiя богови. И чуди́шася о нéмъ.

Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать по дать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?.. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Пет. 2, 21-3, 9)

Ныне Апостол указывает нам на "сокровенного сердца человека", как предмет самых тщательных забот и попечений наших. Его в себе образованием надлежит нам благоукрасить себя. Что же это за потаенный сердца человек? Тот человек, который в сердце воображается, когда в нем водворятся все добрые расположения и чувства. Пересмотри эти расположения и чувства и увидишь лик сокровенного в сердце человека.

Вот эти расположения! "От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия" и с своей стороны "прилагая к сему все старание", пишет Св. Петр, "покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Пет. 1, 5-7).

Подобно этому перечисляет внутренние добрые расположения сердца христианского и Св. Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23). И еще: "Облекитесь, избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. . . более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий" (Кол. 3, 12-15). Сложи из всех этих доброт, как из членов, одно тело духовное, - и будешь иметь благолепный лик сокровенного сердца человека, - подобный которому и поревнуй водворить в сердце своем.

Свт Феофан Затворник

23 января

Вторник

10 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления.
Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Свт. Григория, еп. Нисского (395). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V).

Прп. Макария Писемского (XIV). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429).
Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882).

Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Сóвѣсть имýще блáгу, да о нéмже клевéщутъ вáсъ áки злодѣ́евъ, постыдя́тся злослóвящiи вáше благóе о Христѣ́ житié. Лýчше бо éсть благóе творя́щымъ, áще хóщетъ вóля Бóжiя, пострадáти, нéжели злó творя́щымъ: занé и Христóсъ еди́ною о грѣсѣ́хъ нáшихъ пострадá, прáведникъ за непрáведники.

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных.

О мéртвыхъ же, я́ко востаю́тъ, нѣ́сте ли чли́ въ кни́гахъ Моисéовыхъ, при купинѣ́ я́ко речé емý Бóгъ, глагóля: áзъ Бóгъ Авраáмовъ и Бóгъ Исаáковъ и Бóгъ Иáковль? нѣ́сть Бóгъ мéртвыхъ, но Бóгъ живы́хъ.

А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Пет. 3, 10-22; Мк. 12, 18-27)

"Господа Бога святите в сердцах ваших". Освящение Господа в сердце есть душа и дух изображаемого выше сокровенного сердца человека. Как первоначально Бог, создав из частиц персти тело человека, вдунул в него дыхание жизни, - и стал человек как следует быть; так и созидаемый внутри из показанных добродетелей сокровенный сердца человек, тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем: "да святится имя Твое". Если не будет этого, то слеплеваемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя, без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некиими добродетелями без всякого отношения к Богу!

Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеть перед Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всей ревностью ревновать в каждое мгновение благоугодным перед Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного, особенно же Его отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорливо и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее.

Преподобный Феодосий Великий

24 января

Среда

11 января ст.ст.

Разрешается рыба

Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).

Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456).

Сщмчч. Николая, Феодора и Владимира пресвитеров (1919). Св. Владимира исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).

Всѣ́мъ же кончи́на прибли́жися. Уцѣломýдритеся ýбо и трезви́теся въ моли́твахъ. Прéжде же всѣ́хъ дрýгъ ко дрýгу любо́вь прилѣ́жну имѣ́йте, занé любо́вь покрывáетъ мнóжество грѣхóвъ. Страннолю́бцы дрýгъ ко дрýгу, безъ роптáнiи. Кíйждо я́коже прiя́тъ даровáнiе, междý себé си́мъ служáще, я́ко дóбрiи строи́телiе разли́чныя благодáти Бóжiя.

Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

И пристýпль еди́нъ от кни́жникъ, слы́шавъ и́хъ стязáющихся и ви́дѣвъ, я́ко дóбрѣ отвѣщá и́мъ, вопроси́ егó: кáя éсть пéрвая всѣ́хъ зáповѣдiй? Иисýсъ же отвѣщá емý: я́ко пéрвѣйши всѣ́хъ зáповѣдiй: слы́ши, Изрáилю, Госпóдь Бóгъ вáшъ Госпóдь еди́нъ éсть: и возлю́биши Гóспода Бóга твоегó всѣ́мъ сéрдцемъ твои́мъ, и всéю душéю твоéю, и всѣ́мъ умóмъ твои́мъ, и всéю крѣ́постiю твоéю: сiя́ éсть пéрвая зáповѣдь. И вторáя подóбна éй: возлю́биши бли́жняго своегó я́ко сáмъ себé. Бóлшая сею́ и́на зáповѣдь нѣ́сть.

Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Пет. 4, 1-11; Мк. 12, 28-37)

Один законник спрашивал Господа: "какая первая из всех заповедей?" Господь ответил: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей этих заповеди нет". И это идет к дополнению изображения сокровенного сердца человека. Священие Господа есть дух его, а любовь душа, прочие же все добродетели разные члены его то рука, то нога, то глаз, то ухо, то язык.

