Седмица 7-я по Пятидесятнице. 9-15 июля

Тихвинская икона
Пресвятой Богородицы

9 июля

Понедельник

26 июня по старому стилю

Разрешается рыба

Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Прп. Давида Солунского (VI).

Прп. Иоанна, еп. Готфского (VII). Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Обретение мощей прп. ТихонаЛуховского, Костромского (1569). Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995).

Сщмч. Георгия пресвитера (1918).

Лиддской (Римской) (I), Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) икон Божией Матери.

Апостольское чтение

Смѣ́етъ ли ктó от вáсъ, вéщь имѣ́я ко инóму, суди́тися от непрáведныхъ, а не от святы́хъ? Не вѣ́сте ли, я́ко святíи мíрови и́мутъ суди́ти? и áще вáми сýдъ прiи́метъ мíръ, недостóйни естé суди́щемъ худы́мъ? Не вѣ́сте ли, я́ко áггеловъ суди́ти и́мамы, а не тóчiю житéйскихъ? Житéйская бо суди́ща áще и́мате, уничижéнныхъ въ цéркви, си́хъ посаждáете.

Или́ не вѣ́сте, я́ко непрáведницы цáрствiя Бóжiя не наслѣ́дятъ? Не льсти́те себé: ни блудницы́, ни идолослужи́теле, ни прелюбодѣ́е, ни скверни́теле, ни малакíи, ни мужелóжницы, ни лихои́мцы, ни тáтiе, ни пiя́ницы, ни досади́теле, ни хи́щницы цáрствiя Бóжiя не наслѣ́дятъ. И си́ми ýбо нѣ́цыи бѣ́сте, но омы́стеся, но освяти́стеся, но оправди́стеся и́менемъ Гóспода нáшего Иисýса Христá и Дýхомъ Бóга нáшего.

Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?



Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Евангельское чтение

И пришéдъ во отéчествiе своé, учáше и́хъ на сóнмищи и́хъ, я́ко диви́тися и́мъ и глагóлати: откýду семý премýдрость сiя́ и си́лы? не сéй ли éсть тектóновъ Сы́нъ? не Мáти ли егó нарицáется Марiáмъ, и брáтiя егó Иáковъ и Иосíй, и Си́монъ и Иýда? и сестры́ егó не вся́ ли въ нáсъ сýть? откýду ýбо семý сiя́ вся́? И блажня́хуся о нéмъ. Иисýсъ же речé и́мъ: нѣ́сть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во отéчествiи своéмъ и въ домý своéмъ.

И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Преподобный Амвросий Оптинский

10 июля

Вторник

27 июня ст.ст.

Разрешается рыба

Прав. Иоанны мироносицы (I). Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998).

Прп. Севира пресвитера (VI). Прп. Георгия Иверского, Афонского (1065). Прп. Мартина Туровского (после. 1146). Прп. Серапиона Кожеезерского (1611).

Сщмчч. Александра и Владимира пресвитеров (1918). Сщмч. Петра пресвитера (1939).

Апостольское чтение

Хощý бо, да вси́ человѣ́цы бýдутъ, я́коже и áзъ: но кíйждо своé даровáнiе и́мать от Бóга, óвъ ýбо си́це, óвъ же си́це. Глагóлю же безбрáчнымъ и вдови́цамъ: добрó и́мъ éсть, áще пребýдутъ я́коже и áзъ: áще ли не удержáтся, да посягáютъ: лýчше бо éсть жени́тися, нéжели разжизáтися. А ожени́вшымся завѣщавáю не áзъ, но Госпóдь: женѣ́ от мýжа не разлучáтися: áще ли же и разлучи́тся, да пребывáетъ безбрáчна, или́ да смири́тся съ мýжемъ свои́мъ: и мýжу жены́ не отпущáти. Прóчымъ же áзъ глагóлю, а не Госпóдь: áще котóрый брáтъ женý и́мать невѣ́рну, и тá благоволи́тъ жи́ти съ ни́мъ, да не оставля́етъ ея́.

Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

Евангельское чтение

Дню́ же бы́вшу рождествá И́родова, плясá дщи́ Иродiáдина посредѣ́ и угоди́ И́родови: тѣ́мже и съ кля́твою изречé éй дáти, егóже áще воспрóситъ. Онá же навáждена мáтерiю своéю, дáждь ми́, речé, здѣ́ на блю́дѣ главý Иоáнна крести́теля. И печáленъ бы́сть цáрь: кля́твы же рáди и за возлежáщихъ съ ни́мъ, повелѣ́ дáти éй и послáвъ усѣ́кну Иоáнна въ темни́цѣ. И принесóша главý егó на блю́дѣ и дáша дѣви́цѣ: и отнесé мáтери своéй. И пристýпльше ученицы́ егó взя́ша тѣ́ло егó и погребóша é: и пришéдше возвѣсти́ша Иисýсови. И слы́шавъ Иисýсъ отъи́де оттýду въ корабли́ въ пýсто мѣ́сто еди́нъ: и слы́шавше нарóди по нéмъ идóша пѣ́ши от градóвъ.

Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

11 июля

Среда

28 июня ст.ст.

