Седмица 35-я по Пятидесятнице. 21-27 января

Исидор Юрьевский и 72 мученика, с ним пострадавшие

21 января

Понедельник

8 января по старому стилю

Глас 1.
Поста нет

Попразднство Богоявления.
Прп. Георгия Хозевита (VII). Прп. Домники (ок. 474). Прп. Емилиана исп (IX). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Капподакийской (304). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Прп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (786) (Груз.).

Прп. Григория, чудотворца Печерского (1093). Прп. Григория, затворника Печерского (XIII-XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).
Прп. Паисия Угличского (1504).

Сщмч. Виктора пресвитера (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Владимира пресвитера (1938). Прмч. Пафнутия (1938). Мч. Михаила (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939). Мч. Иоанна (1940). Св. Михаила исп., пресвитера (1941).

Апостольское чтение

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

Евангельское чтение

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

Святитель Филипп,
митрополит Московский

22 января

Вторник

9 января ст.ст.

Поста нет

Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца (1569).

Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта (259). Прор. Самея (X до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (821).

Прп.Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (1902). Сщмч. Павла пресвитера (1943).

Апостольское чтение

И сегó рáди нóвому завѣ́ту ходáтай éсть, да смéрти бы́вшей, во искуплéнiе преступлéнiй бы́вшихъ въ пéрвѣмъ завѣ́тѣ, обѣтовáнiе вѣ́чнаго наслѣ́дiя прiи́мутъ звáннiи. Идѣ́же бо завѣ́тъ, смéрти нýжно éсть вноси́тися завѣщáющаго, завѣ́тъ бо въ мéртвыхъ извѣ́стенъ éсть: понéже ничесóже мóжетъ, егдá жи́въ éсть завѣщавáяй.
Тѣ́мже ни пéрвый безъ крóве обновлéнъ бы́сть.

И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови.

Евангельское чтение

И éмь за рýку слѣпáго, изведé егó вóнъ изъ вéси: и плю́нувъ на óчи егó, и возлóжь рýцѣ нáнь, вопрошáше егó, áще чтó ви́дитъ? И воззрѣ́въ глагóлаше: ви́жу человѣ́ки я́ко дрéвiе ходя́щя. Потóмъ же пáки возложи́ рýцѣ на óчи егó и сотвори́ егó прозрѣ́ти: и утвори́ся и узрѣ́ свѣ́тло всé.

Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Святитель Феофан Затворник

23 января

Среда

10 января ст.ст.

Разрешается рыба

Попразднство Богоявления. Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Свт. Григория, еп. Нисского (395). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп.

Павла Комельского (Обнорского) (1429).
Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Апостольское чтение

Вы́ше глагóля: я́ко жéртвы и приношéнiя и всесожжéнiй и о грѣсѣ́хъ не восхотѣ́лъ еси́, нижé благоволи́лъ еси́: я́же по закóну принóсятся: тогдá речé: сé, идý сотвори́ти вóлю твою́, Бóже. Отéмлетъ пéрвое, да вторóе постáвитъ. О нéйже вóли освящéни есмы́ принесéнiемъ тѣ́ла Иисýсъ Христóва еди́ною.

Свидѣ́телствуетъ же нáмъ и Дýхъ святы́й, по рѣчéнному бо прéжде: сéй завѣ́тъ, егóже завѣщáю къ ни́мъ по днéхъ óнѣхъ, глагóлетъ Госпóдь, дая́ закóны моя́ на сердцá и́хъ, и въ помышлéнiихъ и́хъ напишý и́хъ: тáже глагóлетъ Госпóдь: и грѣхóвъ и́хъ и беззакóнiй и́хъ не и́мамъ помянýти ктомý. А идѣ́же отпущéнiе си́хъ, ктомý нѣ́сть приношéнiя о грѣсѣ́хъ.

Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Евангельское чтение

И начáтъ учи́ти и́хъ, я́ко подобáетъ Сы́ну человѣ́ческому мнóго пострадáти, и искушéну бы́ти от стáрецъ и архiерéй и кни́жникъ, и убiéну бы́ти, и въ трéтiй дéнь воскрéснути. И не обинýяся слóво глагóлаше. И прiéмь егó пéтръ, начáтъ прети́ти емý. О́нъ же обрáщься и воззрѣ́въ на ученики́ своя́, запрети́ Петрóви, глагóля: иди́ за мнóю, сатанó: я́ко не мы́слиши, я́же сýть Бóжiя, но я́же человѣ́ческа.

