Русская православная церковь
Храм преподобного Серафима
Саровского в Дегунино
СЕРАФИМОВСКИЙ ЛИСТОК №7
(май 2016 г.)
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
В эти Святые дни хочется разделить с вами радость и поздравить с Праздником праздников и Торжеством из торжеств – Светлым Христовым Воскресением!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Песнопение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» — тропарь Пасхи — это своего рода «визитная карточка» праздника. Тропарем в церковной традиции называется краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, первый раз звучит в пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей. Закрытые двери храма обозначают «гроб затворенный» — погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя. На рассвете первого дня после субботы (теперь этот день недели мы называем воскресеньем в память о воскресении Христа), когда жены-мироносицы подошли ко гробу, чтобы помазать благовониями тело своего Учителя и Господа, оказалось, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру погребения, отвален. Гроб пуст: в нем лишь погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисуса Христа. Сам же Христос воскрес! Радостная песнь «Христос Воскресе…» многократно повторяется в церковных Богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи. Весть о воскресении Спасителя возвещается всем народам во всех уголках земли, и в православных церквах можно услышать пение тропаря Пасхи на разных языках.
В своей проповеди святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассуждал о смысле тропаря Пасхи: «Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для нехристиан, вызывающий даже их насмешки. Огонь может ли быть потушен огнем? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет. Подобное подобным не уничтожается, а только противоположным. Огонь угашается водой, тьма разгоняется светом, зло побеждается добром. И, тем не менее, вопреки этому всеобщему закону, Христос Своею смертью попрал смерть. Какую смерть? Духовную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от Христа-Бога, Который есть Любовь, Путь, Истина и Жизнь. Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины, и предпочтение ему другого пути – пути зла, ненависти и лжи. А этот путь от диавола, врага Христова, ибо он есть отец лжи, ненависти и зла. Итак, духовная смерть от диавола. Эту смерть попрал Христос безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной, излившимся с креста Голгофского. Ненависть диавола к роду человеческому побеждена любовью Божией к нему. И так, не нарушен всеобщий закон, по которому подобное не может быть преодолено подобным, а только противоположным, и истинно то, что Христос Своей смертью попрал смерть. Крестом Христовым связан князь, господствующий в воздухе (Ефес. 2, 2), и возлюбившим Христа дана сила для борьбы с ним и могучая защита от него. Не менее удивительна и вторая часть тропаря: "и сущим во гробех живот даровав". Не только удивительна, но и Божественным светом драгоценнейшей надежды озаряет сердца наши. Если Христос воскрес, то мы воскреснем в телах наших. Ибо Он воскрес из мертвых, как первенец из умерших, положив начало всеобщему воскресению. "Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 21-22). Итак, не только духовную, но и телесную смерть упразднил Христос Своим крестом и воскресением. Но это уже всецело дело всемогущества Божия, и нам нет надобности рассуждать об этом по законам природы, ибо и они созданы Творцом всего, и Он волен действовать не по ним, а по неведомым нам законам Его Божественного ума и воли. Приидите же, поклонимся и припадем ко Христу, избавившему нас от смерти духовной и уничтожения телесного». Аминь.
По материалам сайта: http://www.pravoslavie.ru/
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ:
КАК ПРАЗДНОВАЛИ ПАСХУ НА РУСИ
Пасха – самый большой православный праздник. Слово «пасха» в переводе с греческого означает «избавление». Празднование Пасхи было установлено еще в апостольские времена. На Руси было введено в конце Х века, и, согласно восточной традиции, стало главным событием года. С самого начала Пасха отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви». Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома. Иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 г., писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день. Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней к ряду». Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей.
Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх. На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Батюшки ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иерусалим. Пасхальные гуляния начинались лишь после того, как молебны были отслужены. «Взрослые «гостюют» друг у друга, разговляются, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера», – свидетельствуют историки. Звонить в колокола было излюбленным пасхальным развлечением: «В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных». Ещё одной любимой забавой было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов. Кстати, когда-то и хороводы на Пасху водить не разрешалось, так как это считалось языческим обрядом. Но позже именно с Пасхи начинались хороводы. Зато не бывало Пасхи без качелей. В каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. И, конечно, трудно себе представить это светлый праздник без гостей. На Пасху было принято обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. Историки указывают, что в этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей. Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы.
