Седмица 4-я по Пасхе. 30 апреля - 6 мая

Александр Свирский

30 апреля

Понедельник

17 апреля по старому стилю

Глас 3.
Поста нет

Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мч. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536).

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641).

Св. Михаила исп., пресвитера (1935). Сщмч. Феодора пресвитера (1942).

Деяния святых апостолов

Воýтрiе же, путьшéствующымъ и́мъ и ко грáду приближáющымся, взы́де пéтръ на гóрницу помоли́тися, о часѣ́ шестѣ́мъ. Бы́сть же прiáлченъ и хотя́ше вкуси́ти: готóвящымъ же о́нѣмъ, нападé нáнь ýжасъ, и ви́дѣ нéбо отвéрсто и сходя́щъ нáнь сосýдъ нѣ́кiй, я́ко плащани́цу вéлiю, по четы́ремъ крáемъ привя́занъ и ни́зу спущáемь на зéмлю, въ нéмже бя́ху вся́ четверонóгая земли́ и звѣ́рiе и гáди и пти́цы небéсныя. И бы́сть глáсъ къ немý: востáвъ, пéтре, заколи́ и я́ждь. Пéтръ же речé: никáкоже, Гóсподи, я́ко николи́же ядóхъ вся́ко сквéрно или́ нечи́сто. И сé глáсъ пáки къ немý втори́цею: я́же Бóгъ очи́стилъ éсть, ты́ не скверни́. Сíе же бы́сть три́щи: и пáки взя́ся сосýдъ на нéбо.

На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Евангелие от Иоанна

Яды́й мою́ плóть и пiя́й мою́ крóвь во мнѣ́ пребывáетъ, и áзъ въ нéмъ. Я́коже послá мя живы́й Отéцъ, и áзъ живý Отцá рáди: и яды́й мя́, и тóй жи́въ бýдетъ менé рáди. Сéй éсть хлѣ́бъ сшéдый съ небесé: не я́коже ядóша отцы́ вáши мáнну, и умрóша: яды́й хлѣ́бъ сéй жи́въ бýдетъ во вѣ́ки. Сiя́ речé на сóнмищи, учя́ въ капернаýмѣ. Мнóзи ýбо слы́шавше от учени́къ егó, рѣ́ша: жестóко éсть слóво сié: и ктó мóжетъ егó послýшати?

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 10, 1-16; Ин. 6, 56-69)

Когда Господь предложил учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, тогда "многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним". Слишком чудесным показалось им такое дело безпредельной к нам милости Божией, и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однакоже, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: "не хотите ли и вы отойти?", изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесностью.

Отсюда выходит, что бегать чудесного — то же, что бегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного — то же, что погибающий. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает.

Мученик Виктор

1 мая

Вторник

18 апреля ст.ст.

Поста нет

Прп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита (ок. 820-850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815-820).

Максимовской иконы Божией Матери (1299). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).

Сщмч. Виссариона пресвитера (1918). Прмц. Тамары (1942).

Деяния святых апостолов

Я́коже бы́сть вни́ти Петрý, срѣ́те егó корни́лiй, и пáдъ на ногý егó поклони́ся. Пéтръ же воздви́же егó, глагóля: востáни: и áзъ сáмъ человѣ́къ éсмь. И съ ни́мъ бесѣ́дуя, вни́де и обрѣ́те собрáвшыяся мнóги: речé же къ ни́мъ: вы́ вѣ́сте, я́ко не лѣ́по éсть мýжу Иудéанину прилѣпля́тися или́ приходи́ти ко иноплемéннику: и мнѣ́ Бóгъ показá ни еди́наго сквéрна или́ нечи́ста глагóлати человѣ́ка.

Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

Евангелие от Иоанна

Бѣ́ же бли́зъ прáздникъ Иудéйскiй, потчéнiе сѣ́ни. Рѣ́ша ýбо къ немý брáтiя егó: прейди́ отсю́ду, и иди́ во Иудéю, да и ученицы́ твои́ ви́дятъ дѣлá твоя́, я́же твори́ши: никтóже бо въ тáйнѣ твори́тъ чтó, и и́щетъ сáмъ я́вѣ бы́ти: áще сiя́ твори́ши, яви́ себé мíрови. Ни брáтiя бо егó вѣ́роваху въ негó. Глагóла ýбо и́мъ Иисýсъ: врéмя моé не ý прiи́де: врéмя же вáше всегдá готóво éсть: не мóжетъ мíръ ненави́дѣти вáсъ: менé же ненави́дитъ, я́ко áзъ свидѣ́телствую о нéмъ, я́ко дѣлá егó злá сýть.

Приближался праздник Иудейский - поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 10, 21-33; Ин. 7, 1-13)

"Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы". Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно.

Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим - сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и через верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы через досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но через органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

Преполовение Пятидесятницы

2 мая

Среда

19 апреля ст.ст.

Разрешается рыба

Преполовение Пятидесятницы.

Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (IX). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933).

Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Никифора игумена. Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934).
Блж. Матроны Московской (1952).

Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери.

Деяния святых апостолов

И нѣ́кто мýжъ въ ли́стрѣхъ нéмощенъ ногáма сѣдя́ше, хрóмъ от чрéва мáтере своея́ сы́й, и́же николи́же бѣ́ ходи́лъ. Сéй слы́шаше пáвла глагóлюща: и́же воззрѣ́въ нáнь и ви́дѣвъ, я́ко вѣ́ру и́мать здрáвъ бы́ти, речé вéлiимъ глáсомъ: тебѣ́ глагóлю во и́мя Гóспода Иисýса Христá, встáни на ногý твоéю прáвъ. И áбiе возскочи́ и хождáше. Нарóди же ви́дѣвше, éже сотвори́ пáвелъ, воздвигóша глáсъ свóй, ликаóнски глагóлюще: бóзи уподóбльшеся человѣ́комъ снидóша къ нáмъ. Нарицáху же ýбо Варнáву дíа, пáвла же ермíа, понéже тóй бя́ше начáлникъ слóва.

В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

Евангелие от Иоанна

И дивля́хуся Иудéе, глагóлюще: кáко сéй кни́ги вѣ́сть не учи́вся? Отвѣщá ýбо и́мъ Иисýсъ и речé: моé учéнiе нѣ́сть моé, но послáвшаго мя́: áще ктó хóщетъ вóлю егó твóрити, разумѣ́етъ о учéнiи, кóе от Бóга éсть, или́ áзъ от себé глагóлю: глагóляй от себé, слáвы своея́ и́щетъ: а ищя́й слáвы послáвшаго егó, сéй и́стиненъ éсть, и нѣ́сть непрáвды въ нéмъ. Не Моисéй ли дадé вáмъ закóнъ? и никтóже от вáсъ твори́тъ закóна. Чтó менé и́щете уби́ти? Отвѣщá нарóдъ и речé: бѣ́са ли и́маши? ктó тебé и́щетъ уби́ти?

И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 14, 6-18; Ин. 7, 14-30)

В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: "кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7, 37). Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он - единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. - Сила кому нужна - у Него всякая сила. Слава ли - у Него слава премирная. Свобода ли - Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!

Святитель Николай (Велимирович)

3 мая

Четверг

20 апреля ст.ст.

Поста нет

Прп. Феодора Трихины (400). Свтт. Григория (593), Анастасия I Синаита (599) , Патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (695).

Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690).

Свт. Николая, еп. Охридского и Жичского (1956). (Серб.) Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

Деяния святых апостолов

Отвéрзъ же пéтръ устá, речé: пои́стиннѣ разумѣвáю, я́ко не на лицá зри́тъ Бóгъ, но во вся́цѣмъ язы́цѣ боя́йся егó и дѣ́лаяй прáвду прiя́тенъ емý éсть: слóво, éже послá сынóмъ Изрáилевымъ, благовѣствýя ми́ръ Иисýсъ Христóмъ: сéй éсть всѣ́мъ Госпóдь: вы́ вѣ́сте глагóлъ бы́вшiй по всéй Иудéи, начéншiйся от Галилéи, по крещéнiи, éже проповѣ́да Иоáннъ: Иисýса, и́же от назарéта, я́ко помáза егó Бóгъ Дýхомъ святы́мъ и си́лою, и́же прóйде благодáтелствуя и исцѣля́я вся́ наси́лованныя от дiáвола, я́ко Бóгъ бя́ше съ ни́мъ.

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю , что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

Евангелие от Иоанна

Пáки же и́мъ Иисýсъ речé, глагóля: áзъ éсмь свѣ́тъ мíру: ходя́й по мнѣ́ не и́мать ходи́ти во тмѣ́, но и́мать свѣ́тъ живóтный. Рѣ́ша ýбо емý фарисéе: ты́ о себѣ́ сáмъ свидѣ́телствуеши: свидѣ́телство твоé нѣ́сть и́стинно. Отвѣщá Иисýсъ и речé и́мъ: áще áзъ свидѣ́телствую о себѣ́, и́стинно éсть свидѣ́телство моé: я́ко вѣ́мъ, откýду прiидóхъ и кáмо идý: вы́ же не вѣ́сте, откýду прихождý и кáмо грядý: вы́ по плóти сýдите, áзъ не суждý никомýже.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы су дите по плоти; Я не сужу никого.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 10, 34-43; Ин. 8, 12-20)

"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни", говорит Господь. Следовательно, кто отклоняет от Господа, тот отклоняет от света и ведет во тьму, и есть потому настоящий обскурант. Знаешь, чего требует учение Христово и смотри: коль скоро кто проводит мысли противные этому учению, не бойся называть того обскурантом, это прямое ему имя.

