ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ



Елена 18.05.2016 09:50
Отец Виктор, здравствуйте!
Объясните пожалуйста почему церковь запрещает ходить к бабушкам, которые лечат? Я понимаю, когда люди идут за " чермными" делами... Но когда человек посещает церковь, молиться, а решение проблемы или облегчения болезни не наступает, то почему нельзя прибегнуть к помощи не только церкви. Ведь ещё Матронушка говорила " болезни бывают деланные". И ведь также Матронушка исцеляла людей при жизни и Ванга тоже и не сразу были признаны церковью.

Ответ:
Здравствуйте, Елена!
Преподобный Ефрем Сирин: "Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы". (творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. I. C. 371).
Святитель Иоанн Златоуст: "Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления". (творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Ч. I. С. 659).
Святитель Иоанн Златоуст: "Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души"; "Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь... Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство... Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия".
Во все времена были люди, совершавшие сверхъестественные действия не по Божьей воле, а с помощью духов злобы. Вспомните Писание: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя приводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9-12). Сегодня они себя называют по-другому – экстрасенсы, целители, маги, ясновидящие, даже наукообразная терминология появилась: метод Бронникова, метод Норбекова, энергетическая клизма (и такое выражение однажды мне встретилось!). Но суть не изменилась – это общение с темными силами, с помощью которых они совершают рационально необъяснимые вещи, чем удивляют и привлекают многих людей, находящихся в духовной слепоте. В Деяниях святых Апостолов рассказывается о Симоне, который «волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян. 8, 9). Все это давно известно. По словам Екклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1, 10). Пройдут десятилетия. Уйдут из жизни сегодняшние маги и колдуны, придут другие. И так будет до конца истории, когда в последней великой битве добра и зла будут побеждены и заключены в бездну все творившие темное и злое.
Есть и просто жулики, почувствовавшие массовый спрос на такие «услуги» и решившие с помощью примитивных фокусов и манипуляций заработать на человеческой доверчивости. Тоже, конечно, грех, но если бы все колдуны и маги были просто мошенниками, Церковь не приравняла бы этот грех к убийству. Люди, занимающиеся оккультной практикой, обращаются за помощью к темным силам, и это неизбежно ведет к тяжелейшим болезням души – в первую очередь самих целителей, но и тех, кто к ним обращается. Многие люди после такой «помощи» заболевают психически. Любой священник знает о последствиях обращения к колдунам, экстрасенсам, целителям – на исповедь часто приходят люди, ранее обращавшиеся к колдунам.
Надеюсь, теперь вы поняли, почему Церковь запрещает ходить к бабушкам, которые лечат. Они творят сие не от Бога, но от дьявола. Чаще всего, человек получивший таким способом выздоровление или успех потом платит страшную цену демону, например, умирает или заболевает его родственник, появляются другие беды, болезни. За обращение к таким целителям христианин, как правило, отлучается от Причастия на долгий срок.
Для спасения, прощения и исцеления человеку даны Священные Таинства, если ему этого не достаточно, то можно говорить о искаженности или отсутствии его веры, незнании или неправильном понимании христианства!

Дарья 17.05.2016 05:59
Добрый день!
Хотела бы исповедоваться, не знаю как и когда это можно сделать. Нужна ли какая-то подготовка
Подскажите, пожалуйста

Ответ:
Здравствуйте, Дарья!
Есть много литературы и материалов, посвященных подготовке к Исповеди, например:
http://www.pravoslavie.ru/42466.html
http://azbyka.ru/kak-prigotovitsya-k-ispovedi
Исповедь происходит после вечернего богослужения и перед утренним богослужением (перед Часами и Литургией).
Например, 04 июня, в субботу в расписании указанно, что в 17.00 будет Всенощное Бдение, после него будет Исповедь (примерно в 19.30). В воскресенье, следующий день, Таинство Исповеди просто указано в расписании, в 8.00, после него начинается Литургия с Часами и Причастие.

Людмила 15.05.2016 07:43
добрый день. батюшка такой вопрос сын вырос ему 20 лет работает. как должно быть чтоб он зарплату родителям приносил или оставлял себе и давал только на еду. хочется чтоб он небыл эгоистом и родителей любил и слушался и помагал им. отец говорит у него должны деньги на девочек и по гулять. как правильно воспитать по православному

Ответ:
Здравствуйте, Людмила!
Простите меня, но я не совсем понял Вашего вопроса, хотите начать воспитывать сына, которому 20 лет, спрашиваете у батюшки как сделать, чтобы взрослый сын зарплату отдавал Вам…?
Я думаю, что подобные вопросы нужно решать при личной встрече. Приходите в храм, и мы с Вами пообщаемся обо всем этом.

