Светлая седмица. 29 апреля – 5 мая

Галина мученица

29 апреля

Светлый понедельник

16 апреля по старому стилю

Поста нет

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и иных (258).

Икон Божией Матери Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692).

Деяния святых апостолов

И постáвиша двá, Иóсифа нарицáемаго Варсáву, и́же наречéнъ бы́сть Иýстъ, и Матѳíа, и помоли́вшеся рѣ́ша: ты́, Гóсподи, сéрдцевѣ́дче всѣ́хъ, покажи́, егóже избрáлъ еси́ от сею́ двою́ еди́наго, прiя́ти жрéбiй служéнiя сегó и апóстолства, изъ негóже испадé Иýда, ити́ въ мѣ́сто своé. И дáша жрéбiя и́ма, и падé жрéбiй на Матѳíа, и причтéнъ бы́сть ко единонáдесяти апóстоломъ.

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Толкование на Деяния святых Апостолов
профессора Александра Павловича Лопухина:


Апостолы не сказали «избери», но «покажи избранного». Они знали, что у Бога все наперед определено. Как при жизни своей на земле, Господь Сам избрал Себе апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но обещавшись всегда пребывать в Церкви Своей, должен Сам избрать и двенадцатого Апостола. Определение по жребию есть установление ветхозаветное, и в решении дел по жребию видели действие Самого Бога.

Евангелие от Иоанна

И сié éсть свидѣ́телство Иоáнново, егдá послáша жи́дове от Иерусали́ма иерéевъ и леви́товъ, да вопрóсятъ егó: ты́ ктó еси́? И исповѣ́да и не отвéржеся: и исповѣ́да, я́ко нѣ́смь áзъ Христóсъ. И вопроси́ша егó: чтó ýбо? илiá ли еси́ ты́? И глагóла: нѣ́смь. Прорóкъ ли еси́? И отвѣщá: ни́. Рѣ́ша же емý: ктó еси́? да отвѣ́тъ дáмы послáвшымъ ны́: чтó глагóлеши о тебѣ́ самѣ́мъ? Речé: áзъ глáсъ вопiю́щаго въ пусты́ни: испрáвите пýть Госпóдень, я́коже речé Исáiа прорóкъ.

И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

 

Икона Божией Матери Иверская

30 апреля

Светлый вторник

17 апреля ст.ст.

Поста нет

Иверской иконы Божией Матери.

Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мч. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536).

Преподобномучеников 600 отцев Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Св. Михаила исп., пресвитера (1935). Шуйской иконы Божией Матери "Одигитрия". Сщмч. Феодора пресвитера (1942).

Деяния святых апостолов

Стáвъ же пéтръ со единонáдесятьми, воздви́же глáсъ свóй и речé и́мъ: мýжiе Иудéйстiи и живýщiи во Иерусали́мѣ вси́, сié вáмъ разýмно да бýдетъ, и внуши́те глагóлы моя́: не бó, я́коже вы́ непщýете, сíи пiя́ни сýть, éсть бо чáсъ трéтiй днé: но сié éсть рѣчéнное прорóкомъ Иои́лемъ: и бýдетъ въ послѣ́днiя дни́, глагóлетъ Госпóдь, излiю́ от Дýха моегó на вся́ку плóть, и прорекýтъ сы́нове вáши и дщéри вáшя, и ю́ноши вáши видѣ́нiя ýзрятъ, и стáрцы вáши сóнiя ви́дятъ.

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

 

Евангелие от Луки

И сé двá от ни́хъ бѣ́ста идýща въ тóйже дéнь въ вéсь, отстоя́щу стáдiй шестьдеся́тъ от Иерусали́ма, éйже и́мя Еммаýсъ: и тá бесѣ́доваста къ себѣ́ о всѣ́хъ си́хъ приклю́чшихся. И бы́сть бесѣ́дующема и́ма и совопрошáющемася, и сáмъ Иисýсъ прибли́жився идя́ше съ ни́ма: óчи же ею́ держáстѣся, да егó не познáета.

В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

Толкование протоиерея Иоанна Бухарева:

У евангелиста Марка прямо сказано, что Господь явился не в Своем обыкновенном виде, а в ином. Вот причина, почему не узнали Его Апостолы.

Священномученик Виссарион

1 мая

Светлая среда

18 апреля ст.ст.

Поста нет

Прп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита (ок. 820-850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815-820).

Мч. Иоанна Нового из Янины (1526). Собор преподобных отцев, на Богошественной горе Синай подвизавшихся. Сщмч. Виссариона пресвитера (1918). Прмц. Тамары (1942).

