Сырная седмица (Масленица). 24 февраля — 1 марта

Святой священномученик Власий, епископ Севастийский

24 февраля

Понедельник

11 февраля по старому стилю

Из трапезы исключается мясо

Сщмч. Власия, еп. Севастийского, и с ним двух отроков и 7 жен (ок. 316). Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

Блгв. Кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прп. Кассиана Босого, Волоколамского (1532).

Третье послание Иоанна Богослова

Возрáдовахся зѣлó, пришéдшымъ брáтiямъ и свидѣ́телствующымъ твою́ и́стину, я́коже ты́ во и́стинѣ хóдиши. Бóлши сея́ не и́мамъ рáдости, да слы́шу моя́ чáда во и́стинѣ ходя́ща. Возлю́бленне, вѣ́рно твори́ши, éже áще дѣ́лаеши въ брáтiю и въ стрáнныя, и́же свидѣ́телствоваша о твоéй любви́ предъ цéрковiю: и́хже предпослáвъ достóйно Бóгу, дóбрѣ твори́ши, о и́мени бо егó изыдóша, ничтóже прiéмлюще от язы́къ. Мы́ ýбо дóлжни есмы́ прiимáти таковы́хъ, да поспѣ́шницы бýдемъ и́стинѣ.

Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Евангелие от Луки

Бы́сть же и пря́ въ ни́хъ, кíй мни́тся и́хъ бы́ти бóлiй. О́нъ же речé и́мъ: цáрiе язы́къ госпóдствуютъ и́ми, и обладáющiи и́ми благодáтеле нарицáются. Вы́ же не тáко: но бóлiй въ вáсъ, да бýдетъ я́ко мнíй: и стáрѣй, я́ко служáй. Ктó бо бóлiй, возлежáй ли, или́ служáй? не возлежáй ли? А́зъ же посредѣ́ вáсъ éсмь я́ко служáй. Вы́ же естé пребы́вше со мнóю въ напáстехъ мои́хъ: и áзъ завѣщавáю вáмъ, я́коже завѣщá мнѣ́ Отéцъ мóй, цáрство, да я́сте и пiéте на трапéзѣ моéй во цáрствiи моéмъ: и ся́дете на престóлѣхъ, судя́ще обѣманáдесяте колѣ́нома Изрáилевома.

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

Иверская икона Божией Матери

25 февраля

Вторник

12 февраля ст.ст.

Из трапезы исключается мясо

Иверской иконы Божией Матери(IX). Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, Патриарха Константинопольского (895).

Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840). Прп. Мелетия Ипсенийского (XIX).

Послание апостола Иуды

Воспомянýти же вáмъ хощý, вѣ́дущымъ и вáмъ еди́ною сié, я́ко Госпóдь лю́ди от земли́ Еги́петскiя спасé, послѣди́ невѣ́ровавшыя погуби́: áггелы же не соблю́дшыя своегó начáлства, но остáвльшыя своé жили́ще, на сýдъ вели́каго днé ýзами вѣ́чными подъ мрáкомъ соблюдé. Я́коже Cодóма и Гомóрра и окрéстнiи и́хъ грáды, подóбнымъ и́мъ о́бразомъ преблуди́вше и ходи́вше вслѣ́дъ плóти ины́я, предлежáтъ въ показáнiе, огня́ вѣ́чнаго сýдъ подъе́мше, тáкожде ýбо и сíи, сóнiя ви́дяще, плóть ýбо скверня́тъ, госпóдства же отметáются, слáвы же хýляще не трепéщутъ. Михаи́лъ же архáнгелъ, егдá со дiáволомъ разсуждáя препирáяся глагóлаше о Моисéовѣ тѣлеси́, не смѣ́яше судá навести́ хýлна, но речé: да запрети́тъ тебѣ́ Госпóдь.

Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь".

Евангелие от Луки

И изше́дъ и́де по обы́чаю въ го́ру Елео́нскую: по не́мъ же идо́ша ученицы́ его́. Бы́въ же на мѣ́стѣ, рече́ и́мъ: моли́теся, да не вни́дете въ напа́сть.И са́мъ отступи́ от ни́хъ я́ко верже́нiемъ ка́мене, и покло́нь колѣ́на моля́шеся, глаго́ля: о́тче, а́ще во́лиши мимонести́ ча́шу сiю́ от мене́: оба́че не моя́ во́ля, но твоя́ да бу́детъ.

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Святитель Серафим, Софийский чудотворец

26 февраля

Среда

13 февраля ст.ст.

