Серафимовский листок № 6

 

 

  Русская православная церковь

   Храм преподобного Серафима Саровского в Дегунино

Серафимовский листок № 6

     январь 2016 г

7 января празднование рождества христова

 

Рождество Христово! Радостный, светлый, любимый праздник! Давайте перенесёмся мыслями в Вифлеем, простим всем огорчения и обиды и подойдем к светозарной пещере, где, окружённый Ангелами, лежит в яслях маленький Христос. Торжественная, святая тишина царит в Божием небе и на земле. В эту ночь Небо соединилось с Землей, и весь мир замер. Святой покой Великой Ночи озаряет яркая звезда. Она освещает темный мир, которому родившийся Христос дарует вечную жизнь. По горам, холмам, долинам, лесам, городам и весям разлита тихая радость. Поспешим и мы к Спасителю мира, чтобы со светлым, открытым сердцем войти в таинственную пещеру, где мрак ночи превращен Божественным Младенцем в сияющий день. Воскликнем вместе с Пречистой Девой Марией, со святым Иосифом, с Божиими Ангелами, простодушными пастухами и с мудрыми волхвами: «Слава Тебе, Спаситель наш! Ты пришел у красить наши бедные души, Ты пришел дать смысл нашей жизни! Слава Тебе, Младенец Христос!».

ВИФЛЕЕМСКИЕ СОБЫТИЯ

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1 глава): “Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице”. Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем. После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары – золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или, возможно, в гостинице). (Мф.2:1-11) Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф.2:16).

По материалам сайта http://www.1tvnet.ru

БАЗИЛИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ВИФЛЕЕМЕ

Город Вифлеем, один из старейших городов Святой Земли, расположен на территории Палестины, всего в 8 км от Иерусалима. Это родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. Главной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. Над пещерой находится древнейший храм Рождества Христова. В храм ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «Вратами Смирения».


Внутри храм имеет форму креста с 44 колоннами, изготовленными из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком. Колонны украшены росписями, сделанными во времена крестовых походов и изображающими святых, Богоматерь с младенцем, хотя в настоящее время изображения уже очень сложно рассмотреть. На одной из колонн – небольшие вмятинки в виде креста.

 

Существует предание: «В VII веке персы, захватившие Церковь Рождества Христова, попытались разместить там конюшню. Господь не допустил этого. Из одной колонны появился огромный рой пчел, который заставил персов своими укусами покинуть Храм и увести своих лошадей. В память об этом чуде на колонне остались четыре крестообразных углубления, откуда вылетали пчелы». Во времена крестоносцев древний вход в храм, представлявший собой высокие ворота, был частично заложен, чтобы сарацины не заезжали в него верхом на лошадях.
В центре – фрагменты мозаичного пола древнего храма, возведенного по приказу императора Константина Великого. В XII веке стены храма были украшены мозаикой и фресками по повелению византийского императора Комнина. Над колоннами балки потолка, сделанные из английского дуба и подаренные английским королем Эдуардом IV.

Крыша датируется пятнадцатым столетием. К потолку прикреплено много лампад различной формы и красивых люстр. Главный алтарь освящен в честь Рождества Христова, принадлежит православным и отделяется изящным арочным деревянным иконостасом. Недалеко от спуска в пещеру, где родился Иисус, находится чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери. Это единственный образ, где Пресвятая Богородица улыбается, ведь именно здесь, в Вифлееме, она была счастлива. Пещера, где родился Иисус, является подземным храмом базилики. Для того, чтобы попасть в нее, надо спуститься вниз через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, и еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише расположен престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира. Вокруг этой ниши постоянно горят 15 лампад, 6 из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам. Паломники преклоняют колена и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде. В 3-х шагах от Звезды, в южной части пещеры, находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанная из воска фигурка Младенца Христа.

По материалам сайта http://fotofact.net

КТО ТАКИЕ ВОЛХВЫ?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано – они известны из Предания. А вот о факте их поклонения новорожденному Богомладенцу Христу пишет апостол Матфей, и больше никто. Почему? Потому что Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, и его текст содержит сведения, принципиально важные именно для иудеев. Например, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов - все это своеобразный код, по которому Израиль мог опознать своего Мессию. Причем же здесь волхвы? – Дело в том, что они, судя по всему, были родом из Месопотамии, а с этой землей была связана история Ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне в V веке до Рождества Христова и предсказывал время прихода Мессии. Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось. Поэтому для иудеев, которые хорошо знали Ветхий Завет, вполне логичными оказались сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу. Христиане их почитают именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих Богоизбранному народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю символичные дары: золото – как Царю царей, ладан как Первосвященнику и смирну, погребальное благовоние тому, Кто должен будет умереть за людей. Дары волхвов оказались пророческими. Не менее значимо и то, что волхвами двигало желание найти Бога. Этот поиск и привел их в Иерусалим. Конечно, у Ирода они оказались по ошибке – должны были сразу прийти в Вифлеем, но решили, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны – безумный Ирод приказал истребить в Вифлееме всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа. А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община сохранила их останки. По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в пятом веке - в Милан. В 1164 году, перенесены в Германию, где и хранятся в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке. Волхвов звали - Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар был "безбородым юношей", Мельхиор - "бородатым старцем", а Бальтазар - "темнокожим".

