Светлая седмица. 9-15 апреля

Мученица Матрона Солунская

9 апреля

Светлый Понедельник

27 марта по старому стилю

Поста нет

Мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304). Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395).

Деяния святых апостолов

И постáвиша двá, Иóсифа нарицáемаго Варсáву, и́же наречéнъ бы́сть Иýстъ, и Матѳíа, и помоли́вшеся рѣ́ша: ты́, Гóсподи, сéрдцевѣ́дче всѣ́хъ, покажи́, егóже избрáлъ еси́ от сею́ двою́ еди́наго, прiя́ти жрéбiй служéнiя сегó и апóстолства, изъ негóже испадé Иýда, ити́ въ мѣ́сто своé. И дáша жрéбiя и́ма, и падé жрéбiй на Матѳíа, и причтéнъ бы́сть ко единонáдесяти апóстоломъ.

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Евангелие от Иоанна

И сié éсть свидѣ́телство Иоáнново, егдá послáша жи́дове от Иерусали́ма иерéевъ и леви́товъ, да вопрóсятъ егó: ты́ ктó еси́? И исповѣ́да и не отвéржеся: и исповѣ́да, я́ко нѣ́смь áзъ Христóсъ. И вопроси́ша егó: чтó ýбо? илiá ли еси́ ты́? И глагóла: нѣ́смь. Прорóкъ ли еси́? И отвѣщá: ни́. Рѣ́ша же емý: ктó еси́? да отвѣ́тъ дáмы послáвшымъ ны́: чтó глагóлеши о тебѣ́ самѣ́мъ? Речé: áзъ глáсъ вопiю́щаго въ пусты́ни: испрáвите пýть Госпóдень, я́коже речé Исáiа прорóкъ.

И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 1, 12-17; 21-26)

Благовествуя воплощение Господа, ангел говорит: "радуйся благодатная"! и, возвещая пастырям о рождении Христа Спасителя, тоже говорит: "се благовествую вам радость велию ". Но, возвещая женам о Воскресении Господа, ангел говорит только: "Его нет здесь, Он Воскрес!" Не прибавляет "радуйтеся", ибо радость сама собою исполнит сердце, коль скоро придет удостоверение, что воистину Воскрес Господь. Тогда это удостоверение было осязательно: ангел предуготовил его, Господь явлением Своим завершил. И радость была у всех неистощимополная! Ныне у нас церковь, жилища и площади - все облечено в одежду радования, и все увлекаются общим потоком радости. Но ты подвигни несколько мысль свою отвлечься от внешнего и, собравшись в сердце, восставь истину Воскресения, во всей широте, глубине и высоте ее, чтобы не внешне только являться радующимся, но и в себе самом носить, исходящий извнутрь дух радости, как ключ светлой воды, бьющий из недр земли.

Икона Божией Матери Иверская

10 апреля

Светлый Вторник

28 марта ст.ст.

Поста нет

Иверской иконы Божией Матери.

Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (IX). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

Прмч. Евстратия Печерского (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Преподобномучеников 600 отцев Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.).

Св. Николая, исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939). Шуйской иконы Божией Матери "Одигитрия" .

Деяния святых апостолов

Стáвъ же пéтръ со единонáдесятьми, воздви́же глáсъ свóй и речé и́мъ: мýжiе Иудéйстiи и живýщiи во Иерусали́мѣ вси́, сié вáмъ разýмно да бýдетъ, и внуши́те глагóлы моя́: не бó, я́коже вы́ непщýете, сíи пiя́ни сýть, éсть бо чáсъ трéтiй днé: но сié éсть рѣчéнное прорóкомъ Иои́лемъ: и бýдетъ въ послѣ́днiя дни́, глагóлетъ Госпóдь, излiю́ от Дýха моегó на вся́ку плóть, и прорекýтъ сы́нове вáши и дщéри вáшя, и ю́ноши вáши видѣ́нiя ýзрятъ, и стáрцы вáши сóнiя ви́дятъ.