Пища с растительным маслом

Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (XIV).

Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Прп. Павла врача (VII).

Сщмч. Василия диакона (1918). Прмц. Севастианы (1938). Сщмч. Григория диакона (1940).

Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VIII).

Апостольское чтение

Кíйждо въ звáнiи, въ нéмже при́званъ бы́сть, въ тóмъ да пребывáетъ. Рáбъ ли при́званъ бы́лъ еси́? да не неради́ши: но áще и мóжеши свобóденъ бы́ти, бóлше порабóти себé. При́званный бо о Гóсподѣ рáбъ, свобóдникъ Госпóдень éсть: тáкожде и при́званный свобóдникъ, рáбъ éсть Христóвъ. Цѣнóю кýплени естé: не бýдите раби́ человѣ́комъ.Кíйждо, въ нéмже при́званъ бы́сть, брáтiе, въ тóмъ да пребывáетъ предъ Бóгомъ.

Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Евангельское чтение

О́нъ же отвѣщáвъ речé и́мъ: почтó и вы́ преступáете зáповѣдь Бóжiю за предáнiе вáше? Бóгъ бо заповѣ́да, глагóля: чти́ отцá и мáтерь: и: и́же злослóвитъ отцá или́ мáтерь, смéртiю да ýмретъ. Вы́ же глагóлете: и́же áще речéтъ отцý или́ мáтери: дáръ, и́мже бы от менé пóльзовался еси́: и да не почти́тъ отцá своегó или́ мáтере: и разори́сте зáповѣдь Бóжiю за предáнiе вáше.


Лицемѣ́ри, дóбрѣ прорóчествова о вáсъ Исáiа, глагóля: приближáются мнѣ́ лю́дiе сíи усты́ свои́ми и устнáми чтýтъ мя́: сéрдце же и́хъ далéче отстои́тъ от менé: всýе же чтýтъ мя́, учáще учéниемъ, зáповѣдемъ человѣ́ческимъ.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Святые апостолы Петр и Павел.
Коптская икона

12 июля

Четверг

29 июня ст.ст.

Поста нет

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

Свт. Григория, митр. Ираклийского (1925) (Конст.). Прп. Паисия Святогорца (1994).

Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855).

Апостольское чтение

Вѣ́мъ человѣ́ка о Христѣ́, прéжде лѣ́тъ четыренáдесяти: áще въ тѣ́лѣ, не вѣ́мъ, áще ли кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ, Бóгъ вѣ́сть: восхищéна бы́вша таковáго до трéтiяго небесé. И вѣ́мъ таковá человѣ́ка: áще въ тѣ́лѣ, или́ кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ: Бóгъ вѣ́сть: я́ко восхищéнъ бы́сть въ рáй, и слы́ша неизрѣчéнны глагóлы, и́хже не лѣ́ть éсть человѣ́ку глагóлати. О таковѣ́мъ похвалю́ся: о себѣ́ же не похвалю́ся, тóкмо о нéмощехъ мои́хъ. А́ще бо восхощý похвали́тися, не бýду безýменъ, и́стину бо рекý: щаждý же, да не кáко ктó вознепщýетъ о мнѣ́ пáче, éже ви́дитъ мя́, или́ слы́шитъ чтó от менé. И за премнóгая откровéнiя да не превозношýся, дадéся ми́ пáкостникъ плóти, áггелъ сатани́нъ, да ми́ пáкости дѣ́етъ, да не превозношýся.

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

Евангельское чтение

Пришéдъ же Иисýсъ во страны́ кесарíи Фили́пповы, вопрошáше ученики́ своя́, глагóля: когó мя глагóлютъ человѣ́цы бы́ти, Сы́на человѣ́ческаго? Они́ же рѣ́ша: óви ýбо Иоáнна крести́теля, инíи же илiю́, друзíи же иеремíю или́ еди́наго от прорóкъ. Глагóла и́мъ Иисýсъ: вы́ же когó мя глагóлете бы́ти? Отвѣщáвъ же Си́монъ пéтръ речé: ты́ еси́ Христóсъ, Сы́нъ Бóга живáго. И отвѣщáвъ Иисýсъ речé емý: блажéнъ еси́, Си́моне, вáръ Иóна, я́ко плóть и крóвь не яви́ тебѣ́, но Отéцъ мóй, и́же на небесѣ́хъ.

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах.

Собор славных и всехвальных
12 апостолов

13 июля

Пятница

30 июня ст.ст.

Постный день

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, ИудыИаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918).

Сщмч. Тимофея пресвитера (1918). Прмч. Никандра (1918). Прмч. Феогена (1939). Мч. Иоанна (1944).

Балыкинской (1711) и Горбаневской (XVIII) икон Божией Матери.