Напоминание об этом очень благопотребно, потому что иногда случается, что, считая доброделание окончательными добродетелями, думают с ним одним обойтись, и о Господе не помышляя, и о любви забывая. Доброделание такое, без веры и желания Богу угодить, не свято бывает, как дом не освященный или комната без иконы; не имея же любви, оно подобно зданию, наполненному изваяниями безжизненными, и кроме того отдающемуся затхлостью и плесенью. Обращай на это внимание всякий и, взявшись созидать в себе нового человека, старайся поставить его перед Господом, не имеющим никакого порока.

Мц. Татиана Римская

25 января

Четверг

12 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления.

Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235).
Мч. Мертия (284-305). Мч. Петра Авессаломита (309-310). Прп. Евпраксии Тавенской (393).

Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Прп. Мартиниана Белозерского (1483).

Икон Божией Матери, именуемых "Акафистная" и "Млекопитательница".

Возлю́бленнiи, не диви́теся éже въ вáсъ раждежéнiю ко искушéнiю вáмъ бывáему, я́ко чýжду вáмъ случáющуся: но понéже приобщáетеся Христóвымъ страстéмъ, рáдуйтеся, я́ко да и въ явлéнiе слáвы егó возрáдуетеся веселя́щеся. А́ще укоря́еми бывáете о и́мени Христóвѣ, блажéни естé я́ко слáвы и Бóжiй Дýхъ на вáсъ почивáетъ: óнѣми ýбо хýлится, а вáми прославля́ется. Да не ктó ýбо от вáсъ пострáждетъ я́ко убíйца, или́ я́ко тáть, или́ я́ко злодѣ́й, или́ я́ко чуждопосѣти́тель: áще ли же я́ко Христiáнинъ, да не стыди́тся, да прославля́етъ же Бóга въ чáсти сéй.

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

И сѣ́дъ Иисýсъ пря́мо сокрóвищному храни́лищу, зря́ше, кáко нарóдъ мéщетъ мѣ́дь въ сокрóвищное храни́лище. И мнóзи богáтiи вметáху мнóга. И пришéдши еди́на вдови́ца убóга, ввéрже лéптѣ двѣ́, éже éсть кодрáнтъ. И призвáвъ ученики́ своя́, речé и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко вдови́ца сiя́ убóгая мнóжае всѣ́хъ ввéрже вметáющихъ въ сокрóвищное храни́лище: вси́ бо от избы́тка своегó ввергóша: сiя́ же от лишéнiя своегó вся́, ели́ка имѣ́яше, ввéрже, всé житié своé.

И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Пет. 4, 12-5, 5; Мк. 12, 38-44)

Вдовица положила в сокровищное хранилище (в кружку церковную) две лепты (полушки, примерно); а Господь сказал, что она положила больше всех, хотя другие клали тогда рублями и десятками рублей. Что же дало перевес ее лепте? Расположение, с каким сделано приношение. Видишь, какая разность доброделания бездушного, по обычаю, и доброделания с душою и сердцем? Не внешняя постановка дела даст ему цену, а внутреннее расположение. Оттого бывает, что дело выдающееся по всем отношениям никакой цены перед Богом не имеет, а дело незначительное по виду высокою ценою оценивается. Что отсюда следует, само собою видно.

Но не вздумай кто небречь о внешнем, замышляя ограничиться одним внутренним. Вдовица та не получила бы одобрения, если бы сказала себе: имею желание положить и я, да что делать? Только и есть у меня что две лепты. Отдай их, сама не при чем останусь. Но как поимела желание, так и сделала, предав жизнь свою в руки Божии. И если бы не положила ничего, никто бы ее не осудил, ни люди, ни Бог. Но тогда она не явила бы и такого расположения, которое выделило ее из ряда других и сделало славною во всем христианском мире.

Прп. Иринарх, затворник Ростовский

26 января

Пятница

13 января ст.ст.

Разрешается рыба

Попразднство Богоявления.

Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Мч. Петра Анийского (309-310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350).

Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Прп. Елеазара Анзерского (1656).

Я́ко вся́ нáмъ Божественныя си́лы егó, я́же къ животý и благочéстiю, пóдана рáзумомъ призвáвшаго нáсъ слáвою и добродѣ́телiю, и́миже честнáя нáмъ и вели́кая обѣтовáнiя даровáшася, да си́хъ рáди бýдете Божественнаго причáстницы естествá, отбѣ́гше, я́же въ мíрѣ, пóхотныя тли́: и въ сáмое же сié, тщáнiе всé привнéсше, подади́те въ вѣ́рѣ вáшей добродѣ́тель, въ добродѣ́тели же рáзумъ, въ рáзумѣ же воздержáнiе, въ воздержáнiи же терпѣ́нiе, въ терпѣ́нiи же благочéстiе, во благочéстiи же братолю́бiе, въ братолю́бiи же любо́вь.

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

Иисýсъ же отвѣщáвъ и́мъ, начáтъ глагóлати: блюди́теся, да не ктó вáсъ прельсти́тъ. Мнóзи бо прiи́дутъ во и́мя моé, глагóлюще, я́ко áзъ éсмь: и мнóги прельстя́тъ. Егдá же услы́шите брáни и слы́шанiя брáнемъ, не ужасáйтеся: подобáетъ бо бы́ти: но не ý кончи́на. Востáнетъ бо язы́къ на язы́къ, и цáрство на цáрство: и бýдутъ трýси по мѣ́стомъ, и бýдутъ глáди и мятéжи. Начáло болѣ́знемъ сiя́.

Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Пет. 1, 1-10; Мк. 13, 1-8)

Перечислив добродетели, о которых надлежит поиметь все старание, по принятии благодатных сил, Апостол в побуждение к тому сказал: "Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа". Какие это добродетели выше приведено в понедельник. Теперь прибавим только, что добродетели эти неоднократно только проявить требуется, но так сделать, чтобы они всегда пребывали в нас, были сущие в нас, вкорененные, - и, таковыми будучи, не стояли на одной степени, но все более и более множились и возрастали в силе и плодовитости.

Только в таком случае, говорит, будешь ты не празден и не бесплоден "в познании Господа нашего Иисуса Христа". Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его. Ты веруешь, говорит?! Смотри же не делай этой веры праздною и безплодною. Что же надо делать, чтобы вера моя не была такою? Преуспевай во всякой добродетели. Где твердящие, что веруй и довольно: ничего более не нужно?! - Кто так думает, тот слеп.

Нина равноапостольная

27 января

Суббота

14 января ст.ст.

Поста нет

Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335).Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Прп. Феодула Синайского (V).

Прп. Стефана, основателя обители Хиннолакковой (VIII). Прп. Иоанна исп (1961).

Потщи́ся себé искýсна постáвити предъ Бóгомъ, дѣ́лателя непосты́дна, прáво прáвяща слóво и́стины. Сквéрныхъ же тщеглáсiй отметáйся: наипáче бо преспѣ́ютъ въ нечéстiе, и слóво и́хъ я́ко гáггрена жи́ръ обря́щетъ: от ни́хже éсть именéй и Фили́тъ, и́же о и́стинѣ погрѣши́ста, глагóлюща, я́ко воскресéнiе ужé бы́сть: и возмущáютъ нѣ́которыхъ вѣ́ру.

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

Бóгъ же не и́мать ли сотвори́ти отмщéнiе избрáнныхъ свои́хъ, вопiю́щихъ къ немý дéнь и нóщь, и долготерпя́ о ни́хъ? глагóлю вáмъ, я́ко сотвори́тъ отмщéнiе и́хъ вскóрѣ. Обáче Сы́нъ человѣ́ческiй пришéдъ ýбо обря́щетъ ли вѣ́ру на земли́?

Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Тим. 2, 11-19; Лк. 18, 2-8)

Чтобы сделать более впечатленною ту истину, "что должно всегда молиться и не унывать", если не скоро услышится молитва, но все продолжать молиться, Господь сказал притчу, как судья, Бога не боявшийся и людей не стыдившийся, удовлетворил наконец прошение вдовицы, не потому, чтоб Бога убоялся и людей постыдился, а потому одному, что вдова та не давала ему покоя. Так если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения, Бог ли человеколюбивый и многомилостивый не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?!

И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не слышатся. Потому что воссылаем прошения наши к Богу не усердно, будто мимоходом, и притом так, что помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и переутрудить себя в молитве. Вот и не слышится и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем, как следует, положенного для молитвы закона уповательной и усердной неотступности.

Преподобный Павел Фивейский

28 января

Воскресенье

15 января ст.ст.

Глас 1.
Поста нет

Неделя о мытаре и фарисее

Прп. Павла Фивейского (341). Прп. Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249-251). Прп. Прохора Пшинского (X) (Серб.). Прп. Гавриила Лесновского (XI) (Серб.).

Свт. Герасима, Патриарха Александрийского (1714).

Сщмч. Михаила пресвитера (1942).
Второе послание к Тимофею

И вси́ же хотя́щiи благочестно жи́ти о Христѣ́ Иисýсѣ, гони́ми бýдутъ: лукáвiи же человѣ́цы и чародѣ́е преуспѣ́ютъ на гóршее, прельщáюще и прельщáеми. Ты́ же пребывáй въ ни́хже научéнъ еси́ и я́же ввѣ́рена сýть тебѣ́, вѣ́дый, от когó научи́лся еси́.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

Евангелие от Луки
о мытаре и фарисее

Человѣ́ка двá внидóста въ цéрковь помоли́тися: еди́нъ фарисéй, а другíй мытáрь. Фарисéй же стáвъ, си́це въ себѣ́ моля́шеся: Бóже, хвалý тебѣ́ воздаю́, я́ко нѣ́смь я́коже прóчiи человѣ́цы, хи́щницы, непрáведницы, прелюбодѣ́е, или́ я́коже сéй мытáрь: пощýся двакрáты въ суббóту, десяти́ну даю́ всегó ели́ко притяжý. Мытáрь же издалéча стоя́, не хотя́ше ни óчiю возвести́ на нéбо: но бiя́ше пéрси своя́, глагóля: Бóже, ми́лостивъ бýди мнѣ́ грѣ́шнику.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Тим. 3, 10-15; Лк. 18, 10-14)

Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа.

И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание, и вышел из церкви ни с чем.

Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. - Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом.

Православие.ру