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

Евангелие от Луки

И сé двá от ни́хъ бѣ́ста идýща въ тóйже дéнь въ вéсь, отстоя́щу стáдiй шестьдеся́тъ от Иерусали́ма, éйже и́мя Еммаýсъ: и тá бесѣ́доваста къ себѣ́ о всѣ́хъ си́хъ приклю́чшихся. И бы́сть бесѣ́дующема и́ма и совопрошáющемася, и сáмъ Иисýсъ прибли́жився идя́ше съ ни́ма: óчи же ею́ держáстѣся, да егó не познáета.
И бы́сть я́ко возлежé съ ни́ма, и прiи́мъ хлѣ́бъ благослови́, и преломи́въ дая́ше и́ма: óнѣма же отверзóстѣся óчи, и познáста егó: и тóй неви́димь бы́сть и́ма.

В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.1Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 2, 14-21; Лк. 24, 12-35)

Тогда иудеи свет Воскресения Христова покушались затмить легким туманом лжи: "ученики украли". Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и по сие время враг не перестает туманить перед Солнцем Воскресения, надеясь затмить его. Никто да не смущается!

От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги и не отуманишься, а случится нечаянно напасть на такую, возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага - в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого рассуждения христианского. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно как день, что всему этому совершиться иначе нельзя было, как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердынею, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины.

Икона Божией Матери Касперовская

11 апреля

Светлая Среда

29 марта ст.ст.

Поста нет


Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 363). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV), Ионы (1480), Псково-Печерских. Собор преподобных отцев, на Богошественной горе Синай подвизавшихся. Св. Михаила, исповедника, пресвитера (1933).

Касперовской иконы Божией Матери.

Деяния святых апостолов

Мýжiе Изрáилстiи, послýшайте словéсъ си́хъ: Иисýса назорéа, мýжа от Бóга извѣ́ствованна въ вáсъ си́лами и чудесы́ и знáменiи, я́же сотвори́ тѣ́мъ Бóгъ посредѣ́ вáсъ, я́коже и сáми вѣ́сте, сегó нарековáннымъ совѣ́томъ и проразумѣ́нiемъ Бóжiимъ прéдана прiéмше, рукáми беззакóнныхъ пригвóждше уби́сте: егóже Бóгъ воскреси́, разрѣши́въ болѣ́зни смéртныя, я́коже не бя́ше мóщно держи́му бы́ти емý от нея́. Дави́дъ бо глагóлетъ о нéмъ: предзрѣ́хъ Гóспода предо мнóю вы́ну, я́ко о деснýю менé éсть, да не подви́жуся: сегó рáди возвесели́ся сéрдце моé, и возрáдовася язы́къ мóй: ещé же и плóть моя́ всели́тся на уповáнiи, я́ко не остáвиши души́ моея́ во áдѣ, нижé дáси преподобному твоемý ви́дѣти истлѣ́нiя.

Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

Евангелие от Иоанна

Во ýтрiй [же] пáки стоя́ше Иоáннъ, и от учени́къ егó двá. И узрѣ́въ Иисýса грядýща, глагóла: сé, áгнецъ Бóжiй. И слы́шаста егó óба ученикá глагóлющаго, и по Иисýсѣ идóста. Обрáщься же Иисýсъ и ви́дѣвъ я́ по себѣ́ идýща, глагóла и́ма: чесó и́щета? О́на же рѣ́ста емý: равви́, éже глагóлется сказáемо учи́телю, гдѣ́ живéши? [И] глагóла и́ма: прiиди́та и ви́дита. Прiидóста и ви́дѣста, гдѣ́ живя́ше, и у негó пребы́ста дéнь тóй. Бѣ́ же чáсъ деся́тый. Бѣ́ [же] Андрéй, брáтъ Си́мона Петрá, еди́нъ от обою́ слы́шавшею от Иоáнна и по нéмъ шéдшею.

