Вторая седмица по Пасхе. 27 апреля — 3 мая

Виленская-Остробрамская икона Божией Матери

27 апреля

Понедельник

14 апреля по старому стилю

Поста нет

Свт. Мартина исп., папы Римского (655). Мч. Ардалиона (IV). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (341).

Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Св. Александра исп., пресвитера (1941).

Виленской и Виленской-Остробрамской икон Божией Матери.

Деяния святых апостолов

Моисéй ýбо ко отцéмъ речé: я́ко прорóка вáмъ воздви́гнетъ Госпóдь Бóгъ вáшъ от брáтiи вáшея, я́ко менé: тогó послýшайте по всемý, ели́ка áще речéтъ къ вáмъ: бýдетъ же, вся́ка душá, я́же áще не послýшаетъ прорóка óнаго, потреби́тся от людíй.

Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.

Евангелие от Иоанна

И въ трéтiй дéнь брáкъ бы́сть въ кáнѣ Галiéйстей: и бѣ́ Мáти Иисýсова тý. Звáнъ же бы́сть Иисýсъ и ученицы́ егó на брáкъ. И недостáвшу винý, глагóла Мáти Иисýсова къ немý: винá не и́мутъ. Глагóла éй Иисýсъ: чтó éсть мнѣ́ и тебѣ́, жéно? не ý прiи́де чáсъ мóй. Глагóла Мáти егó слугáмъ: éже áще глагóлетъ вáмъ, сотвори́те.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Мученик Сухий Месукевийский

28 апреля

Вторник

15 апреля ст.ст.

Поста нет

Радоница. Поминовение усопших.

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Сщмч. Александра пресвитера (1930).

Деяния святых апостолов

Бы́сть же наýтрiе собрáтися князéмъ и́хъ и стáрцемъ и кни́жникомъ во Иерусали́мъ, и áннѣ архiерéю и каiáфѣ и Иоáнну и Алексáндру, и ели́цы бѣ́ша от рóда архiерéйска: и постáвльше и́хъ посредѣ́, вопрошáху: кóею си́лою или́ кóимъ и́менемъ сотвори́сте сié вы́? Тогдá пéтръ, испóлнився Дýха свя́та, речé къ ни́мъ: кня́зи лю́дстiи и стáрцы Изрáилевы, áще мы́ днéсь истязýеми есмы́ о благодѣя́нiи человѣ́ка нéмощна, о чесóмъ сéй спасéся, разýмно бýди всѣ́мъ вáмъ и всѣ́мъ лю́демъ Изрáилевымъ, я́ко во и́мя Иисýса Христá назорéа, егóже вы́ распя́сте, егóже Бóгъ воскреси́ от мéртвыхъ, о сéмъ сéй стои́тъ предъ вáми здрáвъ:

На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Евангелие от Иоанна

Тáко бо возлюби́ Бóгъ мíръ, я́ко и Сы́на своегó единорóднаго дáлъ éсть, да вся́къ вѣ́руяй въ óнь не поги́бнетъ, но и́мать живóтъ вѣ́чный. Не послá бо Бóгъ Сы́на своегó въ мíръ, да сýдитъ мíрови, но да спасéтся и́мъ мíръ. Вѣ́руяй въ óнь не бýдетъ осуждéнъ: а не вѣ́руяй ужé осуждéнъ éсть, я́ко не вѣ́рова во и́мя единорóднаго Сы́на Бóжiя.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя.

Ильинская-Черниговская икона Божией Матери

29 апреля

Среда

16 апреля ст.ст.

Разрешается рыба

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и иных (258).

Икон Божией Матери Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692).

Деяния святых апостолов

Ви́дяще же Петрóво дерзновéнiе и Иоáнново и разумѣ́вше, я́ко человѣ́ка некни́жна естá и прóста, дивля́хуся, знáху же и́хъ, я́ко со Иисýсомъ бѣ́ста: ви́дяще же исцѣлѣ́вшаго человѣ́ка съ ни́ма стоя́ща, ничтóже имя́ху проти́ву рещи́. Повелѣ́вше же и́ма вóнъ изъ сóнмища изы́ти, стязáхуся дрýгъ со дрýгомъ, глагóлюще: чтó сотвори́мъ человѣ́кома си́ма? я́ко ýбо нарóчитое знáменiе бы́сть и́ма, всѣ́мъ живýщымъ во Иерусали́мѣ я́вѣ, и не мóжемъ отврещи́ся: но да не бóлѣе прострéтся въ лю́дехъ, прещéнiемъ да запрети́мъ и́ма ктомý не глагóлати о и́мени сéмъ ни еди́ному от человѣ́къ.

Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки. И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, говоря: что́ нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.

Евангелие от Иоанна

Я́коже бо Отéцъ воскрешáетъ мéртвыя и живи́тъ, тáко и Сы́нъ, и́хже хóщетъ, живи́тъ. Отéцъ бо не сýдитъ ни комýже, но сýдъ вéсь дадé сы́нови, да вси́ чтýтъ Сы́на, я́коже чтýтъ Отцá. А и́же не чти́тъ Сы́на, не чти́тъ Отцá послáвшаго егó. Ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко слýшаяй словесé моегó и вѣ́руяй послáвшему мя́ и́мать живóтъ вѣ́чный, и на сýдъ не прiи́детъ, но преи́детъ от смéрти въ живóтъ.

Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

30 апреля

Четверг

17 апреля ст.ст.

Поста нет

Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мч. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536).

Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Св. Михаила исп., пресвитера (1935). Сщмч. Феодора пресвитера (1942).

Деяния святых апостолов

Предстáша цáрiе зéмстiи, и кня́зи собрáшася вкýпѣ на Гóспода и на Христá егó. Собрáшася бо вои́стинну во грáдѣ сéмъ на святáго óтрока твоегó Иисýса, егóже помáзалъ еси́, И́родъ же и понтíйскiй пилáтъ съ язы́ки и людьми́ Изрáилевыми, сотвори́ти, ели́ка рукá твоя́ и совѣ́тъ твóй преднаречé бы́ти: и ны́нѣ, Гóсподи, при́зри на прещéнiя и́хъ и дáждь рабóмъ твои́мъ со вся́кимъ дерзновéнiемъ глагóлати слóво твоé, внегдá рýку твою́ прострéти ти́ во исцѣлéнiя, и знáмениемъ и чудесéмъ бывáти и́менемъ святы́мъ óтрока твоегó Иисýса.

Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

Евангелие от Иоанна

Ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко слýшаяй словесé моегó и вѣ́руяй послáвшему мя́ и́мать живóтъ вѣ́чный, и на сýдъ не прiи́детъ, но преи́детъ от смéрти въ живóтъ. Ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко грядéтъ чáсъ, и ны́нѣ éсть, егдá мéртвiи услы́шатъ глáсъ Сы́на Бóжiя, и услы́шавше оживýтъ. Я́коже бо Отéцъ и́мать живóтъ въ себѣ́, тáко дадé и сы́нови живóтъ имѣ́ти въ себѣ́ и о́бласть дадé емý и сýдъ твори́ти, я́ко Сы́нъ человѣ́чь éсть.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

Виктор Никомидийский

1 мая

Пятница

18 апреля ст.ст.

Разрешается рыба

Прп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита (ок. 820-850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815-820).

Мч. Иоанна Нового из Янины (1526). Сщмч. Виссариона пресвитера (1918). Прмц. Тамары (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Деяния святых апостолов

Мýжъ же нѣ́кiй, Анáнiа и́менемъ, съ сапфи́рою женóю своéю, продадé селó и утаи́ от цѣны́, свѣ́дущей и женѣ́ егó: и принéсъ чáсть нѣ́кую, предъ ногáми апóстолъ положи́. Речé же пéтръ: Анáнiе, почтó испóлни сатанá сéрдце твоé солгáти Дýху святóму и утаи́ти от цѣны́ селá? сýщее тебѣ́ не твоé ли бѣ́, и продáное не въ твоéй ли влáсти бя́ше? чтó я́ко положи́лъ еси́ въ сéрдцы твоéмъ вéщь сiю́? не человѣ́комъ солгáлъ еси́, но Бóгу. Слы́шавъ же Анáнiа словесá сiя́, пáдъ и́здше: и бы́сть стрáхъ вели́къ на всѣ́хъ слы́шащихъ сiя́.

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

Евангелие от Иоанна

И послáвый мя́ Отéцъ сáмъ свидѣ́телствова о мнѣ́. Ни глáса егó нигдѣ́же слы́шасте, ни видѣ́нiя егó ви́дѣсте, и словесé егó не и́мате пребывáюща въ вáсъ, занé, егóже тóй послá, семý вы́ вѣ́ры не éмлете. Испытáйте писáнiй, я́ко вы́ мнитé въ ни́хъ имѣ́ти живóтъ вѣ́чный: и тá сýть свидѣ́телствующая о мнѣ́. И не хóщете прiити́ ко мнѣ́, да живóтъ и́мате. Слáвы от человѣ́къ не прiéмлю, но разумѣ́хъ вы́, я́ко любвé Бóжiя не и́мате въ себѣ́.

