Русская православная церковь
Храм прп. Серафима Саровского в Дегунино
СЕРАФИМОВСКИЙ ЛИСТОК №3
(август 2015 г.)
1 августа Празднование обретения мощей преподобного Серафима Саровского и всея России Чудотворца. Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю Вас с этим праздником.
Настоятель храма иерей Виктор Герасимов.
НАСТАВЛЕНИЯ И ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА
Радость моя! Нет нам дороги унывать! Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественное откровение. Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему, - вот престол, на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. Смысл жизни — в стяжании Святого Духа Божия, того дыхания жизни, благодаря которому человек выше всех творений и подобен Богу. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величие Божие, а потому и должны со смирением просить у Господа оставление долгов наших. Возложи упование на Бога и проси Его помощи, да умей прощать ближних своих — и тебе дастся всё, о чём ни попросишь. Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и говорить вместе с пророком Давидом: Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу (Пс. 113,9). Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, ее вдруг не съесть. Не должно судить никого, ибо неизвестно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели. Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на этой земле, ибо душой и умом, в своем стремлении к Богу, созерцает Его одного. Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела со Ангелами возлетит, как бы от чужой страны на родину. Если мы будем, сколько есть сил, стараться все исполнить, тогда можно надеяться, что воссияет свет Божественный в душах наших, открывающий нам путь к Горнему Иерусалиму. Ты только всеми мерами старайся приблизить себя к Господу, а Господь готов сделать тебя из человека - Ангелом.
Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Возлюбим смирение — и увидим славу Божию, ибо где истекает смирение, там и слава Божия источается. Должно стараться скрывать в себе сокровище дарований; в противном случае — потеряешь и не найдешь. Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно по слову Божию действовать должно, по слову: Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2, 30), потому что путь уже открылся. Батюшка Серафим советовал не откладывать Причащение из-за ложных помыслов, потому что «благодать, даруемая нам Причащением, так велика, что как бы ни недостоин, как бы ни грешен был человек, но лишь бы только в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, благодатию Христовой он все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется. грешен был человек, но лишь бы только в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, благодатию Христовой он все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется.
По материалам православного календаря 2015 года «Радость моя! Нет нам дороги унывать»
ПАЛОМНИЧЕСТВО
Продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с жизнью нашего прихода. 5 июля состоялась чудесная однодневная поездка в Тверскую область. Двадцать прихожан посетили города с богатой историей, а порой - трагической судьбой.
Первым был город Калязин, расположенный на реке Волге возле устья реки Жабни. Город одинокой красавицы-колокольни, безмолвно осеняющей Калязин из глади волжских вод. И жизнь, и слава города связана с именем святого-чудотворца Макария Калязинского. Вокруг монастыря, заложенного святым Макарием в XV веке, и расцвел купеческий Калязин. Через него проходили все торговые суда, идущие по Волге. В нем останавливался великий путешественник Афанасий Никитин во время своего странствия в Индию. Самые трагичные моменты в истории Калязина - сороковые годы двадцатого столетия. Под воды Угличского водохранилища ушли почти две трети цветущего города. Калязин отныне – русская Атлантида, еще ее называют Русской Венецией. Исторический центр города, многие улицы, торговая площадь – исчезли в бездонной глубине рукотворного моря. Осталась только колокольня Никольского собора. Она уцелела чудом — просто в то время ее не успели разобрать из-за раннего половодья. Местные власти использовали колокольню сначала для тренировок парашютистов, затем как навигационный знак. Сейчас колокольня стала местом посещения паломников. Летом сюда приплывают на лодках, а зимой.
приходят пешком по льду. Часть первого этажа залита водой и для приостановления дальнейшего разрушения вокруг нее насыпали маленький островок. Сегодня красавица-колокольня – всемирно известный символ Калязина, своеобразный памятник человеческой стойкости и одновременно – бездушию и безбожию. Ведь, как выясняется, большинство построек и монастырей Калязина можно было сохранить!
В величественном Богоявленском храме, построенном в 1781 году, сегодня располагается Краеведческий музей, который мы посетили в первую очередь. Именно здесь можно оценить, насколько красив и богат был Калязин до затопления. Мы увидели фотографии, документы, послушали интересный рассказ экскурсовода. Здание церкви от разорения и участи овощехранилища спас местный житель, историк, неравнодушный человек И. Ф. Никольский, создав в ней музей. Завершилось наше паломничество в Калязин посещением храма Вознесения Господня, построенном в 1783 году. В нем пребывают в дубовой раке под сенью мощи святого Макария Калязинского. Макария в миру звали Матвеем. Он родился в 1402 г. в семье кашинских бояр Кожиных. Пострижен был в Кашинском Клобуковом монастыре. Ещё при жизни его считали святым, ибо получил он от Бога великий дар прозрения и чудесных исцелений.