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви , - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 2, 22-36; Ин. 1, 35-51)

Истину Воскресения разум может доказывать своими соображениями, на основании Писания, и силу его доводов не может не признать неверующий, скоро не заглушено еще в нем чувство истины. Верующие не требует доказательств, потому что Церковь Божия преисполнена светом Воскресения. Верны и убедительны оба эти указателя истины. Но против соображений разума могут рождаться и встречаться противосоображения, и вера может быть препираема и колеблема недоумениями и сомнениями, извне приходящими и внутри возникающими.

Нет ли неприступной ограды для истины Воскресения? Есть. Это будет, когда сила Воскресения, воспринятая еще в крещении, начнет действенно обнаруживаться в истреблении растления души и тела, водворении в них начал новой жизни. Такой будет ходить во свете Воскресения, и ему безумным покажется всякий, говорящий против истины Воскресения, как тому, кто ходит днем, говорящий - будто теперь ночь.

Преподобный Иоанн Лествичник

12 апреля

Светлый Четверг

30 марта ст.ст.

Поста нет

Прп. Иоанна Лествичника (649).

Прор. Иоада (X до Р.Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 305). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662).

Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771).

Деяния святых апостолов

Пéтръ же речé къ ни́мъ: покáйтеся, и да крести́тся кíйждо вáсъ во и́мя Иисýса Христá во оставлéнiе грѣхóвъ: и прiи́мете дáръ святáго Дýха: вáмъ бо éсть обѣтовáнiе и чáдомъ вáшымъ и всѣ́мъ дáльнимъ, ели́ки áще призовéтъ Госпóдь Бóгъ нáшъ. И ины́ми словесы́ мнóжайшими засвидѣ́телствоваше и моля́ше я́, глагóля: спаси́теся от рóда стропти́ваго сегó.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу чите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Евангелие от Иоанна

Глагóла къ немý никоди́мъ: кáко мóжетъ человѣ́къ роди́тися стáръ сы́й? едá мóжетъ вторóе вни́ти во утрóбу мáтере своея́ и роди́тися? Отвѣщá Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю тебѣ́: áще ктó не роди́тся водóю и Дýхомъ, не мóжетъ вни́ти во цáрствiе Бóжiе: рождéнное от плóти плóть éсть, и рождéнное от Дýха дýхъ éсть. Не диви́ся, я́ко рѣ́хъ ти́: подобáетъ вáмъ роди́тися свы́ше. Дýхъ, идѣ́же хóщетъ, ды́шетъ, и глáсъ егó слы́шиши, но не вѣ́си, откýду прихóдитъ и кáмо и́детъ: тáко éсть вся́къ [человѣ́къ] рождéнный от Дýха.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 2, 38-43; Ин. 3, 1-15)

Благодетелен труд тех, которые здравыми соображениями разбивают взгромождаемую против истины Воскресения ложь. Читай и вооружайся этими соображениями; но при этом не ленись все больше и больше давать простора для входа в тебя силы Воскресения Христова. Чем больше будешь делать это, тем больше будешь дышать воздухом Воскресения, и тем безопаснейшим становиться от всех стрел вражиих, направляемых против этой истины.

Спросишь, что же для этого надо? Ничего особенного: будь тем, чем должен ты быть по завету, в который вступил во святом крещении, которое есть наше воскресение. Оплевал ты сатану и все дела его? - и продолжай так себя держать в отношении к нему. Сочетался ты со Христом? - и пребудь с Ним. Дела тьмы и света явны. Бегай одних и прилежи другим. Но делай это без всяких уступок, даже малейших, чтобы нормою жизни твоей было следующее: нет общения свету ко тьме, Христу с велиаром.

Икона Божией Матери ''Живоносный источник''

13 апреля

Светлая Пятница

31 марта ст.ст.

Поста нет

Иконы Божией Матери "Живоносный Источник".

Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Прп. Аполлония, пустынника Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418-424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).

Прп. Ипатия целебника, Печерского (XIV). Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938).

