Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.
По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг - подвиг юродства Христа ради.
Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св.ап.Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом.
Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап.Матфея, а ночью уходила за город, в поле - и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.
Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.
Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.
В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!"
Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Тропарь блаженной Ксении Петербургской
глас 7
Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка в день памяти блаженной Ксении Петербургской в Воскресенском храме села Сушки.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня во многих храмах Русской Православной Церкви, а также за ее пределами, и, конечно, в Санкт-Петербурге отмечается память блаженной Ксении Петербургской. И мы отметили ее память торжественным богослужением.
Наш верующий народ любит и почитает блаженную Ксению, любит этот образ убогой скиталицы, юродивой. Любит человека, который резко изменил свою жизнь и все бросил ради любви Христовой, а также ради любви к усопшему без покаяния супругу. Мы сегодня молились и прославляли ее память. Но не такова была ее жизнь, не так ее воспринимали современники. Кем же она была?
Если брать современные понятия, она была бомжом – человеком без определенного места жительства. Потому что она фактически отказалась от дома, который имела, и жила где придется. Это уже впоследствии ее стали воспринимать и как угодницу Божию, и праведницу, и купцы были рады, если она заходила в их лавку, потому что если заходила она – а заходили и другие. И люди получали пользу, прибыль от посещения. Но в начале ее воспринимали как обычную нищенку.
Но, оказывается, что у Бога другие критерии. И другое восприятие мира, чем то, которое обычно имеют люди. В нашем обществе, особенно в городах, также много людей, которые внешне живут подобно Ксении, не имеют определенного места жительства, нуждаются материально. Их образ кажется убогим, странным и непривлекательным. Такой образ не привлекает, как правило, внимания людей. Наши взоры останавливаются на людях привлекательных, красивых, богато одетых, известных, обладающих властью. И мы часто в жизни невольно обращаем внимание на то, что делают и что говорят люди известные. Возьмите телевидение и интернет: сказал известный человек слово – и оно тут же отзывается тысячекратным эхом на телевидении, и в интернете, соцсетях.
А кого интересует мнение людей нищих больных убогих? Никого. Но у Господа другой взгляд на эти вещи. И многие из тех, кто был никем в этой жизни, стали прославленными святыми. Впрочем, это касается не только вопросов святости и людей, прославленных Богом в качестве подвижников веры. Существуют в истории примеры, когда человек, как, например, Моцарт, музыкой которого восхищается весь мир, был погребен в неизвестной братской могиле. Таких примеров множество.
В чем смысл этих слов? В том, что нам нужно менять угол зрения. Обращать внимание не на то, что блестит. Ведь не случайно существует такая пословица: «Не все то золото, что блестит». Так и то, что кажется нам привлекательным, и те люди, которые кажутся нам добрыми, хорошими и славными, достойными нашего внимания, могут в той жизни оказаться пустыми, никчемными и малозначащими. А те люди, которые ходят в храм и стоят там в уголке, окажутся близко к Богу за свое смирение или неосуждение, незлобивость.
Пример блаженной Ксении учит нас внимательнее относиться к людям и обращать внимание не на внешность, а не те внутренние сокровища, которые часто сразу и не разглядишь. И нужно нам самим, дорогие братия и сестры, не только слушать о житиях святых, но и стараться вдохновляться теми идеалами, теми примерами, которые предстают нам в образе святых.
Конечно, подвиг юродства – не для обычного человека. Это – подвиг слишком тяжелый, подвиг на грани риска. Но наполнять свою жизнь добрыми делами, милостыней и молитвой за своих ближних – это может каждый.
Еще пример блаженной Ксении – это ее беззаветная любовь к мужу. Он умер без покаяния, и поэтому она всю жизнь пожертвовала ему. Хотя могла бы оставаться в свете, выйти еще раз замуж. Но она настолько любила супруга, его бессмертную душу, что пожертвовала всю себя без остатка, чтобы вымолить его, чтобы быть в вечности рядом с ним. А можем ли мы говорить, что так любим своих ближних?
Дай Бог нам всем, дорогие братия и сестры, внимательней относиться к настоящим, подлинным духовным ценностям и также взирать на дивные образы святых, которые Церковь представляет нам. В частности, образ блаженной Ксении Петербургской, прославленной святой, скорой помощнице всем тем, кто прибегает к ней. Аминь».
Официальный сайт Рязанской Епархии http://ryazeparh.ru/index.php/public/884-1234