Седмица мясопустная. 5-11 февраля

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

5 февраля

Понедельник

23 января по старому стилю

Глас 2.
Поста нет

Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).

Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786).

Собор Костромских святых. Прмч. Серафима, прмц. Евдокии и Екатерины. Мц. Милицы (1938).

Дѣ́ти, послѣ́дняя годи́на éсть. И я́коже слы́шасте, я́ко анти́христъ грядéтъ, и ны́нѣ анти́христи мнóзи бы́ша, от сегó разумѣвáемъ, я́ко послѣ́днiй чáсъ éсть. От нáсъ изыдóша, но не бѣ́ша от нáсъ: áще бы от нáсъ бы́ли, пребы́ли ýбо бы́ша съ нáми: но да явя́тся, я́ко не сýть вси́ от нáсъ.
Сегó рáди явлéна сýть чáда Бóжiя и чáда дiáволя: вся́къ не творя́й прáвды нѣ́сть от Бóга, и не любя́й брáта своегó.

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Дети Божии и дети диавола узнаю тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

 

И егдá прибли́жишася во Иерусали́мъ, въ Виѳсфагíю и Виѳáнiю, къ горѣ́ Елеóнстѣй, послá двá от учени́къ свои́хъ и глагóла и́ма: иди́та въ вéсь, я́же éсть пря́мо вáма: и áбiе входя́ща въ ню́, обря́щета жребя́ привя́зано, на нéже никтóже от человѣ́къ всѣ́де: отрѣ́шша é, приведи́та: и áще ктó вáма речéтъ: чтó твори́та сié? рцы́та, я́ко Госпóдь трéбуетъ é: и áбiе пóслетъ é сѣ́мо.

Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Ин. 2, 18-3, 10)

Вчера притча о блудном приглашала нас возвратиться от беспутства на добрый путь. Ныне Св. Апостол Иоанн воодушевляет нас к тому, удостоверяя, что если сделаем это, то, когда явится Господь, будем подобны Ему. Что может сравниться с таким достоинством?! Предполагаю, что слыша это, ты порываешься желанием и себе достигнуть его. Доброе и больше всего благопотребное дело! Не отлагай же взяться и за то, через что это достигается.

Читай далее: "всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, так как Он чист". Есть ли что у тебя подлежащее очищению? Конечно, найдется не малое нечто. Спеши же: ибо туда, где Господь, ничто не войдет нечистое. Но и не ужасайся трудности дела. Сам же Господь и помощник тебе будет во всем.

Возжелай только всеусердно и к Господу обратись за благопотребною помощью. К твоим усилиям притечет Его благодатная сила, и дело пойдет легко и успешно. Как нет греха, побеждающего милосердие Божие, так нет никакой нечистоты нравственной, которая бы устояла против съедающей ее благодатной силы. Будь только с твоей стороны нехотение этой нечистоты, посильное усилие к отторжению ее, и прибегание с верою к Господу.

 

Блаженная Ксения Петербургская

 

6 февраля

Вторник

24 января ст.ст.

Поста нет

Блж. Ксении Петербургской(XIX век).

Прп. Ксении (ок. 457). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Прп. Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина (VII).

Свт. Герасима Великопермского, Устьвымского (ок. 1449). Мч. Иоанна Казанского (1529).

Мч. Николая (1918).

Вся́къ ненави́дяй брáта своегó человѣкоубíйца éсть: и вѣ́сте, я́ко вся́къ человѣкоубíйца не и́мать животá вѣ́чнаго въ себѣ́ пребывáюща. О сéмъ познáхомъ любóвь, я́ко óнъ по нáсъ Дýшу свою́ положи́: и мы́ дóлжни есмы́ по брáтiи дýшы полагáти. И́же ýбо и́мать богáтство мíра сегó, и ви́дитъ брáта своегó трéбующа, и затвори́тъ утрóбу свою́ от негó, кáко любы́ Бóжiя пребывáетъ въ нéмъ?

 

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?

И ядýщымъ и́мъ, прiéмь Иисýсъ хлѣ́бъ, и благослови́въ, преломи́ и дадé и́мъ, и речé: прiими́те, яди́те: сié éсть тѣ́ло моé. И прiи́мъ чáшу, хвалý воздáвъ, дадé и́мъ: и пи́ша от нея́ вси́. И речé и́мъ: сiя́ éсть крóвь моя́ нóваго завѣ́та, за мнóги изливáема: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко ктомý не и́мамъ пи́ти от плодá лóзнаго до днé тогó, егдá é пiю́ нóво во цáрствiи Бóжiи.