  • Учит Господь, что Бог един по существу и троичен в лицах, это есть луч преестественного света истины; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму от света, и он обскурант.
  • Учит Господь, что Бог Триипостасный, сотворив мир словом Своим, промышляет о нем - это Божественный свет, освещающий не земно-утешительным светом мрачные тропы жизни нашей: кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму безотрадную - это обскурант.
  • Учит Господь, что Бог, создав человека, по образу Своему и подобию, положил ему жить в раю; когда же он согрешил, праведно изгнал его из рая жить на этой земле, полной скорбей и нужд. Не до конца, однакоже, прогневался на него, но благоволил устроить ему спасение через крестную смерть воплотившегося Единородного Сына Божия - и это духовный свет, освещающий нравственный мрак, облежащий души наши; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму и есть обскурант.
  • Учит Господь: веруй и, приняв силу благодати в Божественных таинствах, живи по Моим заповедям и спасешься, - это единственный способ к тому, чтобы свет Божий вошел в нас и сделал нас просвещенными; кто учит противному, тот хочет удержать нас в омрачении и потому обскурант.
  • Господь учит: входите узкими вратами строгой, самоотверженной жизни, и это единственный путь к свету; кто же ведет на широкий путь самоугодия, тот ведет во тьму и это обскурант.
  • Господь учит: помни последняя - смерть, суд, ад, рай, - и это свет, освещающий наше будущее; кто учит, что смерть всему конец, тот наводит тьму на нашу участь, и потому обскурант. Любители света, научитесь по сему различать, где тьма и уклонитесь от нее.

Прп. Феодор Санаксарский

4 мая

Пятница

21 апреля ст.ст.

Разрешается рыба

Обретение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999).

Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (ок. 138-161). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Св. Николая исп., пресвитера (1933). Сщмч. Алексия пресвитера (1938).

Деяния святых апостолов

Ещé же глагóлющу Петрý глагóлы сiя́, нападé Дýхъ святы́й на вся́ слы́шащыя слóво. И ужасóшася и́же от обрѣ́занiя вѣ́рнiи, ели́цы прiидóша съ Петрóмъ, я́ко и на язы́ки дáръ святáго Дýха излiя́ся: слы́шаху бо и́хъ глагóлющихъ язы́ки и величáющихъ Бóга. Тогдá отвѣщá пéтръ: едá вóду возбрани́ти мóжетъ ктó, éже не крести́тися си́мъ, и́же Дýхъ святы́й прiя́ша, я́коже и мы́? Повелѣ́ же и́мъ крести́тися во и́мя Иисýсъ Христóво. Тогдá моли́ша егó пребы́ти у ни́хъ дни́ нѣ́кiя.

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Евангелие от Иоанна

Речé же и́мъ пáки Иисýсъ: áзъ идý, и взы́щете менé, и во грѣсѣ́ вáшемъ ýмрете: áможе áзъ идý, вы́ не мóжете прiити́. Глагóлаху ýбо Иудéе: едá ся́ сáмъ убiéтъ, я́ко глагóлетъ: áможе áзъ идý, вы́ не мóжете прiити́? И речé и́мъ: вы́ от ни́жнихъ естé, áзъ от вы́шнихъ éсмь: вы́ от мíра сегó естé, áзъ нѣ́смь от мíра сегó: рѣ́хъ ýбо вáмъ, я́ко ýмрете во грѣсѣ́хъ вáшихъ: áще бо не и́мете вѣ́ры, я́ко áзъ éсмь, ýмрете во грѣсѣ́хъ вáшихъ. Глагóлаху ýбо емý: ты́ ктó еси́? И речé и́мъ Иисýсъ: начáтокъ, я́ко и глагóлю вáмъ.

Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 10, 44-11, 10; Ин. 8, 21-30)

Спрашивали Господа: "Кто же Ты?" Он ответил: "от начала Сущий". Он впереди, за Ним св. апостолы, за апостолами пастыри и учители и вся Церковь Христова. Судите теперь, кто настоящие передовые. Оттого что за ними так долго и так много идут и еще будут идти, они не перестают быть передовыми, ибо все же они впереди, а все другие идут вслед за ними.

И так у нас христиан уже есть передовые; и если кто покушается выставлять новых передовых, - явно, что их надо разуметь передовыми в противоположном направлении, то есть на пути, который ведет во дно адово. Нечего прибавлять к этому: поостерегитесь - ибо кто себе враг? Только постарайтесь уразуметь это настоящим образом и крепко держитесь познанной истины Христовой, а те пусть твердят свое.