Недалеко от Калязина расположен Кашин – другой город Тверской губернии, в который лежал наш дальнейший путь. Если бы мы смогли взлететь и взглянуть на Кашин с высоты, то увидели бы под собой настоящее чудо. Река Кашинка, прихотливо петляя вокруг небольшого городка, образует точный силуэт сердца. Именно внутри этого «сердца», как в природной чаше, среди непроходимых лесных дебрей, и родился когда-то этот чудо-городок. Кашин – один из древнейших городов Тверской земли, он «ровесник» начала освоения здешних мест славянами, а оно началось еще в IX-X веках. Наша программа предполагала посещение Николаевского Клобукова монастыря, который связан и с именем святого Макария. Это место явилось своеобразным «мостиком» между двумя городами, объединенных личностью одного святого. После экскурсии по монастырю, поклонения святыням и мощам угодников Божиих, в монастырской трапезной нас ждал вкусный обед: разнообразная, приготовленная с любовью, постная еда. Далее мы отправились в Воскресенский собор. Этот белоснежный, величественный красавец высится на самом острие «кашинского сердца». Это один из самых грандиозных соборов всей Тверской области. Именно в нем до 1930 года покоились мощи святой покровительницы города - Анны Кашинской. Когда паломники поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице, душа замирала: ведь высота ажурной колокольни - 76 метров! С этой высоты мы насладились прекрасным видом: город Кашин лежал как на ладони! Кульминацией нашего паломничества стало поклонение мощам благоверной Анны Кашинской в соборе Вознесения Господня. Русская святая, преподобная прославилась своей добротой, мудростью и христианским подвигом еще в 14 веке. Княгиня и по настоящее время является одной из достопочтимых святых, к ней обращаются православные со всего мира в самых различных нуждах. Преподобная олицетворяет собой образ преданной жены и любящей матери. Поэтому принято считать, что она особенно помогает в семейной жизни. Поклониться ее мощам до сих пор приходят тысячи супружеских пар, чтобы попросить мира и согласия в семье. Наша группа паломников благоговейно, нараспев прочитала акафист этой великой святой, и все приложились к ее чудотворным мощам. В заключение хотелось бы выразить благодарность организаторам за это чудесное путешествие по русской провинции. Это путешествие – еще один драгоценный вклад в копилку воспоминаний. Воспоминаний, осененных прикосновением к святыням древних русских городов и согретых теплом сердец их жителей. Теплом, которого катастрофически не хватает в нашем суетном мире.
Дарья Мельниченко, Нина Замотина.
ГОТОВИМСЯ К УСПЕНСКОМУ ПОСТУ
Игумен Герман (Кондратьев). Размышления об Успенском посте.
14 августа теплая беззаботность лета ежегодно сменяется трудами Успенского поста. Как бы легким прохладным ветерком он веет на наши разгоряченные летними жаркими днями сердца и умы.
Успенский пост известен христианам с древних времен. Упоминания о нем встречаются с середины V века, однако продолжительность этого поста письменно нигде не была зафиксирована. По этой причине на Константинопольском Соборе 1166 года был официально установлен его период – с 14 по 28 августа. Необходимость внесения ясности в вопрос Успенского поста возникла вследствие того, что в разных областях строгость и сроки его соблюдения существенно различались, и не последнюю роль в эту путаницу вносило празднование дня Преображения Господня. Бытовало мнение, что величественность Господского праздника позволяла вкушать в этот день не только рыбу, но в некоторых местах сыр и яйца, а кое-где даже мясную пищу. Причем продолжительность таких послаблений иногда достигала 4-х дней. На Русскую землю Успенский пост пришел уже в утвержденном виде и здесь, наверное, стоить отметить, что его начало было тесно связано с празднованием Крещения Руси, ведь по дошедшим до нас хроникам святой равноапостольный князь Владимир «крестися… августа 1» (по современному календарю 14).