Касперовской иконы Божией Матери. Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Деяния святых апостолов

Мýжiе Изрáилстiи, послýшайте словéсъ си́хъ: Иисýса назорéа, мýжа от Бóга извѣ́ствованна въ вáсъ си́лами и чудесы́ и знáменiи, я́же сотвори́ тѣ́мъ Бóгъ посредѣ́ вáсъ, я́коже и сáми вѣ́сте, сегó нарековáннымъ совѣ́томъ и проразумѣ́нiемъ Бóжiимъ прéдана прiéмше, рукáми беззакóнныхъ пригвóждше уби́сте: егóже Бóгъ воскреси́, разрѣши́въ болѣ́зни смéртныя, я́коже не бя́ше мóщно держи́му бы́ти емý от нея́.

Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

Евангелие от Иоанна

Во ýтрiй же пáки стоя́ше Иоáннъ, и от учени́къ егó двá. И узрѣ́въ Иисýса грядýща, глагóла: сé, áгнецъ Бóжiй. И слы́шаста егó óба ученикá глагóлющаго, и по Иисýсѣ идóста. Обрáщься же Иисýсъ и ви́дѣвъ я́ по себѣ́ идýща, глагóла и́ма: чесó и́щета? О́на же рѣ́ста емý: равви́, éже глагóлется сказáемо учи́телю, гдѣ́ живéши? И глагóла и́ма: прiиди́та и ви́дита. Прiидóста и ви́дѣста, гдѣ́ живя́ше, и у негó пребы́ста дéнь тóй.

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот.

Толкование Феофилакта Болгарского:

Каким образом согласить то, что Христос здесь представляется имеющим дом, а в другом месте говорится, что Сын Человеческий не имеет, где голову приклонить (Лк.9:58)? Одно другому не противоречит. Ибо когда говорит, что не имеет, где главу приклонить, говорит не то, чтобы не имел решительно никакого пристанища, но что не имел собственного. Итак, если Он жил и в доме, то жил не в Своем доме, но в чужом.

Матрона Московская

2 мая

Светлый четверг

19 апреля ст.ст.

Поста нет

Блж. Матроны Московской.

Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (IX). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Никифора игумена.

Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934).

Деяния святых апостолов

Пéтръ же речé къ ни́мъ: покáйтеся, и да крести́тся кíйждо вáсъ во и́мя Иисýса Христá во оставлéнiе грѣхóвъ: и прiи́мете дáръ святáго Дýха: вáмъ бо éсть обѣтовáнiе и чáдомъ вáшымъ и всѣ́мъ дáльнимъ, ели́ки áще призовéтъ Госпóдь Бóгъ нáшъ. И ины́ми словесы́ мнóжайшими засвидѣ́телствоваше и моля́ше я́, глагóля: спаси́теся от рóда стропти́ваго сегó.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина:


«Спасайтесь от рода сего развращенного» — это увещание Апостола применимо и ко всем последующим временам, указывая на необходимость всем христианам спасаться от мира, во зле лежащего чистою верою во Христа и жизнью по этой вере. Спасаться вместе с тем и от наказания Божия, неизбежно тяготеющего над всяким злом, разливающимся в мире.

Евангелие от Иоанна

Глагóла къ немý никоди́мъ: кáко мóжетъ человѣ́къ роди́тися стáръ сы́й? едá мóжетъ вторóе вни́ти во утрóбу мáтере своея́ и роди́тися? Отвѣщá Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю тебѣ́: áще ктó не роди́тся водóю и Дýхомъ, не мóжетъ вни́ти во цáрствiе Бóжiе: рождéнное от плóти плóть éсть, и рождéнное от Дýха дýхъ éсть.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

3 мая

Светлая пятница

20 апреля ст.ст.

Поста нет

Иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Прп. Феодора Трихины (400). Свтт. Григория (593), Анастасия I Синаита (599) , Патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (695).

Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свт. Николая, еп. Охридского и Жичского (1956). (Серб.) Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

Деяния святых апостолов

И нѣ́кiй мýжъ, хрóмъ от чрéва мáтере своея́ сы́й, носи́мь бывáше, егóже полагáху по вся́ дни́ предъ двéрьми церкóвными, рекóмыми крáсными, проси́ти ми́лостыни от входя́щихъ въ цéрковь: и́же ви́дѣвъ Петрá и Иоáнна хотя́щыя вни́ти въ цéрковь, прошáше ми́лостыни.
Речé же пéтръ: сребрá и злáта нѣ́сть у менé, но éже и́мамъ, сié ти́ даю́: во и́мя Иисýса Христá назорéа востáни и ходи́. И éмь егó за деснýю рýку воздви́же: áбiе же утверди́стѣся егó плеснѣ́ и глéзнѣ, и вскочи́въ стá и хождáше, и вни́де съ ни́ма въ цéрковь, ходя́ и скачя́ и хваля́ Бóга.

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Евангелие от Иоанна

И бли́зъ бѣ́ пáсха Иудéйска, и взы́де во Иерусали́мъ Иисýсъ и обрѣ́те въ цéркви продаю́щая óвцы и волы́ и гóлуби, и пѣ́няжники сѣдя́щыя. И сотвори́въ би́чь от вéрвiй, вся́ изгнá изъ цéркве, óвцы и волы́: и торжникóмъ разсы́па пѣ́нязи и дски́ опровéрже: и продаю́щымъ гóлуби речé: возми́те сiя́ отсю́ду и не твори́те дóму Отцá моегó дóму кýпленаго. Помянýша же ученицы́ егó, я́ко пи́сано éсть: жáлость дóму твоегó снѣ́сть мя́.

