Седмица 5-я по Пасхе. 7-13 мая

Савва Стратилат

7 мая

Понедельник

24 апреля по старому стилю

Глас 4.
Поста нет

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272). Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Прп. Фомы юродивого (ок. 546-560). Прп. Елисаветы чудотворицы (VI-VIII).

Прп. Саввы Печерского (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского (XIII).

Сщмч. Бранко пресвитера (1941). Мч. Сергия (1938). Молченской иконы Божией Матери (1405).

Деяния святых апостолов

Смотри́въ же прiи́де въ дóмъ Марíи мáтере Иоáнна, нарицáемаго мáрка, идѣ́же бя́ху мнóзи сóбрани и моля́щеся. Толкнýвшу же Петрý во вратá дворá, приступи́ слы́шати отрокови́ца, и́менемъ рóди, и познáвши глáсъ Петрóвъ, от рáдости не отвéрзе врáтъ, притéкши же сказá Петрá стоя́ща предъ враты́. Они́ же къ нéй рѣ́ша: бѣснýешися ли? Онá же крѣпля́шеся тáко бы́ти. Они́ же глагóлаху: áнгелъ егó éсть.

И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

Евангелие от Иоанна

Речé же и́мъ Иисýсъ: áще Бóгъ Отéцъ вáшъ бы бы́лъ, люби́ли бы́сте ýбо менé: áзъ бо от Бóга изыдóхъ и прiидóхъ: не о себѣ́ бо прiидóхъ, но тóй мя́ послá: почтó бесѣ́ды моея́ не разумѣ́ете? я́ко не мóжете слы́шати словесé моегó: вы́ отцá вáшего дiáвола естé, и пóхоти отцá вáшего хóщете твори́ти: óнъ человѣкоубíйца бѣ́ искони́, и во и́стинѣ не стои́тъ, я́ко нѣ́сть и́стины въ нéмъ: егдá глагóлетъ лжý, от свои́хъ глагóлетъ: я́ко лóжь éсть и отéцъ лжи́: áзъ же занé и́стину глагóлю, не вѣ́руете мнѣ́.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло ва Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 12, 12-17; Ин. 8, 42-51)

Господь объяснял иудеям почему они не веруют в Него, чем бы вы думали? Тем, что Он истину им говорит: "А как Я истину говорю, то не верите Мне". Ложь обратилась, как говорится, в плоть и кровь их и сделала истину невместимой для них. Отчего и ныне не веруют? Оттого же; Господь истину говорит, потому и не веруют. Но как же это? Ведь они все ученые и только у них речей, что об истине? Речей-то много, да дела никакого. Плетение систем их то же, что плетение паутинное; только они не замечают, этой непрочности. Начала систем их без оснований, и последующие повороты их без доказательств; а они все-таки удовлетворяются ими.

На предположения такой образовался позыв, что, кажется, они одни составляют все содержание их умов; и, однако, это слывет солидным образованием. Туман мечтаний напущен ими на немногие добытые ими факты; и эти последние восстают в этом тумане совсем в другом виде, чем они есть на самом деле; однако, это слывет областью истины непреложной. Так-то ум стал гнил, и так-то испортили его вкус! Как вместиться в него истине? Вот и не веруют они Господу, Который говорит одну только истину.

Апостол и евангелист Марк

8 мая

Вторник

25 апреля ст.ст.

Поста нет

Апостола и евангелиста Марка(63).

Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Прп. Василия Поляномерульского (1767) (Рум.). Сщмч. Сергия пресвитера (1938).

Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Деяния святых апостолов

Сопротивля́шеся же и́ма Ели́ма вóлхвъ, тáко бо сказýется и́мя егó, искíй разврати́ти Анѳипáта от вѣ́ры. Сáвлъ же, и́же и пáвелъ, испóлнися Дýха свя́та, и воззрѣ́въ нáнь, речé: о, испóлненне вся́кiя льсти́ и вся́кiя злóбы, сы́не дiáволь, врáже вся́кiя прáвды, не престáнеши ли развращáя пути́ Госпóдни прáвыя? и ны́нѣ, сé, рукá Госпóдня на тя́, и бýдеши слѣ́пъ, не ви́дя сóлнца до врéмене. Внезáпу же нападé нáнь мрáкъ и тмá, и осязáя искáше вождá. Тогдá ви́дѣвъ Анѳипáтъ бы́вшее, вѣ́рова, дивя́ся о учéнiи Госпóдни.