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Мк. 14, 10-42)

Св. Петр с каким воодушевлением уверял, что не отвергнется Господа; а когда дошло до дела, отрекся от Него, и еще трижды. Такова немощь наша! Не самонадеянничай же, и, вступая в среду врагов, на Господа возложи все упование преодолеть их. На то и попущено было такое падение и столь высокому лицу, чтоб после того никто уже не дерзал сам собою исправить что доброе или преодолеть какого врага, внутреннего или внешнего.

Однако, уповать на Господа уповай, но и своих рук не опускай. Помощь от Господа приходит на наши усилия и, соединяясь с ними, делает их мощными. Не будь этих усилий, не на что низойти помощи Божией, она и не низойдет. Но опять, будь в тебе самонадеянность и, следовательно, отсутствие потребности помощи и искания ее, - она опять не низойдет. Как ей низойти туда, где она считается излишнею?! И принять ее в таком случае не чем. Принимается она сердцем. Сердце же отверзается для приятия чувством потребности. Так то и другое нужно. Боже, помоги! но и сам ты не лежи.

 

Свт. Григорий Богослов

7 февраля

Среда

25 января ст.ст.

Разрешается рыба

Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389).

Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого (1918). Мц. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380). Прп. Мара певца (ок. 430).

Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362).
Прп. Анатолия Оптинского, Старшего (1894).

Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского (1929). Сщмч. Василия, еп. Прилукского (1930). Сщмч. Стефана пресвитера. Мч. Бориса (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали" (принесена в Москву в 1640 г.).

 

Возлю́бленнiи, не вся́кому дýху вѣ́руйте, но искушáйте дýхи, áще от Бóга сýть: я́ко мнóзи лжепрорóцы изыдóша въ мíръ. О сéмъ познавáйте Дýха Бóжiя и дýха лéстча: вся́къ Дýхъ, и́же исповѣ́дуетъ Иисýса Христá во плóти пришéдша, от Бóга éсть: и вся́къ дýхъ, и́же не исповѣ́дуетъ Иисýса Христá во плóти пришéдша, от Бóга нѣ́сть: и сéй éсть анти́христовъ, егóже слы́шасте, я́ко грядéтъ, и ны́нѣ въ мíрѣ éсть ужé. Вы́ от Бóга естé, чáдца, и побѣди́сте тѣ́хъ: я́ко бóлiй éсть и́же въ вáсъ, нéжели и́же въ мíрѣ.

 

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

Пáки архiерéй вопроси́ егó и глагóла емý: ты́ ли еси́ Христóсъ, Сы́нъ благословéннаго? Иисýсъ же речé: áзъ éсмь: и ýзрите Сы́на человѣ́ческаго о деснýю сѣдя́ща си́лы и грядýща со о́блаки небéсными. Архiерéй же растерзáвъ ри́зы своя́, глагóла: чтó ещé трéбуемъ свидѣ́телей? слы́шасте хулý: чтó вáмъ мни́тся? Они́ же вси́ осуди́ша егó бы́ти пови́нна смéрти.

Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы у зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Ин. 3, 21-4, 6)

Нужна помощь - проси. Просил, говоришь, не дана. Но как же другим дается? У Господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать, без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не даст, причина не в Нем, а в просящем помощи. Между этими причинами могут быть и такие, которых мы и угадать не можем.

Но есть причины ведомые, всякому самому видные. Одну из таких - и не главнейшую ли? - указывает Св. Иоанн в отсутствии дерзновения, а отсутствие дерзновения производит из осуждения сердца или совести. "Возлюбленные", говорит, "если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним". К этим словам нечего прибавлять. Все ясно само собою.

Какой господин станет помогать неверному слуге, моту и развратнику? А Господь будто поблажать будет нам, когда мы не хотим угождать Ему и заповеди Его творить, когда, может быть, тут то и за молитву беремся, когда приспела крайняя нужда?!

 

Прп. Феодор Студит

 

8 февраля

Четверг

26 января ст.ст.

Поста нет

Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (390). Свт. Иосифа Студита, архиеп. Солунского (830). Перенесение мощей прп. Феодора, игумена Студийского(845).

Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Прп. Ксенофонта Робейского (1262).

Мч. Иоанна (1938).

Вѣ́руяй въ Сы́на Бóжiя и́мать свидѣ́телство въ себѣ́: не вѣ́руяй богови лжá сотвори́лъ éсть егó, я́ко не вѣ́рова во свидѣ́телство, éже свидѣ́телствова Бóгъ о Сы́нѣ своéмъ. И сié éсть свидѣ́телство, я́ко живóтъ вѣ́чный дáлъ éсть нáмъ Бóгъ, и сéй живóтъ въ Сы́нѣ егó éсть. Имѣ́яй Сы́на Бóжiя и́мать живóтъ: а не имѣ́яй Сы́на Бóжiя животá не и́мать.