Соблюдение Успенского поста играет важную роль в жизни христианина. Святой Симеон Солунский указывает нам, что соблюдать его мы должны в подражание Пресвятой Богородице, которая заранее получив ангельское известие о своей кончине, проводила последние дни своей земной жизни в строгом посте и молитвах. По словам святителя, говея в эти дни, мы побуждаем Пречистую Деву к сугубой молитве о нас, молитве, которой Она была верна всю свою жизнь. Также святой Симеон призывает нас в дни Успенского поста особо размышлять о смысле церковных праздников, которые следуют за его началом: о днях Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало своё Успенский пост полагает от дня Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Как твёрдо установившийся, этот праздник известен с IX века. На православном Востоке, а именно в Константинополе, месяц август был печально известен множеством инфекций, которые в этот, особенно жаркий период года, возникали с особенной частотой и подчас принимали угрожающие объёмы, собирая страшную жатву в сотни и тысячи жизней. Чтобы предотвратить возникновение болезней, а часто и остановить уже их распространение, Святой Православной Церковью был установлен обычай принимать части Животворящего Креста Господня из императорской сокровищницы и с Крестным ходом, совершая молебны и водосвятия, обносить их по улицам Константинополя, призывая на помощь силу человеколюбия Божия. Древо Креста Христова некогда было обретено в Иерусалиме святой равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина Великого, привезено ею в столицу и с тех пор хранилось там как великая драгоценность. Так, по историческим событиям, и установилось название этого праздника. На просторах Руси этот день получил название «Медового Спаса», поскольку было замечено, что с середины августа пчелы больше не собирали мед в соты, полностью завершив свои приготовления к суровому зимнему времени. Так как бортничество, или, по-современному – пчеловодство, было важной составляющей быта русского человека и значимым экономическим фактором торговли, в этот день совершалось освящение мёда нового урожая. 19 августа – праздник Преображения Господня. В этот день Православная Церковь вспоминает как некогда на горе (согласно Священному Преданию – на Фаворе) Господь Иисус Христос таинственно преобразился перед своими учениками, являя Своё Божественное величие и славу. Также апостолы стали свидетелями явления перед Господом пророков Моисея (умершего) и Илии (взятого живым на небо в огненной колеснице), что, по словам святителя Иоанна Златоуста, утверждает власть Христа над живыми и мёртвыми, над небом и землёй. Услышав из облака (Святого Духа) глас Бога Отца ученики стали очевидцами откровения всех Лиц Святой Троицы. По мнению святителя Иоанна, Своим Преображением Христос показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Вряд ли о Преображении можно сказать поэтичней святого Ефрема Сирина: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освященного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». В праздник Преображения с древности принято освящать созревшие виноградные гроздья, как сырьё для приготовления вина, которое будет использоваться на Божественной литургии для преосуществления в Кровь Христову. Там же, где виноград не столь распространен, например, по климатическим возможностям, как в северных областях нашей страны, принято приносить к освящению яблоки и другие плоды, созревшие к этому времени. По этим причинам народное название этого праздника – «Яблочный Спас». Большую озабоченность вызывает тот факт, что в жертву «народности» приносится глубокий духовный смысл этих дней. Какая польза человеку, не несущему благих трудов Успенского поста, по обычаю, приносить к освящению в храм мёд и плоды (что является лишь нашим выражением дара Богу от благословлённой Им природы), только этим и ограничивая свою христианскую (если уместно здесь это слово) жизнь? Что за радость дожидаться народных гуляний и ярмарок в эти дни, забыв о воздержании, которое следует хранить ради небесного заступничества Пречистой Девы? Может быть, чтоб побудить себя к Богородичному посту, стоит вспомнить, что это в Её материнский лик мы с надеждой вглядываемся в дни тяжёлых жизненных испытаний…
ПОДГОТОВКА К ПРЕСТОЛЬНОМУ ПРАЗДНИКУ
О том, как, прихожане нашего храма готовились к престольному празднику, расскажет Нина Замотина, а на фотографиях, выполненных Львом Сорокиным, вы можете увидеть, как это было.
Для нашего прихода 1 августа – особый день. Это престольный праздник нашего храма. В этот день верующие вспоминают жизненный подвиг преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца, прославляют обретение его мощей. В Дегунино этот праздник отмечается впервые, так как первое богослужение в храме прошло в декабре 2014 года. Вспоминая, как начиналась жизнь прихода, с радостью можно заметить, что очень многое сделано: расцветает храм, обихаживается территория, увеличивается количество прихожан. Огромная работа была проведена братией по изготовлению и установке купола звонницы. Все делалось по благословению нашего дорогого батюшки, отца Виктора. Сначала был изготовлен сам купол, затем его украшали чешуйками, покрывали лаком, водружали крест. Вся эта непростая, кропотливая работа благополучно завершилась, и теперь два купола на храме и на звоннице прекрасно дополняют друг друга и радуют глаз, а колокольный звон врачует души. Голос колокола всегда был и будет понятен «без слов», ведь он взывает к человеческой Душе!
Дорога к храму и вокруг него теперь добротно, красиво вымощена брусчаткой. Несколько дней мужчины нашего прихода трудились не покладая рук. При входе в храм, в притворе, сделана стяжка и уложена плитка. Смонтирована аудиосистема для трансляции богослужений на улицу. Можно ознакомиться и с последними новостями – при входе на территорию храма оформлен информационный стенд. К радости малышей и их родителей появилась детская площадка. Ее собрали члены молодежного движения нашего храма, которые, занимались установкой, не жалея времени, и постарались все детали тщательно закрепить. Вокруг храма разбиты цветники. Это лето щедро на влагу: все растения прижились и пышно расцвели, особенно розы. Конечно, в этом им помогли и добрые руки наших прихожанок. Несмотря на то, что объем работ по благоустройству территории был значительным, благодаря Богу, многое удалось привести в порядок, территория около храма преобразилась и обрела ухоженный вид. В заключение приведем слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».
Н. Замотина