Деяния святых апостолов

И нѣ́кiй мýжъ, хрóмъ от чрéва мáтере своея́ сы́й, носи́мь бывáше, егóже полагáху по вся́ дни́ предъ двéрьми церкóвными, рекóмыми крáсными, проси́ти ми́лостыни от входя́щихъ въ цéрковь: и́же ви́дѣвъ Петрá и Иоáнна хотя́щыя вни́ти въ цéрковь, прошáше ми́лостыни.
Речé же пéтръ: сребрá и злáта нѣ́сть у менé, но éже и́мамъ, сié ти́ даю́: во и́мя Иисýса Христá назорéа востáни и ходи́. И éмь егó за деснýю рýку воздви́же: áбiе же утверди́стѣся егó плеснѣ́ и глéзнѣ, и вскочи́въ стá и хождáше, и вни́де съ ни́ма въ цéрковь, ходя́ и скачя́ и хваля́ Бóга.

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Евангелие от Иоанна

И бли́зъ бѣ́ пáсха Иудéйска, и взы́де во Иерусали́мъ Иисýсъ и обрѣ́те въ цéркви продаю́щая óвцы и волы́ и гóлуби, и пѣ́няжники сѣдя́щыя. И сотвори́въ би́чь от вéрвiй, вся́ изгнá изъ цéркве, óвцы и волы́: и торжникóмъ разсы́па пѣ́нязи и дски́ опровéрже: и продаю́щымъ гóлуби речé: возми́те сiя́ отсю́ду и не твори́те дóму Отцá моегó дóму кýпленаго. Помянýша же ученицы́ егó, я́ко пи́сано éсть: жáлость дóму твоегó снѣ́сть мя́.

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до ма Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. З, 1-8; Ин. 2, 12-22)

Есть у святых отцов похвала некоторым лицам, славным по христианской жизни своей, состоящая в том, что они воскресли прежде общего воскресения. В чем же тайна такой жизни? В том, что они усвоили себе характеристические черты жизни по воскресении, как они указываются в слове Божием, и делали их качествующими в себе. Будущая жизнь представляется отрешенною от всего плотского: там не женятся, ни посягают, - не будут там питаться мертвою пищею, и самое тело восприимут духовное.

Итак, кто живет отрешенно от всего плотского, тот принимает в себя или возращает в себе элементы будущей по воскресении жизни. Дойди до того, чтобы в тебе замерло все плотское, и станешь воскресшим прежде будущего воскресения. Путь к этому указывает апостол, когда говорит: "поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5, 16)

Прп Варсонофий Оптинский

14 апреля

Светлая Суббота

1 апреля ст.ст.

Поста нет

Прп. Варсонофия Оптинского (1913).

Прп. Марии Египетской (522). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза.

Сщмч. Сергия пресвитера (1938).

Деяния святых апостолов

Держáщужеся исцѣлѣ́вшему хромóму Петрá и Иоáнна, притекóша къ ни́ма вси́ лю́дiе въ притвóръ, нарицáемый соломóновъ, ужáсни.

Ви́дѣвъ же пéтръ отвѣщавáше къ лю́демъ: мýжiе Изрáилтяне, чтó чудитéся о сéмъ, или́ на ны́ чтó взирáете, я́ко своéю ли си́лою или́ благочéстiемъ сотвори́хомъ егó ходи́ти? Бóгъ Авраáмовъ и Исаáковъ и Иáковль, Бóгъ отéцъ нáшихъ, прослáви óтрока своегó Иисýса, егóже вы́ предáсте, и отвергóстеся егó предъ лицéмъ пилáтовымъ, сýждшу óному пусти́ти. И о вѣ́рѣ и́мене егó, сегó, егóже ви́дите и знáете, утверди́ и́мя егó: и вѣ́ра, я́же егó рáди, дадé емý всю́ цѣ́лость сiю́ предъ всѣ́ми вáми.