 

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

На вся́къ же прáздникъ отпущáше и́мъ еди́наго свя́зня, егóже прошáху. Бѣ́ же нарицáемый Варáвва со скóвники свои́ми свя́занъ, и́же въ кóвѣ убíйство сотвори́ша. И возопи́въ нарóдъ начá проси́ти, я́коже всегдá творя́ше и́мъ. Пилáтъ же отвѣщá и́мъ, глагóля: хóщете ли, пущý вáмъ Царя́ Иудéйска? Вѣ́дяше бо, я́ко зáвисти рáди предáша егó архiерéе. Архiерéе же поманýша нарóду, да пáче Варáвву пýститъ и́мъ.

На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Ин. 4, 20-5, 21)

"Сия есть победа, победившая мир, вера наша", вера христианская. Мир победить что такое? Не то, чтоб всех миролюбцев перебить и все миролюбное истребить и уничтожить, а, живя среди миролюбцев и вращаясь среди миролюбных обычаев, жить и быть чуждым всем и всему. Коль скоро ты отвергся мира и всего мирского, то этим самым действием победил ты мир. А отвергнуться мира кто тебя учит, и кто силу на то дает? Вера наша. Она раскрывает пагубность прелестей мира и зарождает желание высвободиться из сетей их.

Затем, когда кто решается расторгнуть эти узы, раскаивается и приступает к таинствам обновления - к крещению или покаянию, она дает в этом действии таинственно ощутить сладость противоположной миру жизни, такую, с которою все сласти мира ни в какое сравнение идти не могут. Отсюда в сердце водворяется отвращение ко всему мирскому, которое собственно и есть победа над миром. Но в том же действии таинственном, вследствие которого рождается отвращение к миру, подается сила и к непоколебимому пребыванию в этом отвращении и отчуждении от мира; а это есть победа решительная и прочная.

 

Святитель Иоанн Златоуст

 

9 февраля

Пятница

27 января ст.ст.

Разрешается рыба

Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438).

И сiя́ éсть любы́, да хóдимъ по зáповѣдемъ егó.Сiя́ éсть зáповѣдь, я́коже слы́шасте испéрва, да въ нéй хóдите: занé мнóзи лестцы́ внидóша въ мíръ, не исповѣ́дающе Иисýса Христá пришéдша во плóти, сéй éсть льстéцъ и анти́христъ. Блюди́те себé, да не погубитé я́же дѣ́ласте дóбрая, но да мздý совершéнну воспрiи́мете.

 

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

Бы́вшу же часý шестóму, тмá бы́сть по всéй земли́ до часá девя́таго. И въ чáсъ девя́тый возопи́ Иисýсъ глáсомъ вéлiимъ, глагóля: Елои́, Елои́, ламá Савахѳани́? éже éсть сказáемо: Бóже мóй, Бóже мóй, почтó мя́ остáвилъ еси́? И нѣ́цыи от предстоя́щихъ слы́шавше, глагóлаху: сé, илiю́ гласи́тъ. Тéкъ же еди́нъ, и напóлнивъ гýбу óцта, и возлóжь на трóсть, напая́ше егó, глагóля: остáвите, да ви́димъ, áще прiи́детъ илiá сня́ти егó. Иисýсъ же пýщь глáсъ вéлiй, и́здше. И завѣ́са церкóвная раздрáся на двóе, свы́ше до ни́зу.

В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои ! Элои ! ламма савахфани ? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Ин. 1, 1-13)

Св. Иоанн Богослов пишет: "многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти". Так было в его время; а ныне входят в мир обольстители, которые исповедуют Христа, во плоти пришедшего, но которые тем не менее "обольстители и антихристы". Началось это явнее со времен Ария и доселе идет. Древние, впрочем, претыкались более в догмате о лице Иисуса Христа, Спасителя нашего; а со времен Лютера стали претыкаться в учении о спасении в Нем. И сколько уже перебывало таких?

И у нас явились такие "обольстители и антихристы", которые толкуют, что "веруй и довольно"; больше ничего не нужно, - ни церкви, ни таинств, ни священства. Начинают же свою лесть и эти тоже со Христа Господа и спасения в Нем. Но как не право о сем толкуют, то это антихристы и клятве подлежат. Остерегайтесь их. "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога". И они не имеют; потому что не имеют учения Христова. Учение это в Церкви, а они отложились от Церкви. Только те, которые Церкви следуют, имеют учение Христово и пребывают в нем. Ради этого и Христа Сына Божия имеют и Бога Отца. А те не имеют, хоть и твердят, что имеют. Не принимайте таковых и не приветствуйте их.