Людмила 12.05.2016 12:49
Добрый день!Мы хотим покрестить малыша.У крестных к сожалению нет возможности приезжать на воскресные проповеди,живут в другом городе,все время в разъездах по работе.Можно ли крестить без этого,взяв на себя ответственность?И еще обязательно ли маме малыша приходить на проповеди,ведь многие кормящие мамы и кормят по требованию,очень не удобно с ребенком приезжать к Вам в церковь,ведь малыш может заплакать,а чтобы успокоить надо дать грудь например.Спасибо.

Ответ:
Здравствуйте, Людмила!
Крестные могут получить справки о прохождении предкрещальных бесед в любом удобном для них храме (рядом с домом, работой. Кормящей маме с младенцем не обязательно приезжать на беседы, пускай их пройдет отец ребенка и крестные, в удобных для них храмах.

Маруся 03.05.2016 17:24
Батюшка Здравствуйте.Не знаю что делать ,муж обзывает меня при каждой соре,стыдно писать даже как.И матом и просто руганью оскарбляет.Задумалась о разводе .Знаю что грех,но очень уж обижает такое отношение.

Ответ:
Здравствуйте, Мария!
"Что Бог сочетал, того человек да не разлучит" - говорит нам Евангелие. Семейная жизнь всегда связана с проблемами, которые супруги должны совместно решать. Нужно дать мужу шанс исправиться. Боюсь, развод в Вашем случае – это грех.
Живя с таким мужем, Вы несете свой Крест, созидаете Себе место в Царствии Небесном. Да, возможно этот Крест гораздо тяжелее, чем исповедание веры мучениками, но грех не может стать решением проблемы.
Такой вопрос нельзя решать дистанционно. Надо найти священника, которому Вы доверяете. Не спешите с выбором, не спешите с решением. Попробуйте выстроить диалог с мужем, высказать ваше недовольство его поведением, без оскорблений и обид. Предупредите о возможном разводе.
Придите вместе с мужем на Исповедь, молитесь Богу, есть проблемы, которые может решить только Бог.

Наталья 21.04.2016 17:45
Батюшка! Как побороть грех уныния? Каждый день посещают мысли о самоубийстве, ничего не приносит радости, плачу.. Наступил момент в жизни , когда вдруг поняла что все может кончиться в любой момент.. И зачем тогда стремиться что- то приобретать , делать например ремонт в доме, покупать машины.. Это и есть наша мирская жизнь... А теперь этого ничего не хочется. Не хочется хорошо выглядите, ведь это не важно .. А мысли о самоубийстве из- за того что очень боюсь боли , уж лучше одним мигом, чем люди лежат годами.. Я знаю, что это смертный грех. Пытаюсь молиться и не думать . Но жизнь как остановилась .. И только боль и страх...Я исповедаюсь и причащаюсь, но облегчения нет.
Спасибо Вам батюшка за терпение кинам грешным.

Ответ:
Здравствуйте, Наталья!
Пока человек жив, он может обратиться к Господу и покаяться в совершенных грехах. Покаяться может и убийца, и насильник. А вот самоубийца покаяться не может — после смерти нет возможности покаяться. В этом и есть самая страшная трагедия самоубийства. Человек остается в будущей жизни с тем отношением к Богу, с которым он ушел из жизни земной. Если человек сознательно (а не по болезни, помрачившей рассудок) собирается совершить самоубийство, это означает, что он не хочет ни терпеть, ни просить у Бога помощи; что свою волю он ставит выше заповедей Божиих, запрещающих самоубийство, что он уже и в Бога не верит. Безусловно, таких людей можно только пожалеть. И, конечно, Сердцеведец Господь, Который лучше кого бы то ни было, знает все обстоятельства, до последнего ищет возможность спасти человека. Но трагедия в том, что не каждый человек хочет и ищет спасения, а без воли человека спасти его не может даже Господь. Советую Вам прочитать повесть почти современного нам писателя К. Льюиса «Расторжение брака». В ней очень наглядно показано, почему некоторые люди не желают спастись, несмотря на все усилия Бога.
Также, помимо страшнейшего греха, самоубийство является социальным преступлением. Человек, совершающий самоубийство приносит большой вред обществу, окружающим. Он наносит непоправимую травму своим родственникам, друзьям, которые всю оставшуюся жизнь будут мучиться, вспоминая самоубийцу и зная, что Церковь не может о нем молиться. Также самоубийца может стать примером для других сомневающихся (чаще подростков, нерелигиозных, переходного возраста). Раньше, людей, пытающихся покончить с жизнью, сажали в тюрьму под строгим надзором, как страшных убийц.
Вы написали, что исповедуетесь и причащаетесь, но не получаете облегчения, Вам следует при личной встрече рассказать священнику о своих намерениях, который окажет Вам необходимую духовную помощь. Также нужно отметить, что возможно, причиной страданий является не грех, но физическая болезнь, сбой в организме, т. н. затяжная депрессия, в этом случае необходимо обращение к врачу.

