Седмица 4-я по Пятидесятнице. 8-14 июля

Мученица Феврония

8 июля

Понедельник

25 июня по старому стилю

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Прмц. Февронии девы (ок. 304). Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). Прп. Далмата Исетского (1697). Сщмч. Василия пресвитера (1918). Прп. Никона Оптинского, исповедника (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1940).

Послание к Римлянам

Тѣ́мже ýбо, о, человѣ́че, ты́ ктó еси́, проти́въ отвѣщáяй богови? едá речéтъ здáнiе создáвшему é: почтó мя́ сотвори́лъ еси́ тáко? Или́ не и́мать влáсти скудéльникъ на брéнiи, от тогóжде смѣшéнiя сотвори́ти óвъ ýбо сосýдъ въ чéсть, óвъ же не въ чéсть? А́ще же хотя́ Бóгъ показáти гнѣ́въ свóй и яви́ти си́лу свою́, пренесé во мнóзѣ долготерпѣ́нiи сосýды гнѣ́ва совершéны въ поги́бель: и да скáжетъ богáтство слáвы своея́ на сосýдѣхъ ми́лости, я́же предуготóва въ слáву, и́хже и призвá нáсъ не тóчiю от иудéй, но и от язы́къ.

А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?

Евангелие от Матфея

Тѣ́ма же исходя́щема, начáтъ Иисýсъ нарóдомъ глагóлати о Иоáннѣ: чесó изыдóсте въ пусты́ню ви́дѣти? трóсть ли вѣ́тромъ колéблему? Но чесó изыдóсте ви́дѣти? человѣ́ка ли въ мя́гки ри́зы облечéнна? Сé, и́же мя́гкая нося́щiи, въ домѣ́хъ цáрскихъ сýть. Но чесó изыдóсте ви́дѣти? прорóка ли? Е́й, глагóлю вáмъ, и ли́шше прорóка. Сéй бо éсть, о нéмже éсть пи́сано: сé, áзъ посылáю áнгела моегó предъ лицéмъ твои́мъ, и́же уготóвитъ пýть твóй предъ тобóю. Ами́нь глагóлю вáмъ, не востá въ рождéнныхъ женáми бóлiй Иоáнна крести́теля: мнíй же во цáрствiи небéснѣмъ бóлiй егó éсть. От днíй же Иоáнна крести́теля досéлѣ цáрствiе небéсное нýдится, и нýждницы восхищáютъ é.

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.

Икона Божией Матери Тихвинская

9 июля

Вторник

26 июня ст.ст.

Пища с растительным маслом

Прп. Давида Солунского (VI). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VII).

Тихвинской иконы Божией Матери (1383).
Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (1569). Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995). Сщмч. Георгия пресвитера (1918).

Лиддской (Римской) (I), Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери.

Послание к Римлянам

Глагóлетъ бо писáнiе: вся́къ вѣ́руяй въ óнь не постыди́тся. Нѣ́сть бо рáзнствiя Иудéеви же и éллину: тóй бо Бóгъ всѣ́хъ, богатя́й во всѣ́хъ призывáющихъ егó. Вся́къ бо, и́же áще призовéтъ и́мя Госпóдне, спасéтся. Кáко ýбо призовýтъ, въ негóже не вѣ́роваша? Кáко же увѣ́руютъ, егóже не услы́шаша? кáко же услы́шатъ безъ проповѣ́дающаго? Кáко же проповѣ́дятъ, áще не пóслани бýдутъ? Я́коже éсть пи́сано: кóль красны́ нóги благовѣствýющихъ ми́ръ, благовѣствýющихъ благáя. Но не вси́ послýшаша благовѣствовáнiя. Исáiа бо глагóлетъ: Гóсподи, ктó вѣ́рова слýху нáшему? Тѣ́мже ýбо вѣ́ра от слýха, слýхъ же глагóломъ Бóжiимъ.

Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Евангелие от Матфея

Комý же уподóблю рóдъ сéй? Подóбенъ éсть дѣ́темъ сѣдя́щымъ на тóржищихъ, и возглашáющымъ другóмъ свои́мъ и глагóлющымъ: пискáхомъ вáмъ, и не плясáсте: плáкахомъ вáмъ, и не рыдáсте. Прiи́де бо Иоáннъ ни яды́й, ни пiя́й: и глагóлютъ: бѣ́са и́мать. Прiи́де Сы́нъ человѣ́ческiй яды́й и пiя́й: и глагóлютъ: сé, человѣ́къ я́дца и винопíйца, мытарéмъ дрýгъ и грѣ́шникомъ. И оправди́ся премýдрость от чáдъ свои́хъ.

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни

10 июля

Среда

27 июня ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Прав. Иоанны мироносицы (I). Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Прп. Севира пресвитера (VI).

Прп. Георгия Иверского, Афонского (1065). Прп. Мартина Туровского (после. 1146). Прп. Серапиона Кожеезерского (1611).
Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998). Сщмчч. Александра и Владимира пресвитеров (1918).
Сщмч. Петра пресвитера (1939).