И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

Матрона Московская

2 мая

Суббота

19 апреля ст.ст.

Поста нет

Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (IX). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Никифора игумена.

Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934). Блж. Матроны Московской (1952).

Деяния святых апостолов

Слы́шавше же внидóша по ýтреницѣ въ цéрковь и учáху. Пришéдъ же архiерéй и и́же съ ни́мъ, созвáша собóръ и вся́ стáрцы от сынóвъ Изрáилевыхъ и послáша во узи́лище, привести́ и́хъ. Слуги́ же шéдше не обрѣтóша и́хъ въ темни́цѣ, возврáщшежеся возвѣсти́ша, глагóлюще, я́ко темни́цу ýбо обрѣтóхомъ заключéну со вся́кимъ утверждéнiемъ и блюсти́тели стоя́щыя предъ двéрьми: отвéрзше же, внýтрь ни еди́наго обрѣтóхомъ. Я́коже слы́шаша словесá сiя́ архiерéй же и воевóда церкóвный и первосвящéнницы, недоумѣвáхуся о ни́хъ, чтó ýбо бýдетъ сié. Пришéдъ же нѣ́кто возвѣсти́ и́мъ, глагóля, я́ко сé, мýжiе, и́хже всади́сте въ темни́цу, сýть въ цéркви стоя́ще и учáще лю́ди.

Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.

Евангелие от Иоанна

Я́ко пóздѣ бы́сть, снидóша ученицы́ егó на мóре, и влѣзóша въ корáбль, и идя́ху на о́нъ пóлъ мóря въ капернаýмъ. И тмá áбiе бы́сть, и не ý бѣ́ пришéлъ къ ни́мъ Иисýсъ. Мóре же, вѣ́тру вéлiю дыхáющу, воздвизáшеся. Грéбше же я́ко стáдiй двáдесять пя́ть или́ три́десять, узрѣ́ша Иисýса ходя́ща по мóрю и бли́зъ корабля́ бы́вша, и убоя́шася. О́нъ же глагóла и́мъ: áзъ éсмь, не бóйтеся. Хотя́ху ýбо прiя́ти егó въ корáбль: и áбiе корáбль бы́сть на земли́, въ ню́же идя́ху.

Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

Жены-мироносицы у Гроба Господня

3 мая

Воскресенье

20 апреля ст.ст.

Поста нет

Святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

Прп. Феодора Трихины (400). Свтт. Григория (593), Анастасия I Синаита (599) , Патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (695).

Блгв. Тамары, царицы Грузинской (XIII). Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свт. Николая, еп. Охридского и Жичского (1956). (Серб.) Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

Деяния святых апостолов

Во днéхъ же си́хъ, умнóжившымся ученикóмъ, бы́сть роптáнiе éллиновъ ко Еврéомъ, я́ко презирáемы бывáху во вседнéвнѣмъ служéнiи вдови́цы и́хъ. Призвáвше же дванáдесять мнóжество учени́къ, рѣ́ша: не угóдно éсть нáмъ, остáвльшымъ слóво Бóжiе, служи́ти трапéзамъ: усмотри́те ýбо, брáтiе, мýжы от вáсъ свидѣ́телствованы сéдмь, испóлнены Дýха свя́та и премýдрости, и́хже постáвимъ надъ слýжбою сéю: мы́ же въ моли́твѣ и служéнiи слóва пребýдемъ.

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

Евангелие от Марка

И минýвшей суббóтѣ, Марíа Магдали́на и Марíа Иáковля и Саломíа купи́ша аромáты, да пришéдшя помáжутъ Иисýса. И зѣлó заýтра во еди́ну от суббóтъ прiидóша на грóбъ, возсiя́вшу сóлнцу, и глагóлаху къ себѣ́: ктó отвали́тъ нáмъ кáмень от двéрiй грóба? И воззрѣ́вшя ви́дѣша, я́ко отвалéнъ бѣ́ кáмень: бѣ́ бо вéлiй зѣлó. И вшéдшя во грóбъ, ви́дѣша ю́ношу сѣдя́ща въ десны́хъ, одѣ́яна во одéжду бѣлý: и ужасóшася. О́нъ же глагóла и́мъ: не ужасáйтеся: Иисýса и́щете назаряни́на распя́таго: востá, нѣ́сть здѣ́.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь.

 

Православие.ру