София 20.04.2016 09:23
И ещё вопрос. Не могу второй год причаститься из-за того,что не могу правильно подготовиться к исповеди. Я никак не выдерживаю трехдневный пост,то конфетку съем,то дома кроие мяса ничего нет.....так и хожу,без исповеди и причастия. Может потому и болезнь моя ухудшается всё сильнее.

Ответ:
Если вы не можете выдержать трехдневный пост перед Причастием, то начните соблюдать пост в среду и пятницу, тогда перед Причастием Вам нужно будет поститься один день, а не три. Помните, что пост является не целью, а средством. Современная жизнь, мегаполис дает человеку безмерные возможности для реализации его поста. Отговорки, что никакой еды кроме мяса нет, поэтому не пощусь, не уместны.

София 20.04.2016 09:20
Здравствуйте батюшка! Прочитала в книжке,которую купила в церкви,что критические дни у женщин не помеха для похода в церковь. Так вот один раз и пока последний я причастилась (имея КД) потом тяжело заболела и уже второй год болею. Так когда женщине можно ходить в церковь,всегда или в те дни только в притворе стоять?

Ответ:
Здравствуйте, София!
«Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил: «Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежд. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
Он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же «приняла Св. Тайны».
Но все же – почему нельзя? Соборного ответа на этот вопрос нет. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:
1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.
2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.
3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.
А вот мнение по этому вопросу известного современного богослова.
Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?
Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».
Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя.
Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали), включенные в Книгу Правил Православной Церкви.
Вы написали, что тяжело заболели после дерзновения подойти ко Святым Дарам во время критических дней и связываете эти два события, Скорее всего Вы правы, Вы не находились в тяжкой болезни с угрозой смерти, также мы не можем утверждать что Ваша или моя вера достигла совершенства, а следовательно Вы поступили неправильно и Вам необходимо поисповедоваться и пройти этап покаяния.

Ксения 18.04.2016 08:28
Добрый день, Батюшка!У меня сын, 10 лет. Как правильно его подготовить к исповеди? Спасибо.