Послание к Римлянам

Не отри́ну Бóгъ людéй свои́хъ, и́хже прéжде разумѣ́. Или́ не вѣ́сте, о илiи́ чтó глагóлетъ писáнiе, я́ко приповѣ́дуетъ богови на Изрáиля, глагóля: Гóсподи, прорóки твоя́ изби́ша и олтари́ твоя́ раскопáша: и áзъ остáхъ еди́нъ, и и́щутъ души́ моея́, изъя́ти ю́. Но чтó глагóлетъ емý Божественный отвѣ́тъ? Остáвихъ себѣ́ сéдмь ты́сящъ мужéй, и́же не преклони́ша колѣ́на предъ Ваáломъ. Тáко ýбо и въ ны́нѣшнее врéмя остáнокъ по избрáнiю благодáти бы́сть. А́ще ли по благодáти, тó не от дѣ́лъ: занé благодáть ужé не бывáетъ благодáть. А́ще ли от дѣ́лъ, ктомý нѣ́сть благодáть: занé дѣ́ло ужé нѣ́сть дѣ́ло.

Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Евангелие от Матфея

И ты́, капернаýме, и́же до небéсъ вознесы́йся, до áда сни́деши: занé áще въ Cодóмѣхъ бы́ша си́лы бы́ли бы́вшыя въ тебѣ́, пребы́ли ýбо бы́ша до днéшняго днé:обáче глагóлю вáмъ, я́ко земли́ Cодóмстѣй отрáднѣе бýдетъ въ дéнь сýдный, нéже тебѣ́. Въ тó врéмя отвѣщáвъ Иисýсъ речé: исповѣ́даютися, óтче, Гóсподи небесé и земли́, я́ко утаи́лъ еси́ сiя́ от премýдрыхъ и разýмныхъ и откры́лъ еси́ тá младéнцемъ: éй, óтче, я́ко тáко бы́сть благоволéнiе предъ тобóю.

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

11 июля

Четверг

28 июня ст.ст.

Пища с растительным маслом

Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412).

Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (XIV). Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Прп. Павла врача (VII). Сщмч. Василия диакона (1918). Прмц. Севастианы (1938). Сщмч. Григория диакона (1940).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Послание к Римлянам

А́ще ли начáтокъ свя́тъ, тó и примѣшéнiе: и áще кóрень свя́тъ, тó и вѣ́тви. А́ще ли нѣ́кiя от вѣ́твей отломи́шася, ты́ же, ди́вiя мáслина сы́й, прицѣпи́лся еси́ въ ни́хъ, и причáстникъ кóрене и мáсти мáслинныя сотвори́лся еси́, не хвали́ся на вѣ́тви: áще ли же хвáлишися, не ты́ кóрень нóсиши, но кóрень тебé. Речéши ýбо: отломи́шася вѣ́тви, да áзъ прицѣплю́ся. Дóбрѣ: невѣ́рiемъ отломи́шася, ты́ же вѣ́рою стои́ши: не высокомýдрствуй, но бóйся. А́ще бо Бóгъ естéственныхъ вѣтвéй не пощадѣ́, да не кáко и тебé не пощади́тъ.

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

Евангелие от Матфея

Вся́ мнѣ́ преданá сýть Отцéмъ мои́мъ: и никтóже знáетъ Сы́на, тóкмо Отéцъ: ни Отцá ктó знáетъ, тóкмо Сы́нъ, и емýже áще вóлитъ Сы́нъ откры́ти. Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéннiи, и áзъ упокóю вы́: возми́те и́го моé на себé и научи́теся от менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ: и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть.

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Апостолы Петр и Павел

12 июля

Пятница

29 июня ст.ст.

Разрешается рыба

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

Свт. Григория, митр. Ираклийского (1925) (Конст.). Прп. Паисия Святогорца (1994). Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855).

Второе послание к Коринфянам

Вѣ́мъ человѣ́ка о Христѣ́, прéжде лѣ́тъ четыренáдесяти: áще въ тѣ́лѣ, не вѣ́мъ, áще ли кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ, Бóгъ вѣ́сть: восхищéна бы́вша таковáго до трéтiяго небесé. И вѣ́мъ таковá человѣ́ка: áще въ тѣ́лѣ, или́ кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ: Бóгъ вѣ́сть: я́ко восхищéнъ бы́сть въ рáй, и слы́ша неизрѣчéнны глагóлы, и́хже не лѣ́ть éсть человѣ́ку глагóлати. О таковѣ́мъ похвалю́ся: о себѣ́ же не похвалю́ся, тóкмо о нéмощехъ мои́хъ. А́ще бо восхощý похвали́тися, не бýду безýменъ, и́стину бо рекý: щаждý же, да не кáко ктó вознепщýетъ о мнѣ́ пáче, éже ви́дитъ мя́, или́ слы́шитъ чтó от менé. И за премнóгая откровéнiя да не превозношýся, дадéся ми́ пáкостникъ плóти, áггелъ сатани́нъ, да ми́ пáкости дѣ́етъ, да не превозношýся.