По материалам сайта: http://www.devushkino.ru
ПОЧЕМУ НА ПАСХУ НЕ СТОИТ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ
Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть умерших. Большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на кладбище вместо посещения храма. Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против усопших, а потому, что церковный устав предоставляет другие дни (родительские субботы, дни преставления, поминание годовщины со дня смерти и т.д.) для посещения кладбищ и заупокойных молитв. Иерей Виталий Свиридов в журнале «Нескучный сад» поясняет: Священноисповедник, епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) в книге "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви" так пишет о Пасхе: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти». На пасхальном богослужении читается слово святителя Иоанна Златоуста, где говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Идти в этот день на могилы значит не верить в Воскресение. Для покаяния у христиан было шесть недель Великого поста и Страстная седмица, так что люди должны радоваться в конце такого сложного пути, а не скорбеть. В советское время посещение кладбищ на Пасху объяснялось тем, что огромное количество храмов было закрыто, людям негде было помянуть близких. И вместо поминания в храме - на проскомидии, панихиде или литии - появился этот обычай, можно сказать - ритуал: поминать на кладбище, совместив память о близких со своеобразной поминальной трапезой, да еще и обязательно с напитками. Кладбище как бы заменило посещение храма. Протоиерей Димитрий Смирнов считает, что обычай ходить на Пасху на кладбище - советская традиция, которая отчасти связана с дореволюционной практикой, но она не имеет ничего общего с христианством. Он возник в Российской империи, когда большинство наших предков были крестьянами, и на богослужение ходили из деревень в сёла, где чаще всего был и храм и погост. «Населенный пункт, даже если он состоял из десяти дворов, но имел храм, назывался селом. А если было хоть тысячу дворов, но не было храма— назывался деревней. Из окрестных деревень люди приходили на Пасху в село с куличами, пасхами и яйцами. Потому что прийти в храм в Великую субботу, как мы, горожане, а потом ещё раз прийти на Пасху по грязи, которая бывает на дорогах в апреле, было невозможно! После праздничной службы священник совершал освящение пасхальной снеди. Куда с куличом идти после службы? Домой за несколько вёрст ночью? Электричества то не было! И люди шли на могилку к родственникам, даже в темноте со свечечкой они её находили.
Что такое могилка русская? Это деревянный крестик и холмик— место, которое может играть роль стола. Из платочка вынимали кулич, яйца и пасху. Платочек служил скатертью, на него клали еду и разговлялись. И это повторялось ежегодно». Как видим, христианских корней у традиции пасхальных посещений кладбища нет. Обычай непременно ходить на Пасху на кладбище укрепился и при советской атеистической власти. «После революции священников и тех крестьян, которые эти обычаи осуществляли в течение сотен лет, перестреляли, воскресно-приходские школы закрыли, все книги сожгли, – отметил отец Димитрий. – У некоторых из них остались дети. И когда старики вымерли, эти дети из христианства забыли всё: молитвы, Евангелие, но помнили, что на Пасху они были на кладбище и там ели кулич и пасху. Таким образом возник этот советский обычай, во что бы то ни стало ходить на Пасху на кладбище. Люди думали, что это христианский обычай. Но это совсем не так». А сейчас, когда храмы открыты, эта традиция советского времени не может быть оправдана. Нужно восстановить церковную традицию: в этот день необходимо прийти в храм и прославить Светлое Христово Воскресение. Для посещения кладбищ Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость). Этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели, т. е на 9 день. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.) Радоница отмечалась на христианских кладбищах уже в древности: верующие приходили поделиться пасхальной радостью с родственниками. Христианин не должен углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Нина Замотина
ПАСХА В ЛАГЕРЕ
(О ЦЕРКВИ В ГОДЫ ГОНЕНИЙ)
В пасхальные дни неплохо вспоминать и такие пасхальные истории... Почитаешь - и поймёшь, как же нам сейчас хорошо...
