Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

« Назад



Суб­бо­та 5-й сед­ми­цы Великого поста на­зы­ва­ет­ся Суб­бо­той Ака­фи­ста, а са­ма служ­ба по­лу­чи­ла на­зва­ние «По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». В этот день на утре­ни чи­та­ет­ся Ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри в па­мять Ее за­ступ­ле­ния и из­бав­ле­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в дни по­ста от на­ше­ствия ино­пле­мен­ни­ков в VII в.

При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!” И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

 

Тропарь Субботы Акафиста
глас 8
Повеленное тайно прием в разуме,/ в крове Иосифове тщанием предста Безплотный, глаголя Неискусобрачней:/ приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя,/ Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак,/ ужасаюся звати Тебе:// радуйся, Невесто Неневестная.

http://www.pravmir.ru/