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

Евангелие от Матфея

Пришéдъ же Иисýсъ во страны́ кесарíи Фили́пповы, вопрошáше ученики́ своя́, глагóля: когó мя глагóлютъ человѣ́цы бы́ти, Сы́на человѣ́ческаго? Они́ же рѣ́ша: óви ýбо Иоáнна крести́теля, инíи же илiю́, друзíи же иеремíю или́ еди́наго от прорóкъ. Глагóла и́мъ Иисýсъ: вы́ же когó мя глагóлете бы́ти? Отвѣщáвъ же Си́монъ пéтръ речé: ты́ еси́ Христóсъ, Сы́нъ Бóга живáго. И отвѣщáвъ Иисýсъ речé емý: блажéнъ еси́, Си́моне, вáръ Иóна, я́ко плóть и крóвь не яви́ тебѣ́, но Отéцъ мóй, и́же на небесѣ́хъ.

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

13 июля

Суббота

30 июня ст.ст.

Поста нет

Собор славных и всехвальных 12 апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Сщмч. Тимофея пресвитера (1918). Прмч. Никандра (1918). Прмч. Феогена (1939). Мч. Иоанна (1944).

Балыкинской (1711) и Горбаневской (XVIII) икон Божией Матери.

Послание к Римлянам

Тáкожде и вы́ помышля́йте себé мéртвыхъ ýбо бы́ти грѣхý, живы́хъ же богови, о Христѣ́ Иисýсѣ Гóсподѣ нáшемъ. Да не цáрствуетъ ýбо грѣ́хъ въ мéртвеннѣмъ вáшемъ тѣ́лѣ, во éже послýшати егó въ пóхотехъ егó: нижé представля́йте ýды вáшя орýжiя непрáвды грѣхý: но представля́йте себé богови я́ко от мéртвыхъ живы́хъ, и ýды вáшя орýжiя прáвды богови. Грѣ́хъ бо вáми да не обладáетъ: нѣ́сте бо подъ закóномъ, но подъ благодáтiю.

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Евангелие от Матфея

И пристýпль еди́нъ кни́жникъ, речé емý: учи́телю, идý по тебѣ́, áможе áще и́деши. Глагóла емý Иисýсъ: ли́си я́звины и́мутъ, и пти́цы небéсныя гнѣ́зда: Сы́нъ же человѣ́ческiй не и́мать гдѣ́ главы́ подклони́ти. Другíй же от учени́къ егó речé емý: Гóсподи, повели́ ми прéжде ити́ и погребсти́ отцá моегó. Иисýсъ же речé емý: гряди́ по мнѣ́ и остáви мéртвыхъ погребсти́ своя́ мертвецы́.

Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Собор Псково-Печерских святых

14 июля

Воскресенье

1 июля ст.ст.

Поста нет

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284). Мч. Потита (II). Прп. Петра патрикия (854). Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской (XVI).

Перенесение мощей свт. Арсения, еп. Тверского (1483). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских. Собор преподобных отцев Псково-Печерских. Собор Тверских святых. Сщмч. Аркадия пресвитера (1918). Сщмч. Алексия диакона (1942).

Послание к Римлянам

Егдá бо раби́ бѣ́сте грѣхá, свобóдни бѣ́сте от прáвды. Кíй ýбо тогдá имѣ́сте плóдъ? О ни́хже ны́нѣ стыдитéся, кончи́на бо óнѣхъ, смéрть. Ны́нѣ же свобóждшеся от грѣхá, порабóщшеся же богови, и́мате плóдъ вáшъ во святы́ню, кончи́ну же жи́знь вѣ́чную. Обрóцы бо грѣхá, смéрть: даровáнiе же Бóжiе живóтъ вѣ́чный о Христѣ́ Иисýсѣ Гóсподѣ нáшемъ.

Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Евангелие от Матфея

Вшéдшу же емý въ капернаýмъ, приступи́ къ немý сóтникъ, моля́ егó и глагóля: Гóсподи, óтрокъ мóй лежи́тъ въ домý разслáбленъ, лю́тѣ страждá. И глагóла емý Иисýсъ: áзъ пришéдъ исцѣлю́ егó. И отвѣщáвъ сóтникъ, речé емý: Гóсподи, нѣ́смь достóинъ, да подъ крóвъ мóй вни́деши: но тóкмо рцы́ слóво, и исцѣлѣ́етъ óтрокъ мóй: и́бо áзъ человѣ́къ éсмь подъ влáстiю, имы́й подъ собóю вóины: и глагóлю семý: иди́, и и́детъ: и другóму: прiиди́, и прихóдитъ: и рабý моемý: сотвори́ сié, и сотвори́тъ. Слы́шавъ же Иисýсъ, удиви́ся, и речé грядýщымъ по нéмъ: ами́нь глагóлю вáмъ: ни во Изрáили толи́ки вѣ́ры обрѣтóхъ.

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

 

Православие.ру