Ответ:
Здравствуйте, Ксения!
После семи лет Церковь считает необходимым Таинство Исповеди для детей, но появляется вопрос, как же подготовить детей этому Таинству.
Основные характерные линии развития ребенка в этом возрасте, так или иначе, связаны с его социализацией. В школе ребенок сталкивается уже с "оценочным" отношением к себе, со стороны учителя, со стороны одноклассников. Это время, когда он учится и сам смотреть на себя со стороны, и ставить перед собой вопросы: а как ко мне относятся другие, каким они видят меня, – и отвечать на них. И ответы эти оказываются далеко не всегда такими, какие хочется услышать ребенку или его родителям.
В связи с этим исповедь в жизни ребенка, в общем-то, появляется своевременно и, безусловно, может стать полезной для взросления и становления ребенка. Правда, если при этом соблюдается несколько условий.
Первое из них – различение добра и зла, плохого и хорошего. На самом деле к семи годам ребенок уже может и должен точно и четко различать, где плохо, а где хорошо. И это происходит не потому, что в день рождения ему эти знания открылись, а потому, что обычно в любой нормальной семье понятия добра и зла прививаются детям с самого малого возраста, с младенчества: "нехорошо драться", "плохо ябедничать", "молодец, помог маме" и т.д. К десяти годам у ребенка нравственная база чаще всего сформирована, и главное в этот момент – не повторение уже пройденных основ, а освоение нового навыка: умения оценить себя в заданной с детства родителями системе координат, ответить на вопросы: "где я?", "с кем я?", "как я поступил?", "так было хорошо или плохо?". Ребенок должен не просто научиться вербализовать свои переживания и представления о добре и зле, а найти в себе мужество увидеть себя честно, оценить себя самостоятельно, без наводящих вопросов и уж тем более – без категоричных готовых ответов родителей. Именно в этом возрасте он этому учится.
Конечно, совершенно справедливо заметить, что в этом возрасте, наверное, еще нельзя говорить о покаянии, но то, что дети уже испытывают жгучее чувство стыда – это несомненно; то, что они переживают свои проступки – тоже. Да, это не покаяние в монашеском смысле, но здесь скорее сказываются особенности детской психики – острое переживание в момент "чрезвычайного происшествия" не может держаться долго, дети быстро выравниваются и к моменту исповеди в храме они приходят уже с пережитым, перегоревшим чувством, и специально "экзальтировать" их, заставляя переживать сделанное для них "давно", не только не нужно, но и вредно. Потому что подобное выжимание эмоций приведет скорее к развитию театральных способностей, притворства и подыгрывания взрослым. Также не менее вредно заставлять ребенка жить с постоянным чувством вины и стыда, возвращать его к собственным проступкам и прегрешениям. Как бы некоторым благочестивым взрослым не казалось благодатным "закреплять" в ребенке покаянное чувство – это глубоко ошибочно (тем более что это и не покаяние, а способ психологического подавления и манипуляции: "Вот ты какой плохой, помни об этом"). Вместо настоящего покаяния это приводит к развитию не только комплекса неполноценности, но и к хроническому самокопанию и самопоеданию, которые ничего общего с покаянием не имеют.
"Разбор полетов", оценка острых, спорных ситуаций – подобные "духовные упражнения" совершаются чуть ли не ежедневно, а не раз в неделю по воскресеньям, это постоянное течение жизни и воспитательного процесса, и, конечно же, ребенок в этом возрасте еще достаточно сиюминутно воспринимает свои проступки. Чаще всего они и не настолько значительны, чтобы уделять им внимание и время, больше необходимого в каждом конкретном случае. И здесь возникает вторая проблема: а что именно ребенок должен "запоминать", чтобы потом донести до исповеди? Должны ли родители на чем-то акцентировать внимание ребенка, и если да – то каким образом?
В вопросе об Исповеди нужно отметить, взрослые должны не только воспитывать своего ребенка (да-да, в православной вере), но и – и это главное – любить и уважать. Поэтому недопустимо использование заранее подготовленных мамой "списков", мимолетных фраз вроде "не забудь сказать об этом священнику".
Ребенок вправе сам – в соответствии со своим уровнем психического и духовного развития – определить, что его тревожит, что он будет исповедовать. И даже когда ребенок напрямую спрашивает, а говорить ли ему о том или об этом на исповеди, лучше оставить за ним право выбора: "А ты как думаешь?" или "Скажи то, что тяготит, за что тебе стыдно", но не более того. Только так ребенок будет расти по-настоящему.

Сергей 16.04.2016 18:29
Здравствуйте батюшка! Я не могу понять почему в жизни зачастую добрым и хорошим людям достаётся тяжёлая судьба, болезни. А люди, которые " шагают по головам" других, злые и т. д... Более удачливы? И я заметил, что это действительно так. Эти люди доживают до старости, видят внуков.. А хорошие часто умирают в расцвете сил или больны... Фраза - пути Господни не исповедимы... Как то получается шаблоном на ответы... А понимание и принятие не приходит ... Спасибо.