Из трапезы исключается мясо

Прп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608).

Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200). Собор святых Омской митрополии. Сщмч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Сщмч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитеров и Евгения диакона, мч. Павла, прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938). Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950).

Библейское чтение

Междý степéньми жéртвенника восплáчутся жерцы́ служáщiи Гóсподу и рекýтъ: пощади́, Гóсподи, лю́ди твоя́ и не дáждь достоя́нiя твоегó на укори́зну, да не обладáютъ и́ми язы́цы, да не рекýтъ во язы́цѣхъ: гдѣ́ éсть Бóгъ и́хъ? И возревновá Госпóдь о земли́ своéй и пощадѣ́ лю́ди своя́. И отвѣщá Госпóдь лю́демъ свои́мъ и речé: сé, áзъ вáмъ послю́ пшени́цу и винó и мáсло древя́ное, и насы́титеся и́хъ, и не дáмъ вáсъ ксемý на поругáнiе во язы́цѣхъ.

Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?" И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.

Святой равноапостольный Кирилл учитель Словенский

27 февраля

Четверг

14 февраля ст.ст.

Из трапезы исключается мясо

Прп. Авксентия (ок. 470). Прп. Марона, пустынника Сирийского (ок. 433). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). Прп. Шио Мгвимского (VI). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869).

Прп. Исаакия, затворника Печерского (ок. 1090). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина Феодора (1578). Прп. Илариона Грузина, Святогорца (1864) (Груз.). Сщмч. Павла Дернова пресвитера и сыновей его мчч. Бориса, Григория и Симеона (1918). Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937). Сщмч. Трифона диакона (1938).

Послание апостола Иуды

Сíи сýть ропотницы́, укори́тели, чáсть порóчна, въ пóхотехъ свои́хъ ходя́ще нечéстiемъ и законопреступлéнiемъ: и устá и́хъ глагóлютъ прегóрдая: чудя́щеся ли́цамъ пóльзы рáди. Вы́ же, возлю́бленнiи, поминáйте глагóлы преждеречéнныя от апóстолъ Гóспода нáшего Иисýса Христá: занé глагóлаху вáмъ, я́ко въ послѣ́днее врéмя бýдутъ ругáтели, по свои́хъ пóхотехъ ходя́ще и нечéстiихъ. Сíи сýть отдѣля́юще себé от еди́ности вѣ́ры, и сýть тѣлéсни, дýха не имýще.

Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

Евангелие от Луки

И я́ко поведóша егó, éмше Си́мона нѣ́коего киринéа, грядýща съ селá, возложи́ша нáнь крéстъ, нести́ по Иисýсѣ. Идя́ше же вослѣ́дъ егó нарóдъ мнóгъ людéй, и жены́, я́же и плáкахуся и рыдáху егó. Обрáщься же къ ни́мъ Иисýсъ речé: дщéри Иерусали́мски, не плáчитеся о мнѣ́, обáче себé плáчите и чáдъ вáшихъ: я́ко сé днíе грядýтъ, въ ня́же рекýтъ: блажéны неплóды, и утрóбы, я́же не роди́ша, и сосцы́, и́же не дои́ша. Тогдá начнýтъ глагóлати горáмъ: пади́те на ны́: и холмóмъ: покры́йте ны́. Занé, áще въ сýровѣ дрéвѣ сiя́ творя́тъ, въ сýсѣ чтó бýдетъ?

И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Виленская икона Божией Матери

28 февраля

Пятница

15 февраля ст.ст.

Из трапезы исключается мясо

Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V).

Прп. Пафнутия, затворника Печерского (XIII). Прп. Анфима Хиосского (1960). Сщмчч. Михаила и Иоанна пресвитеров (1930). Сщмч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Павла и прмц. Софии (1938). Виленской и Далматской икон Божией Матери (1646).

Библейское чтение

Занé си́це глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель: я́коже помы́слихъ озлóбити вы́, внегдá прогнѣ́ваша мя́ отцы́ вáши, глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель, и не раскáяхся: тáко устáвихъ и умы́слихъ во дни́ сiя́ добрó сотвори́ти Иерусали́му и дóму Иýдову: дерзáйте. Сiя́ словесá, я́же сотворитé: глагóлите и́стину кíйждо и́скреннему своемý, и́стину и сýдъ ми́ренъ суди́те во вратѣ́хъ вáшихъ, и кíйждо злóбы и́скренняго своегó не помышля́йте въ сердцáхъ вáшихъ, и кля́твы лжи́выя не люби́те, занé вся́ сiя́ возненави́дѣхъ, глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель.

Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил, так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь! Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

29 февраля

Суббота

16 февраля ст.ст.

Из трапезы исключается мясо

Всех преподобных отцев в подвиге просиявших. Мчч. Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

Свт. Макария митр. Московского и Коломенского (1926).

Послание к Римлянам

Не бра́шна ра́ди разоря́й дѣ́ло Бо́жiе. Вся́ бо чи́ста, но зло́ человѣ́ку претыка́нiемъ яду́щему. Добро́ не я́сти мя́съ, ниже́ пи́ти вина́, ни о не́мже бра́тъ тво́й претыка́ется или́ соблазня́ется или́ изнемога́етъ. Ты́ вѣ́ру и́маши? о себѣ́ са́мъ имѣ́й предъ Бо́гомъ. Блаже́нъ не осужда́яй себе́, о не́мже искуша́ется. А сомня́яйся, а́ще я́стъ, осужда́ется, зане́ не от вѣ́ры: вся́ко же, е́же не от вѣ́ры, грѣ́хъ е́сть.

Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что́ избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

Евангелие от Матфея

Ты́ же, егда́ мо́лишися, вни́ди въ клѣ́ть твою́, и затвори́въ две́ри твоя́, помоли́ся Отцу́ твоему́, и́же въ та́йнѣ: и Оте́цъ тво́й, ви́дяй въ та́йнѣ, возда́стъ тебѣ́ я́вѣ. Моля́щеся же не ли́шше глаго́лите, я́коже язы́чницы: мня́тъ бо, я́ко во многоглаго́ланiи свое́мъ услы́шани бу́дутъ: не подо́битеся у́бо и́мъ: вѣ́сть бо Оте́цъ ва́шъ, и́хже тре́буете, пре́жде проше́нiя ва́шего. Си́це у́бо моли́теся вы́: о́тче на́шъ, и́же еси́ на небесѣ́хъ, да святи́тся и́мя твое́:да прiи́детъ ца́рствiе твое́: да бу́детъ во́ля твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́: хлѣ́бъ на́шъ насу́щный да́ждь на́мъ дне́сь: и оста́ви на́мъ до́лги на́шя, я́ко и мы́ оставля́емъ должнико́мъ на́шымъ: и не введи́ на́съ въ напа́сть, но изба́ви на́съ от лука́ваго: я́ко твое́ е́сть ца́рствiе и си́ла и сла́ва во вѣ́ки. Ами́нь.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея России

1 марта

Воскресенье

17 февраля ст.ст.

Из трапезы исключается мясо

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Вмч. Феодора Тирона (306). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (889).

Прп Феодора молчаливого, Печерского (XIII). Сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Сщмч. Михаила, Павла пресвитеров (1938). Мц. Анны (1940).

Послание к Римлянам

Изнемогáющаго же въ вѣ́рѣ прiéмлите, не въ сомнѣ́нiе помышлéнiи. О́въ бо вѣ́руетъ я́сти вся́, а изнемогáяй зéлiя да я́стъ. Яды́й не ядýщаго да не укоря́етъ: и не яды́й ядýщаго да не осуждáетъ: Бóгъ бо егó прiя́тъ. Ты́ ктó еси́ судя́й чуждéму рабý? Своемý Гóсподеви стои́тъ, или́ пáдаетъ. Стáнетъ же, си́ленъ бо éсть Бóгъ постáвити егó.

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Евангелие от Матфея

А́ще бо отпущáете человѣ́комъ согрѣшéнiя и́хъ, отпýститъ и вáмъ Отéцъ вáшъ небéсный: áще ли не отпущáете человѣ́комъ согрѣшéнiя и́хъ, ни Отéцъ вáшъ отпýститъ вáмъ согрѣшéнiй вáшихъ. Егдá же поститéся, не бýдите я́коже лицемѣ́ри сѣ́тующе: помрачáютъ бо ли́ца своя́, я́ко да явя́тся человѣ́комъ постя́щеся. Ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко воспрiéмлютъ мздý свою́. Ты́ же постя́ся помáжи главý твою́, и лицé твоé умы́й, я́ко да не яви́шися человѣ́комъ постя́ся, но Отцý твоемý, и́же въ тáйнѣ: и Отéцъ твóй, ви́дяй въ тáйнѣ, воздáстъ тебѣ́ я́вѣ.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 

Православие.ру