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

Преподобный Феодор Санаксарский

4 мая

Светлая суббота

21 апреля ст.ст.

Поста нет

Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (ок. 138-161). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

Обретение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Св. Николая исп., пресвитера (1933). Сщмч. Алексия пресвитера (1938).

Деяния святых апостолов

Держáщужеся исцѣлѣ́вшему хромóму Петрá и Иоáнна, притекóша къ ни́ма вси́ лю́дiе въ притвóръ, нарицáемый соломóновъ, ужáсни. Ви́дѣвъ же пéтръ отвѣщавáше къ лю́демъ: мýжiе Изрáилтяне, чтó чудитéся о сéмъ, или́ на ны́ чтó взирáете, я́ко своéю ли си́лою или́ благочéстiемъ сотвори́хомъ егó ходи́ти? Бóгъ Авраáмовъ и Исаáковъ и Иáковль, Бóгъ отéцъ нáшихъ, прослáви óтрока своегó Иисýса, егóже вы́ предáсте, и отвергóстеся егó предъ лицéмъ пилáтовымъ, сýждшу óному пусти́ти.

И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

Евангелие от Иоанна

И прiидóша ко Иоáнну, и рекóша емý: равви́, и́же бѣ́ съ тобóю объ о́нъ пóлъ Иордáна, емýже ты́ свидѣ́телствовалъ еси́, сé сéй крещáетъ, и вси́ грядýтъ къ немý. Отвѣщá Иоáннъ и речé: не мóжетъ человѣ́къ прiимáти ничесóже, áще не бýдетъ данó емý съ небесé. Вы́ сáми мнѣ́ свидѣ́телствуете, я́ко рѣ́хъ: нѣ́смь áзъ Христóсъ, но я́ко пóсланъ éсмь предъ ни́мъ.

И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина:

В ответ своим ученикам Kреститель прежде всего говорит, что всякий успех, который кто-либо имеет в своем деле, зависит всецело от воли Божией. Это дар Божий.

Уверение апостола Фомы

5 мая

Воскресенье

22 апреля ст.ст.

Поста нет

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Апп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Мч. Епиподия Лионского (ок. 177). Прп. Виталия (609).

Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918). Мч. Димитрия (1942).

Деяния святых апостолов

Пáче же прилагáхуся вѣ́рующiи Гóсподеви, мнóжество мужéй же и жéнъ, я́ко и на стóгны износи́ти недýжныя и полагáти на постéлехъ и на одрѣ́хъ, да грядýщу Петрý понé сѣ́нь егó осѣни́тъ нѣ́коего от ни́хъ. Схождáшеся же и мнóжество от окрéстныхъ градóвъ во Иерусали́мъ, принося́ще недýжныя и стрáждущыя от дýхъ нечи́стыхъ, и́же исцѣлѣвáхуся вси́. Востáвъ же архiерéй и вси́ и́же съ ни́мъ, сýщая éресь саддукéйская, испóлнишася зáвисти, и возложи́ша рýки своя́ на апóстолы и послáша и́хъ въ соблюдéнiе óбщее. А́нгелъ же Госпóдень нóщiю отвéрзе двéри темни́цы, извéдъ же и́хъ, речé: иди́те и стáвше глагóлите въ цéркви лю́демъ вся́ глагóлы жи́зни сея́.

Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Евангелие от Иоанна

Ѳомá же, еди́нъ от обоюнáдесяте, глагóлемый близнéцъ, не бѣ́ тý съ ни́ми, егдá прiи́де Иисýсъ. Глагóлаху же емý друзíи ученицы́: ви́дѣхомъ Гóспода. О́нъ же речé и́мъ: áще не ви́жу на рукý егó я́звы гвозди́нныя, и вложý пéрста моегó въ я́звы гвозди́нныя, и вложý рýку мою́ въ рéбра егó, не и́му вѣ́ры. И по днéхъ осми́хъ пáки бя́ху внýтрь ученицы́ егó, и Ѳомá съ ни́ми. Прiи́де Иисýсъ двéремъ затворéннымъ, и стá посредѣ́ и́хъ и речé: ми́ръ вáмъ. Потóмъ глагóла Ѳомѣ́: принеси́ пéрстъ твóй сѣ́мо, и ви́ждь рýцѣ мои́: и принеси́ рýку твою́, и вложи́ въ рéбра моя́: и не бýди невѣ́ренъ, но вѣ́ренъ.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Толкование святителя Феофилакта Болгарского:

Заметь, что для одного человека – Фомы – Господь не отказался снизойти и показать ребро, чтобы спасти одну душу неверующую. Так и мы не должны презирать ни одного, ни самого малого человека.

 

Православие.ру