Ответ:
Здравствуйте, Мария! Здравствуйте, Сергий!
Вопрос, заданный Вами, действительно, очень серьезен и сложен. Он, естественно, смущает многих, подчас вызывает протесты. И главная причина протеста и вопроса, знаете в чем? За что эти страдания? Обращаю Ваше внимание на постановку вопроса. Мы привыкли все оценивать с точки зрения причинно-следственных отношений юридического порядка. То есть, с точки зрения справедливости, если хотите. Справедливо или не справедливо?
Одного посадили в тюрьму. За что? Он же не виновен. Другой, явный вор и негодяй, разгуливает на свободе. Почему? Где же справедливость? Мы возмущаемся, потому что смотрим на все с этой точки зрения - права, справедливости. То есть, говоря языком философии, хотим ли мы этого или не хотим, но мы постоянно занижаем уровень самого БЫТИЯ, то есть всего того, что существует. Мы считаем, что все наше бытие построено на принципе справедливости. Это и неудивительно. Все внехристианское религиозное и философское сознание, и, увы, даже среди огромного числа людей, искренне считающих себя христианами, к сожалению, строит свои оценки именно на этой почве - правовой, или точнее сказать, юридической. На самом деле, не этот закон является первичным, фундаментальным законом бытия. Именно здесь коренится главная ошибка в самой постановке вопроса.
Каков же основной принцип бытия? Основной закон бытия открыл Христос. Удивительная и неслыханная вещь, но многие христиане почти постоянно забывают об этом. Первичный и фундаментальный закон бытия - это ЛЮБОВЬ, а не правда.
Вот понятный пример. Когда мать бросается в горящий дом и ценой собственной жизни спасает жизнь ребенка. Или когда человек, видя утопающего, бросается ему на помощь и, спасая чужую жизнь, сам погибает. Справедливо они погибли или не справедливо? Чувствуете, какая бессмысленная постановка вопроса? О какой справедливости можно вообще спрашивать в таких ситуациях. Эти люди, даже не задумываясь, пожертвовали своей жизнью, при чем тут правда? "Христос, Праведник, за неправедных пострадал…" (1Пет. 3:18). Все святые отцы подчеркивают эту мысль: если бы только Бог всегда поступал с нами справедливо, то все человечество уже давным-давно было бы осуждено на адские мучения. Но не этот закон, слава Богу, царствует в нашем мире. Вот с этой точки зрения мы уже можем понять и страдания праведников и детей и невинных младенцев. Как же можно понять? Здесь необходимо сопоставить две вещи, которые открывает нам христианская вера:
С христианской точки зрения наша земная жизнь является искрой, кратким мгновением перед лицом величественной, необозримой, беспредельной вечности, той вечной жизни, к которой предназначен человек. Независимо от того, сколько проживет человек, самое ли краткое время или тысячу лет, это одинаково ничтожно в сравнении с вечностью. Человек предназначен к будущей вечной жизни.
Представьте себе такую ситуацию, что вы наблюдаете за жизнью людей сверху и видите такую картину. Два человека, мужчина и женщина, ведут ребенка и приводят его к другому человеку, одетому в белую одежду. Сажают этого ребенка в кресло, крепко привязывают, ребенок истошно орет, а ему открывают рот, и этот человек в белой одежде начинает, о, ужас! сверлом орудовать во рту ребенка. Какой кошмар, это что за палачи и мучители подвергают невинное дитя таким страшным пыткам? А ему говорят, что это папа и мама, которые очень любят свое чадо, лечат ему зубки, чтобы в будущем они не болели.
Или другой человек в белом халате. К нему приходят двое, и он, посмотрев на них, отправляет одного на курорт, к лечебным водам на отдых, а другого немедленно хватают, кладут на стол, острым ножом режут ему живот и еще чего-то там отрезают. Ясно же, что первого он любит сильнее, а второго, наверное, даже ненавидит. По крайней мере, очевидно, что он крайне несправедлив… А оказалось, у первого был хронический гастрит, а у второго острый аппендицит…
Запомните главную мысль, с христианской точки зрения человек предназначен к вечной жизни. Все, что здесь имеет место, является лишь только условиями обретения этой вечной жизни. Для каждого человека эти условия оказываются различными (как и лечение для разных больных из вышеприведенного примера). Мы не знаем индивидуальностей, мы даже самих себя толком не знаем. Скажите, что лучше для Вас, с точки зрения достижения жизни вечной, быть богатым или бедным? Здоровым или больным? Сильным или слабым? Красивым или уродом? Царем или последним нищим? Мы даже сами для себя этого не знаем, можем ли мы судить о других? Справедливы или не справедливы их страдания?
Конечно, бывают такие страдания, что душа холодеет, что невозможно без ужаса даже помыслить, вспомните хотя бы каким страшным пыткам подвергали наших ребят, попавших в плен в недавнюю чеченскую войну… Мы не можем знать причин, почему именно для этого индивидуального человека посылаются именно такие страдания. Но мы точно знаем, что здесь на земле все, даже самые страшные страдания непременно заканчиваются. И по христианскому учению все эти страдания являются залогом вечно-счастливой благодатной жизни, бесконечной радости, которую получает человек в вечности.
С христианской точки зрения "Бог есть любовь" (1Ин. 4:16), и если даже допускает такие страдания, то только в случае полнейшей необходимости для данного человека. Неслучайно апостол Павел пишет: "…я считаю, что страдания нынешнего времени недостойны сравнения с будущей славой, которая должна открыться на нас" (Рим. 8:18). К славе предназначен человек, но в эту славу каждый входит различным образом, через различные терния земных испытаний. Мы не знаем, кому что лучше, но мы точно верим и знаем, что все эти страдания не бессмысленны. А с другой стороны, если нет Бога, нет вечности, то каков смысл всех этих невинных (!) страданий? Игра слепых сил природы, случайность, стечение обстоятельств, безнаказанный произвол человеческой жестокости? Какой, спрашивается, смысл имела жизнь этих невинных страдальцев и их часто жестокие, бесчеловечные мучения? Атеистический ответ только один - никакого!
Второе, что нам открывает Христианство и что имеет отношение к предмету нашего размышления, - это удивительная мысль о том, что все мы, все человечество, вне зависимости от того, любим ли мы или не любим, нравится ли нам или не нравится, но мы все составляем один живой организм. И как в живом теле здоровые члены сострадают больным и восполняют, насколько это возможно, их функции, так и в живом организме человеческого общества происходит подобный же процесс исцеляющего сострадания (хотя многими еще и неосознанного на земле) духовно здоровыми его членами больным. Исцеляющее действие этих страданий носит духовный характер. Сами дети в данный момент его не осознают. Но в жизни вечной им откроется, что Бог через их страдания совершил для их близких, какое благо приобрели они сами этим актом любви. И они вечно будут благодарить Бога за эти страдания.