А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

Евангелие от Иоанна

Ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ: áще ктó слóво моé соблюдéтъ, смéрти не и́мать ви́дѣти во вѣ́ки. Рѣ́ша ýбо емý жи́дове: ны́нѣ разумѣ́хомъ, я́ко бѣ́са и́маши: Авраáмъ ýмре и прорóцы, и ты́ глагóлеши: áще ктó слóво моé соблюдéтъ, смéрти не и́мать вкуси́ти во вѣ́ки: едá ты́ бóлiй еси́ отцá нáшего Авраáма, и́же ýмре? и прорóцы умрóша: когó себé сáмъ ты́ твори́ши? Отвѣщá Иисýсъ: áще áзъ слáвлюся сáмъ, слáва моя́ ничесóже éсть: éсть Отéцъ мóй слáвяй мя́, егóже вы́ глагóлете, я́ко Бóгъ вáшъ éсть: и не познáсте егó, áзъ же вѣ́мъ егó: и áще рекý, я́ко не вѣ́мъ егó, бýду подóбенъ вáмъ лóжь: но вѣ́мъ егó, и слóво егó соблюдáю.

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 12, 25-13, 12; Ин. 8, 51-59)

Иудеи рассердились на Господа за обличение и взяли камни, "чтобы бросить на Него". Но Господь прошел "посреди них и пошел далее". Господу ничего не сделали, а себя сгубили, ибо следствие их неверия был страшный приговор Господа: "вот оставляется дом ваш пуст", и еще: "прейдем отсюда". И перешел Господь в другое место и избрал другие народы в жилище Себе, вместо возлюбленного Израиля. Вот и теперь, ничтожные люди в самообольщении гордого ума, не вмещающего истины Христовой, берут камни противления Господу и бросают в Него. Ему-то они не вредят, потому что Он все же Господь, и истина Его - непреложная истина, а себя губят. Господь мимо ходит, оставляя такие лица их суемудрию, которое и кружит их, как вихрь слабые пылинки. Но когда целый народ увлекается мудрованием ложным, то весь народ предоставляется, подобно иудеям, своей участи. Разумейте языцы , и покоряйтесь Господу!

(Мк. 6, 7-13)

Господь, посылая на проповедь св. апостолов, повелел им ничего не иметь при себе. Одна одежда на плечах, сандалии на ногах, посох в руках - и все тут. И попечения ни о чем не иметь, вступая в труд этот словно они были всесторонне обеспечены. И действительно, апостолы были вполне обеспечены, без всякого внешнего обеспечения.

Как же это устраивалось? Совершенною преданностью их в волю Божию; потому-то Господь так и устраивал, чтоб они не имели ни в чем нужд. Подвигал сердца слушавших проповедь, и те питали и покоили проповедников. Но апостолы не имели этого в виду и не ожидали ничего, а все предавали Господу. Оттого терпеливо сносили и если что встречалось неприятное. Одна у них была забота - проповедывать, и одна печаль, если не слушали проповеди. Отсюда чистота, независимость, и многоплодность проповедания. И ныне бы так надобно, но немощь наша требует внешнего обеспечения, без которого мы и шагу не сделаем. Это, однако же, не укор нынешним нашим апостолам. Вначале они точно опираются на это обеспечение, но потом оно исчезает из головы, и они самым трудом своим возводятся в состояние богопреданности, с которого момента, надо полагать, и начинается настоящая плодоносность проповеди. Богопреданность высшая степень нравственного совершенства, и не вдруг до него доходят, как только познают цену его. Оно само приходит после трудов над собою.

Стефан Пермский

9 мая

Среда

26 апреля ст.ст.

Разрешается рыба

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 323). Прав. Глафиры девы (322).

Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна пресвитера и чад его мчч. Николая и Петра (1918).

День Победы. Поминовение усопших воинов.

Деяния святых апостолов

Востáвъ же пáвелъ и помаáвъ рукóю, речé: мýжiе Изрáилтяне и боя́щiися Бóга, услы́шите: Бóгъ людíй си́хъ избрá отцы́ нáшя и лю́ди вознесé въ пришéлствiи въ земли́ Еги́петстѣй, и мы́шцею высóкою изведé и́хъ изъ нея́ и до четы́редесяти лѣ́тъ препитá и́хъ въ пусты́ни: и низложи́въ язы́къ сéдмь въ земли́ Ханаáнстѣй, дадé и́мъ въ наслѣ́дiе зéмлю и́хъ, и по си́хъ, я́ко лѣ́тъ четы́реста и пятьдеся́тъ, дадé и́мъ судiи́ до самуи́ла прорóка: и оттýду проси́ша царя́, и дадé и́мъ Бóгъ Саýла сы́на ки́сова, мýжа от колѣ́на Венiами́нова, лѣ́тъ четы́редесять: и престáвль егó, воздви́же и́мъ Дави́да въ царя́, емýже и речé свидѣ́телствовавъ: обрѣтóхъ Дави́да сы́на Иессéова, мýжа по сéрдцу моемý, и́же сотвори́тъ вся́ хотѣ́нiя моя́. От сегó сѣ́мене Бóгъ по обѣтовáнiю воздви́же Изрáилю спасéнiе Иисýса.

Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, и около сорока лет времени питал их в пустыне. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

Евангелие от Иоанна

Глагóла емý еди́нъ от учени́къ егó, Андрéй, брáтъ Си́мона Петрá: éсть óтрочищь здѣ́ еди́нъ, и́же и́мать пя́ть хлѣ́бъ ячмéнныхъ и двѣ́ ры́бѣ: но сíи чтó сýть на толи́ко? Речé же Иисýсъ: сотвори́те человѣ́ки возлещи́. Бѣ́ же травá мнóга на мѣ́стѣ. Возлежé ýбо мужéй числóмъ я́ко пя́ть ты́сящъ. Прiя́тъ же хлѣ́бы Иисýсъ и, хвалý воздáвъ, подадé ученикóмъ, ученицы́ же возлежáщымъ: тáкожде и от ры́бу, ели́ко хотя́ху. И я́ко насы́тишася, глагóла ученикóмъ свои́мъ: собери́те избы́тки укрýхъ, да не поги́бнетъ ничтóже. Собрáша же, и испóлниша дванáдесяте кóшя укрýхъ от пяти́хъ хлѣ́бъ ячмéнныхъ, и́же избы́ша я́дшымъ.

Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 13, 13-24; Ин. 6, 5-14)

Ученики говорили Господу. чтобы отпустил народ купить себе брашна в селах, но Господь сказал им: "не нужно им идти; вы дайте им есть" (Мф. 14, 16). Это было перед чудом насыщения пяти тысяч народа, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Такое событие, имевшее особое значение в жизни Господа, представляет еще такой урок. Народ - образ человечества, алчущего и жаждущего истины. Когда Господь сказал апостолам: "вы дайте им есть", то этим предуказал им их будущее служение роду человеческому - напитать его истиною. Апостолы сделали это дело для своего времени; для последующих же времен передали это служение преемствующему им пастырству. И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: "дайте вы есть народу вашему". И пастырство должно на совести своей держать обязательство - питать народ истиною. В церкви должна идти неумолчно проповедь слова Божия. Молчащее пастырство — что за пастырство? А оно много молчит, через меру молчит. Но нельзя сказать, чтоб это происходило от того, что нет веры. в сердце: так, одно недоразумение, дурной обычай. Все же это не оправдывает его.

Иларион сщмч.

10 мая

Четверг

27 апреля ст.ст.

Поста нет

Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня (107). Прав. Евлогия странноприимца (VI).

Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094).

Сщмчч. Павла и Иоанна пресвитеров, мчч. Петра, Николая, Авксентия, Сергия и мц. Анастасии (1922). Прмц. Марии (1938). Сщмч. Иоанна пресвитера (1941). Прославление сщмч. Илариона, архиепископа Верейского (1999).

Деяния святых апостолов

О́крестъ же стáвшымъ егó ученикóмъ, востáвъ вни́де во грáдъ и наýтрiе изы́де съ Варнáвою въ дéрвiю. Благовѣствовáвша же грáду томý и научи́вша мнóги, возврати́стася въ ли́стру и иконíю и Антiохíю, утверждáюща дýшы ученикóвъ, моля́ща пребы́ти въ вѣ́рѣ, и я́ко мнóгими скорбьми́ подобáетъ нáмъ вни́ти въ цáрствiе Бóжiе. Рукополóжша же и́мъ пресви́теры на вся́ цéркви и помоли́вшася съ постóмъ, предáста и́хъ Гóсподеви, въ негóже увѣ́роваша.

Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Евангелие от Иоанна

Речé же пáки и́мъ Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко áзъ éсмь двéрь овцáмъ. Вси́, ели́ко и́хъ прiи́де прéжде менé, тáтiе сýть и разбóйницы: но не послýшаша и́хъ óвцы. А́зъ éсмь двéрь: мнóю áще ктó вни́детъ, спасéтся: и вни́детъ и изы́детъ, и пáжить обря́щетъ.

Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 14, 20-27; Ин. 9, 39-10, 9)

"И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы". Не видящие - это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу; а видящие - это тогдашние книжники, ученые, которые по гордости ума и сами не веровали, и народу возбраняли. Умники наши себя считают зрячими, и, потому что считают себя такими, чуждаются веры в Господа, которой крепко держатся простые сердцем и умом. И стало быть, по истине-то Господней слепы они, а народ видит. Они точь в точь как те птицы, которые ночью видят, а днем не видят. Истина Христова им темна, а противное этой истине - ложь, им кажется ясною; тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: "неужели и мы слепы?" Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и невидения света на вас лежит. Можете видеть, да не хотите, полюбивши обманчивую, но прелестную ложь.

Свт Кирилл, епископ Туровский

11 мая

Пятница

28 апреля ст.ст.

Разрешается рыба

Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63).

Свт. Кирилла, еп. Туровского(ок. 1183).

Мц. Анны (1939).

Деяния святых апостолов

Востáша же нѣ́цыи от éреси фарисéйскiя вѣ́ровавшiи, глагóлюще, я́ко подобáетъ обрѣ́зати и́хъ, завѣщавáти же блюсти́ закóнъ Моисéовъ. Собрáшася же апóстоли и стáрцы вѣ́дѣти о словеси́ сéмъ. Мнóгу же взыскáнiю бы́вшу, востáвъ пéтръ речé къ ни́мъ: мýжiе брáтiе, вы́ вѣ́сте, я́ко от днíй пéрвыхъ Бóгъ въ нáсъ избрá усты́ мои́ми услы́шати язы́комъ слóво благовѣ́стiя и вѣ́ровати: и сéрдцевѣ́децъ Бóгъ свидѣ́телствова и́мъ, дáвъ и́мъ Дýха святáго, я́коже и нáмъ, и ничтóже разсуди́ междý нáми же и óнѣми, вѣ́рою очи́щь сердцá и́хъ: ны́нѣ ýбо чтó искушáете Бóга, хотя́ще возложи́ти и́го на вы́и ученикóмъ, егóже ни отцы́ нáши, ни мы́ возмогóхомъ понести́? но благодáтiю Гóспода Иисýса Христá вѣ́руемъ спасти́ся, я́коже и они́. Умолчá же всé мнóжество и послýшаху Варнáвы и пáвла повѣ́дающею, ели́ка сотвори́ Бóгъ знáменiя и чудесá во язы́цѣхъ и́ма.

Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

Евангелие от Иоанна

Бы́ша же тогдá обновлéнiя во Иерусали́мѣхъ, и зимá бѣ́. И хождáше Иисýсъ въ цéркви, въ притвóрѣ соломóни. Обыдóша же егó Иудéе, и глагóлаху емý: докóлѣ дýшы нáшя взéмлеши, áще ты́ еси́ Христóсъ, рцы́ нáмъ не обинýяся. Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: рѣ́хъ вáмъ, и не вѣ́руете: дѣлá, я́же áзъ творю́ о и́мени Отцá моегó, тá свидѣ́телствуютъ о мнѣ́: но вы́ не вѣ́руете: нѣ́сте бо от овéцъ мои́хъ, я́коже рѣ́хъ вáмъ: óвцы моя́ глáса моегó слýшаютъ, и áзъ знáю и́хъ, и по мнѣ́ грядýтъ: и áзъ живóтъ вѣ́чный дáмъ и́мъ, и не поги́бнутъ во вѣ́ки, и не восхи́титъ и́хъ никтóже от руки́ моея́.

Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 15, 5-34; Ин. 10, 17-28)

"Вы не верите, ибо вы не из овец Моих", говорит Господь неверовавшим иудеям. "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною". Неверующие не от стада Христова. Тогда неверующие были такие, которые еще не входили в стадо, а теперь между нами неверующие все те, которые отпали от веры или отстали от стада Христова. Господь - пастырь: все Его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники - это овцы больные и слабые, но все же плетущиеся тут же вместе со стадом. А веру потерявшие - это те, которые совсем отстали, и брошены на съедение зверям. Вот они-то настоящие отсталые. Они не из стада Христова и голоса Его не слушают; и Он не знает их, не знает потому, что они не дают знать о себе, как дала знать кровоточивая. И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

Преподобный Амфилохий Почаевский

12 мая

Суббота

29 апреля ст.ст.

Поста нет

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299). Прп. Мемнона чудотворца (II). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284-305).

Свт. Василия Острожского (1671) (Серб.). Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII-XVIII) (Груз.).

Прп. Нектария Оптинского (1928). Прп. Амфилохия Почаевского (1970).