"В 1934 году наступила Пасха. Перед этим побывал у о. Михаила сын. И привез ему творог, яйца, куличик... Под Пасху собрались в комнатке у дневального два священника, четверо верующих стариков. Отец Михаил шепотком служил заутреню, а потом поставили на стол куличик, творог, яйца. Отец Михаил благословил трапезу. И в это самое время ворвались надзиратели (кто-то "стукнул"). Как звери набросились они прежде всего на кулич, яйца и пасху. Приказав священникам и верующим старичкам следовать за собой, на их глазах все это бросили в уборную, а затем всех отвели в карцер. Все были в унынии и смущении. Только отец Михаил своим прекрасным голосом пел пасхальные песнопения. На другой день радио Беломоро-Балтийского канала передало сообщение о поповско-кулацкой провокации. Ожидали второго срока. Но обошлось". Обошлось, правда, всего на три года. В 1937 г. отец Михаил был расстрелян в Карелии, под Медвежьегорском за то, что и в лагере "занимался совершением религиозных обрядов" и "нелегальным переписыванием книг религиозного содержания (евангелия)". В Питере о. Михаил Яворский служил в церкви св. Екатерины на Васильевском острове. Вечная память!
По материалам сайта: http://www.sakharov-center.ru
ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ
1-й день
По милости Божией 17 прихожан нашего храма во главе с настоятелем, отцом Виктором посетили Святую Землю c 16 по 23 февраля 2016 г. Паломничество началось сразу же из аэропорта Бен-Гурион. Первая остановка была в городе Лидда, в котором родился св. вмч. Георгий Победоносец. Посетили греческий храм во имя его, построенный в 1872 г. на останках древней церкви (527-555 гг.). На мраморной плите гробницы теплится неугасимая лампада, маслом от которой нас помазывал батюшка. Последнее время на этой плите стало проявляться миро. В храме находится десница св. Георгия.
Недалеко от Средиземного моря расположен город Яффа (Иоппия) – один из самых древних городов на земном шаре. Он уже существовал до всемирного потопа и, по преданию, построен Иафетом, одним из сыновей праведного Ноя.
Возле Яффы был построен ковчег, в котором Ной спасся от потопа. В Яффе св. ап. Петр воскресил благосердую Тавифу. В городе есть подворье в её честь. На территории подворья находится храм во имя св. ап. Петра с высокой колокольней, которую видно из любой точки Яффы. Мы поклонились месту погребения праведной Тавифы, где сохранилась мозаика еще с византийских времен, и набрали песочка с ее могилки.
Нас поразил красивый сад с фруктовыми деревьями, множеством птиц (павлинов, попугаев), казалось, что мы попали в маленький цветущий рай, где слышна музыка света, цвета и веры.
Затем наша группа отправилась в Старый город Иерусалима. Вошли в него через Яффские ворота. Главной целью был Храм Воскресения или Храм Гроба Господня. В нем находятся два бесценных сокровища: скала Голгофа и погребальный вертеп Спасителя. В этом Храме тысячи сердец обрели и будут обретать утешение; это самый соборный из всех храмов, ибо в нем не одна христианская община проводит свое служение Богу. Здесь молятся верующие разных конфессий: православные, католики, армяне, копты, сирийцы, эфиопы. Единственный вход в храм, называется Святыми вратами.
Они почти всегда открыты; ключи хранятся у мусульманских привратников. На правой стороне Святых врат арабская надпись: «Вкуси, поклонник, истинного наслаждения: войди в радость Господа, во многообильное светом небо – матерь церквей!», а на левой: «Войдите, странники, в обители Господа, в гроб жизни, где благодать обитает и благословенный свет не иссякает».
На одной из колонн, почти при самом основании её, слева от Святых врат, видна трещина, о которой предание гласит, что в 1549 г. из этой колонны вышел Благодатный огонь для православных греков, которые, были удалены из храма армянами, но напрасно армяне дожидались благодати.
Божественный огонь рассек колонну и явился Православному Патриарху, который стоял возле этой колонны. С тех пор ни одна конфессия, кроме православной, не претендует на первенство получения Благодатного огня. Монахиня Дария рассказала нам о главных святынях храма Гроба Господня. Мы с благоговейным трепетом подходили к ним: Святая Голгофа, Камень Миропомазания, Святая Кувуклия - место Гроба Господня, Часовня Главы Адамовой, Придел св. Иоанна Крестителя, Придел равноапостольной царицы Елены. Это самый глубокий и удаленный придел храма – здесь Св. Елена обрела крест, на котором был распят Христос, Придел св. Лонгина сотника.