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Преподобный Феодосий Великий

24 января

Четверг

11 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления.

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529).
Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).

Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456). Сщмчч. Николая, Феодора и Владимира пресвитеров (1919). Св. Владимира исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).

Апостольское чтение

Е́сть же вѣ́ра упова́емыхъ извѣще́нiе, веще́й обличе́нiе неви́димыхъ. Въ се́й бо свидѣ́телствовани бы́ша дре́внiи. Вѣ́рою разумѣва́емъ соверши́тися вѣко́мъ глаго́ломъ Бо́жiимъ, во е́же от неявля́емыхъ ви́димымъ бы́ти. Вѣ́рою мно́жайшую же́ртву А́вель па́че Ка́ина принесе́ Бо́гу, е́юже свидѣ́телствованъ бы́сть бы́ти пра́ведникъ, свидѣ́телствующу о да́рѣхъ его́ Бо́гу: и то́ю уме́рый еще́ глаго́летъ.

Безъ вѣ́ры же невозмо́жно угоди́ти Бо́гу: вѣ́ровати же подоба́етъ приходя́щему къ Бо́гу, я́ко е́сть, и взыска́ющымъ его́ мздовозда́тель быва́етъ.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Евангельское чтение

И вопроша́ху его́ глаго́люще: ка́ко глаго́лютъ кни́жницы, я́ко илiи́ подоба́етъ прiити́ пре́жде? О́нъ же отвѣща́въ рече́ и́мъ: илiа́ у́бо прише́дъ пре́жде, устро́итъ вся́: и ка́ко е́сть пи́сано о Сы́нѣ человѣ́честѣмъ, да мно́го постра́ждетъ и уничиже́нъ бу́детъ: но глаго́лю ва́мъ, я́ко и илiа́ прiи́де, и сотвори́ша ему́, ели́ка хотѣ́ша, я́коже е́сть пи́сано о не́мъ.

И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

Мученица Татиана Римская

25 января

Пятница

12 января ст.ст.

Разрешается рыба

Попразднство Богоявления.

Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235). Мч. Мертия (284-305). Мч. Петра Авессаломита (309-310). Прп. Евпраксии Тавенской (393).

Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Прп. Мартиниана Белозерского (1483).

Икон Божией Матери, именуемых "Акафистная" и "Млекопитательница".

Апостольское чтение

По вѣ́рѣ умро́ша сі́и вси́, не прiе́мше обѣтова́нiй, но издале́ча ви́дѣвше я́, и цѣлова́вше, и исповѣ́давше, я́ко стра́ннiи и прише́лцы су́ть на земли́: и́бо такова́я глаго́лющiи явля́ются, я́ко оте́чествiя взыску́ютъ. И а́ще бы у́бо о́но по́мнили, изъ него́же изыдо́ша, имѣ́ли бы вре́мя возврати́тися: ны́нѣ же лу́чшаго жела́ютъ, си́рѣчь небе́снаго: тѣ́мже не стыди́тся си́ми Бо́гъ, Бо́гъ нарица́тися и́хъ: угото́ва бо и́мъ гра́дъ.

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Евангельское чтение

Отвѣща́ ему́ Иоа́ннъ, глаго́ля: учи́телю, ви́дѣхомъ нѣ́коего и́менемъ твои́мъ изгоня́ща бѣ́сы, и́же не хо́дитъ по на́съ: и возбрани́хомъ ему́, я́ко не послѣ́дуетъ на́мъ. Иису́съ же рече́: не брани́те ему́: никто́же бо е́сть, и́же сотвори́тъ си́лу о и́мени мое́мъ, и возмо́жетъ вско́рѣ злосло́вити мя́. И́же бо нѣ́сть на вы́, по ва́съ е́сть.

При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас.

Преподобный Иринарх,
затворник Ростовский

26 января

Суббота

13 января ст.ст.

Поста нет

Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Мч. Петра Анийского (309-310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350).

Прп. Пахомия Кенского (XVI).
Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Прп. Елеазара Анзерского (1656).

