Часто ко мне, как и ко всякому священнику, на исповедь приходят люди, которые говорят, что не имеют больших грехов, считают себя не особенно грешными, в отличие от других. Пытаешься человеку объяснить, что это гордость, приводишь в пример притчу о мытаре и фарисее, другие примеры, но помочь ослепленному гордостью познать свои прегрешения и перестать судить других бывает крайне сложно. Для вразумления такого человека промысел Божий посылает ему различные скорби. Гордому, для того чтоб познать себя и избежать полной духовной смерти, порою приходится пережить много унижений и обид, впасть в скверные плотские грехи, опозориться, потерпеть неудачи и разочарования. И наоборот, избавившись от гордости, мы можем избежать многих бед и скорбей.
По каким признакам можно определить наличие гордости в своей душе?
Если я обидчив, мнителен, трудно переношу оскорбления, болею душой от несправедливых замечаний, оправдываюсь, помню зло и осуждаю других; если мне трудно просить прощения и уступать другим даже в мелочах; если имею обыкновение в разговоре перебивать и слишком часто употреблять местоимение первого лица, по всякому поводу высказывать свои комментарии, обличать чужие грехи и недостатки, давать советы даже когда о них не просят, а сам не прислушиваюсь и не прошу советов, не уважаю мнение старших, то нет никаких сомнений – гордость глубоко и прочно сидит в моей душе. На начальных и средних стадиях гордость обычно соединена с тщеславием, и от этого соединения происходит переживание относительно мнения других обо мне, боязнь, что другие узнают мои недостатки и слабости, искание похвал и наград, которые бывают чрезвычайно приятны.
Но бывают случаи, когда внешне гордость вообще никак не будет проявляться. Только очень опытный духовник может увидеть ее. В житии аввы Дорофея есть рассказ, как он посетил один монастырь и ему сказали об очень молодом монахе как образце смирения: он никогда не гневался, никогда не возмущался, никогда не возражал, когда его порочили или унижали. И Дорофей, который был опытен в духовной жизни, не поверил; он вызвал этого монаха и спросил: «Каким это образом, при всей твоей молодости, ты достиг такого совершенства, что когда тебя порочат, унижают, оскорбляют, ты никогда не возмущаешься?» И этот молодой монах ответил: «Что мне возмущаться, когда какие-то псы на меня лают?» Не этому ли мы необдуманно учим своих детей, наставляя их уступать другим и не ввязываться в конфликты такими словами: «Будь выше, умнее», «не опускайся до их уровня». На высших стадиях гордости человеку уже все равно, что о нем скажут другие. Он сам себя считает мерилом истины, судьей всех и вслед за отвержением суда человеческого отвергает и суд Божий, постепенно доходя до явного безбожия и даже богоборчества.
Пейков Евгений Николаевич.
Протоиерей Украинской Православной Церкви Московского патриархата.
Настоятель донецкого Свято-Николаевского храма.
http://blogs.pravkamchatka.ru/nevod/?p=1954