В конце первого дня мы разместились в отеле «Холи Лэнд», в г. Вифлееме (Палестинская территория). Хозяин отеля отец Спиридон, очень гостеприимный, все предусмотрено для паломников: уютные номера с большими лоджиями и кондиционерами. В отеле есть небольшая комнатка человек на 30, где батюшка может поисповедывать и где группой можно почитать правило к причастию.
2-й день
Рано утром мы отправились в Базилику Рождества Христова, которую называют еще сердцем Вифлеема. Вифлеем находится в восьми километрах к югу от Иерусалима, в переводе с древнееврейского означает «Дом хлеба». Именно он стал местом рождения Хлеба Жизни – Господа нашего Иисуса Христа.
Главная святыня храма Рождества Христова – вертеп, который находится под главным алтарем. Туда ведут две лестницы, устроенные по бокам алтаря. Сама пещера имеет 12 м в длину и 3 м в ширину, в ней могут разместиться во время службы не более 70 человек. Место Рождества Христова обозначено серебряной звездой с латинской надписью: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Ниша освящается 15-ю серебряными лампадами. Над ней устроен престол, на котором поочередно совершают богослужения православные и армяне.
В нескольких шагах от престола вниз ведут три ступени к католическому престолу, где находились ясли, куда был положен родившийся Богомладенец. Напротив святых яслей еще один престол, посвященный трем волхвам, на котором обычно и совершаются богослужения. Пещера освящается многочисленными лампадами, принесенными в дар. К вертепу прилегает подземная галерея со многими другими пещерами: пещера Иосифа, где праведник получил повеление от Ангела бежать со Святым Семейством в Египет; за ней следует пещера, где погребены многие из убиенных Иродом Вифлеемских младенцев. Сейчас в храме Рождества Господь являет верующим зримое чудо. В субботу 6 (19) октября 1996 г., в день ап. Фомы, начались чудотворения от святого образа Спасителя, расположенного на одной из мраморных колонн. Лик на иконе открывает и закрывает глаза, временами из них текут слезы, от образа исходит сияние и благоухание. Господь являет человечеству, как неверующему Фоме, явные доказательства Своего бытия, давая ему, быть может, последний шанс на спасение.
В двухстах шагах к востоку от греческого монастыря есть небольшая пещера, принадлежащая францисканцам, - грот Богоматери, или Молочная пещера, в которой укрывалась Пречистая Матерь от преследования Ирода перед бегством в Египет. Существует предание, что когда Богородица кормила Святого младенца, одна из капель ее молока упала на пол, и в тот же миг вся пещера сделалась белой. Теперь порошок из этой пещеры помогает бесплодным семейным парам обрести дар чадорождения. Есть стенд со множеством фотографий счастливых родителей с малышами, которым помогла эта святыня.
Далее мы отправилась в Иерусалим. Но прежде нашим батюшкам о. Виктору и о. Корнилию необходимо было попасть на приём к Блаженнейшему Патриарху Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилу III, чтобы получить разрешение (благословение) послужить в храмах Святой Земли. Патриарх принял всю нашу группу. Нас пригласили в большой зал человек на 100, где на стенах висели картины на библейские темы и иконы. Больше всего поразила икона св. преп. Серафима Саровского – она находится справа от трона Патриарха, большая, во весь рост, с частичками его мощей. Удивительно, но батюшка Серафим незримо сопровождал нас всю поездку: каждый день обязательно в одном из храмов мы встречали его икону!
Патриарх сказал много теплых слов в адрес православных паломников: «Вы не просто туристы, вы отличаетесь тем, что поклоняетесь святыням, причащаетесь. Паломничество – это духовный оазис, откуда можно получить Благодать Божью». Он сказал, что чувствует нашу поддержку, когда наши батюшки молятся в Вифлееме, Иерусалиме. «Ваше паломничество является поддержкой для народа Божьего - православных арабов, проживающих на Святой Земле. Православная Церковь Христова собирает верующих, как курица своих цыплят, которых согревает любовью и светом. Единство всех наших поместных церквей объединяет кровь Христова, пролитая за нас». Мы подходили под Благословение Патриарха и вместе с ним сфотографировались.