И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Евангелие от Иоанна

И прiидóша ко Иоáнну, и рекóша емý: равви́, и́же бѣ́ съ тобóю объ о́нъ пóлъ Иордáна, емýже ты́ свидѣ́телствовалъ еси́, сé сéй крещáетъ, и вси́ грядýтъ къ немý. Отвѣщá Иоáннъ и речé: не мóжетъ человѣ́къ прiимáти ничесóже, áще не бýдетъ данó емý съ небесé. Вы́ сáми мнѣ́ свидѣ́телствуете, я́ко рѣ́хъ: нѣ́смь áзъ Христóсъ, но я́ко пóсланъ éсмь предъ ни́мъ.
Óному подобáетъ расти́, мнѣ́ же мáлитися. Гряды́й свы́ше надъ всѣ́ми éсть: сы́й от земли́, от земли́ éсть, и от земли́ глагóлетъ: гряды́й съ небесé надъ всѣ́ми éсть: и éже ви́дѣ и слы́ша, сié свидѣ́телствуетъ: и свидѣ́телства егó никтóже прiéмлетъ.

И пришли к Иоанну и сказали ему: равви ! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. З, 11-16; Ин. З, 22-33)

Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатию Божьею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе, жив и действен; а гроб плоти, сам по себе, мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: "где Дух Господень, там свобода" (2Кор.3:17)


Уверение апостола Фомы

15 апреля

Воскресенье

2 апреля ст.ст.

Поста нет

Неделя Антипасхи.
Уверение апостола Фомы.


Прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа (IV).

Деяния святых апостолов

Пáче же прилагáхуся вѣ́рующiи Гóсподеви, мнóжество мужéй же и жéнъ, я́ко и на стóгны износи́ти недýжныя и полагáти на постéлехъ и на одрѣ́хъ, да грядýщу Петрý понé сѣ́нь егó осѣни́тъ нѣ́коего от ни́хъ. Схождáшеся же и мнóжество от окрéстныхъ градóвъ во Иерусали́мъ, принося́ще недýжныя и стрáждущыя от дýхъ нечи́стыхъ, и́же исцѣлѣвáхуся вси́. Востáвъ же архiерéй и вси́ и́же съ ни́мъ, сýщая éресь саддукéйская, испóлнишася зáвисти, и возложи́ша рýки своя́ на апóстолы и послáша и́хъ въ соблюдéнiе óбщее. А́нгелъ же Госпóдень нóщiю отвéрзе двéри темни́цы, извéдъ же и́хъ, речé: иди́те и стáвше глагóлите въ цéркви лю́демъ вся́ глагóлы жи́зни сея́.

Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 1 наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Евангелие от Иоанна

Ѳомá же, еди́нъ от обоюнáдесяте, глагóлемый близнéцъ, не бѣ́ [тý] съ ни́ми, егдá прiи́де Иисýсъ. Глагóлаху же емý друзíи ученицы́: ви́дѣхомъ Гóспода. О́нъ же речé и́мъ: áще не ви́жу на рукý егó я́звы гвозди́нныя, и вложý пéрста моегó въ я́звы гвозди́нныя, и вложý рýку мою́ въ рéбра егó, не и́му вѣ́ры. И по днéхъ осми́хъ пáки бя́ху внýтрь ученицы́ егó, и Ѳомá съ ни́ми. Прiи́де Иисýсъ двéремъ затворéннымъ, и стá посредѣ́ [и́хъ] и речé: ми́ръ вáмъ. Потóмъ глагóла Ѳомѣ́: принеси́ пéрстъ твóй сѣ́мо, и ви́ждь рýцѣ мои́: и принеси́ рýку твою́, и вложи́ въ рéбра моя́: и не бýди невѣ́ренъ, но вѣ́ренъ. И отвѣщá Ѳомá и речé емý: Госпóдь мóй и Бóгъ мóй. Глагóла емý Иисýсъ: я́ко ви́дѣвъ мя́, вѣ́ровалъ еси́: блажéни не ви́дѣвшiи и вѣ́ровавше.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.


Мысли святителя Феофана Затворника

(Дея. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31)

"Господь мой и Бог мой!" воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления.

Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий.

Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "кто меня разлучит!"

Православие.ру