Искусство составления мозаичных узоров из скрепленных друг с другом кусочков какого-либо материала (стекла, смальты, камня и т.п.) – очень древнее. Раннее христианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Византийские цари и отцы церкви понимали особую красоту и нарядность икон из мозаики, и заказывали целые мозаичные храмы, желая создать сильные по эмоциональному воздействию образы, несущие радость и красоту видимого и невидимого мира. И сейчас, войдя в Державный храм Свято-Елизаветинского монастыря города Минска, мы можем увидеть, как золотые кусочки смальты таинственно переливаются и играют на сводах и стенах храма. Сама же мозаичная мастерская Свято-Елизаветинского монастыря находится под Державным храмом. Техника мозаики очень сложна по исполнению, требует особой точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии. В мастерской стоят большие панно из цветных камней с делением на тона и оттенки. Одного красного цвета тут можно насчитать более 20 оттенков. Как-то раз один заказчик спросил мастера-мозаиста: «А как вы это будете делать???» – Также как и две тысячи лет назад ... – ответил мастер.
Мозичная мастерская расположилась в небольшом помещении под Державным храмом. Фото: Юлия Руденко.
Мозичная мастерская расположилась в небольшом помещении под Державным храмом. Фото: Юлия Руденко.
Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. Фото: Юлия Руденко.
Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Фото: Юлия Руденко.
Более мелкий модуль камней и деликатная кладка - отличительные особенности византийской мозаики. Фото: Юлия Руденко.
Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Фото: Юлия Руденко.
Всего в мозаичной мастерской работает пять человек. Фото: Юлия Руденко.
Золотые кусочки смальты издавна таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Фото: Юлия Руденко.
Византийская мозаика, в сравнении с римской, отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Фото: Юлия Руденко.
Каждый камень, казалось бы, единого цвета, имеет более 20-ти оттенков. Фото: Юлия Руденко.
Всего в мозаичной мастерской работает пять человек. Фото: Юлия Руденко.
Камнедробильня. Фото: Юлия Руденко.
Более мелкий модуль камней и деликатная кладка - отличительные особенности византийской мозаики. Фото: Юлия Руденко.
Рисованный эскиз для будущей мозаики. Фото: Юлия Руденко.
Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Фото: Юлия Руденко.
Византийская мозаика, в сравнении с римской, отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Фото: Юлия Руденко.
Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Фото: Юлия Руденко.
Чтобы выполнить икону из мозаики, необходим писаный эскиз. Фото: Юлия Руденко. Фото: Юлия Руденко.
Один из мастеров мозаичной мастерской. Фото: Юлия Руденко.
Фото: Юлия Руденко.
Мозаика украшает купол и стены Державного храма Свято-Елизаветинского монастыря. Фото: Юлия Руденко.
Мозаика украшает купол и стены Державного храма Свято-Елизаветинского монастыря. Фото: Юлия Руденко.