Из резиденции Патриарха мы направились к Гефсиманским (Львиным) воротам Старого города, откуда началось наше пешее паломничество. Произвела огромное впечатление Вифезда, по-еврейски Дом милосердия (больница) – это евангельская Овчая купель, где в одном из притворов Спаситель исцелил расслабленного, который 38 лет лежал разбитый параличом.
Иисус сказал калеке: «Встань, возьми постель твою и ходи». Вифезда называлась Овчею купелью, потому, что приносимые в Иерусалимский храм жертвенные животные предварительно омывались в его воде. Мы даже не представляли, какую большую площадь занимает Вифезда! Она представляет собой два больших резервуара глубиной до 13 метров и размерами 40 х 50 метров.
Паломники в Иерусалиме стремятся пройти Страстным, или Крестным путем, по которому некогда шел на Голгофу Господь наш Иисус Христос. На этом пути отмечено девять остановок совершенных Спасителем. В XVI в. улица получила название Via Dolorosa (Дорога Скорби). И нам тоже предстояло пройти этим горестным путем, каждый в руках держал свой деревянный крест, прикладывая его к святым местам этой улицы. Во время движения пели тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Наши остановки:
Первая остановка. Место бичевания. Прежде здесь был дом воинов Пилата. С 1838 г. по просьбе французского короля Людовика Филиппа место это передано во владение францисканцам, которые построили или, точнее, обновили бывшую на нем древнюю церковь. Отсюда монахи ордена каждую пятницу начинают крестный ход к Голгофе. В этой церкви на месте бичевания – открытый алтарь; под ним на мраморном помосте отмечено черным кругом место, омоченное бесценной кровью нашего Спасителя. Росписи на стенах и цветные витражи, изображают сцены бичевания Христа, а также Понтия Пилата, умывающего руки.
Вторая остановка. На той же улице расположена арка, перекинутая через всю улицу. Эта арка означает то место, откуда Пилат показывал народу обагренного кровью и одетого в багряницу поругания с терновым венцом на голове Спасителя со словами: «Се, Человек!». Пилат говорил народу и первосвященникам, что не находит за Иисусом никакой вины и хочет после наказания отпустить Его, ибо по обычаю в честь праздника Пасхи следовало освободить одного узника. Здесь же находится темница, в которой недолгое время находился в заключении Сам Господь. В углублении скалы видна каменная скамья с двумя отверстиями, в которые опускались ноги заключенного и сковывались внизу цепью. Теперь эта темница обращена в часовню, и в ней теплится лампада перед образом «Спаситель во узах». Здесь у арки «Се Человек» Иисус Христос подъял Свой Крест и двинулся дальше, сгибаясь под его тяжестью, к месту распятия.
Третья остановка. Примерно через 200 шагов, при повороте улицы Скорби налево, стоит обломок большой колонны, обозначающий место первого падения нашего Искупителя под тяжестью Креста. В XIX в. здесь построена небольшая часовня, принадлежащая Армянской патриархии.
Четвертая остановка. Недалеко от этого места на улицу Скорби выходит небольшой переулок. Предание говорит, что Матерь Божия, не успев в своем намерении попросить за сына у Пилата, выйдя от него, поспешила этим переулком как кратчайшим путем навстречу Своему возлюбленному Сыну и, видя Его окровавленного и падающего под тяжестью несомого Им Креста, сама лишилась чувств, - исполнилось впервые предреченное старцем Симеоном пророчество: «И Тебе же Самой душу пройдет оружие» (Лк.2, 35).
С этой Страстной улицы путь поворачивает направо мимо красивого дома евангельского богача, с одной стороны и дома Лазаря - с другой стороны. Как часто здесь, у святых камней Иерусалима, предание объясняет Священное писание и позволяет лучше узнать красоту и возвышенность евангельских слов!