Апостольское чтение

О идоложе́ртвенныхъ же вѣ́мы: я́ко вси́ ра́зумъ и́мамы. Ра́зумъ у́бо кичи́тъ, а любы́ созида́етъ. А́ще ли кто́ мни́тся вѣ́дѣти что́, не у́ что́ разумѣ́, я́коже подоба́етъ разумѣ́ти: а́ще же кто́ лю́битъ Бо́га, се́й позна́нъ бы́сть от него́. О яде́нiи же идоложе́ртвенныхъ вѣ́мы, я́ко и́долъ ничто́же е́сть въ мíрѣ, и я́ко никто́же Бо́гъ и́нъ, то́кмо еди́нъ. А́ще бо и су́ть глаго́лемiи бо́зи, или́ на небеси́, или́ на земли́: я́коже су́ть бо́зи мно́зи и госпо́дiе мно́зи: но на́мъ еди́нъ Бо́гъ Оте́цъ, изъ него́же вся́, и мы́ у него́, и еди́нъ Госпо́дь Иису́съ Христо́съ, и́мже вся́, и мы́ тѣ́мъ. Но не во всѣ́хъ ра́зумъ: нѣ́цыи же со́вѣстiю и́долскою да́же досе́лѣ я́коже идоложе́ртвенное ядя́тъ, и со́вѣсть и́хъ, немощна́ су́щи, скверни́тся.

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Евангельское чтение

И преше́дъ отту́ду Иису́съ, прiи́де на мо́ре Галиле́йское, и возше́дъ на гору́, сѣ́де ту́. И приступи́ша къ нему́ наро́ди мно́зи, иму́ще съ собо́ю хромы́я, слѣпы́я, нѣмы́я, бѣ́дныя и и́ны мно́ги, и приверго́ша и́хъ къ нога́ма Иису́совыма: и исцѣли́ и́хъ: я́коже наро́домъ диви́тися, ви́дящимъ нѣмы́я глаго́люща, бѣ́дныя здра́вы, хромы́я ходя́щя и слѣпы́я ви́дящя: и сла́вляху Бо́га Изра́илева.

Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

Бессребреники Косма и Дамиан,
в Риме пострадавшие

14 июля

Суббота

1 июля ст.ст.

Поста нет

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284).

Мч. Потита (II). Прп. Петра патрикия (854). Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской (XVI).

Сщмч. Аркадия пресвитера (1918). Сщмч. Алексия диакона (1942).

Апостольское чтение

Молю́ ýбо вáсъ, брáтiе, щедрóтами Бóжiими, предстáвите тѣлесá вáша жéртву жи́ву, свя́ту, благоугóдну богови, словéсное служéнiе вáше, и не сообразýйтеся вѣ́ку семý, но преобразýйтеся обновлéнiемъ умá вáшего, во éже искушáти вáмъ, чтó éсть вóля Бóжiя благáя и угóдная и совершéнная. Глагóлю бо благодáтiю дáвшеюся мнѣ́, вся́кому сýщему въ вáсъ не мýдрствовати пáче, éже подобáетъ мýдрствовати: но мýдрствовати въ цѣломýдрiи, коемýждо я́коже Бóгъ раздѣли́лъ éсть мѣ́ру вѣ́ры.

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Евангельское чтение

И́же лю́битъ отцá или́ мáтерь пáче менé, нѣ́сть менé достóинъ: и и́же лю́битъ сы́на или́ дщéрь пáче менé, нѣ́сть менé достóинъ: и и́же не прiи́метъ крестá своегó и вслѣ́дъ менé грядéтъ, нѣ́сть менé достóинъ. Обрѣты́й дýшу свою́ погуби́тъ ю́: а и́же погуби́тъ дýшу свою́ менé рáди, обря́щетъ ю́.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

15 июля

Воскресенье

2 июля ст.ст.

Поста нет

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).

Свт. Иувеналия, архиеп. Иерусалимского (ок. 458). Свт. Фотия, митр. Киевского (1431). Перенесение мощей свт.Арсения, еп. Тверского (1483). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских. Собор Тверских святых.

Феодотьевской (1487), Пожайской (XVII), и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.

Апостольское чтение

Дóлжни есмы́ мы́ си́льнiи нéмощи немощны́хъ носи́ти, и не себѣ́ угождáти: кíиждо же вáсъ бли́жнему да угождáетъ во благóе къ созидáнiю. И́бо и Христóсъ не себѣ́ угоди́, но я́коже éсть пи́сано: поношéнiя понося́щихъ тебѣ́ нападóша на мя́. Ели́ка бо преднапи́сана бы́ша, въ нáше наказáнiе преднаписáшася, да терпѣ́нiемъ и утѣшéнiемъ писáнiй уповáнiе и́мамы.

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Евангельское чтение

И преходя́щу оттýду Иисýсови, по нéмъ идóста двá слѣпцá, зовýща и глагóлюща: поми́луй ны́, Иисýсе Сы́не Дави́довъ. Пришéдшу же емý въ дóмъ, приступи́ста къ немý слѣпцá, и глагóла и́ма Иисýсъ: вѣ́руета ли, я́ко могý сié сотвори́ти? Глагóласта емý: éй, Гóсподи. Тогдá прикоснýся óчiю и́хъ, глагóля: по вѣ́рѣ вáю бýди вáма. И отверзóстася óчи и́ма: и запрети́ и́ма Иисýсъ, глагóля: блюди́та, да никтóже увѣ́сть. О́на же изшéдша прослáвиста егó по всéй земли́ тóй.

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Православие.ру