Не всем детям даются они, но тем, которые окажутся способными принять их как дар Божий, как исключительную возможность пострадать за любимых. Действительно, этими страданиями они помогают очиститься своим ближним, опомниться. Множество людей благодаря страданиям своих и даже чужих детей задумались о смысле этой жизни, вспомнили о неминуемой смерти, пришли к вере в Бога.
Что любовь сильнее смерти - известно. Но истинная любовь - жертвенна, и к ней способны лишь наиболее чистые в духовном отношении люди, среди которых дети - прежде всего. Их страдания подобны тем "невинным" страданиям, на которые идут самоотверженные люди, полагая свою жизнь за других, или отдавая свою кровь, свои здоровые органы, чтобы спасти пострадавшего. Эти люди, охваченные порывом любви, жертвуют, даже не спрашивая, виновен ли пострадавший в своем несчастье или нет и справедливо ли страдать за него. Истинная любовь не знает подобных вопросов. Ее цель одна - спасти человека. Идеал такой жертвенной любви мы находим во Христе, Который, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1 Пет. 3:18).
Смысл невинных страданий может быть понят только при вере в то, что со смертью тела оканчивается не жизнь, но лишь ее серьезный подготовительный этап к вечности, и что ни одно страдание за других не остается без великого и вечного вознаграждения Божия. Апостол Павел писал: …нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18). Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:17-18).
Глубокое духовное объяснение смысла скорбей, болезней, страданий, которым подвергаются праведники, дают святые отцы. Основную их мысль отчетливо выразил св. Исаак Сирин: "Потому попускает Бог, чтобы святые Его искушаемы были всякой печалью… что вследствие искушений приобретают мудрость". "Если желаешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение". И большинство страдающих невинно (по-человечески), в действительности, как золото огнем, очищаются от последних теней грехов и страстей и приобретают еще большее духовное совершенство. Это совершенство духа наполняет их такой любовью и радостью, что они готовы бывают на любые страдания. История христианских подвижников и мучеников - яркое тому подтверждение.
Прп. Исаак Сирин, например, передает: "Агафон сказал: "Желал бы я найти прокаженного и ему отдать свое тело, а себе взять его". Вот совершенная любовь". Сам же прп. Исаак сказал: "Достигших совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим".
Итак, можно видеть, что вопрос о т.н. невинных страданиях, свидетельствующих на первый взгляд против бытия Бога-Любви, происходит из непонимания природы этих страданий и попытки их осмысления с правовой, юридической точки зрения, с позиции их "незаконности", "несправедливости". В действительности же, данный вопрос уясняется лишь с признанием любви в качестве высшего закона жизни и веры в вечную жизнь. Они открывают глубокий смысл всех человеческих бед, нравственное величие страданий друг за друга, и особенно страданий праведника за неправедных.

*Имя:


E-mail:


*Текст:



Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!