Пятая остановка. Пройдя не более восьми шагов вправо и поднимаясь в гору, мы увидели в стене камень другого цвета, с углублением. Это место, где произошла встреча Господа нашего Иисуса Христа с Симоном Киринейским. Симон шел в город с поля, то есть от Судных врат, и воины, ведшие Иисуса, принудили Симона разделить со Спасителем тяжесть Его ноши. Этот человек, помогающий Богочеловеку нести Крест искупления, напоминает о великой истине: мы должны также нести крест скорби, если хотим, чтобы это святое орудие вольных страданий Сына Божия сделалось для нас древом искупления: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф.16 ,24).
Шестая остановка. Шагах в двадцати от места, где «задеша понести Крест Симону Киринейскому», находится дом Вероники. Будучи проникнута сердечной жалостью, эта женщина сняла с головы покрывало и, безбоязненно подойдя к Божественному Страдальцу, подала его Ему. Господь наш Иисус Христос, чтобы вознаградить ее за доброе чувство и поступок, отерши пот и кровь с чела, оставил на покрывале Свое Божественное изображение и отдал покрывало Веронике. На месте дома Вероники стоит небольшая церковь, в которой находится ее могила.
Седьмая остановка. Примерно в 100 шагах от дома Вероники обозначается место второго падения Спасителя под тяжестью Креста. Сейчас здесь оживленный торговый перекресток. Далее Крестный путь Иисуса Христа подходит к городским воротам, которые называются Судными вратами, так как здесь обычно читали приговоры осужденным на смерть, а затем выводили их для совершения казни за город – к Лобному месту, или Голгофе. До глубины души тронул рассказ нашего гида, что в этом месте был оглашен приговор Спасителю, и до сих пор в память об этом событие стоит колонна, на которой был вывешен этот приговор. Переступая порог Судных врат, осужденный человек подходил к ступеньке синедриона. Если кто-то из членов синедриона заступался за осужденного, то казнь откладывалась. Так было учинено и со Спасителем мира, но за Господа ни один из членов высшего иудейского суда не вступился!
На месте древней городской стены и Судных врат, разрушенных в 70 г. по Р.Х. римлянами, усилиями руководителя Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) был построен храм во имя благоверного великого князя Александра Невского. Рядом с ним в древней каменной стене находится так называемое «игольное ушко» - узкое отверстие, служившее для прохода овец. Отверстие настолько узкое, что даже очень худой человек едва может пройти сквозь него. Для нас это было поразительным открытием!
Восьмая остановка. Пройдя еще несколько десятков шагов от Судных врат по той же улице в гору, паломники достигают восьмой остановки, обозначающей место, где Спаситель, обратясь к следовавшим за Ним с плачем женщинам, сказал: Дщери иерусалимския, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших! (Лк.23, 28). Их плач и был лишь выражением земной печали. Господь наш Иисус Христос не хотел оставить печальных без назидания и высшего утешения даже у самой Голгофы. В своих словах Он обратил внимание этих жен на собственные грехи, научая оплакивать их в покаянии; ибо если невинный Агнец понес столько страданий за грехи всего мира, то, несомненно, и сами грешники должны понести заслуженное наказание.
Девятая остановка. Третье место падения Господа нашего Иисуса Христа, уже у самой Голгофы, отмечено римской колонной при входе в коптский монастырь. В 15 шагах отсюда находится храм Воскресения Господня с Божественной Голгофой внутри.
Ежегодно в Великую пятницу в память о страстях Господних и Его Крестном пути православные совершают торжественный и скорбный крестный ход от претории до Голгофы. Сначала в небольшом подвальном храме совершается литургия. Затем все выстраиваются в процессию: каждый из богомольцев держит в руках свечу и крест, за хоругвями, монашествующими и священством архиерей несет большой крест, который все поддерживают или, по крайней мере, стараются хотя бы раз к нему прикоснуться. На каждом месте, где Спаситель останавливался или падал, процессия тоже останавливается, и совершается лития.