 

Прп. Ефрем Сирин

10 февраля

Суббота

28 января ст.ст.

Поста нет

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Прп. Ефрема Сирина (373-379).

Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VI-VII).

Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098).
Прп. Феодосия Тотемского (1568).

Св. Феодора исп., пресвитера (1933). Сщмч. Игнатия, еп. Скопинского (1938). Сщмч. Владимира пресвитера и прмч. Варфоломея (1938). Мц. Ольги (1938). Прп. Леонтия исповедника (1972).

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).

 

Никтóже своегó си да и́щетъ, но éже бли́жняго кíйждо. Всé, éже на тóржищи продаéмое, яди́те, ничтóже сумня́щеся, за сóвѣсть: Госпóдня бо земля́ и исполнéнiе ея́. А́ще ли ктó от невѣ́рныхъ призывáетъ вы́, и хóщете ити́, всé предлагáемое вáмъ яди́те, ничтóже сумня́щеся, за сóвѣсть. А́ще ли же ктó вáмъ речéтъ: сié идоложéртвенно éсть: не яди́те за óного повѣ́давшаго, и сóвѣсть: Госпóдня бо земля́ и исполнéнiе ея́.

 

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; бо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

И бýдутъ знáменiя въ сóлнцѣ и лунѣ́ и звѣздáхъ: и на земли́ тугá язы́комъ от нечáянiя, шýма морскáго и возмущéнiя, издыхáющымъ человѣ́комъ от стрáха и чáянiя грядýщихъ на вселéнную: си́лы бо небéсныя подви́гнутся. И тогдá ýзрятъ Сы́на человѣ́ческа грядýща на о́блацѣхъ съ си́лою и слáвою мнóгою. Внемли́те же себѣ́, да не когдá отягчáютъ сердцá вáша объядéнiемъ и пiя́нствомъ и печáльми житéйскими, и нáйдетъ на вы́ внезáпу дéнь тóй: я́ко сѣ́ть бо прiи́детъ на вся́ живýщыя на лицы́ всея́ земли́.

И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Фес. 4, 13-17; Ин. 5, 24-30)

Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братиям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению сырной седмицы и следующего за ней великого поста. Послушаем матери своей Церкви, и поминая отцов и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет.

Приведем на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить свое очищение. Поспешим же - ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь сей час же может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцов и братий наших, имеющих встретить нас? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее? - а это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить все неисправное, чтоб явиться на тот свет, хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.

 

Священномученик Игнатий Богоносец

11 февраля

Воскресенье

29 января ст.ст.

Глас 3.
Поста нет

Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107).

Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312).

Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского (1194). Свтт. Герасима (ок. 1441-1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Собор святых Пермской митрополии.

Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920).

 

Брáшно же нáсъ не поставля́етъ предъ Бóгомъ: нижé бо áще я́мы, избы́точествуемъ: нижé áще не я́мы, лишáемся. Блюди́те же, да не кáко влáсть вáша сiя́ преткновéнiе бýдетъ немощны́мъ… Тѣ́мже áще брáшно соблазня́етъ брáта моегó, не и́мамъ я́сти мя́са во вѣ́ки, да не соблазню́ брáта моегó.

 

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Евангелие от Матфея
о Страшном суде

Тогдá речéтъ Цáрь сýщымъ одеснýю егó: прiиди́те, благословéннiи Отцá моегó, наслѣ́дуйте уготóванное вáмъ цáрствiе от сложéнiя мíра: взалкáхся бо, и дáсте ми́ я́сти: возжадáхся, и напои́сте мя́: стрáненъ бѣ́хъ, и введóсте менé: нáгъ, и одѣ́ясте мя́: бóленъ, и посѣти́сте менé: въ темни́цѣ бѣ́хъ, и прiидóсте ко мнѣ́.

Тогдá отвѣщáютъ емý прáведницы, глагóлюще: Гóсподи, когдá тя́ ви́дѣхомъ áлчуща, и напитáхомъ? или́ жáждуща, и напои́хомъ? когдá же тя́ ви́дѣхомъ стрáнна, и введóхомъ? или́ нáга, и одѣ́яхомъ? когдá же тя́ ви́дѣхомъ боля́ща, или́ въ темни́цѣ, и прiидóхомъ къ тебѣ́?

И отвѣщáвъ Цáрь речéтъ и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, понéже сотвори́сте еди́ному си́хъ брáтiй мои́хъ мéншихъ, мнѣ́ сотвори́сте.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46)

Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою.

Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит.

Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет.

Православие.ру