Апостольское чтение

Быва́йте у́бо подража́тели Бо́гу, я́коже ча́да возлю́бленная, и ходи́те въ любви́, я́коже и Христо́съ возлюби́лъ е́сть на́съ, и предаде́ себе́ за ны́ приноше́нiе и же́ртву Бо́гу въ воню́ благоуха́нiя. Блу́дъ же и вся́ка нечистота́ и лихои́мство ниже́ да имену́ется въ ва́съ, я́коже подоба́етъ святы́мъ: и скверносло́вiе, и буесло́вiе, или́ кощу́ны, я́же неподо́бная, но па́че благодаре́нiе: сiе́ бо да вѣ́сте, я́ко вся́къ блудни́къ, или́ нечи́стъ, или́ лихои́мецъ, и́же е́сть идолослужи́тель, не и́мать достоя́нiя въ ца́рствiи Христа́ и Бо́га.

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

Евангельское чтение

Глагóлаше же къ звáннымъ при́тчу, обдержя́, кáко предсѣдáнiя избирáху, глагóля къ ни́мъ: егдá звáнъ бýдеши ки́мъ на брáкъ, не ся́ди на прéднемъ мѣ́стѣ: едá ктó честнѣ́е тебé бýдетъ звáнныхъ, и пришéдъ и́же тебé звáвый и óнаго, речéтъ ти́: дáждь семý мѣ́сто: и тогдá нáчнеши со студóмъ послѣ́днее мѣ́сто держáти. Но егдá звáнъ бýдеши, шéдъ ся́ди на послѣ́днемъ мѣ́стѣ, да егдá прiи́детъ звáвый тя́, речéтъ ти́: дрýже, пося́ди вы́ше: тогдá бýдетъ ти́ слáва предъ звáнными съ тобóю. Я́ко вся́къ вознося́йся смири́тся, и смиря́яйся вознесéтся.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Нина равноапостольная

27 января

Воскресенье

14 января ст.ст.

Глас 2.
Поста нет

Отдание праздника Богоявления.

Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Прп. Феодула Синайского (V). Прп. Стефана, основателя обители Хиннолакковой (VIII).

Прп. Иоанна исп (1961).

Апостольское чтение

Облецы́теся у́бо я́коже избра́ннiи Бо́жiи, святи и возлю́бленни, во утро́бы щедро́тъ, бла́гость, смиреному́дрiе, кро́тость и долготерпѣ́нiе, прiе́млюще дру́гъ дру́га и проща́юще себѣ́, а́ще кто́ на кого́ и́мать порече́нiе: я́коже и Христо́съ прости́лъ е́сть ва́мъ, та́ко и вы́.

Надъ всѣ́ми же си́ми стяжи́те любо́вь, я́же е́сть соу́зъ соверше́нства: и ми́ръ Бо́жiй да водворя́ется въ сердца́хъ ва́шихъ, въ о́ньже и зва́ни бы́сте во еди́номъ тѣ́лѣ: и благода́рни быва́йте. Сло́во Христо́во да вселя́ется въ ва́съ бога́тно, во вся́кой прему́дрости: уча́ще и вразумля́юще себе́ самѣ́хъ во псалмѣ́хъ и пѣ́нiихъ и пѣ́снехъ духо́вныхъ, во благода́ти пою́ще въ сердца́хъ ва́шихъ Го́сподеви.

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.


Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Евангельское чтение

Слы́шавъ же сiя́, Иису́съ рече́ ему́: еще́ еди́наго не доконча́лъ еси́: вся́, ели́ка и́маши, прода́ждь, и разда́й ни́щымъ: и имѣ́ти и́маши сокро́вище на небеси́: и гряди́ вослѣ́дъ мене́. О́нъ же слы́шавъ сiе́, приско́рбенъ бы́сть: бѣ́ бо бога́тъ зѣло́. Ви́дѣвъ же его́ Иису́съ приско́рбна бы́вша, рече́: ка́ко не удо́бь иму́щiи бога́тство въ ца́рствiе Бо́жiе вни́дутъ: удо́бѣе бо е́сть велбу́ду сквозѣ́ иглинѣ́ у́шы проити́, не́же бога́ту въ ца́рствiе Бо́жiе вни́ти.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

 

Православие.ру