Евангелист Лука

5 мая

Суббота

22 апреля ст.ст.

Поста нет

Апостола Луки, Нафанаила и Климента (I). Мч. Епиподия Лионского (ок. 177). Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Прп. Виталия (609-620).

Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918). Мч. Димитрия (1942).

Собор новомучеников, в Бутове пострадавших.

Деяния святых апостолов

И ýбо Петрá стрежáху въ темни́цѣ: моли́тва же бѣ́ прилѣ́жна бывáемая от цéркве къ Бóгу о нéмъ. Егдá же хотя́ше егó извести́ И́родъ, въ нощи́ тóй бѣ́ пéтръ спя́ междý двѣмá вóинома, свя́занъ желѣ́знома ýжема двѣмá, стрáжiе же предъ двéрьми стрежáху темни́цы. И сé, áнгелъ Госпóдень предстá, и свѣ́тъ возсiя́ въ хрáминѣ: толкнýвъ же въ рéбра Петрá, воздви́же егó, глагóля: востáни вскóрѣ. И спадóша емý ýжя желѣ́зная съ рукý. Речé же áнгелъ къ немý: препоя́шися и вступи́ въ плесни́цы твоя́. Сотвори́ же тáко. И глагóла емý: облецы́ся въ ри́зу твою́ и послѣ́дствуй ми́. И изшéдъ вслѣ́дъ егó идя́ше и не вѣ́даше, я́ко и́стина éсть бы́вшее от áнгела, мня́ше же видѣ́нiе зрѣ́ти.

Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

Евангелие от Иоанна

Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко вся́къ творя́й грѣ́хъ рáбъ éсть грѣхá: рáбъ же не пребывáетъ въ домý во вѣ́къ: сы́нъ пребывáетъ во вѣ́къ: áще ýбо Сы́нъ вы́ свободи́тъ, вои́стинну свобóдни бýдете: вѣ́мъ, я́ко сѣ́мя Авраáмле естé: но и́щете менé уби́ти, я́ко слóво моé не вмѣщáется въ вы́: áзъ, éже ви́дѣхъ у Отцá моегó, глагóлю: и вы́ ýбо, éже ви́дѣсте у отцá вáшего, творитé.

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 12, 1-11; Ин. 8, 31-42)

Сказал Господь: "если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.

Георгий, чудо о змие

6 мая

Воскресенье

23 апреля ст.ст.

Глас 4.
Поста нет

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Вмч. Георгия Победоносца (303). Мц. царицы Александры (314). Мчч. Анатолия и Протолеона (303).

Прп. Софии (1974). Сщмч. Иоанна пресвитера (1940).

Иверской иконы Божией Матери(второе обретение списка иконы 2012).

Деяния святых апостолов

Разсѣ́явшiися ýбо от скóрби, бы́вшiя при стефáнѣ, проидóша дáже до Финикíи и ки́пра и Антiохíи, ни еди́ному же глагóлюще слóво, тóкмо Иудéемъ. Бя́ху же нѣ́цыи от ни́хъ мýжiе ки́прстiи и киринéйстiи, и́же, вшéдше во Антiохíю, глагóлаху къ éллиномъ, благовѣствýюще Гóспода Иисýса. И бѣ́ рукá Госпóдня съ ни́ми: мнóгое же числó вѣ́ровавше обрати́шася ко Гóсподу.

Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

Евангелие от Иоанна

Глагóла емý женá самаряны́ня: кáко ты́ жидови́нъ сы́й от менé пи́ти прóсиши, жены́ самаряны́ни сýщiя, не прикасáютбося жи́дове самаря́номъ. Отвѣщá Иисýсъ и речé éй: áще бы вѣ́дала еси́ дáръ Бóжiй, и ктó éсть глагóляй ти́: дáждь ми́ пи́ти: ты́ бы проси́ла у негó, и дáлъ бы ти́ вóду жи́ву. Глагóла емý женá: гóсподи, ни почерпáла имáши, и студенéцъ éсть глубóкъ: откýду ýбо имáши вóду жи́ву, едá ты́ бóлiи еси́ отцá нáшего Иáкова, и́же дадé нáмъ студенéцъ сéй, и тóй изъ негó пи́тъ, и сы́нове егó, и скóти егó? Отвѣщá Иисýсъ и речé éй: вся́къ пiя́й от воды́ сея́ вжáждется пáки: а и́же пiéтъ от воды́, ю́же áзъ дáмъ емý, не вжáждется во вѣ́ки: но водá, ю́же áзъ дáмъ емý, бýдетъ въ нéмъ истóчникъ воды́ текýщiя въ живóтъ вѣ́чный.

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 11, 19-26, 29-30; Ин. 4, 5-42)

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос". И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине.

Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова - восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

Православие.ру