По материалам журнала «ФОМА»

Как мы видим, традиция дарить подарки на Рождество возникла давно и связана с библейской историей о волхвах, принесших дары только что родившемуся Иисусу. Мы с радостью делаем подарки на Рождество своим близким. О том, чем может пожертвовать человек ради того, чтобы доставить радость любимому, идет речь в рассказе О. Генри «Дары волхвов», краткое содержание которого приводится ниже. «Делла, торгуясь с бакалейщиком и мясником так, что горели уши, насобирала всего доллар и восемьдесят пять центов. На эти гроши она должна купить подарок на Рождество своему мужу Джиму. Супруги снимали маленькую квартирку, обстановка которой была не то чтобы вопиющая нищета, а скорее красноречивая бедность. У этой семьи были два сокровища: роскошные волосы Деллы, перед которыми померкли бы все драгоценности царицы Савской, и золотые часы Джима, которым позавидовал бы сам царь Соломон. Делла остановилась возле вывески: «Всевозможные изделия из волос». За двадцать долларов она продала своё сокровище – свои волосы, и на вырученные деньги купила Джиму цепочку для его часов. Готовя мужу ужин, она молилась, чтоб ему не разонравиться с короткой стрижкой. Вернувшийся домой, Джим то ли с удивлением, то ли с недоумением, рассматривал свою жену. Никакая причёска, стрижка или другая причина не могут заставить Джима разлюбить свою жену, но он никак не мог осознать факт, что у Деллы больше нет кос! Наконец Джим вытащил свёрток, в котором был набор черепаховых гребней для волос с драгоценными камушками, о которых так мечтала его жена! В ответ она преподнесла мужу цепочку. Но её подарок, как и подарок Джима пришлось пока спрятать: муж заложил часы, чтобы купить жене гребни. Волхвы, те, кто ввели правило делать рождественские подарки, были люди мудрые. Эти двое были так же мудры: они пожертвовали друг для друга своими единственными сокровищами».

Нина Замотина

ПОЧЕМУ НА РОЖДЕСТВО УКРАШАЮТ ЕЛКИ?

Многим знакома добрая европейская сказка о елочке. Когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, елочка смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды — орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя. Христос с улыбкой потянулся к елочке, и так ель стала символом Рождества. Украшение ветвей елок светильниками и сладостями показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Об этом прекрасном дереве более ста лет была написана песенка «В лесу родилась елочка, в лесу она росла». У кого из нас, взрослых, при первых словах куплета не замирает сердце, не наворачиваются слезы? Память приносит на своих волнах сладкие воспоминания детства — Дед Мороз, Снегурочка, Новый год. И десять, и двадцать, и тридцать лет назад пели ее в школах и детских садах, домах культуры и клубах. И, кажется, что так было всегда. Многие поэтому считают эту песню народной. Но история этой простой песенки совсем даже непроста. Её авторы – Раиса Кудашева и Леонид Бекман. Она – библиотекарь и учитель, он – агроном, кандидат естественных наук. Стихотворение «Елка» Кудашева написала в 1903 году. Через два года в 1905 году любитель-самоучка Бекман для своей дочки написал песенку. Вплоть до революции 1917 года она звучала повсюду: в гимназиях, детских приютах и балах. Но большевики, запретив празднование Рождества и Нового года, запретили вместе с этими «буржуазными праздниками» и все «идеологически вредные» песни. И вплоть до середины 30-х годов о «елочке» никто не вспоминал. Лишь только по прямому распоряжению Сталина в 1937 году было разрешено праздновать Новый год и наряжать ёлки. Именно 1 января этого года на первой елке в Московском Доме Союзов Дед Мороз появился со Снегурочкой. Стали искать хоть что-то из «проклятого прошлого», что можно было использовать и теперь. Именно тогда вспомнили про «Елочку».

Нина Замотина 

ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА

Я родилась в деревне Ерново, в 12 км от города Зарайска Московской области в 1925 году. У родителей было 11 детей. Семья была верующая: мама пела на хорах в сельском храме до 1935 года, а потом храм закрыли и приспособили под конюшню. Но лошади в ней дохли, и тогда это здание совсем сломали. Жители нашей деревни стали ходить в церковь деревни Ильицино. Там был храм, который построил дядя Натальи Гончаровой, - это была их родовая усадьба. В этой усадьбе несколько раз бывал А. С. Пушкин. В нашей семье держали коров, но скрытно, в сенях дома, так как все заготовленное сено нужно было сдавать в колхоз. Летом по ночам, мы дети собирали из-под кустов траву и украдкой сушили на зиму для нашей кормилицы. Церковные праздники в семье всегда отмечались. На Рождество до первой звезды никто не ел, кроме кутьи, отваренной пшеницы. Мы, дети бегали смотреть, когда взойдет звезда. На Рождество ходили колядовать, наряжались и пели колядки. Кто-то нес звезду, кто колокольчик, а кто мешок для подарков, нам за это давали гостинцы. Отмечали Рождество весело: катались на лошадях, запряженных в праздничную упряжь. Сани украшали еловыми ветками и конфетными фантиками. На праздничном столе обязательно был холодец из баранины (из головы и копыт), потому что тушу старались продать и на вырученные деньги купить муку, одежду и обувь.

Елена Николаевна Письмак

Настоятель храма прп. Серафима Саровского в Дегунино иерей Виктор Герасимов.

Над выпуском работали: Маргарита Короткова, Нина Замотина, Сергей Антонян сайт храма: храмсерафима.рф