Деяния святых апостолов

Пáвелъ же и Варнáва живя́ста во Антiохíи, учáща и благовѣствýюща слóво Госпóдне, и со инѣ́ми мнóгими. По нѣ́кихъ же днéхъ речé пáвелъ къ Варнáвѣ: возврáщшеся подобáетъ посѣти́ти брáтiю нáшу во всѣ́хъ градѣ́хъ, въ ни́хже проповѣ́дахомъ слóво Госпóдне, кáко пребывáютъ. Варнáва же восхотѣ́ поя́ти съ собóю Иоáнна нарицáемаго мáрка: пáвелъ же глагóлаше отстýпльшаго от нáю от памфилíи и не шéдшаго съ нáма на дѣ́ло, на нéже пóслани бы́хомъ, не поя́ти сегó съ собóю.

Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

Евангелие от Иоанна

Взя́ша же кáменiе пáки Иудéе, да побiю́тъ егó. Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: мнóга добрá дѣлá яви́хъ вáмъ от Отцá моегó: за кóе и́хъ дѣ́ло кáменiе мéщете на мя́? Отвѣщáша емý Иудéе, глагóлюще: о добрѣ́ дѣ́лѣ кáменiе не мéщемъ на тя́, но о хулѣ́, я́ко ты́, человѣ́къ сы́й, твори́ши себé Бóга. Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: нѣ́сть ли пи́сано въ закóнѣ вáшемъ: áзъ рѣ́хъ: бóзи естé? А́ще óныхъ речé богóвъ, къ ни́мже слóво Бóжiе бы́сть, и не мóжетъ разори́тися писáнiе: егóже Отéцъ святи́ и послá въ мíръ, вы́ глагóлете, я́ко хулý глагóлеши, занé рѣ́хъ: Сы́нъ Бóжiй éсмь. А́ще не творю́ дѣлá Отцá моегó, не ими́те ми́ вѣ́ры: áще ли творю́, áще и мнѣ́ не вѣ́руете, дѣлóмъ мои́мъ вѣ́руйте: да разумѣ́ете и вѣ́руете, я́ко во мнѣ́ Отéцъ, и áзъ въ нéмъ.

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 15, 35-41; Ин. 10, 27-38)

"Когда не верите Мне, верьте делам Моим", говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это - исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его - истина. Для нас к тем делам присоединилось еще - дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа.

Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? - опять "искали схватить Его". Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы "схватить" не Господа - ибо это не по силам их - а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

Святитель Игнатий Брянчанинов

13 мая

Воскресенье

30 апреля ст.ст.

Глас 5.
Поста нет

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

Ап. Иакова Зеведеева (44).
Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.

Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).

Деяния святых апостолов

Бы́сть же идýщымъ нáмъ на моли́тву, отрокови́ца нѣ́кая имýщая дýхъ пытли́въ срѣ́те нáсъ, я́же стяжáнiе мнóго дая́ше господéмъ свои́мъ волхвýющи. Тá послѣ́довавши пáвлу и нáмъ, взывáше глагóлющи: сíи человѣ́цы раби́ Бóга вы́шняго сýть, и́же возвѣщáютъ нáмъ пýть спасéнiя. Сé же творя́ше на мнóги дни́. Стужи́въ же си́ пáвелъ и обрáщься, дýхови речé: запрещáю ти́ и́менемъ Иисýса Христá, изы́ди изъ нея́. И изы́де въ тóмъ часѣ́.

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

Евангелие от Иоанна

И мимоиды́й ви́дѣ человѣ́ка слѣ́па от рождествá. И вопроси́ша егó ученицы́ егó, глагóлюще: равви́, ктó согрѣши́, сéй ли, или́ роди́теля егó, я́ко слѣ́пъ роди́ся? Отвѣщá Иисýсъ: ни сéй согрѣши́, ни роди́теля егó, но да явя́тся дѣлá Бóжiя на нéмъ: мнѣ́ подобáетъ дѣ́лати дѣлá послáвшаго мя́, дóндеже дéнь éсть: прiи́детъ нóщь, егдá никтóже мóжетъ дѣ́лати: егдá въ мíрѣ éсмь, свѣ́тъ éсмь мíру. Сiя́ рéкъ, плю́ну на зéмлю, и сотвори́ брéнiе от плюновéнiя, и помáза óчи брéнiемъ слѣпóму, и речé емý: иди́, умы́йся въ купѣ́ли Силоáмстѣ, éже сказáется, пóсланъ. И́де ýбо, и умы́ся, и прiи́де ви́дя.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви ! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 16, 16-34; Ин. 9, 1-38)

Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? "Это пророк", ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: "воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник".

Простота веры не умеет связать этих понятий - грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: "грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу". Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает откуда отверзший очи слепому. "Это и удивительно", говорит им здравая логика веры, "что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего". Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться перед силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры, и изгнала ее вон... Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен - люди одного покроя.

Православие.ру