В этот день нам предстояло побывать также на горе Сион. На этом месте некогда стояла первая христианская церковь – сионская. Здесь была та «велия, постлана, готова» горница, в которой совершалась Тайная вечеря и Спаситель омыл ноги ученикам Своим, предсказав им Свои вольные страдания и утверждая их в вере и любви. Отсюда Он вышел с учениками в Гефсиманский сад. В этом месте Господь вторично явился, чтобы уверить ап. Фому в Своем воскресении. Здесь на место отпавшего предателя Иуды был избран Матфей, а в день Пятидесятницы сошел Дух Святой на апостолов в виде огненных языков. На этом месте евангелист Иоанн совершал первую литургию для Пресвятой Богородицы; здесь обитала около 24-х лет Пресвятая Богоматерь под кровом первой церкви Своего Сына, здесь же было и Ее преславное Успение. На месте Успения Пресвятой Богородицы в начале ХХ в. возведена католическая базилика, которая имеет вид неприступной крепости, с высокой колокольней в виде башни и большим храмом. Внутри храма находится крипта со скульптурой усопшей Богородицы, искусно выполненной из дерева и слоновой кости. А перед Успением Богородицы, святые апостолы, рассеявшиеся по всему миру для проповеди Слова Божия, чудным образом на облаках были перенесены на Сион, чтобы проститься с Нею и достойно совершить погребение пречистого Ее тела. Погребение происходило в Гефсимании, где были уже похоронены родители Пресвятой Богородицы.
3-й день
Нам предстояло отправиться в двухдневную поездку по северу страны в район Галилейского озера. Первое место поклонения - гора Фавор, на которой произошло Преображения Господне.
Она расположена в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря. Описание Преображения Господня содержится у трех Евангелистов, кроме Иоанна, причем все описания схожи. Само же название горы Фавор в Евангелии не упоминается. Есть упоминание в Евангелии от Матфея и Марка о “горе высокой”. Прежние паломники поднимались на священную гору пешком. В IX в. на нее вела гигантская лестница в 4340 ступеней. Теперь до вершины можно доехать на местном такси.
В монастырском храме на горе Фавор хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, которая украшена приношениями людей - серебряными изображениями частей рук, ног и даже фигурки всего тела человека. В раму иконы по всему периметру вставлены фотографии исцеленных. Тут же — письма о чудесах, дарованных Божией Матерью. Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
В этот день мы побывали в Назарете, в котором прошли детство и юность Иисуса Христа, поэтому Его называли «назарянином». Назарет – священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь произошло чудо: Архангел Гавриил сообщил Благую весть Матери Божией. Расстояние от города Назарета до святого колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение Богородице. Пришла она по воду, и как только почерпнула своим водоносом, ангел невидимо возгласил: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!" Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: что значит этот голос, который слышала, но никого не видела? Пришла она в свой дом, села за прялку. Тогда явился Архангел Гавриил явно и сообщил ей о рождении Христа.
В наше время источник находится в черте города Назарета, над ним стоит греческий православный храм, освященный во имя святого Архангела Гавриила. В нем есть небольшая пещерка, где можно напиться святой воды и набрать с собой. В Назарете находится Базилика Благовещенья – одна из самых величественных католических церквей Святой Земли, современная по архитектуре, она накрывает собой дом и место, где жило Святое семейство. Кругом мозаики, посвященные Деве Марии, они украшают галереи и стены - это дары христианских общин всего мира. Здесь Образы Богоматери - Уругвайская и Корейская, Словацкая и Боливийская, Ватиканская и Украинская, причем с чертами лица соответствующих национальностей. Рядом мастерская, где отрок Иисус помогал Иосифу Обручнику в плотницком деле. Иисус иногда делал из дерева птичек, и они оживали в его руках. Поэтому у христиан есть обычай выпускать из клеток певчих птиц и белых голубей именно на Благовещенье.
Наш дальнейший путь лежал в Кану Галилейскую, здесь Иисус Христос совершил первое чудо – превращение воды в вино на свадьбе. Кана Галилейская – небольшая арабская деревушка на пути из Назарета в Тиверию. Это место упоминается в Библии (Иоан. 2:1; Иоан. 2:11). Здесь построен католический храм и считается, что брак, заключенный в этом храме, самый счастливый и надежный.
Продолжение рассказа о паломничестве в следующем номере.
Елена Харченко
Настоятель храма прп. Серафима Саровского в Дегунино иерей Виктор Герасимов Над выпуском работали: Нина Замотина, Елена Харченко, Сергей Антонян
Сайт храма: храмсерафима.рф